Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выбор темы исследования и составление плана




Процесс подготовки дипломной работы проходит ряд этапов. Планирование этапов выполнения исследования, их последовательности не представляет собой жесткой схемы, оно во многом зависит от самостоятельного выбора учащегося. Однако и здесь существуют определенные правила.

После выбора темы, как уже отмечалось, необходимо проконсультироваться с руководителем. Во время консультаций происходит уточнение темы будущей дипломной работы.

Как правило, проблематика дипломной работы связана с темами курсовых работ, выполненных ранее учащимся. Это в значительной мере ограждает автора от поспешности и поверхностного раскрытия темы выпускной квалифика­ционной работы.

Качество письменной работы, завершение ее в намеченные сроки во мно­гом зависит от продуманности и реальности составляемого автором совместно с научным руководителем плана подготовки письменной работы. С учетом накопленного опыта учащемуся необходимо спланировать последова­тельность и продолжительность этапов по написанию работы. При составлении плана следует помнить, что он должен быть достаточно гибким на случай внесения уточнений и корректировок.

 

2.2. Подбор, систематизация и изучение источников по выбранной теме

Важным этапом в написании дипломной работы является сбор, систематизация и анализ источников по выбранной теме. Он продолжается прак­тически в течение всего периода работы над темой.

Источники принято разделять на первичные и вторичные. К первичным источникам относят, прежде всего, опубликованные и неопубликованные материалы, содержащие новые, «необработанные» сведения: акты законодательства, архивные документы, публикации периодической печати, сборники документов, документы сети интернет и другие. Вторичные источники или научно-исследовательская литература представляют собой результаты научного анализа и обобщения первичных документов. К ним относятся учебники и учебные пособия, монографии, сборники статей и материалов, статьи в периодических изданиях научного и научно-популярного характера, тезисы конференций и семинаров, авторефераты диссертаций, другие публикации.

Общую ориентацию в составлении библиографии при подготовке работы учебно-исследовательского характера дают учебно-методические комплексы учебных дисциплин (УМК), обеспечиваемых кафедрами. В УМК включен широкий перечень рекомендуемой по дисциплине литературы. Знакомство с этими разработками кафедры позволит учащемуся сформировать общее представление о проблематике дипломной работы, степени ее изученности. Автор может конкретизировать направления дальнейшего поиска литературы, очертить круг основных проблем, которые планируется рассмотреть.

Следующим этапом составления списка источников является изучение электронных, систематических, алфавитных каталогов, доступных учащемуся библиотек (библиотеки колледжа, библиотеки юридического факультета БГУ, Национальной библиотеки Республики Беларусь, Центральной научной библиотеки Национальной академии наук Беларуси и др.). Информация о разнообразных публикациях содержится также в реферативных журналах, библиографических указателях, аналитических обзорах, в энциклопедиях и других справочных изданиях. Сведения об указанных материалах можно получить в библиографических отделах библиотек и там же через интернет.

В процессе изучения источников особое внимание следует обратить на содержащуюся в них библиографию по проблематике исследования.

Углубленное изучение первичных и вторичных источников позволит учащемуся сформировать о них объективное представление.

При изучении научной литературы следует обратить внимание на новейшие издания, прежде всего Республики Беларусь, в которых содержится современный взгляд на научную проблему. С новинками литературы можно регулярно знакомиться в специальных отделах библиотек.

Научная организация труда при изучении источников предполагает систематические выписки. Выбор конкретных приемов зависит от предпочтений автора. Выписки делаются в электронном варианте, отдельных листах, на карточках и т. д., таким образом, чтобы их было легче систематизировать и использовать для работы над конкретным вопросом также вносить в них новый материал.

Продуманная систематизация изученного материала позволит сэкономить время, облегчить поиск нужных сведений.

Разделы монографий, крупные статьи, имеющие прямое отношение к теме работы, целесообразно кратко законспектировать, обратив особое внимание на доказательства, к которым прибегают их авторы.

В выписках рекомендуется указывать фамилию и инициалы автора, точное название его работы, а также полные выходные данные и страницы, с ко­торых почерпнута информация. Собственные комментарии и размышления, возникшие при изучении источников, рекомендуется фиксировать на карточках или в конспектах, помечая их условными знаками (лучше всего инициалами).

По каждой изученной книге, статье, акту законодательства целесообразно составлять библиографическую карточку, содержащую аннотацию на публикацию. При этом сле­дует фиксировать сведения об авторе, данные об издании книги и т. п. Подоб­ные карточки будут полезны при написании введения и оформлении списка использованных источников.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.