Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по изучению дисциплины. Права человека занимают центральное место в системе социально-гуманитарного знания




Права человека занимают центральное место в системе социально-гуманитарного знания. Они многообразны, так как отражают многогранную природу человека, сочетающую в себе биологическое, социальное и духовное начала, а также изменяющиеся условия его существования. Это делает необходимым выделить права человека в особую, самостоятельную область философского и научного знания.

Предметом данной науки являются права человека как неотъемлемое свойство личности, феномен мировой культуры и цивилизации, важнейшее условие развития индивида и применения его творческих сил и способностей.

Права человека как учебная дисциплина раскрывает их общечеловеческую ценность, она концентрирует внимание учащихся на человеке, его неотъемлемых свойствах и их роли в развитии личности, общества и человечества. Права человека имеют большое значение для гуманизации и гуманитаризации всей системы образования. "Человек становится созидателем осмысленного бытия, а тем самым познание объективного мира превращается в познание характеристик самого субъекта". Когда речь идет о правах человека как естественных, неотъемлемых свойствах, имеются в виду те права, которые выражают жизненно важные потребности и интересы, без обеспечения которых человек не может сформироваться как уникальная личность, активный участник, а не пассивный свидетель исторического развития. Чем больше у человека прав, тем реальнее его свобода, тем шире возможности выбора целей и средств их осуществления. Права человека – это проявление свободы во всех сферах жизнедеятельности личности. "В современный период права человека являются общесоциальным понятием, отражающим наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности".

Права человека – сложное, многоплановое явление мировой культуры и цивилизации. Они имеют негативное и позитивное значение. В первом случае это права "от" принуждения, вмешательства в личную жизнь, порабощения, дискриминации, социальной несправедливости и т.д. Во втором случае это права "для" самовыражения, самоопределения, реализации своих творческих способностей, всестороннего развития, участия в общественной жизни, достойного существования и т.д. В конечном счете все человеческие права направлены на обеспечение свободы личности.

Свобода человека имеет много форм проявления и определений. Одно из наиболее ярких и четких ее определений содержится во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. В ней сказано: "Свобода состоит в праве делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществле­ние каждым человеком его собственных прав не имеет никаких других границ, кроме тех, которые обеспечивают другим членам общества пользование такими же правами". То есть свобода – это способность и возможность человека активно действовать в соответствии со своим выбором и в целях обеспечения своих потребностей и интересов, важнейшими из которых являются стремление быть самим собой, развивать и использовать свои созидательные потенции, формировать в себе подлинно человеческие качества. Среди этих качеств первостепенное значение имеют свобода воли, стремление к независимости, самоутверждению и достижению высоких общественных духовно-нравственных идеалов.

Таким образом, можно сказать, что права человекаэто социально и морально обоснованные и поддержанные правом требования отдельных индивидов или социальных групп к обществу и государству на основании их принадлежности к человечеству в целях обеспечения свободного, всестороннего развития личности.

Нет сомнения, что права человека, прежде всего, являются объектом изучения гуманитарного знания. Само слово "гуманитарный" происходит от латинского homo – человек, человеческий. Это знание непосредственно обращено на человека, служит изучению его природы, важнейших свойств и их эволюции. Оно включает философию, культурологию, религию, этику, психологию, гражданскую историю, литературу и искусство, живые языки. То есть гуманитарное знание дает возможность целостного, всестороннего изучения человека, помогает понять сущность, место и роль человека в развитии природного и социального бытия, раскрыть его созидательные возможности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.