Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По правам человека




Учебно-методическая и научная литература

По состоянию на 1995 г. учебно-методической литературы по правам человека, подготовленной в Беларуси, не было. Первым пособием явилось изданное в 1996 г. пособие для высших учебных заведений, подготовленное автором монографии. Пособие получило гриф Научно-методического центра учебной книги и средств обучения и оказалось первым и единственным в Беларуси на протяжении последующих четырех лет.

В статье, посвященной актуальным проблемам становления науки прав человека, Л.Ф. Евменов отмечает: «Не осталась в стороне от процесса разработки проблем прав человека и белорусская социальная и гуманитарная наука. Первый прорыв на ниве высшего образования здесь бесспорно за Брестом и доцентом Иваном Котляром, издавшим в 1998 г. два учебных пособия: одно для студентов неюридических вузов и факультетов и другое – для средних школ»[245]. Участник презентации, ведущий специалист Министерства образования О.Кондрацкий в информации, опубликованной в «Настаўніцкай газеце» сообщил читателям: «В республиканском институте высшей школы состоялась презентация учебного пособия «Права человека». Автор – доцент Брестского университета Котляр И.И. Это первое учебное пособие по проблемам прав человека, изданное в Беларуси. Оно адресовано студентам высших неюридических учебных заведений.

Время подтвердило правильность методологии подхода автора и концептуальных основ, заложенных в пособии. В их числе: рассмотрение прав человека как явления мировой культуры и цивилизации; проблем международной и региональной защиты прав человека; выделение в самостоятельную тему проблемы «Права человека в Республике Беларусь» и др. Естественно, что другие авторы изданий 1998 – 2002 гг.. во многом сохранили и взяли на вооружение такие подходы и такую концепцию, а само пособие выдержало несколько изданий. В том числе 2-е, более обогащенное, дополненное, издано в 2002 году с грифом Министерства образования Республики Беларусь. В нем изложена современная концепция прав человека, изложена на представлениях об их этическом характере, раскрыта их сущность, реальное состояние и механизмы защиты. Учебное пособие получило признание как среди педагогической общественности, так и среди студенчества. Профессор А.Лапатка из Варшавы опубликовал положительную рецензию в журнале Польской Академии Наук[246] для студентов, слушателей, аспирантов и преподавателей учебных заведений. В 2005 г. вышло его 2-е издание. Оно сразу же завоевало популярность у читателя, получило республиканское и международное признание. Так, например, ее высоко оценил профессор А. Лапатка (г. Варшава), другие известные специалисты в области прав человека.

Изданное в 1996 г. пособие дало толчок в подготовке другими авторами пособий по правам человека. Как следствие этого процесса, в период с 2000 г. были изданы учебные пособия и пособия под редакцией С.С. Бубена и Т.С. Протько[247], С.П. Кацубо[248], других авторов.

В курсе лекций «Права человека», изданном в Брестском государственном университете им. А.С. Пушкина в 2004 г., раскрываются теоретический, исторический и практический аспекты прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации. Уделено большое внимание состоянию прав человека в XXI веке, механизмам их защиты и реализации. Обобщен опыт чтения автором лекции по правам человека. Предложены рекомендации по вопросу методики чтения лекций. Учтены последние достижения научной мысли в этой сфере как отечественных, так и зарубежных ученых. Пособие Котляра И.И. «12 лекций по правам человека» вышло в 2005 г., издано в Барановичском госуниверситете. Его структура и содержание таковы, что позволяют выполнить поставленную задачу – ознакомить студентов с содержанием материала, а преподавателей спецкурсов по правам человека – с содержанием и методикой изложения лекционного материала.

Достоинством учебных пособий автора монографии по правам человека также является их доступность читателю, прежде всего студентам. Пособия написаны простым, доступным языком и находят понимание студенческой аудитории. Они содействуют развитию интеллекта читателя, его миропознания.

Учебное пособие под редакцией А.Д. Гусева и Я.С. Яскевич издано в 2002 г. и допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов вузов. Оно подготовлено коллективом авторов: А.Д. Гусевым, доктором философских наук, профессором кафедры философии и культурологии РИВШ БГУ; Я.С. Яскевич, доктором философских наук, профессором, зав. кафедрой философии и культурологии, проректором РИВШ БГУ; Ю.Ю. Гафаровой, кандидатом философских наук, доцентом кафедры философии и культурологии РИВШ БГУ; Л.И. Смагиной, кандидатом педагогических наук, доцентом, зав. лаборатории семейного воспитания Национального института образования и автором настоящей монографии. В учебном пособии раскрывается сущность фундаментальных прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации и показывается их роль в развитии личности, общества и человечества. Книга написана в соответствии с образовательным стандартом и типовой программой «Права человека» для высших учебных заведений. Учебное пособие дает ответы на следующие теоретические проблемы: предмет, задачи и функции дисциплины «Права человека»; идейные истоки современной концепции прав человека; права человека – глобальная проблема человечества;международная защита прав человека; гражданское общество и социальное правовое государство; права человека и гражданина в Республике Беларусь.

В этот период также были изданы: практическое пособие доктора философских наук Н.Белякович[249], автор выполнил поставленную цель: содействовать боли широкому распространению научных знаний о правах и свободах человека, формированию уважения к достоинству и ценности каждой личности. При этом автор стремился представить права человека не только как наиболее зримое воплощение свободы, активную деятельность и высокую ответственность отдельного индивида, но и как наивысшую политическую, социальную и нравственную ценность всего цивилизованного мира; а также учебные пособия доктора исторических наук В.Божанова[250] и доцента С.Симановского[251].

В 2001-2002 гг. учебно-методическая литература пополнилась изданиями ученых – преподавателей Гомельского университета им. Сухого «Права человека» и «Основы прав человека». В них излагаются основные понятия по вопросам прав человека, отражены современные политические, правовые и социально-экономические подходы к обеспечению прав человека, подробно освящается современное состояние прав человека в мире, механизмы защиты прав человека и пути их совершенствования. Тем самым сократился дефицит учебно-методической литературы по правам человека, они изучаются студентами высших учебных заведений республики.

Однако, отдавая должное авторам учебных пособий, вместе с тем считаю необходимым сказать в их адрес некоторые замечания. На учебном пособии «Права человека» под редакцией С.П. Кацубо лежит печать подчинения прав человека государственному праву. В нем излагаются проблемы, не связанные с названием учебного пособия. Учебное пособие «Основы прав человека» 2002 г. издания во многом дублирует учебное пособие «Права человека», изданное теми же авторами два года ранее.

Итак, успехи подготовки учебно-методической литературы очевидны. Однако, основная работа, пожалуй, еще впереди. И главное, необходимо подготовить и издать учебник для вузов по правам человека. Он явится первым белорусским изданием по истории, теории и практике становления и развития прав человека. Учебник может быть подготовлен автором или коллективом авторов, которые имеют опыт написания учебных пособий при участии и поддержке Министерства образования Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси.

Думается, что мы не погрешим против истины, если заявим, что в последние десятилетия XX века значительно активизировался вклад социальных и гуманитарных наук – права, философии, политологии, социологии, истории, экономических и других наук в совершенствование концептуального аппарата в этой области знания, в накопление в ней новых теоретических знаний. Не осталась в стороне от этого процесса разработки прав человека и белорусская философская, социальная и гуманитарная наука.

Важный вклад в развитие науки о правах человека внес Л.Ф. Евменов[252]. Он представлял БССР в Комиссии ООН по правам человека, является вице-президентом Белорусской Ассоциации содействия ООН, участвовал в заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН, Генеральной Конференции ЮНЕСКО, многочисленных международных форумах по правам человека. В 1996 г. был издан тематический сборник его работ «Тотальный кризис и права человека». Главным ее содержательным стержнем являются права человека. В 2000 г. вышла книга Л.Ф. Евменова «Международная идеология прав человека: проблемы – решения». В ней обосновывается необходимость конструктивной ревизии международных актов о правах человека с целью приведения их к более адекватному соответствию с объективными социальными реальностями современности и потребностями дальнейшего прогрессивного развития человека и человеческой цивилизации с учетом уровня развития современных наук. Излагается авторский взгляд по проблемам: принципы прав человека; права и обязанности человека; о диалектике индивидуального и коллективного; о праве человека на культуру; о необходимости соблюдения принципов свободы, достоинства и личной неприкосновенности и по другим понятиям и категориям прав человека. Некоторые предложения весьма спорные, но в целом они носят конструктивный характер.

В последние годы ученый проявил себя и на ниве подготовки учебных пособий. Его курс лекций «Право быть человеком», изданный в 2003 г., предназначен для студентов юридических вузов и факультетов, факультетов и вузов международного права и международных отношений, начинающих преподавателей высшей школы, молодых ученых. В пособии излагается авторская позиция по проблемам прав человека, представлен необходимый материал.

Определенный вклад в развитие науки о правах человека внесен А.Д. Гусевым[253], доктором философских наук, профессором РИВШ БГУ и В.А. Бажановым[254], доктором исторических наук, профессором института парламентаризма и предпринимательства, другими исследователями. Так в монографии Ю.Малевич «Права человека в глобальном мире»[255] дан анализ динамики процессов универсальных прав в глобальном мире, обосновывается значимость интерцивилизационного подхода для успешного использования концепции универсализма прав человека в процессе глобализации мировой политики.

Не стоял в стороне от процесса развития науки о права человека и автор монографии. В изданной книге «Права человека в современной Беларуси» (1999 г.), материалах проведенных международной и двух республиканских конференций изложена авторская позиция по вопросам состояния, защиты и реализации прав человека. Ее основные положения: подтверждена актуальность проблемы прав человека на рубеже XX и XXI веков, в том числе для Беларуси; обоснован теоретический и практический вред как абсолютизации прав человека в жизни общества, так и, с другой стороны, недооценка, игнорирование этой роли; выдвинута и обоснована идея о том, что права человека надо рассматривать на двух уровнях: как политическая категория и как проявление мировой культуры, как духовно-нравственная ценность. Отмечено, что политизация прав человека, которая имеет место в нынешних условиях в Беларуси, наносит не только вред, но и является фактором торможения в деле их утверждения в жизни общества; дан научный анализ состояния прав человека на Беларуси и высказаны рекомендации по их улучшению; разработаны новые подходы к правам человека (как духовно-нравственное явление) и к соотношению прав человека и прав социальных групп. В соответствии с ними права человека и права ребенка рассматриваются как общее и особенное.

Одновременно им высказано в адрес государственных органов, научных учреждений следующие рекомендации: о необходимости введения института Уполномоченного по правам человека в Республике Беларусь; о создании Национальной системы защиты прав человека в Беларуси; о роли СМИ в защите и реализации прав человека в Беларуси; о необходимости системы обучения правам человека и другие.

Вместе с тем, в ряде изданных работ допущены немало теоретических и других ошибок[256]. В их числе: в толковании природы истоков явления прав человека, в отношении самого термина «права человека» и его принципов и по ряду других позиций. Есть и элементы плагиата, в том числе и с изданного автором монографии в 1996 г. пособия «Права человека».

В целом же, сказанное выше говорит о том, что какие бы претензии мы ни предъявляли к самим себе и ко многим другим лицам и организациям, имеются все основания сделать вывод, что сегодня мы являемся свидетелями и участниками бурного развития знаний о правах человека и социальных групп, знания о человеке, гражданине, обществе, знания о народах, нациях и расах.

Вместе с тем, как сегодня мы должны ответить на вопрос, сформировалась ли область знания прав человека как наука, как наука прав человека? Ответ и уже, и еще не может быть однозначным. Сказать «нет» – это уже не соответствует действительности. Сказать «да» – это еще не совсем соответствует действительности. Рождение новой социально-гуманитарной науки мы ожидаем в первом двадцатилетии третьего тысячелетия. Какой она представляется нам? Это будет междисциплинарная наука, на которую не могут претендовать по отдельности ни философия, ни право, ни политология, ни культурология, ни этика, ни политическая экономия, ни другие социальные и гуманитарные науки. Это будет междисциплинарная наука, но наука со своим специфическим предметом, со своими сложными и подвижными структурой и содержанием, сугубо ей присущим концептуальным аппаратом, своими принципами и законами, своей внутренней логикой. Все эти признаки зрелой науки разрозненными, логически неувязанными между собой элементами уже сегодня имеют место в наших знаниях о правах человека. Но чтобы знание приобрело статус науки, эти разрозненные элементы необходимо замкнуть в строгой, логически корректной и адекватной системе.

В заключение параграфа заметим, что в целях повышения эффективности научных поисков в сфере прав человека необходимо открыть в структуре Национальной академии наук Беларуси Институт прав человека. Цель Института прав человека – содействие просвещению в области прав человека, формам и методам их защиты, формированию в общественном сознании представления о правах человека как универсальной ценности XXI века, как основы для построения гражданского общества и правового государства в Беларуси. Основными задачами такого института будут: методологическая, учебно-просветительская и издательская деятельность, проведение исследований по проблемам прав и свобод; совершенствование законодательства республики о правах человека и гражданина и приведение его в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Основные направления деятельности Института: методология проблематики прав человека; подготовка специалистов по профильным дисциплинам Института с учетом его специфики; повышение квалификации специалистов – преподавателей спецкурсов по правам человека; научно-исследовательская и информационно-аналитическая деятельность в области прав и свобод; взаимовыгодное сотрудничество с международными научными и учебными центрами других государств; участие в международных целевых программах и проектах по проблемам защиты прав и свобод человека; выпуск научной и учебной литературы по проблемам соблюдения прав человека и гуманитарным проблемам; разработка предложений по совершенствованию законодательства о правах, свободах и обязанностях граждан.

По итогам главы можно сделать следующие обобщения:

Ситуация, сложившаяся в системе образования по правам человека, требует дальнейшего совершенствования стиля и методов деятельности органов управлении по управлению системой образования правам человека, от ректоратов высших учебных заведений до управлений Министерства образования Республики Беларусь. Система должно обеспечивать развитие системы академических свобод и вузовской автономии. Эта система сводится к следующим основным положениям: свобода выбора методов, содержания образования и направлений научных исследований для академического сообщества; свобода выбора программы и места обучения для студентов; право распоряжаться материальной и интеллектуальной собственностью; демократизация жизнедеятельности вуза; свобода выбора в проектах, программах и международном сотрудничестве.

Нужно занять твердую позицию, суть которой в следующем: учебное заведение, тем более высшее, – не коммерческое предприятие (учить и зарабатывать деньги – разные виды деятельности). То, что их можно совместить – иллюзия. Педагог, инженер и торговец – это разные типы людей. Коммерциализация, если она будет усилена, может погубить высшее образование. Она уже поставила под угрозу срыва обеспечение выполнения требований положений статьи 26 Всеобщей декларации прав человека: «Высшее образование должно быть одинаково доступным для всех и на основе способностей каждого».

Необходимо добиваться реализации принимаемых рекомендаций. Центральное звено системы управления – кафедра прав человека. Она призвана стать основным учебно-методическим структурным подразделением высшей школы, обеспечивающим проведение учебной, научной и воспитательной работы по правам человека.

Становление науки прав человека упирается сегодня в степень концептуальной неразработанности этой области человеческого знания. Белорусскими учеными, специалистами в области прав человека разработан ряд теоретических проблем, доказана актуальность проблемы прав человека для нашей страны. Но это только часть необходимого, впереди – основная работа.

Так, на наш взгляд, мы не до конца разобрались, что есть внутренняя сущность, содержание и структура феномена прав человека, какова их внутренняя диалектика. Представляются пока неудовлетворительными и научно некорректными имеющие хождение трактовки природы прав человека, диалектики прав и обязанностей, утверждения о наличии индивидуальных и сугубо коллективных прав. Меньше еще нерешенных деталей в трактовке классификации прав человека. Совсем не разработана проблема закономерностей развития прав человека – от осознания и формулировки до их реализации. Много вопросов вызывает уровень концептуальной разработанности прав человека на жизнь, права народов на самоопределение, понятие права на устойчивое развитие. Актуальными проблемами для белорусских исследователей прав человека остаются проблемы методологии, проявления прав человека как явления мировой культуры и цивилизации, реализации и проявления двойных стандартов в практической деятельности международных структур по проблемам право и свобод. Дальнейшее развитие науки прав человека предполагает и критику мифов в этой области познания. Начало этому процессу положено замечаниями белорусского ученого Н.Белякович о мифологии в отношении к Всеобщей декларации прав человека[257]; Дж. Ван Буэрена по вопросу разрешения мифов о международном праве прав человека[258]; другими специалистами, в том числе и по вопросу мифологии в отношении к компьютеризации учебно-воспитательного процесса.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании многолетней опытно-экспериментальной работы нами сделаны следующие выводы:

1. В Беларуси накоплен определенный опыт работы системы образования по правам человека. Значительные результаты достигнуты по выполнению рекомендаций, зафиксированных в Программе «Десятилетие образования в области прав человека ООН (1995 – 2004 гг.)». Созданная в республике система образования правам человека поднимает авторитет страны на международной арене, так как в других странах СНГ, Европы ничего подобного нет. Беларусь является единственной страной, где налажена такая система обучения правам человека. Накопленный опыт и методика позволяет ввести полноценный учебный курс «Права человека». Этого также требует интересы дальнейшего развития системы образования по правам человека, необходимость повышения уровня ее гуманизации и гуманитаризации. Введение учебного курса по правам человека поднимет на более качественную ступень в целом систему образования по этим знаниям.

2. Каждый студент и преподаватель высшего учебного заведения должен знать свои права и обязанности. Каждый должен научиться пользоваться правами и свободами. Каждый должен иметь возможность защищать свои права и свободы. Только при соблюдении этих трех условий возможна реализация высшей ценности – ценности человека.

Большое теоретическое и практическое значение для понимания роли прав человека в развитии личности имеет научное обоснование общечеловеческой ценности прав человека. Нередко это положение отвергается на том основании, что права человека в той или иной мере нарушаются во всех странах мира. Однако, как справедливо отмечает Л.Н. Столович, – «уничтожение явлений, обладающих ценностью, не есть уничтожение самих ценностей»[259].

Нет сомнения, что такие общечеловеческие ценности, как жизнь, свобода, честь, безопасность, развитие, счастье, уважение человеческого достоинства, сопротивление угнетению и социальной несправедливости и другие права человека в любом современном обществе рассматриваются как безусловная ценность, ибо от их обеспечения зависит социальный прогресс и дальнейшее развитие человечества.

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать по отношению к другим в духе братства». Система образования правам человека в большой степени помогает воспитывать нужные качества. Она утверждает цивилизованные, демократические формы общения. В их основу положен принцип толерантности, что означает способность человека позволить другому быть другим, иным, не похожим на тебя.

3. Обучение правам человека является важнейшим фактором формирования гражданской политической культуры. Оно имеет не только теоретико-методологические, но и практические аспекты. Оно ставит своей задачей научить человека «обращаться» с властью так, как она того заслуживает. Права человека учат молодежь строить свои отношения с властью на правовой основе. Понимание противоречивой природы власти – ее способности не только защищать, но и нарушать права человека – вооружает человека уверенностью в своей правоте.

4. В настоящее время одна из главных задач заключается в том, чтобы сделать образование в области прав человека непрерывным, ибо человек на протяжении всей своей жизни постоянно нуждается в современных знаниях, дающих ему силу и умение преодолевать трудности и добиваться реализации своих прав и основных свобод. Важнейший этап непрерывного образования в области прав человека – образование в средней образовательной школе. Учитывая принципиальную важность этой стадии, отметим следующие моменты. Участники международной научно-практической конференции «Десятилетие образования в области прав человека Организации Объединенных Наций: белорусский и международный опыт» проанализировали опыт и проблемы организации образования в области прав человека в школах, гимназиях и лицеях, внесли конкретные предложения, направленные на их реализацию[260]. В их числе: ввести, в первую очередь, в старших (выпускных) классах специальный учебный курс, имеющий своей целью практическое овладение учащимися способами реализации своих прав и свобод; подготовить пакет методических разработок, включая и варианты поурочного планирования, для учителей, которые будут работать по этому курсу; предусмотреть в планах подготовки и переподготовки педагогов всех профилей и администрации школ изучение проблем данной тематики, использование тренингов по практическому овладению способами реализации своих прав и другие методики; создать юридическую, методическую, консультационную базу для развития реального ученического самоуправления и другие.

Важнейшая составляющая непрерывного образования – образование по правам детей. Современное образование неразрывно связано с учением относительно прав детей и человека, с учением о правах детей и взрослых, с учение через применение прав детей и взрослых. Как считает Гюрова В.Т., доктор наук из Софийского университета им. Св. Климента Охридского, «образование по правам детей – основная часть науки о жизни»[261]. Усваивание «науки о жизни» проходит через изучения и применения основных прав детей в школе (в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка). Изучая и упрочняя свои права в школе (при подходящей организации учебной и внеучебной деятельности), дети обучаются гражданскому поведению, готовятся к жизни граждан демократического общества[262]. Задача высших учебных заведений – помочь школам, лицеям, гимназиям повысить эффективность научно-методического обеспечения системы образования правам человека и правам ребенка.

Введение обеспечения непрерывного образования имеет огромное значение и для отдельного человека, и для общества, и для государства, т.к. только политически активный и образованный в области прав человека гражданин может содействовать формированию социально-правового и гражданского общества в обеспечении успешного развития своей страны. О том, что человек должен знать свои права для борьбы с бюрократизмом, беззаконием, бесхозяйственностью, говорит Президент Республики Беларусь, выступая в Парламенте, перед делегатами Всебелорусского народного собрания и на других форумах[263].

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ:

Оптимальный вариант учебного курса «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»:

структура, содержание

РАЗДЕЛ 1. Права человека: сущность, структура, история идей




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.