Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Contents




ЛИПЕЦК 2005

ДЛЯ 1 КУРСА АНГЛИЙСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ПОСОБИЕ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ ФОНЕТИКЕ

ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

 

 

 

 

 

 

Section 1: Introductory Course …………………………..……...………………… 4

Lesson 1……………………………...………………………………………………..7

Lesson 2……………………………..……………………………………………….11

Lesson 3…………………………….………………………………………………..19

Phonetic Rules…………………….…………………………………………………25

Intonation Exercises……………...………………………………………………….28

 

Section 2: Sound Revision………..…………………………………………………32

 

Section 3: Basic Course…………...………………………………...………………46

Principles of Classification of Consonants…..………………………………………46

Principles of Classification of Vowels………………………………………………50

Reduction ……………………………………………………………………………53

Linking……………………………………….………………………………………61

Assimilation………………………………….………………………………………66

 

Section 4: Phonetic Word Structure …...……..…………………………………….69

Syllable Formation. Syllable Division…….…………………………………………69

Word Stress……………………………….………………………………………….72

Rhythm in Words………………………….…………………………………………80

 

Section 5: Intonation………………...………………………………………………85

 

Section 6: Texts for Reading Practice…...…………………………………………..93

 

 

SECTION 1: Основные понятия

1. Артикуляция (Articulation) – уклад органов речи при произнесении того или иного звука.

 

2. Палатализация (Palatalization) – смягчение согласного под влиянием следующего за ним гласного переднего ряда. Палатализация создаётся поднятием средней части языка во время произнесения согласного, поэтому для избежания палатализации необходимо следить за тем, чтобы средняя часть языка была опущена.

 

3. Аспирация (Aspiration) – придыхание, слышимое в конце произнесения сильных глухих [p],[t],[k]. Аспирация наиболее сильная перед ударным долгим гласным или дифтонгом, слабее перед кратким ударным гласным, наиболее слабая перед безударным гласным и в конечной позиции. Аспирация теряется после звука [s].

 

4. Позиционная долгота гласного (Positional Length of Vowels) – изменение количественных характеристик гласного звука в зависимости от позиции в слове. В конечной позиции звук произносится наиболее долго, перед звонким согласным короче, пред глухим наиболее коротко. Позиционная долгота соблюдается при произнесении всех ударных гласных.

 

5. Твёрдый приступ (Glottal Stop) задержка начала колебания голосовых связок. Следует избегать твёрдый приступ при артикуляции начального гласного или в сочетании двух гласных: easy, go out.

 

6. Словесное ударение (Word Stress) – выделение в слове одного или нескольких слогов среди других. Ударные слоги акустически более сильные.

 

7. Носовой взрыв (Nasal Plosion) – взрывной согласный с последующим носовым сонантом [n], [m] произносится слитно, при этом взрыв смычного происходит в процессе произнесения сонанта, и струя воздуха проходит через носовую полость. Носовой взрыв происходит как в словах, так и на стыках слов: happen, help me.

 

8. Латеральный взрыв (Lateral Plosion) – взрывной согласный с последующим сонантом [l] произносится слитно, взрыв смычного происходит в процессе произнесения сонанта, и струя воздуха проходит вдоль боковых сторон языка. Латеральный взрыв происходит как в словах, так и на стыках слов: cattle, read louder.

 


9. Потеря взрыва (Loss of Plosion) – в сочетании смычного согласного с другим смычным или аффрикатой первый смычный произносится без взрыва, если место их артикуляции совпадает: that child, big cup. Если места их артикуляции различны, взрыв первого согласного неполный: object, good girl.

 

10. Редукция (Reduction) – ослабление гласных в безударных служебных словах и местоимениях. Различают количественную (quantitative) редукцию, когда сокращается долгота звука, и качественную (qualitative) редукцию, когда меняется качество звука.

 

11. Ассимиляция (Assimilation ) – качественное уподобление смежных согласных звуков. Ассимиляция может затронуть место образования преграды, активный орган речи, работу голосовых связок, позицию губ, мягкого нёба, способ образования взрыва.

 

12. Интонация (Intonation) – сложная взаимосвязь мелодики, силы, темпа, тембра и ритма произнесения высказывания.

 

13. Синтагма (Sense-group) – относительно законченный по смыслу отрезок предложения, характеризующийся определённой интонационной структурой.

 

14. Мелодика речи (Speech Melody) – изменение в высоте основного тона (понижение или повышение голоса на каждом ударном слоге синтагмы).

 

15. Фразовое ударение (Sentence Stress) – выделение в предложении одних слов среди других. Как правило, знаменательные слова ударны, служебные – безударны.

 

16. Логическое ударение (Logical Stress) разновидность фразового ударения, выделяющая логический центр высказывания и подчёркивающая элемент противопоставления. Логическое ударение может падать на любое слово в предложении.

 

17. Эмфатическое ударение (Emphatic Stress) разновидность фразового ударения, придающая большую выразительность и эмоциональность ударным словам.

 

18. Эмфатика (Emphasis) – выразительность и эмоциональная окраска высказывания.

 

19. Темп (Tempo) – относительная скорость высказывания, которая определяется чередованием моментов говорения и пауз и их продолжительностью.

 

20. Тембр (Voice Quality ) – качество звучания, передающее эмоциональное состояние говорящего.

 

21. Ритм (Rhythm) – чередование ударных и безударных слогов в равные промежутки времени.

 

22. Ядерный тон (Nuclear/Terminal Tone) – понижение или повышение голоса на последнем ударном слоге в синтагме. Слог, несущий это изменение, является ядром (Nucleus) синтагмы, её смысловым центром.

 

23. Низкий нисходящий тон (Low Fall) - один из основных ядерных тонов, выражающих законченность мысли, категоричность, эмоционально нейтрален.

 

24. Низкий восходящий тон (Low Rise) – один из основных ядерных тонов, выражающих незавершённость мысли, связь между синтагмами, заинтересованность говорящего.

 

25. Шкала (Scale/Head) – последовательность ударных и безударных слогов, характеризующаяся сменой высоты тона и наличием ядерного тона на последнем ударном слоге. Основной тип шкалы – нисходящая ступенчатая шкала.

 

26. Для каждого из четырёх базовых типов вопросов характерна своя интонационная модель.

Общие вопросы (General/Yes-No Questions) произносятся с повышением тона на последнем ударном слоге.

Специальные вопросы (Wh -Questions) произносятся с понижением тона на последнем ударном слоге.

Разделительные вопросы (Disjunctive/Tag Questions) состоят из двух смысловых групп, первая из которых произносится с понижением, вторая с повышением тона.

Альтернативные вопросы (Alternative Questions) также состоят из двух смысловых групп, первая из которых произносится с повышением, а вторая с понижением тона.

 

LESSON 1: [t], [d], [p], [b], [k], [g], [s], [z], [f], [v], [v], [n],

[i], [e], [ә]

 

Характеристика звуков:

1. [t], [d] – переднеязычные апикально-альвеолярные смычные взрывные согласные. При их произнесении кончик языка касается альвеол, образуя полную преграду, средняя и задняя части языка опущены. Струя воздуха со взрывом размыкает эту преграду. Английский глухой согласный [t] сильнее русского [т] и произносится с аспирацией: [th].

Английский звонкий согласный [d] значительно слабее глухого [t]. В отличие от русского согласного [д] английский [d] в конце слов оглушается лишь частично.

При произнесении русских согласных [т], [д] передняя часть языка касается верхних зубов, кончик языка несколько опущен (дорсально-зубная артикуляция).

 

2. [p], [b] – губно-губные смычные взрывные согласные. При произнесении этих звуков губы, смыкаясь, oбразуют полную преграду. В отличие от русского согласного [п] английский [p] произносится с аспирацией: [ph]. Для английского согласного [p] характерна сильная артикуляция, особенно в конце слов. Английский согласный [b] в конце слов частично оглушается.

 

3. [k], [g] – заднеязычные велярные смычные взрывные согласные. При произнесении [k], [g], так же как и при произнесении русских [к[, [г] задняя спинка языка касается мягкого нёба, образуя полную преграду. Английский глухой согласный [k] энергичнее соответствующего русского звука и произносится с аспирацией: [kh].

Английский звонкий согласный [g] значительно слабее глухого [k]. В отличие от русского [г] английский [g] в конце слов не оглушается полностью.

 

4. [s], [z] – переднеязычные апикально-альвеолярные щелевые фрикативные согласные. При произнесении этих согласных узкая щель образуется между кончиком языка и альвеолами. Английский глухой согласный [s] энергичнее русского [с]. Английский звонкий согласный [z] слабее английского глухого [s]. В отличие от русского [з] английский согласный [z] в конце слов оглушается частично. В отличие от английских согласных русские [с], [з] характеризуются дорсально-зубной артикуляцией.

 

5. [f], [v] – губно-зубные щелевые фрикативные согласные. Артикуляционно эти согласные совпадают с соответствующими русскими согласными [ф], [в]. Глухой английский согласный [f] сильнее соответствующего русского согласного, особенно в конце слов, звонкий согласный [v] слабее [f]. В конце слов звонкий согласный [v] частично оглушается.

 

6. [m] – губно-губной смычный носовой сонант. При произнесении [m] губы, смыкаясь, образуют полную преграду, но мягкое нёбо опущено, и струя воздуха проходит через полость носа. По сравнению с русским [м] следует отметить болеe напряжённую артикуляцию английского согласного [m].

 

7. [n] – переднеязычный апикально-альвеолярный смычный носовой сонант. Уклад органов речи тот же, что и для [t], [d], но мягкое нёбо опущено, и воздух проходит через полость носа.

Русский звук [н] – носовой дорсально-зубной сонант.

 

8. [I] – монофтонг переднего отодвинутого назад ряда высокого подъёма широкой разновидности, краткий нелабиализованный. При произнесении [i] язык находится в передней части полости рта, средняя часть языка поднята к твёрдому нёбу, но значительно ниже, чем при соответствующем русском [и], кончик языка находится у нижних зубов, губы растянуты.

Чтобы избежать ошибки типа закрытого русского звука [и], не следует слишком высоко поднимать язык, необходимо слегка оттянуть его назад и сократить звук.

При ошибке типа русского центрального [ы] язык следует продвинуть вперёд, растянуть губы и максимально сократить звук.

 

9. [e] – монофтонг переднего ряда среднего подъёма узкой разновидности, краткий нелабиализованный. При произнесении гласного [e] язык находится в передней части полости рта, кончик языка – у основания нижних зубов, средняя часть языка поднята к твёрдому нёбу, губы растянуты. По сравнению с русским гласным [э] английский [e] более закрытый. При ошибке типа русского [э] следует меньше раскрывать рот, губы слегка растянуть и продвинуть язык вперёд.

 

10. [ә]– нейтральный безударный монофтонг смешанного ряда среднего подъёма, краткий нелабиализованный. При произнесении этого гласного в начале или середине слов несколько приподнят весь язык целиком. Для английского [ә] в этом положении характерна краткость и отсутствие чёткости артикуляции. В конечной позиции английский звук приближается в своём звучании к русскому безударному [а], однако недопустима замена английского нейтрального гласного русскими [а] или [ы].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.