Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура ювенального потенциала

Лекция

10.4.

10.3.

10.2.

Стоимость бизнеса при доходном подходе определяется величиной ожидаемых доходов. В рамках доходного подхода традиционно выделяют два основных метода оценки:

@ метод капитализации - для расчета стоимости будущий доход (чистая прибыль, прибыль до уплаты налогов, валовая прибыль) за один временной период (обычно год) преобразуется в текущую стоимость путем деления на ставку капитализации:

V=D/R, (10.1)

где V — стоимость бизнеса, D — будущий доход компании за год, R — ставка капитализации — отношение рыночной стоимости бизнеса к приносимому им чистому годовому доходу.

@ метод дисконтирования денежных -стоимость компании определяется следующим образом:

– устанавливается период, на который компания интересна инвестору;

– вычисляются будущие денежные потоки компании за каждый год в течение этого периода;

– будущие денежные потоки приводятся к их текущей стоимости с учетом предполагаемых темпов роста компании, времени и периодичности получения доходов, инфляции.

В общем случае данный подход является приоритетным, если: оценивается малый или средний бизнес; имеющейся информации достаточно для построения прогноза ожидаемых доходов; доходы компании устойчивы и положительны; труд и нематериальные активы имеют существенную долю в образовании прибыли компании.

Стоимость бизнеса на основе активов (при затратном подходе) определяется суммой затрат ресурсов на его воспроизводство или замещение с учетом физического и морального износа. Этот подход наиболее эффективен, когда покупатель собирается сравнить затраты на приобретение бизнеса с затратами по созданию аналогичного предприятия. Недостаток метода заключается в том, что проведение индивидуальной оценки стоимости нематериальных активов, таких как ноу-хау, товарная марка, клиентская база, — достаточно сложный и субъективный процесс. Кроме того, методы затратного подхода дают тем больше погрешностей, чем больше возраст оцениваемого объекта.

Существуют два основных метода оценки, базирующиеся на определении стоимости активов:

@ метод чистых активов. Статьи бухгалтерского баланса приводятся к рыночной стоимости. Оценка проводится в несколько этапов:

– анализ бухгалтерских балансовых отчетов;

– внесение учетных поправок (корректировок);

– перевод финансовых активов в рыночную стоимость;

– оценка рыночной стоимости материальных и нематериальных активов;

– перевод обязательств в текущую стоимость.

В результате проведенных работ стоимость собственного капитала компании рассчитывается как рыночная стоимость совокупных активов минус текущая стоимость всех обязательств.

@ метод ликвидационной стоимости - чистый доход, получаемый после ликвидации активов предприятия и выплат его задолженности, приводится к текущей стоимости. Данный метод применим в следующих ситуациях:

- оцениваемая компания владеет значительными материальными активами;

- большая часть активов оцениваемой компании состоит из ликвидных активов;

- оцениваемая компания либо только что образована, либо находится в стадии банкротства.

 

Стоимость оцениваемого бизнеса при рыночном подходе определяется путем сравнения недавних продаж сопоставимых компаний. Таким образом, главное условие применения подхода — наличие сформировавшегося рынка, на котором оценщик подыскивает свершившуюся сделку купли/продажи компании– аналога оцениваемой.

Стоимость оцениваемой компании (V1) определяется как произведение отношения рыночной цены компании–аналога (V2) и ее базового показателя (R2) на базовый показатель (R1) оцениваемой компании: V1=V2/R2хR1.

В качестве базовых показателей могут использоваться:

@ прибыль до выплаты процентов и налогов, чистая прибыль, балансовая стоимость компании и т.д.— метод рынка капитала;

@ мультипликаторы (коэффициенты), рассчитанные на основе рыночной стоимости акций компании–аналога при продаже контрольного (или крупного) пакета акций — метод сделок.


[1] см. конспект лекций

[2] тема, вынесенная на самостоятельную подготовку

[3] Компетенции - этоспособности предприятия мобилизовать ресурсы в ходе осуществления комплекса действий (бизнес-процессов).

[4]Условныеобозначения к табл. 3.1.: К – критериальные; Э – экспертные; Г- графические, М – матричные, Л – логистические, О – одномоментные, С – стратегические, И – индикаторные, М - матричные

[5] Если начисление процентов происходит k раз в год, то период начисления процентов будет (n´k), а процентная ставка на период начисления будет равна годовой процентной ставке, деленной на количество начислений в год, т.е. r/k

[6] по данным исследования международной консалтинговой компании Interbrand Group в 2009 году

 

Тема 8: Показатели и индикаторы качества жизнедеятельности молодого поколения.

Ювенальный потенциал представляет собой исходную часть человеческого потенциала страны, характеризуемую количеством и качеством молодого поколения. Сущность ювенального потенциала как социального явления состоит в возможности и способности различных групп молодёжи выполнять всю совокупность социально-профессиональных ролей и функций в данном обществе, придерживаться в своём поведении социально одобряемых норм, активно и творчески относиться к себе и к окружающей социальной и природной среде.

Ювенальный потенциал включает в себя следующие компоненты:

1. демографическая, включающая общие показатели, показатели родительской семьи и показатели молодой семьи.

2. потенциал здоровья молодёжи.

3. образовательная компонента.

4. трудовая компонента

5. культурная компонента

6. гражданская компонента

7. духовно-нравственная компонента.

Остановимся на каждой из перечисленных компонент подробнее.

Демографическая компонента ювенального потенциала. В общем плане демографическую компоненту потенциала молодого поколения авторы рассматривают как ожидаемую продолжительность жизни всех возрастных когорт, образующих молодую популяцию, а также распределение население по полу, возрасту, национальной принадлежности, месту проживания (в городе, селе), брачностью, разводимостью, характеристиками молодой семьи и т.д.

Без объективной и достоверной информации о демографической компоненте ювенального потенциала нельзя выявить возможности вовлечения тех или иных когорт молодого поколения в различные сферы общественной жизнедеятельности.

Потенциал здоровья молодёжи характеризуется следующими показателями: доля молодёжи, не имеющая нарушений физического и психосексуального развития, заболеваний, не подверженным вредным привычкам, не имеющих выраженных акцентуаций характера и склонности к асоциальному поведению, успешностью формирования здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни - это активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Здоровый образ жизни подразумевает такое поведение человека, которое отражает определенную жизненную позицию и направлено на сохранение и укрепление здоровья, оно основано на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены. «Здоровый образ жизни» - категория более общего понятия «образ жизни», включающая в себя оценку условий жизнедеятельности человека, уровень его культуры и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, предупреждать развитие его нарушений и поддерживать оптимальное качество жизнедеятельности. Образ жизни определяется не только наличием или отсутствием вредных привычек, но и, главным образом, уровнем общественного производства, благосостоянием (доход на душу населения, оценка жилья, транспорта и др.), а также уровнем культуры, образования, медицинской активности населения и т.д.

Компоненты и уровни здоровья. Оценка общественного здоровья населения производится на основании анализа типовых медико-статистических показателей: медико-демографические показатели (показатели естественного движения населения: смертность общая и возрастная; средняя продолжительность предстоящей жизни; рождаемость; естественный прирост населения); показатели механического движения населения (миграция населения - эмиграция, иммиграция, сезонная, внутригородская миграция и др.); показатели заболеваемости и распространенности болезней (болезненности); показатели инвалидности и инвалидизации; показатели физического развития населения.

В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) индивидуального и общественного здоровья:

1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем органов человеческого организма. Основу соматического здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития опосредована базовыми потребностями, доминирующими у него на различных этапах онтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека (формирование его соматического здоровья), а с другой стороны - обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

2. Физическое здоровье - уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основу физического здоровья составляют морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов.

3. Психическое здоровье - состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Это состояние обусловливается потребностями биологического и социального характера и возможностями их удовлетворения. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психического здоровья человека. Важную часть психического здоровья человека составляют социальное поведение, продуктивность труда, межличностные отношения, личностные ценности, творчество, эволюция личности, возможности реализации ее духовного и интеллектуального потенциала.

4. Сексуальное здоровье - комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви. Основу сексуального здоровья составляют: способность к наслаждению и контролю сексуального и детородного поведения в соответствии с нормами социальной и личной этики; свобода от страха, чувства стыда и вины, ложных представлений и других психологических факторов, подавляющих сексуальную реакцию и нарушающих сексуальные взаимоотношения; отсутствие органических расстройств, заболеваний и нарушений, мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций.

5. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот компонент связан с общечеловеческими истинами добра, любви, красоты и в значительной мере определяется духовностью человека, его знаниями и воспитанием.

6. Репродуктивное здоровье включает гармоничность и сбалансированность полового, физического, психосексуального, психосоциального развития, соматического и психического здоровья, возможность подрастающего поколения при вступлении в период социальной зрелости воспроизвести здоровое потомство.

Образовательный потенциал. Это совокупность знаний, умений, навыков молодого поколения в областях общего и специального характера, в значительной мере определяющий уровень развития общества, отчасти его позиции в современном, но в большей степени – в перспективном общественном разделении труда.

В настоящее время весьма актуальным является научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество. Этот интерес вызван рядом объективных причин. Во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся промышленность, народное хозяйство, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи). Во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость качества реализации учебно-подготовительных функций студентов вузов. В-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции. В-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.

Студенческая молодёжь представляет интерес как поколение, которое в силу значительного образовательного уровня, активного трудоспособного возраста, динамичного социального поведения в ближайшем будущем займёт место основной интеллектуальной и производительной общественной силы. Адаптация к инновациям происходит в студенческой среде более осознанно, чем у детей, и в то же время более мягко, чем у людей зрелого возраста. Являясь наиболее прогрессивной частью молодёжи, студенчество особенно остро ощущает происходящие перемены в жизни общества.

Термин «студенчество» обозначает собственно студентов как социально-демографическую группу, характеризующуюся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением; определенными социально-психологическими особенностями, особенностями социализации; занимающую определенное общественное положение и имеющую свои социальные роли и статус.

Студенчество как особая группа возникла в Европе в XII веке одновременно с первыми университетами. Средневековое студенчество было крайне неоднородно как в социальном, так и в возрастном отношениях. С развитием капитализма и повышением социальной значимости высшего образования роль студенчества в жизни общества возрастает. Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Хотя высокая стоимость высшего образования и наличие целого ряда других социальных барьеров делали его доступным в большинстве случаев только для состоятельных слоев общества, и само оно давало получившим его людям значительные привилегии, уже в XIX — начале XX века студенчество отличалось высокой политической активностью и играло заметную роль в общественной жизни многих стран.

Социологические исследования студенчества в России ведутся систематически и охватывают широкий круг проблем: социальные источники пополнения студенчества, высшая школа как канал социальной мобильности, социальная эффективность высшего образования, особенности различий профессиональных групп студенчества, совершенствование воспитательной деятельности высшей школы, жизненные планы ее выпускников, социальная активность молодых специалистов.

В научной литературе нет единой точки зрения по поводу социологического определения студенчества, несмотря на достаточно большое количество работ, посвященных этой теме.

Л. Я. Рубина определяет студенчество как мобильную социальную группу, целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве. Исходя из вышесказанного, можно выделить наиболее значимые особенности студенчества.

Во-первых, студенчество является частью социально-демографической общности — молодежи. Однако от молодежи студенчество отличается «характером труда студентов, который заключается в систематическом накоплении, усвоении, овладении научным знанием». Поэтому важной особенностью студенчества как социальной общности является занятие учебной деятельностью и осуществление ее в соответствующей форме.

Во-вторых, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами. Вместе с тем студенчество, представляя собой специфическую группу учащейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями.

Одна из особенностей студенческой молодежи заключается в том, что накопление ею социокультурного опыта связано с параллельным обучением в вузе. Одновременно происходит завершение индивидуализации личности, окончательное оформление её жизненных целей, ориентиров и ценностных установок. В сознании и поведении утверждаются устойчивые ценностные ориентации, составляющие сложную многомерную конструкцию.

Следующий признак, характеризующий данную макрогруппу в целом, состоит в такой психологической особенности юношества, как его открытость инновациям, экспериментам, всякого рода изменениям. Новаторская личность студента стремится к отказу от устоявшихся моделей, норм, постулатов, если они не соответствуют реальной социокультурной ситуации. Попытка преломить напряженно-конфликтное состояние затянувшейся статики может обернуться «бунтарством» как формой протеста молодёжи против явлений, блокирующих или тормозящих динамику общественной жизни.

В-третьих, существенной социальной чертой студенчества является близость по характеру деятельности, интересам, ориентациям к социальной группе интеллигенции, специалистов. Этим же определяется и внутренняя неоднородность студенчества не только по социальному происхождению, национальности, демографическим признакам, но прежде всего по чертам профессионального облика, близким к чертам соответствующих отрядов специалистов. Однако студенчество еще не вполне интеллигенция, поскольку находится еще только «на пути» к ней.

Трудовой потенциал. Это совокупность образовательных, профессиональных, квалификационных и других возможностей человека, как уже готовых к использованию в общественно- полезной деятельности, так и ещё не выявленных, имеющихся потенциально, но которые могут быть востребованы в сфере трудовой деятельности индивида в будущем.

Поведение молодых людей в сфере занятости определяется целым рядом объективных и субъективных факторов. Первую группу составляют факторы, связанные с характеристиками положения молодого человека в семье, к ним можно отнести: уровень материальной обеспеченности; ценностные ориентации родителей в трудовой сфере; трудовая карьера родителей;

Ко второй группе относятся факторы, зависящие от территории проживания представителей молодежной группы: состояние системы образования;наличие на локальном рынке труда рабочих мест для молодёжи.

Третья группа факторов, влияющая на поведение молодежи в сфере занятости, определяется индивидуальными особенностями представителей молодежной группы: социальный статус молодого человека, приобретенная специальность; опыт трудовой деятельности; социальные нагрузки (семейное положение, наличие иждивенцев и т.п.); круг общения и др.

Различные типы экономического поведения молодёжи.

К первой группе можно отнести молодежь, обучающуюся в системе профессионального образования.

Следующую группу составляет молодежь, работающая по найму. Она делится на 3 группы. 1)Часть молодежи, которая в настоящий момент положительно оценивает свое рабочее место и готова продолжить свою трудовую карьеру в данной сфере труда, прилагает активное усилие для повышения своей квалификации. В начале трудовой деятельности молодые люди склонны достаточно лояльно относиться к отсутствию каких-либо критериев «подходящей работы», например, невысокий доход может быть компенсирован возможностью приобретения необходимого опыта или получения образования. 2)Другая группа работающей молодежи не склонна связывать перспективу своей трудовой деятельности с конкретным рабочим местом. При необходимости могут кардинально поменять сферу профессиональной деятельности. 3) группа молодых предпринимателей и самозанятой молодежи.

Третья группа - незанятая молодёжь. В рамках этой категории целесообразно выделить три подгруппы. Первую подгруппу составляет молодежь, желающая трудоустроиться и предпринимающая усилия по поиску рабочего места. Обязательная трудовая деятельность оценивается такими представителями незанятой молодежи как норма жизни. Другую подгруппу незанятой молодежи составляют лица, не планирующие трудоустройство в настоящее время. Это вызвано объективными обстоятельствами (рождение ребенка, ожидание вакансии на конкретное рабочее место и т.п.) и ограничено временным периодом, сохраняется ориентация на активную трудовую деятельность в перспективе. В третью подгруппу выделена незанятая молодежь, склонная к проявлению иждивенческого и девиантного типов поведения.

Культурный потенциал молодого поколения. Под культурным потенциалом понимается сформированная во взаимодействии с социально-культурной средой потребность и способность индивида и (или) группы взаимодействовать с миром материальных и духовных ценностей, способность понимать и критически оценивать разные типы и формы культуры, способность приобщаться к миру культуры в течение всей жизни, а также способность создавать культурные ценности.

Следует особо отметить два важнейших аспекта культурного потенциала: потребности и способности индивида и группы взаимодействия с миром культуры.

Культурный потенциал современного молодого поколения россиян глубоко дифференцирован. Имеются такие группы молодёжи, культурный потенциал которых достаточно высок, но этих групп мало. Культурный потенциал значительной части молодёжи не соответствует требованиям реформирования российского общества, требованиям использования в различных видах практической деятельности достижений отечественной и мировой культуры. Для формирования культурного потенциала особое значение имеет процесс и содержание взаимодействия молодого поколения с миром искусства (с литературой кино, театром, музеями).

Сегодня назрел вопрос о необходимости увеличения объёма вещания, транслирования, тиражирования произведений, которые содержат подлинные культурные ценности. В процессе контактов молодёжи с миром культуры происходит интернализация, т.е. более-менее глубокое усвоение содержания культурных ценностей, формирование культурных предпочтений, культурных привычек. Особое внимание должно уделяться развитию у молодёжи стремления к самостоятельному творчеству.

Молодежная субкультура

Субкультура – это частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет(т.е. мировосприятие, умонастроение) её носителей.

Молодёжная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель которой причисляет себя к ней, т.е. идентифицирует себя с ней. Члены такой общности могут формировать как группы непосредственного контакта (компании, тусовки), так и виртуального общения (киберпанки).

Вхождение молодого человека в ту или ин6ую молодёжную субкультуру означает принятие им и разделение её норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре(причёска, одежда, украшения, жаргон).

Как правило, молодёжные субкультуры возникают вокруг какого-либо центра, либо ин6ициатора тех или иных инноваций, либо выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определённым социальным явлениям и т.д.

Значимые для той или иной молодёжной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для её членов символике и атрибутике группы:

- посредством неё молодые люди узнают «своих»;

- она выделяет данных молодых людейц среди «чужих»;

- она работает на объединение и сплочение группы;

- она позволяет молодым людям демонстрировать и отстаивать свою позицию в социальной среде.

Функции молодёжной субкультуры.

1. Адаптация молодых людей к обществу.

2. Предоставление возможности молодому человеку выработать собственный первичный статус.

3. Помощь молодым людям в освобождении от родительской зависимости и опеки.

4. Передача специфических для определённого социального слоя ценностных представлений.

Предпосылки возникновения молодёжной субкультуры.

Социально-исторические предпосылки возникновения молодёжной субкультуры.

Молодёжная субкультура отражает перемены, происшедшие в обществе во второй половине ХХ века. Её появление и оформление как социального феномена было подготовлено развитием индустриальных обществ и произошло в начале перехода индустриально развитых обществ к постиндустриализму. Внедрение техники в производство обернулось для человека индустриализацией, радикально изменившую его жизнь.Выпуск массовой продукции, её безликость, штампованность, привели к появлению массового общества, превратившего людей в толпу, массу, следствием чего стало возникновение массовой культуры, ориентированной на человека «массы», малообразованного, малокультурного. Высокий уровень механизации производства высвободил у людей время на отдых, развлечения. В то же время на историческую арену вышла большая армия молодых людей, основным занятием которой была учёба. У них было много свободного времени, которое можно было тратить на развлечения, а потому заработала индустрия производства культуры для молодых людей. Но создаваемая культура игнорировала их ещё не сформировавшиеся личности. Попыткой противостоять этому явилась молодёжная субкультура. С самого начала молодёжную субкультуру отличали невписываемость, невовлечённость в базовую культуру общества, которой является массовая культура. Невписываемость при одновременном желании привлечь к себе внимание окружающих оборачивается симбиозом эпатажных и протестных форм данной субкультуры, благодаря которым молодёжная субкультура исполняет роль своеобразного защитного механизма от самоуничтожения.

Социально-психологические предпосылки возникновения молодёжной субкультуры.

Молодёжная субкультура возникает из потребности молодых людей к самовыражению, самоутверждению в обществе и невозможности по той или иной причине их удовлетворить традиционным путём.

Для возникновения молодёжной субкультуры необходимо сочетание как минимум трёх факторов:

А) отвержение принятых ранее регламентирующих социальных норм, которые уже не соответствуют изменившимся условиям.

Б) попытки построения собственных независимых мировоззренческих систем

В) поиска молодыми людьми референтных групп со сходными психологическими установками.

С предпосылками молодёжной субкультуры мы имеем дело в основном при сбое в нормальном, привычном течении дел:

- в семье (излишний контроль родителей или предоставление подростку сверхсвободы).

- в формальной группе (организации, учебном заведении: несложившиеся отношения с одноклассниками, учителями).

- в так называемых локальных войнах, в результате участия в которых молодрой человек приобретает столь необычный для мирного течения жизни опыт (страха, боли, убийства, крови, потери товарищей, разрушения), накладывающий такой отпечаток на восприятие действительности и на отношение к окружающему миру, что он уже не вписывается в ту миренную жизнь, в которую возвращается.

-среди безработных, временно (частично) занятых работой молодых людей (наличие свободного времени при одновременном отсутствии возможности самореализации).

- при несоответствии реального социального статуса уже приступившего к работе молодого человека его желаемому статусу.

Но не все подростки оказываются вовлечёнными в молодёжную субкультуру. Большинство молодых людей избирают так называемый традиционный путь социализации, который свидетельствует о том, что процесс социализации в их родительской семье и в формальной группе не дали сбоя, что в силу обстоятельств данным молодым людям молодёжная субкультура не нужна.

Типология молодёжных субкультур.

1.А.В. Толстых выделяет следующие молодёжные субкультуры в зависимости от направления деятельности:

– общественно-политические группы ставят своей целью пропаганду определённых общественно-политических взглядов; они не агрессивны.

- радикалы (скины) очень агрессивны. Во главе стоят в основном представители старшего поколения;

- эколого-этические группы (зелёные)

- группы образа жизни, или собственно неформальные молодёжные объединения (панки, хиппи)

- нетрадиционно-религиозные группы

-группы по интересам (значкисты, филателисты, спортивные и музыкальные фанаты).

2. Сергеев С.А. предложил более полную типологию:

- романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкиенисты).

- гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы).

- криминальные

- анархо-нигилистические (панки, экстремистские политизированные субкультуры левого и правого тллка.

3. А. Тарасов. Предлагает следующую типологию, которая отражает обстановку в России в начале 21 века:

- золотая молодёжь в столицах;

- наркоманская субкультура;

- уголовная среда;

- голубая тусовка;

- неофашисты и скинхеды;

- нацболы(национал-большивики);

- футбольные фанаты;

-попсовики;

- старая контркультура(субкультура, развивающая традиции хиппи 60-х гг);

- сатанисты;

- новая контркультура(соединяет традиции хиппи, нацболов).

Гражданский потенциал. Это сформированная во взаимодействии с социальной средой потребность и способность индивида и группы выполнять различные роли гражданина своей страны, общества (роли участника административных, правовых, политических отношений), это способность жить интересами целого, способность по собственной инициативе ставить, обсуждать и решать проблемы обеспечения жизнеспособности и прогрессивного развития своего отечества(участие в коллективных действиях, целью которых является укрепление Российского государства, улучшения благосостояния российских граждан, развитие специфических для России форм культуры).

Формирование гражданственности – длительный процесс, и он проходит в разных социальных средах (в семье, системе образования, в профессиональной сфере, на основе общения со СМИ).

Среди компонент гражданского потенциала молодёжи одной из важнейших является политическая. Это сформированная во взаимодействии с социальной средой потребность и способность выполнять одну из ролей гражданина – роль участника политических процессов, способность неравнодушно относиться к внутри- и внешнеполитической обстановке, способность в необходимых случаях включиться в политические и связанные с ними другие общественные процессы.

Среди основных причин политической пассивности опрошенная молодежь называет: наличие других интересов; дефицит свободного времени и загруженность учебой, работой; политическую неграмотность;недоверие к политикам и политическим партиям; низкий уровень информированности о политических процессах, событиях и явлениях; безразличие к политической и общественной жизни; субъективное отношение к политике как к «грязному делу»; социальная пассивность; наличие индивидуалистических ценностных ориентаций; неверие в свои силы в сфере политики; нежелание думать о будущем.

Духовно-нравственный потенциал молодёжи. Это совокупность духовных качеств, сформированная посредством овладения всеми видами общественной морали, позволяющая ясно осознавать истинные моральные ценности и предпочтения, творчески и искусно применять категории морали к реальным жизненным ситуациям. В систему моральных норм входят: народная (практическая, духовная, профессиональная мораль и мораль гражданского общества.

Народная (практическая) мораль - это совокупность правил поведения людей по отношению к миру, друг к другу и самим себе, направленная на общее и личное благо, обобщенно выраженная в фольклоре, закрепленная в обычаях и формах поведения данного народа. Нормы практической морали обеспечивают благополучие семьи и рода, широкое добрососедство, воспитание деятельной личности и продолжения рода.

Так, моральные нормы соседства и семьи регулируют отношения человека и семьи, мужа и жены, родителей и детей и т.д. Моральные качества человека включают нормы трудолюбия, силы, смелости, верности, правдивости, бескорыстия и т.д. Духовная мораль подразумевает правила отношения людей к Богу, миру, друг к другу и самим себе, определенные основателями религий и их учениками и требующие особого обучения и воспитания личности за пределами семейно-родового обычая. Духовная мораль обобщает и преобразует народные правила поведения, объединяет людей разного родового, племенного и расового происхождения в рамках цивилизованного общества, члены которого сознательно исповедуют и неуклонно исполняют правила духовной морали. Духовная мораль, в отличие от практической (народной), управляет не только поступками, но и желаниями, чувствами, помыслами человека, дает человеку возможность не только реагировать на уже сложившиеся обстоятельства, но и самому создавать новые обстоятельства.

Духовная мораль требует научения особому составу нравственных суждений, под воздействием и с помощью которых человек способен осуществлять сознательное управление духовным развитием своей личности.

Профессиональная мораль по своей сути есть кодексы поведения, обеспечивающие добросовестное выполнение профессиональной деятельности тем или иным общественным сословием. К наиболее широко распространенным и тщательно отработанным кодексам поведения можно отнести следующие виды профессиональной морали: воинскую, педагогическую, врачебную, юридическую, трудовую, коммерческую, мораль ученых, служебную (управленческую).

Вторая половина XX века отмечена попытками выработать моральные нормы гражданского общества, способные поставить заслоны насилию в отношениях между государствами и народами, предотвратить экологические угрозы, объединить усилия в решении глобальных проблем ликвидации нищеты, болезней и других угроз. К моральным нормам гражданского общества принято относить: солидарность, коллективизм, соревнование (конкуренцию), разумные потребности, предприимчивость, гуманизм, ненасилие и некоторые другие.

Главный признак духовности характеризуется стремлением и умением поступать в соответствии с общечеловеческими нравственными нормами Священного писания (10 заповедей). Золотое правило духовной морали - «Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Основными ступенями духовно-нравственного становления личности, формирования ее духовно-нравственного потенциала являются: усвоенность духовно-нравственных ценностей, закрепленных в культуре общества; выраженность соответствующих норм, стандартов и образцов в реальном жизненном поведении; формирование доминирующих ценностей, образующих ядро личности и определяющих направленность ее поведения.

К настоящему периоду в молодежной среде значительно сократилась дезориентация в отношении нравственных и правовых норм. Молодые люди при опросах практически всегда четко формулируют свое отношение к поставленным проблемам.

Абсолютное большинство молодежи осуждает действия, носящие отчетливо выраженный криминальный характер и не совпадающие с нормами российской традиционной морали. К сожалению, значительная часть молодых людей ориентирована на получение богатства не вполне законным путем (получение крупных взяток, неуплата налогов, работа в фирме с «сомнительной» репутацией). Еще менее их сдерживают нравственные ограничения (к примеру, жениться или выйти замуж из-за богатства).

Оценки значимости общественных перемен полностью согласуются с выделением значимости ценностей, имеющих для каждого свой личностный смысл. В то же время для подавляющего большинства молодых людей важны: материальная обеспеченность, знания и качественное образование, высокая квалификация и профессионализм, собственный престиж и высокое статусное положение в обществе.

Критериями успешности для молодых людей выступают как индивидуально значимые (качественное образование, высокое материальное положение, престиж), так и общественно значимые (приоритет семьи, честность и порядочность, уважение к окружающим) ценности.

Тревожные тенденции в молодежном сознании и системе ценностей в обобщенном виде могут быть представлены следующими характеристиками:

— преимущественно развлекательно-рекреативная направленность жизненных ценностей и интересов;

— вестернизация культурных потребностей и интересов, вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символами;

— приоритет потребительских ориентаций над творческими, созидательными;

— слабая индивидуализированность и избирательность культуры, связанная с диктатом групповых стереотипов.

В социальном портрете современной молодежи отчетливо проявляются противоречивые черты:

— довольно высокий уровень образованности и недостаточная согласованность социального и личностного смысла образования;

— признание молодежью социальной значимости участия в общественной жизни и стремление самоутвердиться в непроизводственной сфере.

В сложившейся ситуации социальные институты, традиционно ответственные за духовно-нравственное воспитание молодежи (семья, система образования, вооруженные силы, органы власти и управления), а также институты, призванные содействовать самовоспитанию (средства массовой информации, учреждения культуры и искусства) по разным причинам не в состоянии полноценно осуществлять свою общественную миссию.

Усилия Русской православной церкви, представителей других конфессий, действующих на территории России, призванные восстановить традиционно высокий вклад церкви в духовно-нравственное воспитание молодежи, уже сегодня сопоставимы с усилиями государства. Эти усилия высоко оцениваются органами власти, пользуются значительной поддержкой населения, и, что особенно важно, развивается сотрудничество церкви с различными государственными и общественными институтами (образованием, вооружёнными силами, исправительными учреждениями и др.).

Большую опасность представляют религиозные секты.

Под сектой понимается, по определению, данному еще Э. Трёльчем, объединение верующих, отделяющееся от той или иной конфессии, в силу возникновения новых толкований догм, культа, или других аспектов жизнедеятельности общины. Именно обособленность, «отделенность», выступает решающим признаком; секта не была бы таковой, не будь она противопоставлена большинству. Отсюда и вытекают все особенности ее организации. Это неформальный, преимущественно харизматический, характер управления; повышенное внимание к вопросам догматики (в традиционных исповеданиях для мирян часто просто закрытым); подчеркивание единства общины (характерное для всякой обособляющейся группы, что является одной из базовых закономерностей, определяемых в социальной психологии). Секты могут, со временем, развиваться в деноминации, но могут и длительное время существовать в первоначальной форме.

Пользующиеся реальным влиянием секты России имеют, как правило, не местное происхождение. Условно их можно разделить на сформировавшиеся в лоне протестантских деноминаций и имеющие восточное происхождение. Последние также, как правило, пришли в Россию через страны Запада, однако, и там были востребованы со своей спецификой, заполняли особые ниши, конкурируя с сектами, возникшими на основе «улучшения», «исправления» протестантского миропонимания. Кроме того, существует ряд движений, обычно называемых сектами, но, строго говоря, таковыми не являющихся, как сайентологическое (центры дианетики Рона Хаббарда), или различные объединения астрологов. В этих случаях речь идет о не религиозных мировоззренческих системах.

Контроль сознания в тоталитарных сектах складывается из четырех составляющих: контроль поведения, контроль информации, контроль мышления и контроль эмоций.

1. Контроль поведения: человеку предписывается, где и с кем он должен жить, какую носить одежду, прическу, какую принимать пищу (при резком ограничении количества пищи), сколько времени он должен спать (крайне короткий сон). Все больше времени посвящается секте: групповые моления, медитации, семинары, во время которых идут бесконечные повторения и внушения, изучение сектантской литературы, проповедования, вербовка новых членов. Для принятия важных решений личной жизни необходимо спрашивать разрешение у лидера. Действует система наград и наказаний. Отбивается охота к индивидуализму: "главное это группа". Действует система жестких правил и предписаний. От адепта требуется жесткая дисциплина, покорность, зависимость.

2. Контроль информации: использование откровенного обмана, умышленное утаивание информации, искажение информации, чтобы сделать ее приемлемой. Запрет на все источники информации вне культа: нельзя смотреть ТВ, читать газеты и журналы. Нельзя читать критические статьи о данной секте, общаться с теми, кто из нее вышел. Идет загруженность культовой деятельностью настолько, что у человека нет времени и сил подумать. Существует система взаимной слежки, доносительства. Объединение идет по парам для взаимного контроля и наблюдения. Широко используется внутрикультовая литература: книги, журналы, видео и аудио записи. А также публичные и письменные исповеди, где человек должен сознаться во всех своих неблаговидных поступках, мыслях. Делается это с целью уничтожить границы личности. А в дальнейшем прошлые грехи используются, чтобы манипулировать и шантажировать.

3. Контроль мышления: в контроль мышления входит использование техник прекращения мышления: монотонное скандирование, гудение, многократное повторение молитв, медитация. Поощряется только "правильные", "хорошие" мысли с точки зрения секты. Нельзя задавать критические вопросы о лидере, об их учении, сомневаться - "все сомнения от сатаны". Человеку навязывается принятие языка, крайне загруженного сложными терминами и понятиями. (Кто контролирует язык, тот и контролирует и сознание). Идет полное отрицание всех других религий, верований, учений. Истина - "только здесь, у нас". Крайне примитивное представление о мире: черно-белое, добро-зло, мы против них, т.е. против всего внешнего мира.

4. Контроль эмоций: делается попытка заставить человека чувствовать что в любых проблемах есть его вина. Чувство вины постоянно продуцируется и усиливается: живешь плохо, не так как нужно, дурны твои мысли, чувства, привязанности, социальная и историческая вина. Чрезмерное использование и постоянное нагнетание страха: боязнь независимо мыслить, боязнь внешнего мира, врагов, боязнь потерять свое "спасение", которое только здесь в данной секте. "Нет счастья в окружающем мире. Страдание, беды, погибель ждет вас, если вы покинете секту". В результате всего вышесказанного наступает физическое и психическое ослабление личности, человек вводится в измененное состояние сознание. Секты требуют от своих членов разрыва с ближайшим окружением: семьей, близкими, друзьями, со всем внешним миром. Это связано с тем, что руководители сект хотят заставить своих членов максимальное время посвятить работе на секту. А также с тем, чтобы близкие люди не посеяли сомнения в уме адепта и не пробудили бы в нем критическое мышление. большинство сект вербуют несовершеннолетних, что также является нарушением Закона.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды (стандарты) стоимости, отражающие источники образования дохода | Формирование потенциала покоя. Концентрации ионов в клетке скелетной мышцы и во внеклеточной среде
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.