Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации к лекции. Лекция 11. Права ребенка как общечеловеческая ценность




Лекция 11. Права ребенка как общечеловеческая ценность

Права ребенка нами выделены в отдельную лекцию в силу их важности и весомости для общества. Данная проблема в центре внимания специалистов как в нашей республике, так и за рубежом[174].

Основные вопросы:

1. Конвенция ООН о правах ребенка.

2. Национальные механизмы защиты прав ребенка.

3. Состояние прав ребенка в современном мире и в Беларуси, пути реализации.

По нашему убеждению, существующая точка зрения типа «права ребенка самостоятельны, даже первичны в структуре прав человека» не имеет ничего общего с научным подходом к данной проблеме. Это крайность, в основе которой лежит абсолютизация факта большего внимания государства, научно-педагогической общественности к проблеме прав ребенка, чем к правам человека, и отсутствия научной концепции. Научная концепция должна строиться на следующей посылке: права ребенка относятся к правам человека как частное к общему. Права ребенка – это составная часть общей системы прав человека. При этом ведущая роль принадлежит, конечно, правам человека. И все же это вовсе не умаляет роли прав детей. Они имеют общую основу, природу и в то же время свою специфику. Права ребенка определяются специфическими условиями жизни и развития этой группы людей. И прежде всего возрастом, психологическими особенностями, зависимостью от родителей и.т.п.

1. Проблема прав ребенка признана мировым сообществом важнейшей проблемой современного общества. Идея правовой защиты детей нашла свое развитие в принятой в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека, которая провозгласила, что «дети должны стать объектом особой защиты и заботы». Раскрывая это положение в 1959 г., ООН принимает Декларацию прав ребенка, которая на протяжении более 30 лет являлась важнейшим ориентиром для частой и общественной деятельности в интересах детей.

20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка, которая вступила в силу 2 сентября 1990 г. после ратификации ее необходимым числом стран (20), в числе которых была и Республика Беларусь. Основная идея этого своеобразного «Билля о правах детей», состоящего из 54 статей, заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Лектору необходимо рассказать о процессе ратификации Конвенции, вызвавшей многочисленные замечания и возражения, ее содержании, основных идеях.

2. В соответствии с положениями Конвенции многие страны создали свой механизм защиты прав детей. Например, в Германии принят новый закон о помощи детям и молодежи, в Финляндии – закон о детях, на Кубе – Кодекс о детях и молодежи, в Республике Беларусь – Закон о правах ребенка. Необходимо в лекции более подробно остановиться на раскрытии Закона о правах ребенка, принятого в 1993 г. с поправками и изменениями 2000 г.

Известно, что особое место в деятельности по защите интересов детей принадлежит институту омбудсменов. Институт омбудсменов по правам ребенка распространен в Европе и Латинской Америке, в 18 странах мира (Австралии, Новой Зеландии, Канаде и др.). Действуют также службы по защите прав и интересов детей. Необходимо прояснить функциональное назначение института омбудсмена, раскрыть сложности в его деятельности и возможности его учреждения в Республике Беларусь.

3. В издании Детского фонда ООН 2000 г. «Положение детей в мире» сказано: «На заре XXI века подавляющее большинство людей в мире, которые живут в нищете, составляют дети и женщины. Они же представляют собой большинство гражданских лиц, которых убивают или калечат во время военных конфликтов. Их права, изложенные в Конвенции о правах ребенка и в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, нарушаются ежедневно и число этих нарушений не поддается подсчету. Ежегодно, в период 90-х годов ХХ века, умирали по 3 млн. детей в возрасте до 5 лет, почти 600 млн. жили в нищете и более 100 млн. не посещало школу»[175]. «За это десятилетие в результате более 1 млн. детей стали сиротами или оказались оторванными от семьи. Также в результате конфликтов были убиты 2 млн. детей, 6 млн. ранены или стали инвалидами на всю жизнь, 1 млн. оказались бездомными»[176]. Несмотря на определенные положительные результаты в России проблема состояния прав ребенка остается острой проблемой[177]. Существуют проблемы в области охраны прав несовершеннолетних и в нашей республике, на которые указывают ученые-специалисты в этой сфере знаний[178].

 

Лекция 12. Права человека в Республике Беларусь

Выделение данной проблемы в самостоятельную главу объяснимо как с научной, так и с практической стороны. Первая республиканская научно-практическая конференция на тему «Права человека в Республике Беларусь: механизмы защиты, методика преподавания» состоялась в Брестском государственном университете в 1996 году. В 1999 г. была подготовлена и издана монография на тему «Права человека в Республике Беларусь».

Основные вопросы:

1. Конституция Республики Беларусь о правах, свободах и обязанностях граждан.

2. Состояние прав человека, имеющиеся проблемы.

3. Пути реализации прав человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 883; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.