Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рассмотрим подробнее основные понятия и статьи данных законов




Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства

В течение последних лет в России устойчиво снижается количество ЧС. При этом, однако, увеличиваются масштабы их последствий и ущербы от них. Только прямой ущерб от всех видов ЧС составляет свыше 100 млрд. рублей в год, а с учетом косвенных ущербов может достигать 3 % валового внутреннего продукта страны. В год в России происходит в среднем до 800 ЧС техногенного и природно-техногенного характера. В природной сфере наибольшую опасность представляют наводнения, ураганы, тайфуны, штормы, землетрясения и засухи; в техногенной — крупные пожары, аварии на потенциально опасных объектах и электроэнергетических системах. Значительную социальную напряженность в обществе вызывают ЧС, инициируемые авариями на объектах жилищно-коммунального хозяйства.

Положение усугубляется значительным износом основных производственных фондов и снижением технологической дисциплины. Одна из важнейших задач сегодня — объединение усилий специалистов различного уровня, ученых и практиков в деле разработки организационных, теоретических, методологических и технологических основ прогнозирования и предотвращения катастрофических природных явлений, техногенных аварий и катастроф и возможных ЧС, вызванных этими явлениями и грозящих тяжелыми экономическими, социальными и экологическими последствиями.

Со стороны правительства были разработаны и введены в действие основные Законы РФ в области защиты населения и территорий от ЧС (основные правовые акты Российской Федерации), которыми необходимо руководствоваться для предотвращения ЧС и при обеспечении защиты населения и территорий от опасностей природного и техногенного характера.

Основные Законы в области защиты населения и территорий от ЧС:

– Конституция Российской Федерации, М., 1993, 64 с.;

– «О безопасности», от 5 марта 1992 г. № 2446.1 ФЗ;

– «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68 ФЗ;

– «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69 ФЗ;

– «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 № 151 ФЗ;

– «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. № 3 ФЗ;

– «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61 ФЗ;

– «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116 ФЗ;

– «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28 ФЗ;

– «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3 ФЗ;

– «О противодействии терроризму» от 06 марта 2006 г. № 35 ФЗ.

5 марта 1992 года был принят Закон «О безопасности» № 2446.1 ФЗ. Настоящий Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

Понятие безопасности и ее объекты:

– б езопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз;

– ж изненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства;

к основным объектам безопасности относятся:

личность — ее права и свободы;

общество — его материальные и духовные ценности;

государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность;

– угроза безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Статья 9. Основные функции системы безопасности:

– выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

– создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

– управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при ЧС;

– осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения ЧС;

– участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.

Статья 12. Силы и средства обеспечения безопасности.

Силы и средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в Российской Федерации в соответствии с решениями Верховного Совета РФ, указами Президента РФ, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности.

Силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий ЧС, формирования ГО; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.

Службы Министерства безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел РФ, иных органов исполнительной власти, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством.

Руководители органов обеспечения безопасности в соответствии с законодательством несут ответственность за нарушение установленного порядка их деятельности.

11 ноября 1994 г. Государственной Думой РФ был принят, а 21 декабря 1994 г. подписан Президентом РФ Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», который определяет общие для РФ организационно правовые нормы в области защиты населения и территорий РФ (все земельное, водное, воздушное пространство, объекта производственного и социального назначения, окружающая среда) от ЧС природного и техногенного характера. При этом на органы государственной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также предприятия, учреждения и организации возложен ряд обязанностей по подготовке и координации деятельности органов управления, сил и средств, для защиты населения и территорий от ЧС, по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов и т.п.

В законе даны основные понятия:

чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

ЧС классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов ЧС.

ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и транс граничные.

К локальной относится ЧС, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

К территориальной относится ЧС, в результате которой пострадало 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

К региональной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн., минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

К федеральной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда в день возникновения ЧС и зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации.

К трансграничной относится ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

предупреждение ЧС — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а так же на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения;

ликвидация ЧС — это АСДНР, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а так же на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов;

зона ЧС — это территория, на которой сложилась ЧС;

Целями данного Федерального закона являются:

– предупреждение возникновения и развития ЧС;

– снижение размеров ущерба и потерь от ЧС;

– ликвидация ЧС.

Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» состоит из 9 глав.

Общие положения:

– полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС;

– государственное управление в области защиты населения и территорий от ЧС;

– права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС и социальная защита пострадавших;

– подготовка населения в области защиты от ЧС;

– порядок финансирования и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;

– государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты населения и территорий от ЧС;

– международные договоры РФ в области защиты населения и территорий от ЧС;

– заключительные положения.

В соответствии с законом в РФ существует Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС являются:

– разработка и реализации правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

– осуществление целевых и научно технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;

– обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;

– сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

– подготовка населения к действиям в ЧС;

– прогнозирование и оценка социально экономических последствий ЧС;

– создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

– осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

– ликвидация ЧС;

– осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

– реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

– международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС определяются законодательством РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.

21 декабря 1994 года был принят Закон «О пожарной безопасности» № 69 ФЗ. Настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее — граждане). Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие понятия:

– пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

– пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

– требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

– нарушение требований пожарной безопасности — невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

– противопожарный режим — правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров;

– меры пожарной безопасности — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

– пожарная охрана — совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них АСР;

– пожарно-техническая продукция — специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров;

– государственный пожарный надзор — осуществляемая в порядке, установленном законодательством РФ, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки;

– ведомственный пожарный надзор — деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки;

– подтверждение соответствия в области пожарной безопасности — документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, выполнения работ и оказания услуг требованиям технических регламентов, стандартов, норм пожарной безопасности или условиям договоров;

– нормативные документы по пожарной безопасности — технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности;

– профилактика пожаров — совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий;

– первичные меры пожарной безопасности — реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.

Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности — совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

– нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

– создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

– разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

– реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

– проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

– содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

– научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

– информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

– осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

– производство пожарно-технической продукции;

– выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

– лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее — лицензирование) и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности;

– тушение пожаров и проведение АСР;

– учет пожаров и их последствий;

– установление особого противопожарного режима.

22 августа 1995 г. был принят Закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» № 151 ФЗ.

Настоящий Федеральный закон:

– определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности АСС, АСФ на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации), общественными объединениями, должностными лицами и гражданами РФ;

– устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан РФ, принимающих участие в ликвидации ЧС природного и техногенного характера (далее — ЧС), и членов их семей.

Основные понятия:

– АСС — это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют АСФ;

– АСФ — это самостоятельная или входящая в состав АСС структура, предназначенная для проведения АСР, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;

– спасатель — это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение АСР;

– АСР — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. АСР характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения;

– неотложные работы при ликвидации ЧС — это деятельность по всестороннему обеспечению АСР, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности;

– статус спасателей — это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством РФ и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации ЧС и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью;

– аварийно-спасательные средства — это техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии АСР, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения АСР.

Основными задачами АСС, АСФ, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются:

– поддержание органов управления, сил и средств АСС, АСФ в постоянной готовности к выдвижению в зоны ЧС и проведению работ по ликвидации ЧС;

– контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации ЧС;

– ликвидация ЧС на обслуживаемых объектах или территориях.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на АСС, АСФ могут возлагаться задачи по:

– участию в разработке планов предупреждения и ликвидации ЧС на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях;

– участию в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

– пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от ЧС, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях ЧС;

– участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ;

– выработке предложений органам государственной власти по вопросам правового и технического обеспечения деятельности АСС, АСФ, социальной защиты спасателей и других работников АСС, АСФ.

9 января 1996 г. был принят Закон «О радиационной безопасности населения» № 3 ФЗ.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

– радиационная безопасность населения (далее — радиационная безопасность) — состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения;

– ионизирующее излучение — излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков;

– естественный радиационный фон — доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека;

– техногенно измененный радиационный фон — естественный радиационный фон, измененный в результате деятельности человека;

– эффективная доза — величина воздействия ионизирующего излучения, используемая как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения организма человека и отдельных его органов с учетом их радиочувствительности;

– санитарно-защитная зона — территория вокруг источника ионизирующего излучения, на который уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения. В санитарно-защитной зоне запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится режим ограничения хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль;

– зона наблюдения — территория за пределами санитарно-защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль;

– работник — физическое лицо, которое постоянно или временно работает непосредственно с источниками ионизирующих излучений;

– радиационная авария — потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

Радиационная безопасность обеспечивается:

– проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера;

– осуществлением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности;

– информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;

– обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности.

31 мая 1996 г. был принят Закон «Об обороне» № 61 ФЗ. Настоящий Федеральный закон определяет основы и организацию обороны РФ, полномочия органов государственной власти РФ, функции органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства РФ в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

Основы обороны:

– в настоящем Федеральном законе под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенности ее территории;

– оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Федеральным законом, законами РФ и иными нормативными правовыми актами;

– в целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан РФ и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств;

– в целях обороны создаются Вооруженные Силы РФ;

– к обороне привлекаются внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, войска ГО (далее — другие войска);

– для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти (далее — воинские формирования), служба внешней разведки РФ, органы федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ (далее — органы), а также создаваемые на военное время специальные формирования;

– вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы выполняют задачи в области обороны в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил РФ;

– другие войска, воинские формирования и органы привлекаются к совместной с Вооруженными Силами РФ оперативной и мобилизационной подготовке в целях подготовки к выполнению задач по защите РФ от вооруженного нападения;

– создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренных федеральными законами, запрещаются и преследуются по закону;

– земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности;

– земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов РФ, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством РФ;

– имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Организация обороны включает:

– прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;

– разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины РФ;

– правовое регулирование в области обороны;

– строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения;

– разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирование использования радиочастотного спектра;

– планирование перевода органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;

– мобилизационную подготовку органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;

– создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;

– планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне;

– оперативное оборудование территории РФ в целях обороны;

– обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области обороны;

– развитие науки в интересах обороны;

– координацию деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обороны;

– финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ;

– международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;

– другие мероприятия в области обороны.

21 июля 1997 года был принят Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116 ФЗ.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности
организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории РФ.

В целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

– промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее — промышленная безопасность) — состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий;

– авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ;

– инцидент — отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.

Статья 9. Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта.

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

– соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;

– иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством РФ;

– обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;

– допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

– обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;

– иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте;

– организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

– обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

– обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;

– предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;

– обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;

– разрабатывать декларацию промышленной безопасности;

– заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

– выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;

– приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность

– осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;

– принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;

– анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;

– своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;

– принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;

– вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;

– представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

Работники опасного производственного объекта обязаны:

– соблюдать требования нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

– проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;

– незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;

– в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

– в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

 

12 февраля 1998 г. был принят Закон «О гражданской обороне» № 28 ФЗ.

Основные понятия:

– ГО — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

– территория, отнесенная к группе по ГО, — территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время.

Задачи в области ГО и защиты населения:

– обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

– оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

– эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

– предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

– проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

– проведение АСР в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера;

– первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

– борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

– обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

– обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

– восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера;

– срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

– срочное захоронение трупов в военное время;

– разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

– обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

30 мая 2001 г. был принят Закон «О чрезвычайном положении» № 3 ФЗ.

Чрезвычайное положение

– ЧП означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей;

– введение ЧП является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя РФ;

ЧП вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

– попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

– ЧС природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных АСДНР.

6 марта 2006 года Государственной Думой был принят Закон «О противодействии терроризму» № 35 ФЗ. Настоящий Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом.

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

– терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий;

– террористическая деятельность — деятельность, включающая в себя:

– организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

– подстрекательство к террористическому акту;

– организацию незаконного вооруженного формирования,

– преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

– вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

– информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

– пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

– террористический акт — совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, в целях противоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях;

– противодействие терроризму — деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

– предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

– выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

– минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

– контр террористическая операция — комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.227 сек.