Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дополнительная. Практическое занятие № 3




Основная

План

Практическое занятие № 3

Тема. Артикуляционная классификация звуков речи.

Классификация согласных

1. Понятие о звуке (речи и языка) и фонеме.

2. Устройство речевого аппарата. Назначение органов речи в производстве звуков. Способы изучения артикуляции.

3. Отличие согласных от гласных.

5. Артикуляция: место и способ артикуляции. Дополнительная артикуляция.

6. Артикуляционная классификация звуков русского языка.

7. Достоинства артикуляционной классификации звуков и её недостатки.

8. Артикуляционная классификация согласных.

9. Коартикуляция и взаимоотношения гласных и согласных в русской фонетике.

10. Особенности транскрибирования согласных звуков.

Литература

Современный русский язык / под ред. Е.Н. Дибровой. М., 2001. Ч.1. (а также др. изд.). С. 6–14, 16–33.

Современный русский язык / под ред. В.А. Белошапковой. М., 2003 (1981 и др. изд.). или Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М.,1989 (и др. изд.).

Матусевич М. И. Современный русский язык. Фонетика. М.,1976 (и др. изд.).

Ганиев Ж.В. Современный русский язык. Фонетика, графика, орфография, орфоэпия: учебное пособие. М., 2012. Гл. 2–4.

Касаткин Л.Л. Современный русский язык. Фонетика. М., 2006.

Лингвистический анализ в вузе: Учебное пособие. Ч. 1. / Камалова А.А., Лошаков А.Г., Ляпина Л.Н., Попов Р.В., Савелова Л.А., Смирнова С.А. Архангельск, 2004. С. 6–11.

Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия. М., 2005.

Практическое задание

1. Дискретны ли звуки в речи или между ними имеются динамические отношения?

2. Определите соотношение между морфом и звуком, морфемой и фонемой.

3. Какие функции выполняет фонема? Что такое сильные и слабые позиции фонемы?

4. Срисуйте основные элементы из схемы речевых органов.

5. Пользуясь таблицей согласных звуков, перечислите звуки по признаку звонкости / глухости, месту их образования, способу их образования, а также по признаку твердости и мягкости.

6. В каких направлениях осуществляется ассимиляция в сочетаниях русских согласных? А аккомодация гласных и согласных?

7. Затранскрибируйте словоформы: ага, дочь же моя; министр; дряхл, мха, бога ради, оглох бы;бухгалтер; хлеб, дуб, гриф, грив, муж, тишь, лишь, свеж, роз, рос, воз, бас, визг, ласк, хвост, дрозд, трезв, служб, вторит, вскипит, в час, в шарф, в чашку, кто, встал, трубки, скобки, складки, сказки, фуражки, рослый, сдвиг, сбыл, к другу, к быку, к зиме, к горю, сгубил, сдал, где, жди, в бок, в пол, просьба, с рощ бы, узда; там, тут.

8. Затранскрибируйте тексты: Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила (С.Е.). К каждому согласному звуку приведите парный ему по глухости / звонкости и твердости / мягкости. Укажите слово, в котором имеется такой звук. Охарактеризуйте все согласные звуки по следующим признакам: 1) уровень шума (сонорный или шумный); 2) участие голоса (глухой или звонкий); 3) место образования; способ образования.

9. Благодаря каким позиционным чередованиям согласных возможны следующие рифмы: дед – ответ, арап – раб, след – цвет (Пушкин); сутки – будки, доски – березки, тетрадка – перчатка (Лермонтов).

Классификация согласных

Способ артикуляции Место артикуляции  
Губно-губные Губно-зубные Передне­язычные зубные   переднеязычные небнозубные Среднеяз. средненебн заднеязычные  
средненебные Задне нёбные  
т м т м т м т м м м т  
Шумные Щелевые (фрикативные) Зв.     в в’ з з’ ж ж’:   j   g’ g  
Гл.     ф ф’ с с’ ш − ш’ х’ х  
Смычные взрывные Зв. б б’     д д’       г’ г  
Гл.   п   п’     т т’       к’ к  
Сонорные Смычно-проходные носовые Зв.   м м’     н н’         ŋ  
Гл. м ˆ м’ ˆ     н ˆ н’ ˆ            
боковые Зв.         л л’            
Гл.         л ˆ л’ ˆ            
Дрожащие Зв.             р р’        
Гл.             р ˆ р’ ˆ        
Шумные Смычно-щелевые (срединные) Гл.         ц ц’ ч ч’        
Зв.         Ç дз     Ç д’ж’        
  Смычно-щелчковые Гл. Ç пм Ç п'м’     Ç тн   Ç т’н’              
  Зв. Ç бм Ç б'м’     Ç дн   Ç д’н’              
  Смычно-щелевые (взрывно-боковые) Гл.         Ç тл Ç т’л’            
    Зв.         Ç дл   Ç д’л’            
                                                     



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.