КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4.3. Юридическая ответственность за экологические правонарушенияСистема государственного управления в области охраны окружающей природной среды и регулирования природопользования играет исключительно важную роль в обеспечении выполнения требований экологического права. Функции экологического управления (исполнительно-распорядительной деятельности) присущи прежде всего государственным органам исполнительной власти общей компетенции — соответственно Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, президентам, правительствам и администрациям субъектов Российской Федерации, а также органам местного самоуправления. Содержание этих функций вытекает из Конституции Российской Федерации и охватывает такие вопросы, как защиту прав и свобод человека и гражданина, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, режим особо охраняемых природных территорий, вопросы овладения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. Однако основная тяжесть управленческой работы в сфере экологии ложится на систему специализированных органов экологического управления, ответственных за систематическую организационно-административную работу в решении задач охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. В число этих органов на федеральном уровне входит ряд министерств и ведомств, наделенных специализированными организационно-административными полномочиями экологического характера: Министерство природных ресурсов Российской Федерации (Минприроды); Министерство здравоохранения Российской Федерации, в составе которого действует департамент санитарно-эпидемиологического надзора; Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем); Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды; Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз); Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор); Федеральный надзор России по ядерной и радиационной 6eзопасности (Росатомнадзор); Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет); Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС); Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (Минсельхозпрод); Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД); Министерство экономики Российской Федерации (Минэкономики); Федеральная пограничная служба Российской Федерации; Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт); Федеральная служба геодезии и картографии России. В соответствии с Положением о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды, утвержденным Правительством Российской Федерации 26 мая 1997 г., названный комитет является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия, а также экологического контроля и экспертизы. Для реализации своих полномочий комитет создает территориальные органы в субъектах Российской Федерации, специализированные территориальные инспекции и другие органы и организации. Комитет и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Другие специализированные органы государственного экологического управления являются отраслевыми специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов соответственно. Отраслевые специально уполномоченные государственные органы в области регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов выполняют свои функции через территориальные (созданные применительно к административно-территориальному делению страны) и региональные (созданные применительно к экологическим регионам — водным бассейнам, геологическим провинциям, горным экосистемам) органы. Контрольно-надзорная деятельность государственных органов в области охраны окружающей среды и регулирования природопользования является одним из наиболее эффективных инструментов реализации экологического права. Она охватывает три главных направления экологического контроля: предупредительный контроль (экологическая экспертиза проектов хозяйственно-технических решений), последующий контроль (инспектирование, проверка соблюдения экологического права в процессе различных видов производственной и непроизводственной деятельности) и мониторинг окружающей среды (слежение за состоянием природной среды физическими и другими научно-техническими методами). К этому примыкают прокурорский надзор и судебный контроль. Государственная экологическая экспертиза проводится в целях проверки соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности требованиям экологического права. Она состоит в проверке содержания представляемой на экспертизу проектной документации силами специально создаваемых экспертных комиссий, состоящих из компетентных специалистов — ученых и практиков, определении экологической допустимости проектируемой деятельности. Результаты государственной экологической экспертизы в каждом случае оформляются в виде заключения, которому придается обязательная юридическая сила. Однако выводы экспертной комиссии могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд. Государственной экологической экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намеченным к реализации на территории Российской Федерации, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов. Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую среду. Финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам производится только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Государственный экологический контроль осуществляется инспекторским персоналом специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды и регулирования природопользования. Должностные лица (инспектора) органов государственного экологического контроля проверяют выполнение планов и мероприятий по обеспечению охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, контролируют соблюдение экологического законодательства и подзаконных нормативных актов и принимают меры к поддержанию должного экологического правопорядка и привлечению нарушителей к ответственности. Должностные лица органов государственного экологического контроля в соответствии с полномочиями имеют право в установленном порядке: посещать предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и подчинения, включая воинские части, специальные объекты безопасности, службы органов внутренних дел и Министерства обороны, знакомиться с документами, результатами анализов, иными материалами, необходимыми для выполнения их контрольных функций; проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, природоохранительного законодательства; выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных веществ; требовать устранения выявленных недостатков, давать указания или заключения, имеющие обязательный характер; привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы для привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суде или арбитражном суде о возмещении вреда, причиненного природной среде или здоровью человека нарушениями природоохранительного законодательства; принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений и иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека. Такие решения носят обязательный характер и служат основанием для банковских учреждений к прекращению финансирования запрещенной деятельности. Эти решения, однако, могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд. Наряду с государственным экологическим контролем функционирует ведомственно-отраслевой, производственный и общественный экологический контроль. Что касается экологического мониторинга, то он осуществляется всей системой органов государственного экологического управления, прежде всего Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды и Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Уголовная ответственность за экологические правонарушения наступает в случаях наиболее общественно опасных деяний в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации. Более 20 статей Уголовного кодекса касаются экологических преступлений: незаконная добыча водных животных и растений (ст. 25б), незаконная охота (ст. 258), нарушение законодательства о континентальном шельфе (ст. 253), незаконная порубка леса (ст. 260), уничтожение или повреждение лесных массивов путем причинения лесного пожара (ст. 261), загрязнение водоемов и воздуха (ст. 250, 251), загрязнение моря вредными веществами (ст. 251), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262), жестокое обращение с животным» (ст. 245). Наиболее строгое наказание — 8 лет лишения свободы — установлено за умышленное уничтожение лесных массивов путем поджога, а также нарушение правил обращения с отходами, повлекшее смерть человека или массовое заболевание людей. Во многих случаях применяются штрафные санкции и конфискация незаконно добытого и орудий экологического преступления. По общему правилу, применение мер уголовной ответственности не освобождает виновных лиц от возмещения вреда, причиненного экологическим преступлением. Административная ответственность за экологические правонарушения наиболее широко применяется на практике. В ст. 84 Закона «Об охране окружающей природной среды» приведен длинный перечень видов административных экологических правонарушений, начиная с несоблюдения стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды и кончая отказом в предоставлении достоверной экологической информации. Установлено, что за эти нарушения граждане (частные лица) подвергаются штрафу в административном порядке в размере от однократного до десятикратного минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации. Штраф на должностных лиц в аналогичных случаях — от трехкратного до двадцатикратного минимального размера оплаты труда, а на юридических лиц (предприятия, учреждения, организации) — от 50 000 до 500 000 рублей. Предусмотрена индексация размеров штрафов. Штрафы за административные экологические правонарушения налагаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, регулирования использования природных ресурсов в соответствии с их компетенцией. Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов. Как обычно, постановление о наложении штрафа в административном порядке может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Уплата штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного правонарушением вреда. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения применяется в случаях, когда эти нарушения являются одновременно дисциплинарными проступками. Дисциплинарные взыскания — предупреждение, выговор, отстранение от работы и т.п. — применяются администрацией в отношении своих работников, допустивших экологические правонарушения в процессе своей трудовой, служебной деятельности. Порядок применения мер дисциплинарной ответственности регламентируется трудовым законодательством, законодательством об общественных объединениях и соответствующими специальными правовыми актами подзаконного характера — уставами, правилами внутреннего распорядка и т.п. Возмещение вреда, причиненного в результате экологического правонарушения, выполняет двойственную функцию. С одной стороны, это компенсация материальных потерь, которые понесла жертва экологического правонарушения — гражданин или юридическое лицо. С другой — это наказание для причинителя вреда — правонарушителя. Для того чтобы привести в действие правовые нормы о возмещении вреда в случае экологического правонарушения, необходимо документально зафиксировать факт вреда (умаления имущества, неполученного дохода), определить, кто является потерпевшей стороной и кто причинитель вреда, а также доказать причинную связь между противоправными действиями причинителя вреда и наступившими вредными результатами имущественного характера. На практике возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением, встречает огромные трудности, проистекающие как из недостатков законодательства, так и из объективных сложностей экологических ситуаций. Наиболее трудной задачей является доказывание причинной связи между действиями причинителя вреда и наступившими вредными результатами, ибо состояние природной среды не всегда напрямую зависит от действий причинителя вреда, а отрицательные имущественные последствия в свою очередь зачастую невозможно связать с состоянием природной среды. Другая значительная трудность заключается в том, что природные объекты и даже здоровье человека не имеют товарно-денежной стоимостной цены, а поэтому их порча или уничтожение могут быть представлены как прямые потери в имуществе и оценены в деньгах. Часто приходится прибегать к косвенным способам расчета имущественного вреда. В соответствии с законодательством вред в рассматриваемых случаях исчисляется двумя способами — при помощи специальных такс ущерба, установленных государством применительно к незаконной добыче, порче или уничтожению отдельных природных объектов, а при отсутствии такс путем калькуляции стоимости утраченного имущества, вынужденных расходов и неполученных доходов. Вред возмещается добровольно или принудительно — по решению суда или арбитражного суда по иску потерпевшей стороны. С согласия сторон по решению суда или арбитражного суда вред может быть возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его сил и средств. Приостановление или прекращение экологически вредной деятельности хотя не считается мерой ответственности, оказывает очень сильное воздействие на поведение физических и юридических лиц, нарушающих требования экологического права. Фактически приостановление или прекращение экологически вредной деятельности настолько глубоко затрагивает экономические и организационные интересы субъектов, занятых в процессе материального производства, что предприятия, учреждения, организации и граждане стремятся всеми силами избежать применения к ним такой меры административного воздействия. Право принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде или здоровью человека, принадлежит должностным лицам органов государственного экологического контроля и регламентируется соответствующим законодательством. Таким образом, выполнение требований экологического права обеспечивается довольно широким арсеналом мер юридической ответственности и административного реагирования, которые действуют тем эффективнее, чем правильнее они применяются. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Что означает историческая тенденция консолидации экологического права? 2. Какова структура российского экологического права? 3. Что означает разрешительная система в сфере экологии? 4. В чем состоит экологическая экспертиза проектов? 5. Назовите наиболее важные источники международного и российского экологического права. 6. Охарактеризуйте ответственность за экологические правонарушения. 7. Как организован государственный экологический контроль? 8. Чем обусловлены трудности возмещения экологического вреда?
Раздел 5. ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |