Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Права потребителей туристских услуг

 

Основными источниками правового регулирования отношений при оказании услуг в сфере туризма выступают Закон "О защите прав потребителей" и Закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об основах туризма) <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5491.

 

Основными участниками отношений в сфере туристской деятельности являются:

турист, т.е. потребитель туристской услуги;

заказчик туристского продукта (туристских услуг), который может быть одновременно и потребителем туристской услуги либо действовать в интересах туриста (как представитель по доверенности, законный представитель) или заключать договор в его пользу (ст. 430 ГК РФ);

туроператор, осуществляющий деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта;

турагент, осуществляющий деятельность по продвижению и реализации туристского продукта;

перевозчик;

владелец средства размещения (гостиницы, отеля, курортной недвижимости и т.п.);

гид-экскурсовод <1>.

--------------------------------

<1> Кратенко М.В. Защита прав потребителей услуг: Справочник. М.: Проспект, 2010.

 

Туристические компании подразделяются на две основные группы - занимающиеся туроператорской (формирование, продвижение и реализация туристского продукта) и турагентской (продвижение и реализация туристского продукта) деятельностью.

Турагент выступает просто как посредник между туроператором, который формирует тур, и туристом. Следствием данного обстоятельства, как правило, служит чуть более высокая цена туристической путевки.

В качестве турагентов могут выступать любые юридические лица (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальные предприниматели.

Туроператоры разделяются на различные группы в зависимости от того, с какими регионами они сотрудничают по формированию туристского продукта. Кто-то занимается внутренним туризмом, кто-то - выездным, кто-то и тем и другим. Кроме того, и внутренний, и выездной туризм, в свою очередь, делятся по территориальному признаку.

С 01.07.2003 (в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании") услуги не являются объектом обязательного подтверждения соответствия, т.е. прохождение сертификации для подтверждения соответствия оказываемых туристских услуг является для туроператора и турагента делом добровольным.

В целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществление туроператорской деятельности на территории РФ допускается юридическим лицом при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Согласно ст. 4.1 Закона об основах туризма все туроператоры, зарегистрированные на территории РФ, должны иметь финансовое обеспечение, предусмотренное указанным Законом.

Финансовое обеспечение не требуется:

для организаций, осуществляющих экскурсионное обслуживание на территории РФ в течение не более 24 часов подряд;

для государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность по организации путешествий в пределах территории РФ по установленным государством ценам в целях решения социальных задач.

На территории РФ реализацию туристского продукта, сформированного иностранным юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем либо организацией, не являющейся юридическим лицом в соответствии с законодательством иностранного государства (иностранный туроператор), вправе осуществлять юридические лица, имеющие финансовое обеспечение, полученное в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом об основах туристской деятельности.

В договоре с туристом обязательно должны быть указаны данные о виде гарантии (реквизиты договора страхования либо банковской гарантии), а также основания и порядок получения компенсации за некачественные услуги.

Туристические фирмы включаются в Единый реестр туроператоров, где они получают соответствующий номер.

Сведения о туроператоре, имеющем необходимое по закону финансовое обеспечение, вносятся в Единый федеральный реестр туроператоров, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма (Ростуризмом).

По заявлению туроператора, сведения о котором внесены в реестр, ему может быть выдано соответствующее свидетельство. Указанное свидетельство, а также данные реестра, размещенные на официальном сайте Ростуризма, подтверждают финансовую состоятельность туроператора и могут учитываться потребителем при заключении договора об оказании туристических услуг. Сведения о туроператоре исключаются из реестра в случае реорганизации или ликвидации туроператора, а также в случае непредставления туроператором сведений о наличии у него финансового обеспечения.

С целью предотвращения нарушения прав потребителей туристского продукта регулярно во многих регионах страны проводятся специализированные выставки; существует и официальный сайт Департамента туризма Министерства торговли и экономического развития РФ в Интернете. Данный сайт располагает информацией о туристических организациях, получивших необходимое разрешение на осуществление туроператорской и/или турагентской деятельности, а также перечнем организаций, лицензии которых аннулированы.

Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 N 452 <1> утверждены Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, которые устанавливают ряд требований к Исполнителю туристической услуги.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3942.

 

Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о туристском продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора. Информация о туристском продукте в обязательном порядке должна содержать сведения:

о потребительских свойствах (качестве) туристского продукта - программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке потребителя в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника, а также дополнительных услугах;

об общей цене туристского продукта в рублях, о правилах и условиях эффективного и безопасного использования туристского продукта;

о конкретном третьем лице, которое будет оказывать отдельные услуги, входящие в туристский продукт, если это имеет значение исходя из характера туристского продукта;

о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания, включая сведения о необходимости наличия визы для въезда в страну и (или) выезда из страны временного пребывания;

об основных документах, необходимых для въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания;

об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды (в объеме, необходимом для совершения путешествия);

о порядке доступа к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер (в объеме, необходимом для совершения путешествия);

об опасностях, с которыми потребитель может встретиться при совершении путешествия, о необходимости проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями, если потребитель предполагает совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой он может подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний;

о возможных рисках и их последствиях для жизни и здоровья потребителя в случае, если потребитель предполагает совершить путешествие, связанное с прохождением маршрутов, представляющих повышенную опасность для его жизни и здоровья (горная и труднопроходимая местность, спелеологические и водные объекты, занятие экстремальными видами туризма и спорта и другие);

о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия);

о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в стране (месте) временного пребывания, в которые потребитель может обратиться в случае возникновения в стране (месте) временного пребывания чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья, а также в случаях возникновения опасности причинения вреда имуществу потребителя;

об адресе (месте пребывания) и номере контактного телефона в стране (месте) временного пребывания руководителя группы несовершеннолетних граждан в случае, если туристский продукт включает организованный выезд группы несовершеннолетних граждан без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;

о национальных и религиозных особенностях страны (места) временного пребывания.

Туроператор признается исполнителем, когда он напрямую заключает договор с заказчиком туристского продукта (туристом) либо когда он привлекает турагента, который действует от его имени.

В этом случае потребителю предоставляется информация:

о внесении сведений об указанном туроператоре (исполнителе), сформировавшем реализуемый туристский продукт, в Единый федеральный реестр туроператоров;

о наличии у него действительного договора страхования гражданской ответственности либо банковской гарантии.

Турагент согласно Правилам может являться исполнителем по договору, если он действует по поручению туроператора, но под своим именем. В этом случае вместе с информацией, указанной выше, он обязан сообщить потребителю:

о том, что лицом, оказывающим потребителю услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор (независимо от того, что исполнителем назван турагент);

о своих полномочиях совершать юридические и фактические действия по реализации туристского продукта;

о возможности потребителя в случаях, установленных Законом N 132-ФЗ, обратиться с требованием о выплате страхового возмещения или об уплате денежной суммы по банковской гарантии.

Кроме этого, турагент обязан уведомить потребителя об условиях действия п. 14 Правил, который устанавливает существенные условия заключаемого договора. Данное требование более чем формально, так как существенными условиями договора о реализации туристского продукта согласно п. п. 13, 14 Правил и являются как раз те сведения, которые исполнитель должен донести до потребителя.

Законодатель уточнил понятие туристского продукта - это комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания или других услуг). Это понятие соответствует определению туристских услуг в зарубежном законодательстве и международно-правовых актах.

В некоторых случаях у туриста имеется возможность определять условия и место проживания при пользовании туристским продуктом. Речь идет о предоставлении заказчику права пользования тем или иным средством размещения (номером в конкретном отеле или в сети отелей, домиком на берегу моря и пр.) в течение определенного периода ежегодно - от нескольких дней до нескольких месяцев. Не случайно договоры о реализации подобных туристских продуктов получили название таймшеров (от англ. time - время и share - доля), т.е. приобретение права пользования частью (долей) курортной недвижимости в течение определенного времени. Как правило, при заключении таймшерного договора заказчик оплачивает лишь услуги по размещению, стоимость перевозки и других сопутствующих услуг в цену таймшера не входит <1>.

--------------------------------

<1> Кратенко М.В. Защита прав потребителей услуг: Справочник. М.: Проспект, 2010.

 

Оказание туристских услуг - предпринимательская деятельность. Отношения между гражданами (туристами) и предпринимателями (туристическими организациями и индивидуальными предпринимателями) регулируются гражданским законодательством. Обязательственные отношения между указанными субъектами возникают на основе гражданско-правовых договоров.

Основным документом, подтверждающим наличие взаимных прав и обязанностей туристической организации и туриста, прежде всего является договор на оказание туристских услуг (договор о реализации туристского продукта).

К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся:

наименование, место нахождения и реестровый номер туроператора;

сведения о финансовом обеспечении туроператора;

сведения о туристе (заказчике);

общая цена туристского продукта в рублях;

информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания и маршруте путешествия, о средствах размещения, условиях проживания и питания и пр.;

права, обязанности и ответственность сторон;

условия изменения и расторжения договора;

сведения о порядке и сроках предъявления туристом (и заказчиком) претензий туроператору в случае нарушения туроператором условий договора;

сведения о порядке и сроках предъявления туристом (и заказчиком) требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии <1>.

--------------------------------

<1> См.: п. 2 письма Роспотребнадзора от 31.08.2007 N 0100/8935-07-32 "Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания".

 

В некоторых случаях к обязательным (существенным) условиям договора, кроме того, относят:

дату и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;

порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;

минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы <1>;

--------------------------------

<1> Зыкова И.В., Филатов К.А. Особенности защиты прав потребителей при оказании туристических услуг // Адвокат. 2004. N 12.

 

Договор должен быть заключен в письменной форме и содержать все перечисленные условия. Отсутствие хотя бы одного из них может быть признано нарушением права потребителя на получение информации об услуге (исполнителе) и повлечь наступление административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ <1>.

--------------------------------

<1> См.: п. 2 письма Роспотребнадзора от 31.08.2007 N 0100/8935-07-32 "Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания".

 

По соглашению сторон к обязательным могут быть отнесены и другие условия, в том числе срок оказания услуг (дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность).

Иные условия договора определяются по соглашению сторон, но таковые не могут, естественно, ущемлять каким-либо образом права потребителя как более слабой стороны по договору <1>.

--------------------------------

<1> Зыкова И.В., Филатов К.А. Указ. соч.

 

Закон об основах туризма также предусматривает возможность турагента заключать договор о реализации туристского продукта от собственного имени (ст. 10.1). Однако даже в этом случае договор должен предусматривать сведения о финансовом обеспечении туроператора, включая информацию о страховой компании, в которой застрахована его ответственность, или об организации, выдавшей банковскую гарантию. Соответственно, при нарушении прав туриста (заказчика) последний вправе предъявить претензию турагенту, а при отказе в ее удовлетворении - обратиться с иском к туроператору и страховщику (гаранту).

Неотъемлемой частью договора на оказание туристских услуг является путевка - документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта. Именно в ней содержатся условия путешествия, указана розничная цена туристского продукта.

Потребитель вправе требовать предоставления только тех услуг и только в такой форме, как указано в договоре. Одновременно с этим следует учитывать, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Потребительские свойства туристского продукта, включая маршрут путешествия, условия перевозки и средства размещения, имеют существенное значение для заказчика (туриста) и не могут быть изменены туроператором (турагентом) в одностороннем порядке <1>.

--------------------------------

<1> Кратенко М.В. Защита прав потребителей услуг: Справочник. М.: Проспект, 2010.

 

Права туриста. При подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право:

на необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей среды;

на свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;

на обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;

на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством РФ;

на содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи;

на беспрепятственный доступ к средствам связи.

Обязанности туриста. Во время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан:

соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;

сохранять окружающую среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания;

соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда;

соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.

В соответствии со ст. 9 Закона "Об основах туристской деятельности" туроператор несет ответственность перед туристом (заказчиком) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться данные услуги.

Туроператор отвечает перед туристом за действия (бездействие) третьих лиц, привлеченных к исполнению обязательств, кроме тех случаев, когда федеральным законом и иным правовым актом ответственность перед туристами возложена непосредственно на третье лицо (абз. 4 ст. 9 названного Закона). Комментируя данное положение, Роспотребнадзор указывает на особенности транспортного законодательства, которое возлагает ответственность за нарушение договора перевозки пассажира и багажа на перевозчика (ст. 103 Воздушного кодекса, ст. ст. 107 - 110 Устава железнодорожного транспорта) <1>. Такое толкование опасно тем, что услуги по перевозке пассажиров, по сути, исключаются из состава туристского продукта. Как следствие, туроператор снимает с себя всякую ответственность за действия перевозчика.

--------------------------------

<1> См.: п. 8 письма Роспотребнадзора от 31.08.2007 0100/8935-07-32 "Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания".

 

Турист обращается к турфирме не за посреднической услугой, а за получением полноценного туристско-экскурсионного обслуживания. В лице турфирмы он видит исполнителя услуги, а потому не выдает какой-либо доверенности на заключение договоров от его имени с перевозчиком, владельцем гостиницы и т.д.

С учетом изложенного неправомерные действия (бездействие) перевозчика не освобождают туроператора от исполнения обязательств перед заказчиком туристского продукта. В частности, при отмене или задержке авиарейса (отправления поезда) туроператор обязан внести соответствующие изменения в программу путешествия <1>.

--------------------------------

<1> Кратенко М.В. Защита прав потребителей услуг: Справочник. М.: Проспект, 2010.

 

Принимающая сторона обладает наибольшими возможностями исправления возникших недоразумений, так как именно ею и организована система услуг, оказываемых на данной территории. Однако, если принимающая сторона не выполняет свои обязательства надлежащим образом, возмещать причиненные потребителю убытки обязана организация, заключившая с ним договор на оказание туристских услуг.

Потребительские свойства туристского продукта, включая маршрут путешествия, условия перевозки и средства размещения, имеют существенное значение для заказчика (туриста) и не могут быть изменены туроператором (турагентом) в одностороннем порядке.

Из смысла положений п. 3 ст. 401 ГК РФ следует, что предприниматель отвечает за неисполнение обязательства даже в тех случаях, когда это обусловлено действиями третьих лиц (неисполнение обязанностей контрагентами).

Туроператор отвечает перед туристом (заказчиком туристского продукта) и за действия турагента, совершенные последним в пределах его полномочий по агентскому договору, заключенному с туроператором. Такой договор в обязательном порядке содержит условия об ответственности каждой из сторон перед туристом за непредоставление или предоставление недостоверной информации о туристском продукте, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Как известно, в соответствии со ст. 451 ГК РФ любая из сторон договора вправе потребовать его расторжения или внесения в договор необходимых изменений при существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили в момент заключения договора.

Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.

Закон об основах туризма уточняет круг подобных обстоятельств. К существенным изменениям обстоятельств (ст. 10) относятся:

ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке;

изменение сроков совершения путешествия;

непредвиденный рост транспортных тарифов;

невозможность совершения туристом поездки по не зависящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства);

введение новых или повышение действующих ставок налогов и сборов;

резкое изменение курса национальных валют.

Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.

Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут (изменен) по решению суда. Удовлетворяя требование о расторжении договора, суд по требованию заинтересованной стороны определяет последствия его расторжения исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением договора <1>.

--------------------------------

<1> Кратенко М.В. Указ. соч.

 

Правовое последствие расторжения договора оказания туристских услуг - прекращение обязательств сторон. При этом возмещение убытков, причиненных расторжением договора, осуществляется в соответствии с фактическими затратами сторон. Выплачиваемая в качестве возмещения убытков сумма не может превышать два размера стоимости туристского продукта.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора о реализации туристского продукта заказчик туристских услуг (турист) вправе потребовать от туроператора:

безвозмездного устранения недостатков туристских услуг в разумный срок;

соразмерного уменьшения цены за туристские услуги;

возмещения понесенных им расходов на устранение недостатков туристских услуг своими силами или с помощью третьих лиц;

безвозмездного повторного оказания соответствующих туристских услуг (ст. ст. 737, 723 ГК РФ).

Если в стране пребывания сложатся условия, угрожающие жизни, здоровью и (или) имуществу туриста, то можно будет расторгнуть договор и получить назад сумму, равную стоимости тура. Если угроза возникнет уже во время путешествия, то при досрочном прекращении путешествия выплачивается стоимость неиспользованных дней.

Если недостатки туристских услуг в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо допущенные нарушения договора носят существенный характер, заказчик вправе отказаться от исполнения договора о реализации туристского продукта и потребовать возмещения причиненных убытков.

В случае существенного нарушения условий договора туроператором заказчик (турист) вправе обратиться с требованием о возмещении ущерба к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение (банку, страховой компании). За счет финансового обеспечения туристу возмещаются: стоимость оплаченных туристом, но не оказанных ему услуг; компенсация необходимых расходов, вызванных, например, непредвиденным выездом (эвакуацией) туриста с места отдыха.

Для целей возмещения ущерба заказчику (туристу) в Законе предусмотрены те виды нарушений договора о реализации туристского продукта, которые признаются существенными:

неисполнение обязательств по оказанию туристу входящих в туристский продукт услуг по перевозке и (или) размещению;

наличие в туристском продукте существенных недостатков, включая существенные отступления от требований к качеству и безопасности туристского продукта.

Выплата страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплата денежной суммы по банковской гарантии осуществляется на основании письменного требования заказчика (туриста) при соблюдении определенных условий <1>:

--------------------------------

<1> Кратенко М.В. Указ. соч.

 

в письменном требовании заказчика указана вся необходимая по закону информация;

туроператор отказался в добровольном порядке удовлетворить требование заказчика о возмещении реального ущерба, причиненного вследствие существенного нарушения договора;

к заявлению заказчика приложены необходимые документы, подтверждающие существенный характер допущенных туроператором нарушений договора, размер причиненного заказчику ущерба (например, судебное решение о взыскании с туроператора в пользу заказчика суммы реального ущерба);

требование заявления в пределах предусмотренного законом срока: к гаранту - в течение срока действия банковской гарантии; к страховщику - в течение срока исковой давности, который составляет 2 года (ст. 966 ГК РФ).

До предъявления туроператору иска, связанного с недостатками качества туристского продукта, заказчик обязан направить ему письменную претензию, которая должна быть рассмотрена туроператором в течение 10 дней со дня ее поступления. Претензию целесообразно отправить заказным письмом (с уведомлением о вручении) либо передать уполномоченному представителю туроператора (турагента) один экземпляр претензии, удостоверив данный факт подписью представителя на втором экземпляре претензии.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Права потребителей транспортных услуг | Права потребителей при заключении договора розничной купли-продажи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3121; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.