Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политико-правовые сочинения Гуго Гроция и его учение о государстве и праве




Тематический план

 

1. Политико-правовые сочинения Гуго Гроция и его учение о государстве и праве.

2. Политико-правовое учение Баруха Спинозы.

Гуго Гроций (1583 – 1645) – выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей раннебуржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного и международного права Нового времени. С раннего возраста вызвал всеобщее удивление своими редкими способностями, был назван современниками «Чудом Голландии». В восемь лет уже сочинял латинские стихи, в двенадцать поступил в университет, в четырнадцать защищал ряд тезисов по юриспруденции, математике и философии, в пятнадцать лет стал доктором права.

Гроций – автор более 90 произведений по истории и теории государства и права, проблематике войны и мира, международного, естественного и канонического права, этнографии, античной литературе, культуре. Его основной труд «Оправе войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права» (1625) издавался 45 раз в течение 50 лет.

Учение о праве. Гроций являлся сторонником предложенного еще Аристотелем деления права на естественное и волеустановленное.

Естественное право при этом определялось как «предписание здравого разума». Согласно этому предписанию то или иное действие – в зависимости от его соответствия или противоречия разумной природе человека – признается либо морально позорным, либо морально необходимым. Естественное право, таким образом, выступает в качестве основания и критерия для различения должного (дозволенного) и недолжного (недозволенного) по самой своей природе, а не в силу какого-либо волеустановленного (людьми или богом) предписания (дозволения или запрета). Источником этого права является, согласно Гроцию, вовсе не чья-либо выгода, интерес или воля, а самая разумная природа человека как социального существа, которому присуще стремление к общению (общительность), «но не всякая общительность, а именно стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными».

Позитивное (волеустановленное) право вытекает из естественного и является правом постольку, поскольку не противоречит естественному праву. Позитивное право является средством реализации требований естественного права во внутригосударственной жизни и в международном общении. «Право не получает своего внешнего осуществления, если оно лишено силы для проведения в жизнь».

Волеустановленное право Г.Гроций подразделяет на право человеческое и право Божественное. Справедливость воспрещений и предписаний Божественного права зависит от их соответствия положениям естественного права. Сам бог, согласно концепции Гроция, законодательствует в соответствии с принципом естественно-правовой справедливости.

Человеческое право, в свою очередь, состоит из внутригосударственного права (исходящего от гражданской власти) и права народов (источником которого является воля народов).

Учение о государстве. Гроций является сторонником теории общественного договора. По его мнению, при переходе от «естественного состояния» к «гражданскому обществу» и государству следует, что в сфере политики к правовому принципу справедливости присоединяется политический принцип пользы (и целесообразности).

Положение о том, что люди принуждаются своего рода силой к соблюдению справедливости, подчеркивал он, «относится только к тем установлениям и законам, которые должны способствовать осуществлению права на деле», так что многие сами по себе слабые, желая избегнуть угнетения со стороны более сильных, чем они, объединяются для установления и соблюдения общими силами правосудия, чтобы, не будучи в состоянии порознь равняться силами с могущественными, одолеть их сообща». Только в этом смысле, подчеркивал Гроций, можно признать правильным изречение: «право есть воля сильнейшего». По своему социальному смыслу государство в трактовке Гроция выступает как соглашение большинства против меньшинства, как союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных.

Догосударственная стадия жизни людей характеризовалась Гроцием как «естественное состояние». В этом состоянии отсутствовала частная собственность, люди пребывали в «великой простоте», находились между собой в «взаимной приязни» и пользовались «общностью имущества». Появление частной собственности, необходимость ее защиты привели к тому, что «люди объединились в государство». Государство, следовательно, является чисто человеческим установлением, хотя оно и было потом одобрено богом как благодетельное для человечества. «Государство же есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы».

Признаком государства является верховная власть – власть, действия которой не подчинены никакой другой власти и не могут быть отменены по усмотрению чужой власти. К атрибутам этой власти Гроций относил издание законов, правосудие, назначение должностных лиц и руководство их деятельностью, взимание налогов, заключение международных договоров. Общим носителем верховной власти (то есть суверенитета) является государство в целом (как «совершенный союз»), носителем же власти в собственном смысле может быть одно или несколько лиц.

Форма правления не имеет существенного значения: «народ может избрать любой образ правления, ибо тот или иной правопорядок следует оценивать не с точки зрения преимуществ его формы, о чем суждения людей весьма расходятся, но с точки зрения осуществления в нем воли людей». Вместе с тем очевидны как его отрицательное отношение к тирании (которое основано на насилии и где отсутствует правопорядок), так и предпочтение, отдаваемое единоличной и аристократической формам правления. При создании государства народ мог избрать любую форму правления: но избрав ее, народ должен повиноваться правителям, и не сможет без их согласия изменить форму правления, ибо договоры, согласно естественному праву, должны исполняться.

Права и свобода подданных прекращаются с заключением соглашения об учреждении государства и гражданской власти. Гроций допускает право подданных на сопротивление властям, но лишь в случае крайней необходимости и при условии, если вооруженное сопротивление подданных насилию начальствующих лиц не причинит величайшего потрясения государству или не приведет к гибели многих невинных.

Прогрессивны также международно-правовые взгляды Гроция. В своем труде он прежде всего пытался доказать, что во время войны все права не прекращаются. Война как таковая не противоречит естественному праву: «по природе каждый является защитником своего права, для чего нам и даны руки». Не запрещена война также божественными законами и правом народов. Гроций различает войны справедливые и несправедливые. Первые являются дозволенными (военные действия в целях самообороны, защиты своего достояния), вторые (захватнические, насильственные акции) им осуждаются. Даже войны справедливые следует вести благоразумно и не упускать из виду перспективу заключения мира, являющегося главной целью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.