Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каким образом реализуется правотворческая инициатива граждан?




Что такое собрания и сходы граждан?

Собрания (сходы) граждан являются составным элементом форм прямого волеизъявления граждан. Они способствуют развитию инициа­тивы граждан в решении вопросов местного значения, способствуют по­вышению уровня знаний граждан в деле управления. Принимая решения на собраниях (сходах), граждане вырабатывают чувства ответственности за последствия, которые несут в себе эти решения. Помимо этого, каж­дый гражданин ощущает воочию результаты своего участия в управлении делами местного значения.

Основы организации собраний (сходов) граждан закреплены в Феде­ральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Статья 24 этого Закона гласит:

«В муниципальном образовании для решения вопросов местного значе­ния могут созываться собрания (сходы) граждан. Собрания (сходы) граждан в случае отсутствия представительного органа на данной терри­тории могут выполнять полномочия такого органа при условии, если в них принимает участие более половины жителей муниципального обра­зования».

В настоящее время идет процесс формирования правовой основы для организации данной формы осуществления местного самоуправления. В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы или положе­ния о собраниях (сходах) граждан. Так, в Кировской области 7 марта 1996 г. принят Закон «О сходах граждан и старостах в Кировской облас­ти», в Смоленской области — Закон «О собраниях (сходах) граждан в Смоленской области» от 12 мая 1997 г. В Республике Бурятия Народный Хурал утвердил Положение о собрании (сходе), конференции граждан в Республике Бурятия.

Все нормативные правовые акты определяют собрание (сход) граж­дан как форму прямого волеизъявления граждан, непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения, а иногда и вопросов государственного значения.

Законы, другие нормативные правовые акты о собраниях, сходах граждан закрепляют основные принципы их организации и деятельности. К ним можно отнести следующие принципы:

а) всеобщего участия граждан, проживающих в границах муници­пального образования, в собраниях и сходах;

б) равного права граждан на участие в собраниях и сходах;

в) добровольного и свободного участия граждан в собраниях и сходах;

г) гласность в работе собраний и сходов граждан;

д) законность.

 

Правотворческая инициатива граждан означает, что граждане муни­ципального образования имеют право разработать правовой норматив­ный акт по вопросам местного значения и внести его на рассмотрение в органы местного самоуправления. Проекты нормативных актов, вне­сенные населением, подлежат обязательному рассмотрению на откры­том заседании представительного органа или должностного лица местно­го самоуправления с участием представителей населения. Данная норма нашла закрепление в Федеральном законе «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 25) и в законах о местном самоуправлении, о территориальном общественном самоуправлении ряда субъектов Российской Федерации.

В отдельных законах о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации и уставах муниципальных образований прописана процедура осуществления правотворческой инициативы граждан. При этом она не является унифицированной. В соответствии со сложившейся норматив­ной правовой практикой порядок правотворческой инициативы предус­матривает два способа.

Первый способ. Граждане, проживающие в пределах муниципально­го образования, вправе подготовить проект нормативного акта органа местного самоуправления или проекты дополнений и изменений в дей­ствующие нормативные акты и внести их на обсуждение схода или собрания граждан данного муниципального образования. При этом на сходе должны присутствовать граждане, проживающие в границах муни­ципального образования и достигшие возраста 18 лет. Сход или собрание обсуждает проект нормативного правового акта, составляет в соответст­вии с требованиями закона протокол, в который включается вопрос об обсуждении проекта нормативного акта для внесения его в представи­тельный орган местного самоуправления или должностному лицу мест­ного самоуправления, а также решение, принятое относительно проекта нормативного акта. Протокол подписывается председателем и секрета­рем собрания или схода и передается соответствующему органу местно­го самоуправления или должностному лицу местного самоуправления через официальную регистрацию в органе местного самоуправления.

К протоколу прилагается проект нормативного акта, пояснительная записка к нему, содержащая обоснования о необходимости принятия та­кого документа, сведения о количестве граждан, принявших участие в сходе или собрании.

Орган местного самоуправления обязан зарегистрировать документы и выдать инициаторам справку о их сдаче.

В сроки, установленные законом или уставом муниципального обра­зования, представительный орган обязан включить данный вопрос в по­вестку дня и обсудить его. Уставы муниципальных образований предус­матривают различные сроки рассмотрения вопросов, связанных с правотворческой инициативой. Однако они, как правило, не превышают одного месяца.

Второй способ. Он состоит в том, что правотворческая инициатива выражается в форме сбора подписей граждан в поддержку предложений о принятии нормативного правового акта органом местного самоуправ­ления или должностного лица местного самоуправления или внесении дополнений и изменений в действующий нормативный правовой акт, а также об отмене того или иного нормативного акта. При этом процедура сбора подписей должна соответствовать нормам избирательного законо­дательства о сборе подписей при проведении местного референдума или выборов в органы местного самоуправления. Требования к подписным листам те же, что и при выборах, референдумах.

Законы субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований называют различное количество подписей, которые необ­ходимо собрать в пределах муниципального образования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.