Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человека – методология подхода к проблеме




Диалектическое единство прав, обязанностей и ответственности

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

За последние годы в области прав человека значительно активизировались научные исследования. Вместе с тем, пока отсутствуют исследования в области использования прав человека в воспитательном процессе. Налицо явная недооценка аспекта взаимоотношений прав человека и общества в целом, что нередко приводит к отрицательным последствиям. Автором сделана попытка привлечь внимание к данной проблеме[190]. Он исходил из того, что активное использование прав человека может вести к активизации воспитательного процесса, оказать положительное влияние на состояние нашего общества, уровень его морали и культуры. Насколько правомерна такая постановка вопроса и возможно ли это на практике? Поиски ответа приводят исследователей прав человека и проблемы воспитания личности к следующим умозаключениям.

Диалектика прав и обязанностей состоит в том, что они предполагают друг друга – нет (не должно быть) прав без обязанностей и обязанностей без прав: находятся в противоречивом единстве, борьбе, движении; генетическая обязанность предшествует правам, и в этом смысле является конституирующим началом как личности, так и социума, оптимальность (мера) есть баланс прав и обязанностей, избыток прав ведет к их инфляции, недостаток – к бегству от обязанностей[191].

Диалектика прав и обязанностей человека заключается в том, что обеспечение прав человека обусловлено выполнением другим человеком своих обязанностей, и наоборот. Например, взаимоотношения между учителем и учениками, работником и работодателем, больным и врачом, руководителем и подчиненным, родителями и детьми и т.д. Иными словами, права человека становятся реальностью лишь тогда, когда они неразрывно связаны с выполнением людьми своих обязанностей. Обязанности – это объективная необходимость, настоятельные требования, предъявляемые обществом к человеку с тем, чтобы не нарушались права другого человека и общество функционировало нормально и стабильно.

Усиливающаяся взаимосвязь прав человека с его обязанностями является, как нами уже отмечалось в разделе 4 главы I, важнейшей особенностью в XXI веке. Права и обязанности – это сфера специфических отношений человека и другого, человека и гражданина, человека и социальной группы риска, гражданина и государства, это постоянное движение, стремящееся к балансу и равновесию двух противоположностей»[192].

В учебном пособии «Права человека» под общей редакцией А.Д. Гусева и Я.С. Яскевич сказано: «Права человека становятся реальностью лишь тогда, когда они неразрывно связаны с выполнением людьми своих обязанностей. Обязанности – это объективная необходимость, настоятельные требования, предъявляемые обществом к человеку с тем, чтобы не нарушались права другого человека и общество функционировало нормально и стабильно[193].

Права и свободы человека не делают его абсолютно независимым от общества, а значит не освобождают от обязанностей и ответственности. В связи с этим бывший Генеральный секретарь Совета Европы Катрин Лалюмьер подчеркивала, что «Права человека – это не только права всех и каждого из нас, это прежде всего права других. Поэтому правам человека противопоказан эгоистический, индивидуалистический и потребительский подход. Права человека не смогут существовать без солидарности между индивидуумами»[194]. Очевидно потому, что устойчивое развитие социума зависит не только от максимальной реализации прав человека, но и от повышения внимания к выполнению людьми своих юридических, моральных, политических и других обязанностей и их ответственности за последствия своих действий для других людей и общества в целом.

Ответственность обеспечивает стабильность, организованность, порядок, традиционность, толерантность, контроль над страстями и, вообще, саморегулирование социума. Там, где присутствует ответственность, до минимума уменьшается опасность хаоса и самоуничтожения. Вглядитесь в живую реальность – и везде обнаружите подобный механизм социального движения.

Ответственность – не приправа к свободе, а фундаментальный принцип человеческого, особое свойство организованного социального. Чем сложнее и богаче социальная жизнь, тем в большей степени проявляются ее значение и роль. В свободе таится возможность, в ответственности – целесообразность, нацеленность на благо и стремление его удержать. В ней, и прежде всего в ней, – спасение «обреченных на свободу».

Сфера ответственности личности поражает своей грациозной обширностью и глубиной. Мы отвечаем перед самими собой, перед семьей, коллективами, малыми и большими социальными общностями, с которыми связаны постоянными отношениями. Для многих совсем не пустой звук ответственность перед Отчизной, нацией, государством. Вместе взятые, они образуют колоссальное психологическое бремя, которое человек взваливает на себя, и не все готовы достойно нести свою ношу, выбрав правильную дорогу.

Прежде всего это касается внешней ответственности, которая возлагается на личность в форме требований общества. Но немаловажное значение имеет и внутренняя ответственность. Она функционирует на разных этажах человеческого сознания, в том числе там, где селятся разум и рассудок. Все же ее рабочие механизмы размещены в подвалах подсознания.

Внутренняя ответственность, сопрягаясь, соединяясь с внешней, образует ту часть духовного бытия, которая подчиняется долгу, действует по велению совести, чести и достоинства. Вокруг них вращаются сферы морали, традиций и правового регулирования. Если эти механизмы плохо или вообще не действуют, тогда индивид с его «врожденной» свободой не может приспособиться к окружающей среде и неизбежно вступает на путь постоянных с ней конфликтов.

Напрашивается вывод: абстрактные и чисто внешние моральные требования не в состоянии заставить многих людей ответственно относиться к своей жизни и строить ее в гармонии с общественными ожиданиями. Это возможно, когда эффективно действует социальная система воспитания чувств, подготовки человека жить по законам ответственной свободы.

«Ответственность» не тождественна по своему объему понятию «обязанности», ибо она в равной мере относится и к правам человека, которыми также надо пользоваться умело и ответственно, не нанося ущерба другим членам общества. Анализируя ее возрастающую роль в современном обществе, философ А.Высоцкий пишет: «Ответственность интегрирует, свобода разделяет, порождает сепаратизм. Свобода – проявление и мерило самостоятельности, независимости, созидания, регресса и прогресса. В ответственности олицетворяется единство, стабильность, причастность, традиционность. Свобода разрушает мораль. Через ответственность индивид, как Бог, берет на свои плечи груз забот о себе, семье, близких, государстве, о всех людях»[195]. В определенной степени можно согласиться и с таким его теоретическим обобщением: «По всем признакам третье тысячелетие цивилизации должно превратиться в исторический период, в котором человечество от культа свободы будет переходить к культу ответственности во всех сферах человеческой жизни»[196].

О возрастающем значении и осознании всеми странами и народами необходимости усиления связи между правами, свободами, обязанностями и ответственностью людей убедительно свидетельствует разработка по инициативе ЮНЕСКО и принятие в Валенсии (Испания) в декабре 1998 года «Декларации обязанностей и ответственности человека»[197]. В ее подготовке приняли участие 90 экспертов из многих стран и всех регионов мира, представлявших различные культуры, области научного и философского знания, социально-экономической и политической сфер жизнедеятельности людей. Декларация состоит из введения, 12 глав и 41 статьи. Согласно Декларации, ответственность и обязанность государств – членов мирового сообщества заключается в защите жизни людей и обеспечении выживания нынешних и грядущих поколений, признании того, что права будущих поколений – это обязанности и ответственность ныне живущих людей; в укреплении мира и безопасности народов; предотвращении массовых нарушений прав человека; защите окружающей среды; установлении справедливого международного порядка; обеспечении свободы убеждений и верований, неприкосновенности личности, действенного участия людей в решении общественных вопросов; использовании достижений научно-технического прогресса в интересах всех людей; искоренению международной организованной преступности и терроризма; защите прав всех групп населения и социальных общностей, включая права детей и молодежи – будущего человечества.

Главная цель Декларации заключается в том, чтобы раскрыть первостепенное значение выполнения всеми людьми своих обязанностей и ответственности как важнейшего средства обеспечения прав и свобод человека. В ней признается, что несмотря на некоторый прогресс в области прав человека за последние десятилетия, состояние в области реализации прав и основных свобод человека по-прежнему далеко еще не соответствует идеалам и задачам, провозглашенным во Всеобщей декларации прав человека. Это прежде всего зависит от состояния дел в области практического выполнения людьми своих обязанностей.

Взаимосвязь прав и обязанностей выражается, в частности, в том, что по мере расширения общепризнанных прав человека растут и его обязанности и ответственность на всех уровнях его жизнедеятельности. Так, например, в результате правозащитной деятельности международных и национальных организаций в настоящее время человек признан субъектом международного права. Он имеет реальную возможность непосредственно обращаться к международным организациям с просьбой о защите своих прав от государственных структур. В частности, в статье 61-ой Конституции Республики Беларусь записано: «Каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Однако признание отдельного лица в системе международного права в качестве независимого юридического субъекта накладывает на него юридическую обязанность соблюдать нормы международного права и нести за их нарушение уголовную ответственность.

В Декларации обязанностей и ответственности человека (1998) все статьи Всеобщей декларации анализируются с точки зрения неразрывной связи между правами, свободами, обязанностями и ответственностью человека. Этим самым также впервые в международном документе закрепляется и развивается идея о том, что не только права и свободы человека, но и его обязанности и ответственность носят всеобщий, универсальный характер. Это еще более усиливает как правовое, нормативное, так и духовно-нравственное значение прав человека и гражданина. Вопрос о взаимосвязи прав и обязанностей человека, его ответственности за формы и методы их осуществления является важным для развития любого общества, особенно на переломных этапах его истории. Это находит отражение в юридических документах. Так, например, во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. в статье 11 говорится, что каждый гражданин «может высказываться, писать и печатать свободно под угрозой ответственности лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом». Во французской Конституции 1791 г. сказано, что «закон может установить наказание за совершение деяний, которые, нарушая общественную безопасность или права других граждан, вредны для общества».

Это – классические документы эпохи утверждения буржуазного демократического государственного строя в Европе. Но данные требования актуальны и в современный период. В Конституции Испании, принятой в 1978 г., то есть после ликвидации диктатуры Франко, в статье 4 записано, что «закон ограничивает использование информации с целью гарантии чести, личной и семейной тайны гражданам и полного осуществления их прав». Речь идет о всех гражданах и, в том числе, о короле, премьере, министрах… Их также нельзя безнаказанно порочить, публично оскорблять, вмешиваться в их личную жизнь. Далее, в статье 21 Конституции Испании сказано, что при проведении собраний или митингов в местах общественного движения власти должны быть заранее поставлены в известность. Они имеют право запретить проведение этих мероприятий, если возможны нарушения общественного порядка или угроза людям или материальным ценностям.

В Конституции Японии (ст. 12) записано: «Свободы и права, гарантируемые народу настоящей Конституцией, должны поддерживаться постоянными усилиями народа. Народ должен воздерживаться от каких бы то ни было злоупотреблений этими свободами и правами и несет постоянную ответственность за использование их в интересах общественного благосостояния».

Обязанности человека и гражданина, определенные Конституцией Беларуси, немногочисленны (ст. 52-57), но они выражают важнейшие условия реализации прав личности. Человек обязан соблюдать Конституцию и законы, уважать национальные традиции, а также достоинство, права, свободы и законные интересы других лиц. Кроме того, каждый, живущий на территории страны, обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности, а также охранять природную среду. К обязанностям граждан относится необходимость платить налоги и защищать страну.

Взаимосвязь прав и обязанностей касается всего спектра отношений человека, общества и государства. Так, например, во Всеобщей декларации прав человека (ст. 28) говорится: «Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены». В данном случае признается, что мировое сообщество и все государства – члены ООН несут ответственность за создание благоприятных внешнеполитических условий для всех людей. В Конституции Республики Беларусь это положение нашло отражение в статье 59. В ней говорится, что государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Беларуси. Свидетельством того, что эти обязательства государства перед народом выполняются, является упрочение социальной стабильности в стране, укрепление безопасности в регионе, активное участие республики в деятельности мирового сообщества по поддержанию мира и уважению прав человека.

В современных условиях вопрос о защите прав человека должен решаться с учетом новой внутренней и внешнеполитической обстановки, а это требует реалистического подхода к взаимосвязи между правами и обязанностями человека и государства. Последнее должно всеми средствами способствовать наиболее полному осуществлению прав человека и в то же время не превышать меру разумного, чтобы не вмешиваться в личную жизнь людей и не ущемлять их права и свободы. Сложность данной задачи образно выразил профессор Парижского университета Франсуа Люшер: «Если государство сильное, оно нас подавляет, если же слабое – мы погибаем». Существует реальная опасность впасть в крайность. При тоталитарной системе, как справедливо подчеркивает профессор Е.А. Лукашева, упор делался на ответственности[198], сегодня мы акцентируем внимание только на свободе, забывая, что «только ответственный человек – свободен и только свободный – ответственен», как говорил известный русский философ Н.А. Бердяев. В обществе четко обозначился крен в сторону эгоистического своеволия, безответственности, жесткого давления на властные структуры, вплоть до судебных органов. Общество не может удержаться в рамках цивилизованности, если отсутствуют критерии дозволенности или их не соблюдают.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.