Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4.3. Юридическая ответственность за экологические правонарушения




Система государственного управления в области охраны окружающей природной среды и регулирования природопользования играет исключительно важную роль в обеспечении выполнения требований экологического права.

Функции экологического управления (исполнительно-распорядительной деятельности) присущи прежде всего государственным органам исполнительной власти общей компетенции — соответственно Президенту Российской Федерации, Правительству Россий­ской Федерации, президентам, правительствам и администрациям субъектов Российской Федерации, а также органам местного само­управления. Содержание этих функций вытекает из Конституции Российской Федерации и охватывает такие вопросы, как защиту прав и свобод человека и гражданина, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, режим особо охраняемых природных территорий, вопросы овладения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

Однако основная тяжесть управленческой работы в сфере экологии ложится на систему специализированных органов экологического управления, ответственных за систематическую организа­ционно-административную работу в решении задач охраны окружающей среды и рационального использования природных ресур­сов.

В число этих органов на федеральном уровне входит ряд ми­нистерств и ведомств, наделенных специализированными органи­зационно-административными полномочиями экологического ха­рактера:

Министерство природных ресурсов Российской Федерации (Минприроды);

Министерство здравоохранения Российской Федерации, в составе которого действует департамент санитарно-эпидемиологического надзора;

Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем);

Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды;

Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз);

Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор);

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной 6eзопасности (Росатомнадзор);

Федеральная служба России по гидрометеорологии и монито­рингу окружающей среды (Росгидромет);

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти­хийных бедствий (МЧС);

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Россий­ской Федерации (Минсельхозпрод);

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД);

Министерство экономики Российской Федерации (Минэконо­мики);

Федеральная пограничная служба Российской Федерации;

Комитет Российской Федерации по стандартизации, метроло­гии и сертификации (Госстандарт);

Федеральная служба геодезии и картографии России.

В соответствии с Положением о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды, утверж­денным Правительством Российской Федерации 26 мая 1997 г., названный комитет является федеральным органом исполнитель­ной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения био­логического разнообразия, а также экологического контроля и экс­пертизы.

Для реализации своих полномочий комитет создает территориальные органы в субъектах Российской Федерации, специализированные территориальные инспекции и другие органы и организации.

Комитет и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской Феде­рации в области охраны окружающей природной среды.

Другие специализированные органы государственного экологи­ческого управления являются отраслевыми специально уполномо­ченными государственными органами Российской Федерации в об­ласти регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов соответственно.

Отраслевые специально уполномоченные государственные ор­ганы в области регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов выполняют свои функции через терри­ториальные (созданные применительно к административно-терри­ториальному делению страны) и региональные (созданные приме­нительно к экологическим регионам — водным бассейнам, геологи­ческим провинциям, горным экосистемам) органы.

Контрольно-надзорная деятельность государственных орга­нов в области охраны окружающей среды и регулирования при­родопользования является одним из наиболее эффективных инструментов реализации экологического права. Она охватывает три главных направления экологического контроля: предупреди­тельный контроль (экологическая экспертиза проектов хозяйст­венно-технических решений), последующий контроль (инспекти­рование, проверка соблюдения экологического права в процессе различных видов производственной и непроизводственной деятельности) и мониторинг окружающей среды (слежение за состоянием природной среды физическими и другими научно-техническими методами). К этому примыкают прокурорский надзор и судебный контроль.

Государственная экологическая экспертиза проводится в целях проверки соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности требованиям экологического права. Она состоит в проверке содержания представляемой на экспертизу проектной документации силами специально создаваемых экспертных комиссий, состоящих из компетентных специалистов — ученых и практиков, определении экологической допустимости проектируемой деятельности. Результаты государственной экологической экспертизы в каждом случае оформляются в виде заключения, которому придается обязательная юридическая сила. Однако выводы экспертной комиссии могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.

Государственной экологической экспертизе подлежат все пред­плановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намеченным к реализации на территории Россий­ской Федерации, независимо от их сметной стоимости и принад­лежности, а также экологические обоснования лицензий и серти­фикатов.

Государственная экологическая экспертиза является обяза­тельной мерой охраны окружающей природной среды, предше­ствующей принятию хозяйственного решения, осуществление ко­торого может оказывать вредное воздействие на окружающую среду. Финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам производится только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Государственный экологический контроль осуществляется инспекторским персоналом специально уполномоченных государст­венных органов в области охраны окружающей среды и регулиро­вания природопользования. Должностные лица (инспектора) орга­нов государственного экологического контроля проверяют выпол­нение планов и мероприятий по обеспечению охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, кон­тролируют соблюдение экологического законодательства и подза­конных нормативных актов и принимают меры к поддержанию должного экологического правопорядка и привлечению нарушите­лей к ответственности.

Должностные лица органов государственного экологического контроля в соответствии с полномочиями имеют право в установ­ленном порядке:

посещать предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и подчинения, включая воинские части, специальные объекты безопасности, службы органов внутренних дел и Министерства обороны, знакомиться с документами, резуль­татами анализов, иными материалами, необходимыми для выпол­нения их контрольных функций;

проверять работу очистных сооружений и других обезврежива­ющих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов ка­чества окружающей природной среды, природоохранительного за­конодательства;

выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных веществ;

требовать устранения выявленных недостатков, давать указа­ния или заключения, имеющие обязательный характер;

привлекать виновных лиц к административной ответственнос­ти, направлять материалы для привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суде или арбитражном суде о возмещении вреда, причи­ненного природной среде или здоровью человека нарушениями природоохранительного законодательства;

принимать решения об ограничении, приостановлении, пре­кращении работы предприятий, сооружений и иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека. Такие решения носят обязательный характер и служат основанием для банковских учреждений к прекращению финансирования за­прещенной деятельности. Эти решения, однако, могут быть обжа­лованы в суд или арбитражный суд.

Наряду с государственным экологическим контролем функцио­нирует ведомственно-отраслевой, производственный и обществен­ный экологический контроль.

Что касается экологического мониторинга, то он осуществля­ется всей системой органов государственного экологического уп­равления, прежде всего Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды и Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Уголовная ответственность за экологические правонарушения наступает в случаях наиболее общественно опасных деяний в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации. Более 20 статей Уголовного кодекса касаются экологических преступлений: незаконная добыча водных животных и растений (ст. 25б), незаконная охота (ст. 258), нарушение законодательства о континентальном шельфе (ст. 253), незаконная порубка леса (ст. 260), уничтожение или повреждение лесных массивов путем причинения лесного пожара (ст. 261), загрязнение водоемов и воздуха (ст. 250, 251), загрязнение моря вредными веществами (ст. 251), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262), жестокое обращение с животным» (ст. 245).

Наиболее строгое наказание — 8 лет лишения свободы — установлено за умышленное уничтожение лесных массивов путем под­жога, а также нарушение правил обращения с отходами, повлекшее смерть человека или массовое заболевание людей. Во многих слу­чаях применяются штрафные санкции и конфискация незаконно добытого и орудий экологического преступления. По общему пра­вилу, применение мер уголовной ответственности не освобождает виновных лиц от возмещения вреда, причиненного экологическим преступлением.

Административная ответственность за экологические правонарушения наиболее широко применяется на практике. В ст. 84 Закона «Об охране окружающей природной среды» приведен длинный перечень видов административных экологических право­нарушений, начиная с несоблюдения стандартов, норм и иных нор­мативов качества окружающей природной среды и кончая отказом в предоставлении достоверной экологической информации. Уста­новлено, что за эти нарушения граждане (частные лица) подверга­ются штрафу в административном порядке в размере от однократ­ного до десятикратного минимального размера оплаты труда, уста­новленного в Российской Федерации. Штраф на должностных лиц в аналогичных случаях — от трехкратного до двадцатикратного ми­нимального размера оплаты труда, а на юридических лиц (предпри­ятия, учреждения, организации) — от 50 000 до 500 000 рублей. Предусмотрена индексация размеров штрафов.

Штрафы за административные экологические правонарушения налагаются специально уполномоченными государственными ор­ганами в области охраны окружающей среды, регулирования ис­пользования природных ресурсов в соответствии с их компетен­цией. Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специаль­ные счета государственных экологических фондов. Как обычно, постановление о наложении штрафа в административном порядке может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Уплата штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причинен­ного правонарушением вреда.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения применяется в случаях, когда эти нарушения являются одновременно дисциплинарными проступками. Дисциплинарные взыскания — предупреждение, выговор, отстранение от работы и т.п. — применяются администрацией в отношении своих работни­ков, допустивших экологические правонарушения в процессе своей трудовой, служебной деятельности.

Порядок применения мер дисциплинарной ответственности регламентируется трудовым законодательством, законодательством об общественных объединениях и соответствующими специ­альными правовыми актами подзаконного характера — уставами, правилами внутреннего распорядка и т.п.

Возмещение вреда, причиненного в результате экологического правонарушения, выполняет двойственную функцию. С одной сто­роны, это компенсация материальных потерь, которые понесла жертва экологического правонарушения — гражданин или юриди­ческое лицо. С другой — это наказание для причинителя вреда — правонарушителя.

Для того чтобы привести в действие правовые нормы о возме­щении вреда в случае экологического правонарушения, необхо­димо документально зафиксировать факт вреда (умаления иму­щества, неполученного дохода), определить, кто является потер­певшей стороной и кто причинитель вреда, а также доказать при­чинную связь между противоправными действиями причинителя вреда и наступившими вредными результатами имущественного характера.

На практике возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением, встречает огромные трудности, проистекаю­щие как из недостатков законодательства, так и из объективных сложностей экологических ситуаций.

Наиболее трудной задачей является доказывание причинной связи между действиями причинителя вреда и наступившими вредными результатами, ибо состояние природной среды не всегда напрямую зависит от действий причинителя вреда, а отрицательные имущественные последствия в свою очередь зачастую невозможно связать с состоянием природной среды.

Другая значительная трудность заключается в том, что природные объекты и даже здоровье человека не имеют товарно-денежной стоимостной цены, а поэтому их порча или уничтожение могут быть представлены как прямые потери в имуществе и оценены в деньгах. Часто приходится прибегать к косвенным способам расчета имущественного вреда. В соответствии с законодательством вред в рассматриваемых случаях исчисляется двумя способами — при помощи специальных такс ущерба, установленных государством применительно к незаконной добыче, порче или уничтожению отдельных природных объектов, а при отсутствии такс путем калькуляции стоимости утраченного имущества, вынужденных расходов и неполученных доходов.

Вред возмещается добровольно или принудительно — по решению суда или арбитражного суда по иску потерпевшей стороны. С согласия сторон по решению суда или арбитражного суда вред может быть возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его сил и средств.

Приостановление или прекращение экологически вредной деятельности хотя не считается мерой ответственности, оказывает очень сильное воздействие на поведение физических и юридических лиц, нарушающих требования экологического права. Фактически приостановление или прекращение экологически вредной деятельности настолько глубоко затрагивает экономические и организационные интересы субъектов, занятых в процессе материального производства, что предприятия, учреждения, организации и граждане стремятся всеми силами избежать применения к ним такой меры административного воздействия.

Право принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде или здоровью человека, принадлежит должностным лицам органов государственного экологического контроля и регламенти­руется соответствующим законодательством.

Таким образом, выполнение требований экологического права обеспечивается довольно широким арсеналом мер юридической ответственности и административного реагирования, которые дей­ствуют тем эффективнее, чем правильнее они применяются.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что означает историческая тенденция консолидации экологического права?

2. Какова структура российского экологического права?

3. Что означает разрешительная система в сфере экологии?

4. В чем состоит экологическая экспертиза проектов?

5. Назовите наиболее важные источники международного и россий­ского экологического права.

6. Охарактеризуйте ответственность за экологические правонару­шения.

7. Как организован государственный экологический контроль?

8. Чем обусловлены трудности возмещения экологического вреда?

 

Раздел 5. ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ПРАВА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.