Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Понятие, система и наука хозяйственного права




САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Законодательные и другие нормативные акты

1. Конституция Украины от 28.06.1996 г. // Ведомости Верховной Рады Украины. – 1996. - № 30. – Ст. 141.

2. Хозяйственный кодекс Украины от 16. 01.2003 г. № 436-IV // Ведомости Верховной Рады Украины. – 2003. - № 18-22. – Ст. 144.

3. Гражданский кодекс Украины от 16. 01.2003 г. № 435-IV // Ведомости Верховной Рады Украины. – 2003. - № 40-44. – Ст. 356.

4. Кодекс Украины об административных правонарушениях: Научно-практический комментарий. Издание пятое. – Х.: ООО «Одиссей», 2004. – 912 с.

Основная литература

5. Хозяйственное право: [Учебное пособие] / Под общей ред. Н.А. Саниахметовой. – Х.: Одиссей, 2005. – п.п. 119-143.

6. Хозяйственное право: [Учебник] / Под ред. А.С. Васильева, О.П. Подцерковного. – Х.: Одиссей, 2010. – 488 с.

7. Вінник О.М. Господарське право: [Навчальний посібник] / О.М. Вінник. – К.: Правова єдність, 2009. – 766 с.

Дополнительная (специальная) литература

8. Денисенко О.В. Проблеми та перспективи господарського законодавства в сфері стягнення штрафних санкцій / О.В. Денисенко // Материалы Первой международной научно-практической интернет-конференции «Экономико-правовые исследования в XXI веке: история, современное состояние и перспективы совершенствования хозяйственного законодательства». – Донецк. – 2009. – С. 214-218.

9. Коростей В.И. Модернизация института хозяйственно-правовой ответственности / В.И. Коростей // Материалы Первой международной научно-практической интернет-конференции «Экономико-правовые исследования в XXI веке: история, современное состояние и перспективы совершенствования хозяйственного законодательства». – Донецк. – 2009. – С. 224-229.

10. Вовраженцева К.П. Загальна характеристика господарсько-правової відповідальності / К.П. Вовраженцева // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы правового регулирования хозяйственной деятельности в современной Украине». Симферополь, 2008. – С. 213-216.

11. Дядюра Е.А. Основания хозяйственно-правовой ответственности / Е.А. Дядюра // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы правового регулирования хозяйственной деятельности в современной Украине». Симферополь, 2008. – С. 243-246.

12. Віхров О. Оперативно-господарські та адміністративно-господарські санкції як засоби забезпечення виконання організаційно-господарських зобов’язань / О. Віхров // Право України. - № 8. – 2009. – С. 99-106.

13. Денисенко О. Співвідношення штрафних санкцій та збитків у господарських відносинах / О. Денисенко // Право України. - № 7. – 2010. – С. 216-225.

 

Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

В соответствии с Положением об организации учебного процесса в высших учебных заведениях самостоятельная работа студентов является основным способом овладения учебным материалом в свободное время от обязательных учебных занятий.

Функции самостоятельной работы студентов:

1) познавательная – формирование у студентов системы теоретических и практических знаний;

2) развивающая – способствование активизации мышления студентов;

3) воспитательная – в тесной связи с самоконтролем студента направлена на формирование у них навыков работы самостоятельно с одновременным активным участием в учебном процессе;

4) контрольная – выполнение заданий самостоятельной работы студентов предполагает проверку знаний на семинарских занятиях, при выполнении контрольных заданий, сдаче экзамена и/или зачета.

Самостоятельная работа должна быть организована системно, дифференцированно, рационально с обязательной проверкой процесса выполнения соответствующих заданий и итоговым контролем знаний.

Данный вид работы студентов имеет свои особенности в зависимости от формы обучения студентов – дневной или заочной. Указанные особенности проявляются, прежде всего, в количестве часов, отводимых рабочим учебным планом, на самостоятельную работу студентов по формам их обучения. Данные особенности установлены с учетом общего количества часов, отводимых на изучение учебной дисциплины, а также количества аудиторных часов. В связи с этим основной удельный вес часов самостоятельной работы приходится для студентов заочной формы обучения, что предполагает овладение ими самостоятельно основной частью учебного материала с учетом общих методических рекомендаций преподавателя, данных ему непосредственно на лекционных и семинарских занятиях, а также в подобного рода методических пособиях.

При выполнении заданий по самостоятельной работе студентов в качестве вспомогательного материала могут послужить конспекты лекций, планы семинарских и практических занятий, нормативно-правовые акты, учебная, научная литература, список которых представлен к каждым темам.

Конспекты лекций имеют важное значение при организации и выполнении заданий по самостоятельной работе студентов. Основной теоретический материал излагается преподавателем на лекциях, в связи с чем именно в конспектах лекций содержится, своего рода, ориентир, в рамках которого студенту следует выполнять задания самостоятельной работы. Учитывая важность конспектов лекций по учебной дисциплине, их следует вести бережно, старательно внося записи услышанного на лекции, отмечая наиболее важные и проблемные аспекты темы, на которые обращает внимание сам преподаватель или которые являются таковыми для самого студента. При ведении конспектов лекций немаловажное значение должно быть уделено студентом на фиксацию основных терминов и понятий, составляющих категориальный аппарат учебной дисциплины.

В планах семинарских и практических занятий по учебной дисциплине даются общие методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, они позволяют студенту предварительно подготовиться по определенным преподавателем темам в домашних условиях. В планах семинарских и практических занятий дается список рекомендованной нормативно-правовой и специальной литературы, а также перечень докладов, рекомендованных преподавателем для подготовки на семинарское занятие.

К основным видам самостоятельной работы по учебной дисциплине «Хозяйственное право» можно отнести:

· работу на лекциях, семинарских занятиях;

· отработку текущего материала по конспектам лекций и рекомендованной литературе;

· выполнение контрольных домашних заданий;

· подготовку научных сообщений, рефератов;

· участие в индивидуальных и групповых консультациях по курсу;

· подготовку к семинарским занятиям;

· подготовку к выполнению контрольных заданий;

· подготовку к экзаменам;

· выполнение контрольных работ и другие.

Работа на лекциях, семинарских занятиях как вид самостоятельной работы студентов осуществляется по избранной и рекомендованной преподавателем схеме. Работа на лекциях предполагает опорное конспектирование основных теоретических положений по теме лекции с акцентированием внимания на наиболее проблемных аспектах. Кроме того, на лекционных занятиях студенты знакомятся с основной нормативно-правовой и специальной литературой, рекомендуемой преподавателем для изучения темы лекции. В результате работы на лекциях студенты должны: формировать систему знаний по той или иной теме учебной дисциплины; приобрести навыки аргументированно излагать теоретический материал со ссылкой на положения соответствующих нормативно-правовых актов; формировать профессиональный кругозор; ориентироваться в новых проблемных вопросах, еще не получивших освещения в учебниках и учебных пособиях. Работа на лекциях предполагает ведение студентами конспектов лекций с записями в них основных теоретических вопросов темы. Вопросы, представляющие определенную сложность для усвоения, рекомендуется уточнять у преподавателя.

Работа на семинарских занятиях предполагает участие студентов в дискуссии вокруг предварительно определенных тем, к которым студенты готовят тезисы выступлений, а также тезисы по индивидуально выполненным заданиям, предполагающим подготовку к семинару реферата, доклада, научного сообщения, фиксированного выступления. Участие в семинарских занятиях должно иметь своим следствием формирование у студентов умения формулировать и отстаивать свои позиции по тем или иным аспектам рассматриваемой темы. Для наилучшего ориентирования в вопросах, выносимых преподавателем на семинарское занятие, рекомендуется прослеживать изменения в законодательстве в сфере регулирования соответствующих отношений, изучать научную и учебную литературу с конспектированием основных тезисов, а также прослушивать телевизионные передачи, читать периодические издания, в которых освещаются те или иные проблемы по темам учебной дисциплины.

Отработка текущего материала по конспектам лекций и рекомендованной литературе предполагает чтение конспектов лекций вне учебной аудитории, в домашних условиях. При этом студенту рекомендуется помечать те аспекты темы, которые вызывают наибольший интерес, или, наоборот, предполагают определенную сложность. В последующем на семинарских занятиях, если по данной теме оно предполагается, или в индивидуальном порядке следует обратиться к преподавателю за получением соответствующих разъяснений по проблемным вопросам. Отработка текущего материала по конспектам лекций должна осуществляться в комплексе с изучением рекомендованной литературы (как нормативно-правовой, так и специальной). Такой синтез направлен на наиболее полное, аргументированное изучение темы учебной дисциплины с умением ориентироваться в сфере научных дискуссий по аспектам курса, а также обоснованием своей позиции на основе нормативно-правовых положений. Кроме того, отработка текущего материала по конспектам лекций и рекомендованной литературе занимает особое место при отработке студентами пропущенных семинарских занятий или получении ими неудовлетворительной оценки знаний.

Выполнение контрольных домашних заданий направлено на активизацию мышления студентов с целью подготовки в домашних условиях, в библиотеке контрольных заданий, рекомендованных преподавателем всей студенческой аудитории в целом либо в индивидуальном порядке отдельным студентам. Данный вид самостоятельной работы студентов предполагает точную постановку преподавателем вопросов для контрольного задания и ориентирование студентов на те аспекты, которые должны быть отражены при выполнении контрольного задания. Для выполнения контрольного задания студенту необходимо проработать рекомендованную нормативно-правовую и специальную литературу, получать индивидуальные консультации у преподавателя с целью разъяснения общих рекомендаций по выполнению. Форма контрольного задания может быть разнообразной – по усмотрению преподавателя – в виде составления схем, таблиц, тезисов и т. п. Выполненное контрольное задание подлежит обязательной проверке преподавателем с выставлением соответствующей оценки.

Подготовка научных сообщений, рефератов представляет своеобразный вид научного исследования студента и имеет целью формирование у студентов навыков аргументированно, четко, ясно, полно в пределах установленного объема и временного параметра изложить определенный аспект проблемы темы учебной дисциплины. Научное сообщение, реферат представляют собой работы научного содержания, которые имеют внутреннее единство и отражают ход и результаты разработки выбранной или рекомендованной темы, которая, в свою очередь, должна быть актуальной. Написание научного сообщения и реферата для наиболее эффективного выполнения цели их подготовки предполагает построение их по определенной структуре. Научное сообщение предполагает наличие следующих смысловых частей: обоснование актуальности темы, степень ее изученности в научных кругах, изложение основного материала, выводы проведенного научного исследования (допускается подведение выводов на протяжении изложения всего основного материала по отдельным аспектам проблемы, на которых акцентирует внимание автор), список литературы. Изложение основного материала в научном сообщении должно быть четким, ясным со ссылкой на соответствующие нормативно-правовые акты. Реферат также должен иметь четкую структуру его написания, тем не менее, не препятствующую проявлению творческой активности студентов. Рекомендуется следующая структура реферата: план, введение, основная часть, заключение, список литературы. Во введении студенту следует отразить актуальность избранной темы, указать цель, которую ставил перед собой автор данного научного исследования, задачи, направленные на достижение указанной цели. В основной части излагается основной материал с обоснованием теоретических позиций соответствующими нормативными положениями. Основную часть предполагается излагать с учетом собственных позиций автора на те или иные аспекты проблемы. Таким образом, можно судить о степени изученности студентом темы, по которой им подготовлен реферат. В заключении содержатся основные выводы, к которым автор пришел в ходе научного исследования. Объем реферата, как и научного сообщения, устанавливается в каждом конкретном случае дифференцированно с учетом степени сложности и изученности темы, но не должен превышать 10 – 15 или 5 – 7 страниц соответственно.

Участие в индивидуальных и групповых консультациях по курсу предполагает получение студентами от преподавателя ответов на конкретные вопросы или пояснение определенных теоретических положений или аспектов их практического применения. Для наиболее эффективной организации данной формы организации учебного процесса рекомендуется тщательная подготовка студентами к консультациям, независимо от их вида. Для этого студентам рекомендуется выписывать те вопросы курса, которые вызывают определенную сложность для изучения и усвоения или которые остались недостаточно изученными в ходе проведенных лекционных и семинарских занятий. Консультация может быть индивидуальной или групповой в зависимости от того, консультирует ли преподаватель студентов по вопросам, связанным с выполнением индивидуальных заданий, или по теоретическим вопросам учебной дисциплины.

Подготовка к семинарским занятиям предполагает, прежде всего, ознакомление студента планом к семинарским занятиям и методическими рекомендациями к ним, которые имеются на кафедре, проработку рекомендованной литературы к соответствующей теме семинарского занятия. Причем, нормативно-правовые акты на семинарском занятии должны быть в наличии у каждого студента или, по крайней мере, по одному экземпляру на двоих. Для наиболее эффективной работы непосредственно на семинарском занятии студенту рекомендуется делать пометки в проработанных им источниках литературы, непонятные или сложные вопросы выносить на обсуждение с группой студентов на семинарском занятии.

Подготовка к выполнению контрольных заданий может иметь место при написании контрольных домашних заданий и написании контрольных заданий в аудитории учебного заведения. При подготовке к выполнению контрольных домашних заданий следует руководствоваться методическими рекомендациями, предложенными выше для такого вида самостоятельной работы, как выполнение контрольных домашних заданий. Подготовка к выполнению контрольных заданий в аудитории направлена на наиболее эффективное написание студентами контрольной работы. Само выполнение контрольных задний в аудитории предполагает определенную сложность, связанную с обстановкой написания, ограниченным промежутком времени, в течение которого следует выполнить контрольное задание, а также дифференцированным подходом к его выполнению, предполагающему выставление соответствующей оценки, которая в последующем будет учитываться преподавателем при подведении итогов. В связи с указанным следует тщательно подготовиться к выполнению контрольного задания, для чего следует четко знать, какой именно объем материала выноситься на контроль. При этом студенту следует учитывать, что преподаватель вправе вынести вопросы на контрольные задания выборочно в пределах определенного объема учебного материала. Кроме того, следует прочитать конспект лекций по соответствующим темам, тезисы, подготовленные студентами к семинарским занятиям – вот почему так важно вести конспект лекций и тетрадь для семинарских занятий. Облегчает процесс подготовки к выполнению контрольных заданий подготовка студентами на протяжении всех занятий, прежде всего, к семинарским. В связи с этим подготовка к семинарским занятиям имеет непосредственную связь в последующем с подготовкой и написанием контрольных заданий. В целях подготовки к выполнению контрольных задний следует еще раз проработать уже изученные нормативно-правовые акты или изучить еще не знакомые студенту. Немаловажную роль при подготовке к выполнению контрольных заданий имеет учебная литература по учебной дисциплине. В непосредственной связи с эффективной, рациональной подготовкой к выполнению контрольных заданий находится выполнение последних, осуществляемое в рамках промежуточного или итогового контроля по учебной дисциплине.

В связи с тем, что семестровый экзамен является формой итогового контроля усвоения студентом теоретического и практического материала по отдельной учебной дисциплине за семестр, которая проводится как контрольное мероприятие, подготовка к экзаменам имеет важное значение при организации учебного процесса. При подготовке студентов к экзаменам неоднозначную роль играет их подготовка к семинарским занятиям, прослушивание лекций и ведение конспектов лекций, подготовка и выполнение контрольных домашних и аудиторных заданий. Подготовка к экзаменам тесно связана с таким видом самостоятельной работы студентов, как участие в индивидуальных и групповых консультациях, которые проводятся как в течение учебного семестра, так и непосредственно накануне сдачи экзамена по учебной дисциплине. Непосредственно при подготовке к экзамену студенту следует выделить те вопросы темы или отдельные ее аспекты, которые вызвали сложность при изучении или не освещены в учебной литературе. Указанные вопросы следует вынести на обсуждение с академической группой, задав их преподавателю. Конспекты лекций и тезисы семинарских занятий могут оказать помощь при подготовке к экзаменам в качестве вспомогательного материала, позволяющего «освежить» в памяти уже пройденные и изученные вопросы. В целом наиболее эффективная подготовка к экзамену достигается на протяжении всего периода изучения учебной дисциплины, в связи с чем студенту очень важно присутствовать на лекциях и записывать лекционный материала, подготавливаться к семинарским занятиям, выполнять контрольные задания, а также задания, рекомендованные преподавателем для самостоятельной работы студентов.

Применение различных видов самостоятельной работы студентов предполагает их комплексное взаимодействие и применение. Например, участие в индивидуальных и групповых консультациях как вид самостоятельной работы студентов тесно связано с такими его видами, как подготовка научного сообщения, реферата, подготовка к зачетам и экзаменам и т. п.

При организации самостоятельной работы студентов немаловажное значение играет возможность осуществления студентами самоконтроля, для чего к каждой теме прилагается рекомендуемый перечень контрольных вопросов для самоконтроля.

При планировании своей самостоятельной работы студенты должны исходить из общего количества часов, отведенных на самостоятельную работу, а также его распределения по отдельным темам курса. Особое внимание студент должен уделить наиболее актуальным проблемам и вопросам той или иной темы курса.

Изучение дисциплины рассчитано на 270 часов для студентов дневной формы обучения, из которых на самостоятельную работу отводится 80 часов, и 190 часов - для студентов заочной формы обучения, из которых на самостоятельную работу отводится 170 часов.

Основные формы самостоятельной работы студентов:

· ознакомление, углубленное изучение и доработка конспекта лекций по теме;

· изучение рекомендованных законодательных, подзаконных и ведомственных нормативных актов национального законодательства и актов международного законодательства;

· работа с рекомендованными учебно-методическим пособиями;

· изучение учебной, монографической и другой специальной литературы;

· просмотр и конспектирование источников периодической печати и подписных изданий в области государства и права Украины;

· воспроизведение материала предыдущих тем;

· подготовка к семинарскому занятию;

· работа над конспектом к семинарским, практическим занятиям;

· подготовка реферата, доклада, фиксированного выступления по заданию руководителя занятия;

· подготовка к обсуждению отдельных вопросов, связанных с практической направленностью по данной теме;

· составление словаря специальных, юридических терминов по теме;

· выполнение индивидуальных заданий преподавателя по подготовке проблемных вопросов по теме.

При самостоятельной работе студент должен изучить, проанализировать нормативно-правовые акты по указанной теме, сделать соответствующие выводы. Выполнению задания для самостоятельной работы должно предшествовать изучение студентом учебной, научной литературы по заданной теме. При непосредственном выполнении задания для самостоятельной работы студент должен показать разнообразные точки зрения на те или иные вопросы, составляющие проблематику темы, вынесенной для самостоятельного изучения. Студент должен иметь свою точку зрения на тот или иной аспект проблемы, на ее решение в целом, уметь аргументированно и обоснованно ее изложить.

Формами контроля и отчетности заданий для самостоятельной работы по учебной дисциплине «Хозяйственное право» выступают: конспекты в тетради для самостоятельной работы; схемы; рефераты; таблицы; устные опросы; выполнение контрольных домашних и аудиторных заданий.

Контроль в форме конспекта в тетради для самостоятельной работы предполагает проверку преподавателем полноты, объективности, достоверности раскрытия вопросов темы, выносимых в рамках задания самостоятельной работы, для конспектирования. Конспект может иметь форму тезисов, должен точно, четко и ясно отражать содержание соответствующего вопроса.

Обозначения задания указанием на составление схемы предполагает составление студентом схемы в тетради для самостоятельной работы. Схема должна полно, кратко и обоснованно передавать содержание того вопроса заданной темы, по которой предложено составить схему. Схема может носить сравнительный характер – в этом случае схему необходимо составить, используя метод сравнительно-правового анализа положений соответствующих нормативно-правовых актов или определенного учебного, научного теоретического материала.

Выполнение задания для самостоятельной работы в форме реферата предполагает написание студентом самостоятельно реферата по указанной теме, в котором в логической последовательности, обоснованно, полно отразить основные, ключевые аспекты проблемы. Объем реферата не должен превышать 10 – 15 страниц. Структура реферата предполагает наличие в нем плана (содержания), введения, основного содержания, заключения, содержащего выводы по работе.

Выполнение схем, написание рефератов предполагает творческую работу студента и должна обладать элементом новизны.

Для усиления качества завершающего контрольного этапа самостоятельной работы студентов дневной формы обучения по конкретной теме с целью развития самостоятельности мышления и творческой активности студентов используется семинарское занятие, предусмотренное учебной и рабочей учебной программой курса.

Цель семинарского занятия по учебной дисциплине «Хозяйственное право» заключается в повышении теоретического уровня знаний студентов, в необходимости научить будущих специалистов правильно и осознанно применять полученные знания и действующие правовые нормы при решении конкретных дел, возникающих в процессе деятельности субъектов морского права.

Студентам необходимо заблаговременно готовиться к каждому семинарскому занятию и продемонстрировать высокую степень подготовленности по каждой теме. При подготовке к семинарским занятиям необходимо:

· ознакомиться с вопросами темы соответствующего семинарского занятия;

· изучить рекомендуемую программой и преподавателем литературу по данной теме. При этом рекомендуется использовать кроме учебников, научную литературу, периодические издания, где освещаются новые теоретические вопросы морского права;

· изучить и освоить записи, сделанные во время лекций и при обработке литературы;

· найти и проанализировать законодательные и иные нормативно-правовые акты по данной теме, освоив названия нормативных актов, основные их положения и год издания. При этом следует отслеживать изменения, носимые в первоначальные редакции изучаемых нормативных актов.

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО»

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Вопросы:

1. Предмет хозяйственно-правового регулирования.

2. Метод и принципы правового регулирования хозяйственного права.

В этой теме изучаются следующие вопросы:

1. Предмет хозяйственного права.

2. Метод хозяйственного права.

3. Принципы хозяйственного права.

4. Ограничение хозяйственного права от смежных отраслей.

5. Наука хозяйственного права и этапы её развития.

6. Система курса хозяйственного права.

Среди указанных вопросов центральным (базовым) вопросом является вопрос о предмете «Хозяйственного права». Уяснение этого вопроса и отношение к нему студента определит отношение в целом к курсу «Хозяйственного права» и его отдельным темам, в частности, таким как «Хозяйственные правоотношения», «Субъекты хозяйственного права», «Право на имущество субъектов хозяйственной деятельности», «Санкции и ответственность в хозяйственных отношениях» и др.

Дело в том, что до сих пор в украинском праве не выработана единая точка зрения и не прекращены споры учёных-юристов об отношении к Хозяйственному праву и к предмету Хозяйственного права, в частности.

Представители науки Хозяйственного права («хозяйственники») полагают, что Хозяйственное право является самостоятельной отраслью права, предметом которой являются хозяйственно-предпринимательские отношения, тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения (например, ведение хозяйства без цели извлечения прибыли, хозяйственные правоотношения бюджетных учреждений и др.), а также отношения по государственному регулированию экономики (монистическая концепция регулирования указанных отношений в рамках одной отрасли - Хозяйственного права).

Однако представители науки гражданского права («цивилисты»), признавая Хозяйственное право как науку, учебную дисциплину, не признают его как самостоятельную отрасль права и считают, что Хозяйственное право не имеет предмета правового регулирования, а вышеуказанные отношения регулируются либо гражданским правом («горизонтальные» отношения), либо административным (финансовым, земельным) правом («вертикальны» правоотношения) (дуалистическая концепция). Есть и промежуточные точки зрения и взгляды учёных на указанную спорную проблему. Интересны в этом плане концепции и позиции Ю.К. Толстого, считающего Хозяйственное право комплексной, вторичной (не базовой) отраслью права, Яковлева В.Ф. и Якушева В.С., которые, отрицая Хозяйственное право как «комплексную отрасль права», признают его «комплексной отраслью права», Красавчикова О.А., который считает Хозяйственное право «нормативны массивом», включающим нормы разных отраслей права, но которые функционально связаны между собой.

При большом количестве точек зрения учёных на Хозяйственное право в целом и предмет Хозяйственного права студенту следует изучить концепции и позиции учёных (цивилистов, хозяйственников, административистов, аграрников и др.) и присоединиться к какой-либо концепции или выработать свою точку зрения на Хозяйственное право и его предмет. В этом студенту помогут такие работы как: «Теоретические проблемы хозяйственного права» под ред. Лаптева В.В. - М., Юр. лит. 1975г.; учебник «Хозяйственное право» под ред. Лаптева В.В. - М., Юр. лит. 1983г.; учебник «Хозяйственное право», ч. 1,2 под ред. Мартемьянова В.С. - М., БЕК, 1994 г.; учебник «Господарське право». Курс лекций под ред. Пилипенко А.Я., Щербины В.С. -К., 1996г.; учебник «Господарче право зарубіжних країн» под ред. Мамутова В.К., Чувпило О.О. - К., 1996г. учебник «Хозяйственное право Украины» под ред. Р.Б. Шишки. К., 2003, учебник «Хозяйственное право Украины» под ред. А.С. Васильева, О.П. Подцерковного, учебник «Хозяйственное право» под ред. Н.А. Саниахметовой и др.

Раскрывая вопрос о методе хозяйственного права, следует раскрыть черты метода регулирования отношений в отрасли через реально существующие способы и приёмы, применяемые в данном предмете. Следует раскрыть специфические черты метода хозяйственного права, изучить точки зрения учёных, например, о множестве методов правового регулирования в хозяйственном праве или, напротив, о едином методе вообще в праве, а также точки зрения авторов вышеуказанных учебников и монографий по хозяйственному праву.

Основополагающие начала хозяйственного права, его принципы пронизывают весь массив правовых норм, обеспечивают целенаправленное регулирование хозяйственной деятельности на всех уровнях, в регионах, звеньях и подразделениях народного хозяйства.

Характеризуя принципы хозяйственного права, следует проследить динамику изменения их содержания в связи с построением рыночных отношений. Так, рыночные отношения породили принцип экономической свободы, поощрения предприимчивости в хозяйствовании и защиты экономических интересов хозяйствующих субъектов, принцип конкуренции и защиты от монополизма. Однако сохраняют свою актуальность и традиционные принципы отраслей права, например, принцип законности, однако в условиях рыночных отношений в сфере экономики они приобретают специфические выражения, что должен проследить и уяснить студент.

Изучая вопрос об ограничении хозяйственного права от смежных отраслей права, следует, прежде, всего ограничить его от гражданского права, от административного, трудового, финансового, земельного, аграрного, конституционного (государственного) права. В основу разграничения следует положить, прежде всего, предмет и метод указанных отраслей права.

Характеризуя науку хозяйственного права, следует проследить исторические этапы её развития и раскрыть сущность двухсекторной теории (20-е годы) основоположником которой был П.И. Стучка; теории единого хозяйственного права, представленная работами Гинубурга Л.Я. и Пашуканиса Е.Б. третьей школы хозяйственного права, которая приходится на 60-80-е годы, концепция которой была развита в работах академиков Лаптева В.В., Мамутова В.К. и других учёных-хозяйственников. Следует также дать характеристику современной концепции хозяйственного права, представленную в работах 90-х годов, в том числе и в учебниках «Хозяйственное право» под ред. Мамутова В.К. (2002 г.), «Предпринимательское (хозяйственное) право Украины» доктора юридических наук Н.А. Саниахметовой, «Хозяйственное право Украины» под ред. А.С. Васильева, О.П. Подцерковного.

Раскрывая вопрос о системе курса хозяйственного права, студент должен дать перечень и характеристику институтов (тем), включенных в Общую часть (Общие положения), а также в Особенную часть Хозяйственного права.

Вопрос о структуре и системе хозяйственного права также является дискуссионным и в литературе излагается по-разному. Студент вправе придерживаться любой точки зрения, умея при этом доказать её.

Рефераты:

1. Идейно-исторические предпосылки выделения хозяйственного права в самостоятельную отрасль права.

2. Наука хозяйственного права.

Форма контроля, отчетности: написание рефератов. Подготовить ответы на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы:

1. Каковы предпосылки выделения хозяйственного права в самостоятельную отрасль права?

2. Какие отношения регулируются нормами хозяйственного права?

3. В чем специфика предмета хозяйственного права по сравнению с предметом регулирования смежных отраслей права: гражданского, административного, трудового и финансового?

4. Каково содержание метода регулирования хозяйственного права?

5. Назовите принципы и иные системообразующие элементы хозяйственного права?

6. Что представляют под собой источники хозяйственного законодательства?

7. Назовите этапы развития и основных представителей науки хозяйственного права.

 

Литература:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.