Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы, связанные с развитием прав человека в России 1 страница




Классификация прав и свобод человека и гражданина

Права человека носят естественный, прирожденный характер. Никто не может лишить человека его неотчуждаемых прав – на жизнь и личную неприкосновенность, свободу мысли, совести и религии, на частную жизни и т.д. Одним из основных признаков современных прав человека, основанных на принципах свободы, равенства, справедливости, является их универсальный характер.

Современный мир характеризуется тем, что процесс расширения прав человека и гражданина происходит в результате развития норм как национального, так и международного права. Этот двусторонний процесс помогает взаимному обогащению законодательств и позволяет поднять планку прав человека на новый уровень. Таким образом, мы видим, что проблема прав человека в современном мире вышла за национальные рамки и приобрела международное звучание. Приоритет прав человека закреплен в универсальных и европейских правовых документах.

 

казнь

Безусловно, признание Конституцией РФ в настоящее время общепризнанных принципов и норм международного права составной частью правовой системы РФ, является существенным шагом на пути построения правового государства и действенной системы защиты и охраны прав человека. Международные договоры сегодня являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества, способствуют расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций. Международным договорам принадлежит первостепенная роль в сфере защиты прав и свобод человека.

В то же время, одного признания общепризнанных норм и принципов международного права, как показала практика, недостаточно. По-прежнему сохраняется определенный разрыв между законодательством и правоприменительной практикой. Существование и реализация прав человека и гражданина невозможно без создания действенной системы их защиты. Следует учиться работать в новых условиях, опираясь на международные стандарты и требования, касающиеся соблюдения прав и свобод человека и гражданина[1].

Современное международное право не только закрепляет перечень основных прав и свобод человека, которыми обладает каждый индивид, но и предоставляет ему право на прямой доступ в межгосударственные судебные и несудебные органы для защиты своих прав.

В своей внешней и внутренней политике Россия исходит из принципа, подтвержденного в 1993г. Всемирной конференцией по правам человека, согласно которому универсальность прав и свобод носит бесспорный характер, а их защита является обязанностью всех государств. Наша страна- участница большинства международных соглашений по правам человека, что обязывает ее выполнять взятые на себя обязательства.

 

При вступлении в Совет Европы в 1996 году Москва взяла на себя ряд обязательств. Среди них - отмена смертной казни и ратификация Шестого протокола. В 1999 году Москва ввела мораторий на исполнение высшей меры наказания, однако Страсбург неоднократно обращался к Москве с просьбой отменить казнь не только де-факто но и де-юре, подписав документ.

Конституция РФ установила, что «смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».

С 1.01.2010г. суды присяжных должны были начать действовать в последнем субъекте федерации, где их до сих пор не было — в Чеченской Республике. В связи с этим Верховный Суд РФ обратился с запросом о возможности применения смертной казни с этого момента в Конституционный Суд РФ.

19 ноября 2009 года Конституционный суд РФ своим Определением №1344-О-Р признал невозможность назначения смертной казни.

МИД Россия процитировал принятое постановление Конституционного Суда РФ, где говорится, что «введение суда присяжных на всей территории России не открывает возможности применения смертной казни».

Глава Конституционного суда России Валерий Зорькин рассказал «Российской газете» о том, что ратификация шестого протокола к Европейской конвенции о защите прав человека является лишь вопросом времени, а процесс окончательной отмены смертной казни в России является необратимым[2].

«Данное решение КС РФ имеет историческое значение для современной России, поскольку оно показывает всему миру, что Россия становится цивилизованным государством, которое поддерживает и развивает общеевропейские стандарты прав человека», - заявил Лукьянов РИА Новости.

Президент России Дмитрий Медведев так же выступает за поэтапную отмену смертной казни в России. «Отмена смертной казни - одна из целей проводимой в стране судебной реформы. Позиция государства и главы государства - поэтапная отмена смертной казни в России», - заявил постоянный представитель главы государства в Конституционном суде Михаил Кротов на заседании Конституционного суда.

Глава Международной комиссии против смертной казни Федерико Майор Сарагоса отмечает большой прогресс, совершенный Россией за последнее время в области отмены высшей меры наказания.

Высказываясь по проблеме смертной казни, Сарагоса заметил, что «для полной ее отмены необходимо повышать информированность населения». «Люди должны знать, что, согласно статистике, после отмены в этих или иных странах смертной казни, число преступлений остается тем же, – преступлений не совершается больше», добавив, что «между этими фактами нет никакой взаимосвязи». Сарагоса напомнил, что «право на жизнь – это высшее право в демократическом обществе, и мы должны помнить об этом»[3].

 

2 Глобальные тенденции в развитии правового статуса

личности на современном этапе

 

2.1 Правовой статус личности в России на современном этапе: система прав и свобод человека и их законодательное закрепление в России

 

В основу современной концепции прав человека положен новый подход к личности как к субъекту правового статуса. Это получило свое выражение прежде всего в том, что впервые, причем на конституционном уровне, юридически признана категория «права человека». Конституционное признание естественных прав дает основание полагать, что государство есть каждый, где все — индивиды, и оно обязуется оправдать свое предназначение. Таким образом, основные права закрепляются и в качестве позитивных норм. Следовательно, нормы конституционного права, касающиеся основных прав, должны быть фундаментом всей юридической системы.

Права человека и гражданина — неотъемлемые свойства и возможности человека, определяющие меру его свободы и закрепленные в правовых нормах. Это характеристика правового статуса человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. В идеале именно права человека должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность всех органов государственной власти и местного самоуправления[4].

Основные, или конституционные, права и свободы имеют принципиальное значение для правового статуса любого индивида. Во-первых, в этих правах получает утверждение принцип уважения человеческого достоинства. Во-вторых, в них реализуются притязания индивида на достойное существование и развитие. В-третьих, конституционные права выступают как основа правового статуса личности. Они являются исходной базой для приобретения других прав, предусмотренных законами и подзаконными актами. Основные права находят свою конкретизацию в нормах текущего законодательства. В-четвертых, конституционные права имеют одинаковый, постоянный и равный правовой характер для всех лиц. Этим Конституция закрепляет принцип социальной справедливости, предоставляя каждому индивиду исходно равный минимум свободы (или возможностей), которая необходима ему как творческой личности.

Основные права и свободы человека и гражданина сформулированы в Конституции Российской Федерации в соответствии с международными документами — Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. и др.

Статья 2 Конституции РФ раскрывает важнейшую сторону характеристики России как правового государства: высшей ценностьпровозглашаются человек, его права и свободы. Поглощенные повседневными делами и заботами, мы редко всерьез задумываемся о том, как, когда и при каких условиях эта гордая декларация может стать реальностью. Ответ тем не менее весьма прост - это случится не раньше, чем нам удастся обеспечить или хотя бы заметно приблизить подлинное равенство всех перед законом и судом.

Все остальные общественные ценности (в том числе обязанности человека) такой конституционной оценки не получили, следовательно, располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить. Данное положение является принципиальной новеллой российского конституционализма: ранее приоритет всегда имели государственные интересы (отождествляемые с общественными)[5].

Признание прав и свобод человека высшей ценностью означает, что в случае коллизии прав человека и других, конституционно защищаемых ценностей, в том числе и тех, которые относятся к иным основам конституционного строя, приоритет следует отдавать правам человека. Глава 2 Конституции РФ, содержащая открытый перечень прав и свобод человека и гражданина, как и гл. 1 и 9, является, как отмечалось, «защищенной», «более жесткой» и не может быть изменена Федеральным Собранием РФ.

Важным является то, что основные права и свободы человека и гражданина рассматриваются как естественные,принадлежащие каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ), т. е. они существуют объективно, а не по воле законодателя, являются не дарованными государством (государство должно их не устанавливать, а лишь признавать, соблюдать и защищать как уже существующие), а дозаконотворческими и внезаконотворческими. Характеризуя конституционно-правовой статус личности, важно иметь в виду следующее: правовой статус - более широкое понятие, так как представляет собой совокупность различных прав, обязанностей, гарантий и ответственности соответствующего субъекта правоотношений, закрепленных нормами всех отраслей права, а конституционно-правовой статус личности - это совокупность лишь основных (конституционных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; нормы конституционного права устанавливают основы правового статуса личности[6].

Коренные изменения, происходящие в социальной структуре российского общества, курс на рыночную экономику, глубокие преобразования в политической системе определяют пути и перспективы развития правового статуса личности в современном обществе. Это касается всех - студентов, интеллигенции, военнослужащих, пенсионеров и т.д. Появились значительные группы людей (беженцы, мигранты), не имеющие четко выраженного правового статуса.

На правовое состояние личности оказывают свое воздействие и нравственно-психологические факторы - потеря личностью социальных ориентиров и приоритетов, духовной опоры, неадаптированность к новым условиям. Личность испытывает глубокий социальный дискомфорт и неуверенность в завтрашнем дне. Для современного правового статуса личности в Российской Федерации характерны такие особенности, как крайняя его неустойчивость, слабая социально-правовая защищенность, отсутствие надежных гарантирующих механизмов, неспособность государственных властных структур эффективно обеспечить интересы гражданина, его права, жизнь, свободы, честь, достоинство, собственность, безопасность.

Изменилась материальная основа статуса (многообразие форм собственности, включая частную; имущественное расслоение, появление рынка труда и безработицы; падение жизненного уровня). Экстремальные ситуации, противоречия, переоценка ценностей, ломка сложившихся за 75 лет советской власти устоев, изменение морально-политического климата, образа жизни - все это не могло не сказаться на общем положении отдельного индивида в обществе, на условиях его существования. Уполномоченным по правам человека Российской Федерации неоднократно констатировалось, что демократические преобразования, экономические реформы не привели к ожидаемому результату и не способствовали существенному прогрессу в обеспечении и защите прав и свобод россиян - происходят широкомасштабные нарушения гражданских, политических и особенно социально-экономических прав.

Проблема взаимоотношений государства и личности в настоящее время - одна из центральных в механизме правового регулирования всей системы общественных отношений. Основным звеном здесь выступают права и свободы человека и гражданина, их гарантированность, взаимная ответственность между государственной властью и личностью[7].

Вместе с этим следует отметить, что на новый уровень выходят проблемы взаимодействия и конкуренции прав и свобод, закрепленных в различных нормативных актах. Учитывая постоянно изменяющуюся правовую природу прав человека, появление огромного массива субъективных прав, ранее неизвестных праву и правовой науке, изменение приоритетов в вопросе соотношения различных прав и свобод, существенное влияние правоприменительной практики на данные процессы, вопросы правового статуса личности нуждаются в постоянном мониторинге и исследованиях, чтобы избежать негативных явлений, связанных с «перенасыщением» нормативно-правовых актов различными субъективными правами, а также их дублированием и отсутствием четких механизмов взаимодействия.

Под правовой статус личности подводится современная законодательная база (новая российская Конституция, Декларация прав и свобод человека, Закон о гражданстве и другие важнейшие акты). При этом нормативная основа создаётся с учётом международных критериев в данной области. Закрепление основ правового статуса личности в Конституции Российской Федерации 1993 года отражает принципиально новую концепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства по сравнению с той, которая воплощалась в союзных и российских конституциях советского периода.

Правовой статус - сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. В структуру этого понятия входят следующие элементы: а) правовые нормы, устанавливающие данный статус; б) правосубъектность; в) основные права и обязанности; г) законные интересы; д) гражданство; е) юридическая ответственность; ж) правовые принципы; з) правоотношения общего (статусного) типа.[8]

Нормативному установлению государством тех или иных прав личности предшествуют соответствующие материальные и идеологические предпосылки как необходимые условия практической реализации этих прав. Однако нередко бывает и так, что соответствия между юридическими правами как определенным долженствованием и фактическими условиями их использования нет. В таком случае права личности могут существовать только на бумаге, не превращаясь в реальную возможность пользования социальными благами.

Правовые возможности - это тоже социальные возможности, определенная их разновидность. Тем не менее не всякая юридическая возможность есть также фактическая возможность пользования предусмотренными ею социальными благами. Здесь возможны противоречия как проявление несовпадения «должного» и «сущего». Это связано с тем, что, во-первых, любая юридическая норма объективно не тождественна фактической социальной возможности, ею предоставляемой, и, во-вторых, юридическое уже по субъективным причинам не всегда совпадает по своему содержанию и смыслу с фактическим положением дел. В то же время значение правовой нормы, как правило, велико даже в тех случаях, когда ее содержание существенно расходится с реальностью. Ведь правовая норма может быть выражением не только фактических возможностей, но и выступает как необходимое средство "перевода" потенциальных возможностей (которые могут появиться лишь при определенных условиях в будущем) в возможности фактические, наличные. Например, законодательное провозглашение в России права всех граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду не означает, к сожалению, того, что каждый гражданин уже имеет фактическую возможность жить и работать в условиях здоровой окружающей природной среды. Однако наличие данной юридической нормы позволяет заинтересованным гражданам и организациям требовать от государства ее обеспечения, а последнее обязано принимать в каждом конкретном случае в пределах имеющихся возможностей все меры по защите прав граждан, что практически может привести к желаемому результату. В частности, в соответствии с указанным правом граждане могут требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, могут ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иск о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями[9].

Юридические права не сводятся к одностороннему проявлению воли уполномоченного лица, поскольку их реализация предполагает исполнение корреспондирующих им обязанностей, необходимо возникающих в связи с предоставлением прав у самого государства, а также у других граждан и организаций. Исполнение обязанностей может быть как активным, так и пассивным; как обязанностью совершить определенное действие в связи с возникновением и реализацией права, так и обязанностью воздержаться от действий, способных нанести ущерб правам управомоченного субъекта. В случае же ущемления прав граждан государство обязано принять меры к их защите и восстановлению.

Обязанности государства, возникающие в связи с предоставлением им прав и свобод своим гражданам, находят свое выражение в совокупности зафиксированных в законе различных гарантий, т.е. тех условий и возможностей, которые государство обязуется создать и предоставить гражданам для практического осуществления ими своих прав и свобод[10].

Нормативно определенные государством свободы личности - это практически те же права гражданина, имеющие лишь некоторые особенности. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно стремится к самой минимальной регламентации поведения граждан, обеспечивая их свободы прежде всего невмешательством, как своим собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов. В частности, законодательство определяет свободу совести как право каждого человека исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные, нерелигиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона.

С понятием и содержанием прав и свобод тесно связаны законные интересы личности. Законные интересы личности - это юридически значимые и юридически оправданные притязания человека на социальные блага, не охватываемые непосредственным содержанием прав и свобод граждан. Законные интересы защищаются государством, законом наряду с правами и свободами. В отличие от прав и свобод содержание законного интереса не определено конкретно законодателем. Это связано с тем, что правовые нормы не способны заранее предусмотреть все возможные жизненные ситуации и соответственно не могут детально регламентировать непрерывно развивающиеся и возникающие впервые притязания человека на социальные блага. На практике при определении и защите законных интересов граждан государственные органы обычно прибегают либо к аналогии права и закона, либо к расширительному толкованию правовых норм.

Важной особенностью прав, свобод, законных интересов личности является то, что характер их воплощения в жизнь в огромной степени определяется личностным отношением к ним их носителей. От субъекта права требуется проявление хотя бы минимума активности, а нередко и настойчивости. В частности, такие политические права граждан, как право на свободу объединения, право на проведение митингов, демонстраций, предполагают проявление значительной активности и организованности субъектов этих прав[11].

Юридические обязанности личности - это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера должного поведения. Юридические обязанности являются необходимым средством воздействия на общественные отношения.
Права и обязанности личности объективно взаимосвязаны между собой. В демократическом обществе взаимосвязь и единство прав и обязанностей проявляются через их взаимообусловленность, а также равенство основных прав и обязанностей. Взаимосвязь и единство прав и обязанностей есть выражение согласования интересов личности, государства, общества. Надлежащее исполнение каждым человеком своих гражданских обязанностей является необходимым условием и гарантией осуществления прав, свобод и законных интересов других граждан, обеспечивает интересы государства и общества. Исполнение обязанностей рассматривается как юридическое и моральное основание для человека требовать от других граждан, организаций и государства обеспечения его собственных прав и притязаний. В частности, конституционной обязанностью российских граждан является обязанность соблюдать конституцию и законы, уважать права и свободы других лиц, нести установленные законом другие обязанности.

Так же, как права и свободы, юридические обязанности подразделяются на конституционные (основные) и на обязанности, возникающие на основе норм текущего законодательства.

Понятие юридической обязанности тесно связано с понятием юридической ответственности личности. Юридическая ответственность личности прежде всего состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия за совершение противоправных и виновных поступков, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.

В ныне действующей Конституции РФ обязанности граждан отражены весьма слабо. В ней зафиксирована лишь необходимость соблюдать Конституцию РФ и законы, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, историческому и культурному наследию, нести военную службу, защищать Отечество (ст. 15,44,57—59). Между тем в международных пактах указываются и другие обязанности, почему-то не вошедшие в Конституцию РФ. Это известное отступление от общепринятых стандартов. Во многих конституциях современных зарубежных стран обязанности также представлены шире и значительнее. В нынешних российских условиях обязанности как дисциплинирующий фактор не менее необходимы, чем права[12].

В определенных экстремальных ситуациях может возникнуть объективная необходимость временного ограничения прав и свобод. Конституция РФ строго оговаривает рамки, порядок и причины такого ограничения.

В ч. 3 ст. 55 Конституции устанавливается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Эта общая норма конкретизирована в ст. 56, фиксирующей допустимость отдельных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения.

Определенные ограничения могут вводиться с обязательным указанием пределов и срока их действия. При этом не подлежат ограничению: право на жизнь, право на охрану достоинства личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, свобода совести, свобода вероисповедания, право на жилище, ряд прав, связанных с различными формами участия в судопроизводстве, и др.

Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» [13] (2001 г.) установил, что в указе Президента РФ о введении чрезвычайного положения должен содержаться исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.

В указанном Законе содержится конкретный перечень такого рода ограничений. Они касаются свобод передвижения, въезда и выезда, проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и иных массовых мероприятий, забастовок и иных прав и свобод, названных в Законе.

Кроме Конституции права и свободы человека получают конкретизацию и развитие в федеральных и федеральных конституционных законах, которые имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Конкретно право человека, его интересы и свободы гарантируются следующими актами, такими, как «О прожиточном минимуме»; «О минимальных размерах труда»; «О введении пособий по малообеспеченности»; «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации»; «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»; «О референдуме Российской Федерации»; «Об основах законодательства Российской Федерации», «Об охране труда»; «Об охране здоровья граждан»; «О гражданстве Российской Федерации», «О праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «О свободе вероисповедания» «Об обжаловании в суд действий и решениий, нарушающих права и свободы граждан» и многими другими. В рамках СНГ действует «Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека», которую Государственная Дума Российской Федерации ратифицировала 6 декабря 1994 г.

Действительно, во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек и гражданин выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые определены нормами конкретной отрасли права. Всеми отраслями права предусмотрены и условия его участия в качестве субъекта тех или иных видов правоотношений, при реализации им своей правоспособности. Иначе говоря, правовое положение человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права[14].

Следует отметить, что международные нормы и стандарты в области правового статуса человека и гражданина устанавливаются путем соглашений между государствами, но не создают непосредственно прав и свобод человека. Эти нормы обязательны только для государств и между государствами. Осуществление, претворение в жизнь этих норм и стандартов является долгом и обязанностью государств-участников международных договоров о правах человека, в случае ратификации которых, они (государства) обязуются привести свое национальное законодательство в соответствие с обязательными международными нормативно-правовыми нормами. Международная защита прав и свобод человека, осуществляемая международно-правовыми средствами, основываясь на общепризнанном принципе уважения к правам человека, служит хотя и важной, но все же вспомогательной мерой.

Реальное обеспечение правового статуса человека и гражданина остается в основном внутренним делом каждого государства и его законодательства. Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека осуществляется в том порядке и теми органами государства, какие предусмотрены его конституцией. Международные нормативно-правовые акты имеют различную юридическую силу. Ряд договоров носит декларативный характер, а их положения являются лишь нормами- рекомендациями. Например, Всеобщая Декларация прав человека не создает обязательных норм поведения стран-участниц, но она оказывает большое влияние на отношения между государствами. И более того, многие ее статьи входят в современные Конституции различных государств, в том числе и в Конституцию Российской Федерации 1993 г. Другие нормативно-правовые акты представляют собой международные договоры, содержащие обязательные для государств нормы поведения. В случае ратификации договора, т.е. утверждения верховным органом государственной власти страны международного договора, подписанного уполномоченным представителем этого государства на международном форуме, его положения становятся обязательным для применения внутри страны.

Конституционный Суд РФ, регулярно обращаясь к международно-правовым актам в мотивировочной части своих постановлений, косвенным путем вынужден интерпретировать те или иные аспекты понимания и применения общепризнанных принципов и норм международного права[15]. На применение обычными судами общепризнанных принципов и норм международного права, закрепленных в международных пактах, конвенциях и иных документах, и правил международных договоров России ориентируют постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».

Особое значение в правильном понимании и применении общепризнанных принципов и норм имеет Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». В этом Постановлении Пленум Верховного Суда РФ дал разъяснение всех важнейший положений, вытекающих из влияния международного права на правовую системе России.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 10 октября 2003 г. дал понятие и определил основные виды общепризнанных принципов и общепризнанных норм международного права.

Он указал, что под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

«К общепризнанным принципам международного права, в частности, - отметил Пленум Верховного Суда, - относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.