Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Права человека и нравственность




Диалектика прав человека и прав социальных общностей

Права социальных общностей и права человека составляют единое целое. При этом в единой диалектической связи ведущая роль, конечно, за правами человека. И все же признание ведущей роли прав человека вовсе не умаляет роли прав социальных общностей. Они имеют общую основу, природу и в то же время свою специфику. Признание того, что права человека есть основа всего подхода к проблеме, вовсе не означает, что не следует изучать специфические особенности прав той или иной общности людей. Наоборот, это предполагает их изучение. Вспомним К. Маркса, который отмечал, что «объяснение, в котором нет указания на специфические различия, не есть объяснение»[56]. Без знания специфических особенностей невозможно научно объяснить процесс функционирования и реализации таких составных частей общей системы прав человека, как права детей, инвалидов, потребителей, женщин, молодежи и др. Для дальнейшего исследования этой проблемы остановимся на взаимосвязи прав человека и прав ребенка. Известно, что научная концепция по проблеме прав ребенка строится на следующей посылке: права ребенка относятся к правам человека как особенное к общему. Другими словами, права ребенка – это составная часть общей системы прав человека, имеющая свою специфику.

Принципиальную значимость имеют взаимоотношения между правами человека и моралью, связи между правами человека, моралью и свободами. Эдмунд Берк писал: «Люди обладают правом на гражданские свободы равно в той мере, в какой они готовы налагать на свои вожделения цепи морали». По сущности своей они должны выступать как взаимодополняющие части единого целого. В реальной жизни эти принципы далеко не всегда взаимосвязаны.

Как положительные, так и отрицательные события ХХ века ощутимо, хотя и на разный манер, показали, что игнорирование прав человека идет наряду с игнорированием нравственных начал в обществе, которому вместо человеческих моральных начал нередко навязывают классовую нравственность или расистскую мораль. Ту самую, которая служит оправданием для массовых репрессий внутри общества. И наоборот, там, где учитываются права человека и критерии нравственности, налицо прогресс и свободная личность.

Права человека носят этический характер и представляют собой духовно-нравственный идеал [57]. Идея этического характера прав личности является ведущей для современной философии прав человека. Так, например, в книге «Философия прав человека» говорится, что права человека являются универсальными моральными правами, которые в равной степени принадлежат любому человеческому существу[58]. Эти права отличны от юридических прав гражданина, которые признаются и законодательно защищаются государством. В отличие от них моральные права признаются как неотъемлемые права человека. Но от этого они не утрачивают своего универсального характера.

В учебном пособии для учащихся, изданном в ЮНЕСКО, также отмечается, что концепция прав человека является этической по своему характеру. Она развивалась в процессе человеческой истории как результат преодоления негативных явлений, ограничивавших свободу индивида. «Мы можем проследить возникновение этих концепций этической ценности прав человека во всех мировых религиях в качестве основы, которая гармонизирует отношения между индивидами, общностями и группами… Можно сказать, что понятие человеческого достоинства представляет собой этическую ценность, которая также стара, как человечество, и которая развивалась в истории в соответствии с социальными, политическими, экономическими и культурными изменениями»[59].

Нравственный характер прав человека признавался также крупными русскими учеными и юристами[60].

Упрочение нравственных основ прав человека -важнейшая предпосылка оздоровления общества, цивилизованной защиты человеком своих прав и свобод.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.