Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации к лекции. Лекция 4. Права человека в XXI веке: актуальность, особенности, тенденции развития, проблемы и пути реализации




Лекция 4. Права человека в XXI веке: актуальность, особенности, тенденции развития, проблемы и пути реализации

Человеческое общество живет в XXI веке. Проблема прав и свобод продолжает сохранять свою актуальность. В развитии идеи прав человека, в их состоянии появились новые идеи, новые тенденции. Все это обуславливает выделение в самостоятельную лекцию данную проблематику.

Основные вопросы:

1. Актуальность прав человека, особенности, тенденции развития.

2. Права и обязанности человека.

3. К проблеме возможных ограничений прав и свобод.

4. Пути реализации прав человека.

1. Ряд обстоятельств объективно способствует возрастанию внимания к этой проблеме. В их числе острота проблемы выживания человечества в XXI веке; необходимость демократизации политических режимов власти и возросшими требованиями к человеку; обострение экологических проблем; острота демографических процессов. Развитие прав человека в наступившем XXI веке имеет и свои особенности: а) глобализация прав человека; б) все более полная и всесторонняя связь с проблемой развития; в) все более их явственное проявление как духовно-нравственной ценности общества.

2. Важнейшей особенностью развития прав человека в наступившем XXI веке является усиливающаяся взаимосвязь прав человека с его обязанностями. Такое понимание все более утверждается[156]. При этом выделяются три группы обязанностей: обязанности перед обществом, обязанности перед другими людьми, обязанности перед самим собой.

В лекции необходимо отметить, что в документах мирового сообщества, принимаемых в последние годы, отмечается возрастающее значение и осознание всеми странами и народами необходимости усиления связи между правами, свободами, обязанностями и ответственностью людей. Об этом убедительно свидетельствует разработка по инициативе ЮНЕСКО и принятие в декабре 1998 года «Декларации обязанностей и ответственности человека», с которой необходимо познакомиться всем. Согласно Декларации, ответственность и обязанность государств-членов мирового сообщества заключается в защите жизни людей и обеспечении выживания нынешних и грядущих поколений, признании того, что права будущих поколений – это обязанность и ответственность ныне живущих людей.

3. В XX веке, как нами уже отмечалось в параграфе 4 первой главы, международное сообщество также выработало позицию по такой принципиально важной проблеме, как возможные ограничения, налагаемые на права и свободы человека и гарантии от незаконных, произвольных и дискриминационных ограничений.

Основные принципы, регулирующие ограничения в пределах осуществления прав человека и свобод: законности, правопорядка, уважения достоинства личности, равенства и отсутствия дискриминации, справедливости и публичного разбирательства в суде, соразмерности; принцип, согласно которому права и свободы человека абсолютны, а ограничения являются исключением.

Международная практика выработала гарантии прав личности от незаконных, произвольных или дискриминационных ограничений. Это конституционная гарантия, наличие реально действующей, независимой от исполнительной власти, судебной власти и обстановки в обществе просвещенной демократии.

Лектору необходимо прокомментировать эти положения, при этом опираясь на документы и соответствующую литературу[157]. Особое внимание уделить проблемам, путям и гарантиям реализации прав человека.

4. Опыт XX века свидетельствует, что пути реализации прав человека разнообразны. Это прежде всего путь развития. В связи с этим внимание слушателей необходимо привлечь к Декларации ООН о праве на развитие, принятой в 1986 году. Второй, не менее важный путь, это – путь непосредственной борьбы за реализацию прав человека. Необходимо привести теоретические положения и конкретные факты, подтверждающие, что борьба была и остается важнейшим способом реализации прав человека. Принципиальную важность имеет путь расширения международного сотрудничества в области прав человека и налаживания всеобщего просвещения населения.

5. Гарантия реализации прав человека многообразны. К их числу можно отнести:

- политические: наличие разделения властей, существование оппозиции и многопартийной системы, подчиненность политики праву и др.;

- правовые: наличие демократической конституции, возможности беспрепятственной подачи жалоб, развитость законодательства, гарантированность права на судебном жаловании решений, действенность борьбы с преступностью и др.;

- социально-экономические: должный уровень экономического развития, стабильный рост промышленного и сельскохозяйственного производства, наличие высокоразвитых технологий, достаточность финансовых средств и др.;

- социально-психологические: наличие общенациональной идеи (хотя это не всегда обязательно), достаточно высокий уровень общественного сознания (политического, правового, нравственного), реальные возможности для влияния общественного мнения на социальную среду и др.;

- духовные и нравственные: высокий уровень образования населения, постоянная забота о формировании гармоничной развитой системы культуры, в том числе и правовой; свободный доступ каждого к информации, высоконравственная атмосфера в обществе[158].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.