Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности изучения синтаксиса




Понятие предложение начинает формироваться с первых дней обучения в школе. В процессе углубления знаний о предложении дети знакомятся и с другими признаками этого понятия: 1)слова в предложении связаны друг с другом; 2) предложение имеет интонационную законченность; 3) в предложении должны быть главные члены или хотя бы один из них – грамматическая основа, без главных членов предложение не может существовать; 4) на письме предложения выделяются определенными знаками начала (большая буква) и конца (знаки препинания).

Структурное членение предложения как наиболее доступное для грамматических наблюдений является основным предметом школьного изучения. Приведите пример синтаксического разбора предложения в школе. На первых порах школьник, выполняя формальный (грамматический) анализ предложения, часто «съезжает» на семантический. Например, в предложении Вчера у ребят был интересный утренник ученик на основе своего языкового чутья выделяет подлежащее «у ребят», понимая, что это слово является главным в предложении, несёт важную смысловую нагрузку. С точки зрения академической грамматики, предикативный минимум этого предложения утренник был, а семантический минимум – у ребят был утренник. Трудности в нахождении подлежащего учащиеся испытывают и тогда, когда в предложении есть слово-конкурент – прямое дополнение, форма винительного падежа которого совпадает с формой именительного падежа: Буря свалила дуб. Моряк увидел берег. Школьники решили задачи. Разбор таких предложений начиная со сказуемого и последующего установления его связи с подлежащим поможет снять эту трудность.

Квалифицируя с учениками виды предложения по цели высказывания (по коммуникативной функции), желательно указать опознавательные признаки повествовательных, побудительных и вопросительных предложений:

1)логические (семантические) признаки – что выражают (сообщение, вопрос, совет, просьбу и т.п.);

2)интонационные признаки (повышение/понижение голоса, выделение ключевых слов);

3)морфологические признаки (вопросительное слово в вопросительном предложении, особая форма глагола – повелительное наклонение – в побудительном).

При изучении видов предложения по их функции и по эмоциональной окраске в своём объяснении учитель должен идти от раскрытия коммуникативной задачи предложения, от его семантики к интонации, и затем – к обозначению этой интонации на письме с помощью знаков препинания. В воспринимаемых на слух предложениях ученик должен научиться различать коммуникативную задачу, интонацию, соответственно ставить знаки конца предложения при письме и затем передавать эту интонацию при чтении.

Организуя знакомство с однородными членами предложения, учитель должен выделить все их признаки: 1)семантический признак – перечисление каких-либо предметов, признаков действий; 2)структурный – однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову в предложении; 3)интонационный – присутствует интонация перечисления. Важными приёмами работы над предложениями с однородными членами являются аудирование, выразительное чтение, моделирование.

Понятие словосочетание формируется у школьников через понимание того, что предложение - это не просто набор слов, а тесно спаянная система отношений, преимущественно-подчинительных. Дети убеждаются в этом с помощью постановки вопросов к второстепенным членам предложения. Изучая словосочетания, можно выделить наиболее распространенные их значения и формы: предмет и его признак – прил. + сущ. (красивый цветок); действие и предмет, с которым оно связано, – гл. + сущ. (читать книгу); действие и его признак – нареч. + гл. (ярко светит); словосочетания с синомическими значениями (малиновое варенье – варенье из малины).

Словосочетание всегда более конкретно, чем слово (тетрадь – общая тетрадь). Поскольку предложения состоят из сочетаний слов, то словосочетание – элемент мысли, мысль в процессе становления. Если дети допускают погрешности в построении словосочетаний, то это ведет к искажению мысли. К сожалению, младшие школьники часто допускают ошибки в словосочетаниях, особенно в предложном и беспредложном управлении: любоваться на Кремль (по аналогии с глаголом «смотреть на …»), описать о своей жизни (по аналогии с «писать о …»), победить над врагом (по аналогии со словосочетанием «победа над …»), грести на лодке (по аналогии с «плыть на …») и т.д. Поэтому в работе над этой темой учитель должен активно использовать упражнения на составление словосочетаний из слов, на наблюдение над лексической сочетаемостью слов.

Упражнения на постановку вопросов внутри словосочетаний, на конструирование словосочетаний имеют большое значение и при изучении морфологии. Невозможно определить падеж существительного, его падежное окончание без установления связи данного слова с другими.

Сложное предложение в последнее время все активнее входит в программу по русскому языку. Объясняется это тем, что в устной речи дети широко используют сложные предложения. Пытаясь включать сложные предложения в свои письменные работы (сочинения, изложения), учащиеся сталкиваются с проблемой грамматически правильного их построения и пунктуационного оформления. Установка учителя на письмо простыми, короткими предложениями тормозит естественное развитие синтаксического строя речи детей.

Знакомство со сложным предложением можно осуществить или аналитическим способом – делением сложного предложения на два простых путем выделения двух предикативных групп, или используя прием синтеза – объединением двух простых предложений в одно сложное. Составление модели сложного предложения поможет наглядно представить его структуру: []

Главное, чтобы в процессе наблюдений за сложными предложениями дети поняли, что сложное предложение – это не механическое соединение нескольких простых предложений. Оно, как и простое предложение, представляет смысловое и интонационное единство.

При усвоении правила постановки запятой перед союзом и учащиеся обычно делают двоякую ошибку: или они не ставят запятой по аналогии с употреблением союза и при однородных членах (Прошел день и настала ночь.), или, наоборот, ставят запятую перед и, принимая второе распространенное сказуемое за отдельное предложение (Мы сделали шалаш, и крепко уснули до утра.). Чтобы дети не допускали таких ошибок, необходимо упражнять их в разборе предложений по членам, сопоставляя сложные предложения с простыми: Наступила поздняя осень, и журавли улетели. Осенью дикие утки и журавли улетели.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 785; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.