Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 6. Источники права




 

 

Существует несколько определений понятия «источники права». Категорию «источник права» римские юристы рассматривали трояко: как источник, из которого появляются правовые предписания; как источник познания правовых норм; как способ внешнего выражения норм права. Последнее, третье, толкование является юридическим. Иными словами, под термином «источник права» понимается способ (форма) образования норм права. Прежде всего следует различать неспециальные и специальные источники. К неспециальным относятся труды римских и греческих историков, писателей и поэтов, таких как Тит Ливий, Катон Старший, Полибий, Дионисий, Катулл, Лукиан, Вергилий и др.

 

К специальным источникам относятся собственно нормы права, зафиксированные в виде законов, судебных решений, в комментариях юристов, распоряжениях императоров, решениях сената и т. п. источниками создания выступают государственные органы, наделенные правом создавать различные предписания, имеющие общеобязательную силу. Юрист Гай писал об источниках права: «Цивильное право римского народа состоит из законов, решений плебеев, постановлений сената, эдиктов тех магистратов, которые имеют право издавать распоряжения, и из ответов знатоков права» (Гай. I.2). К этому перечню необходимо добавить и такой источник права, как обычай. Эти источники имели неодинаковую юридическую силу на протяжении различных этапов римской истории.

 

Выделяются следующие основные виды источников римского права:

 

1)правовой обычай (состоит из двух основных видов — обычаи предков и религиозные обычаи);

 

2)законы (lex, legis);

 

3)преторские эдикты;

 

4)сенатусконсульты (постановления Сената);

 

5)деятельность римских юристов.

 

В той или иной комбинации эти виды источников права присутствуют практически на всем протяжении римской истории. Приоритет тот или иной источник получает в зависимости от того или иного периода развития права.

 

Так, в архаический период самыми древними и практически единственными источниками права были правовые обычаи (такие обычаи являются источником не только римского, но и любого другого национального права). Обычаем называется непосредственное проявление народного правосознания, которое юрист Юлиан определял как «давность применения и молчаливое согласие большинства». К этой группе обычаев относились обычаи предков и комментарии понтификов (жрецов), т. е. обычаи человеческого и божеского права. На первых порах эти обычаи были единым целым. Но потом произошло их разделение, что выразилось, в частности, в создании раздельных светских и религиозных (сакральных) магистратур. Дискуссионным является вопрос о существовании в этот период такого источника права, как царские (Ромула, Нумы Помпилия, Сервия Туллия и др.) законы. Но практически все ученые сходятся в том, что царские распоряжения в этот период получали силу не на основании личного приказа, а на основе одобрения римского народа. Народ либо одобрял царские распоряжения, либо нет, они действовали в том и другом случае, но если народное собрание не одобряло царского распоряжения оно действовало только на период его правления, если же римский народ одобрил решение, то оно существовало всегда, вне зависимости от лица, находившегося на троне. Закон XII таблиц (451–450 г. до н. э.), является древнейшим источником римского частного права, который представлял собой систематизированную запись обычаев.

 

Система права этого периода получила название «цивильного (ius civile»), или «квиритского» (ius Quiritium») права. Эта система права представляла собой узконациональную систему, предназначенную только для квиритов, т. е. римских граждан. Национальное право специфично и существует только для данного государства. Например, если вещь приобретал не римлянин, а перегрин (иностранец) или римский гражданин, но вне соблюдения формальной процедуры приобретения, то квиритским собственником вещи все равно продолжал оставаться продавец.

 

По мере роста развития экономических отношений, торговли, расширения территории у римлян появилась настоятельная необходимость упорядочить отношения с иностранцами (перегринами), ввести их в определенные правовые рамки. Помимо этого, эти же изменившиеся социально-экономические отношения привели к тому, что и самих римлян квиритское право перестало устраивать, так как многие новые формы товарооборота, собственности, обязательств, договоров, Законам XII таблиц были неизвестны. Римляне не отменяли (или очень редко это делали) законов, а священные для них Законы XII таблиц не отменяли вовсе.

 

Поэтому в республиканский период, в период классического римского права появились новые источники права и видоизменились прежние. Прежде всего для регулирования правоотношений с перегринами был создан специальный магистрат — претор перегринов, который при вступлении в должность излагал в своем эдикте правила, подлежащие применению к перегринам, а также к римским гражданам в случае их правоотношений с иностранцами. Совокупность таких правил и образовала право народов (ius gentium). Изменившиеся социально-экономические и политические условия привели к тому, что преторы, избиравшиеся на один год, пользуясь данным им империумом (особой полнотой власти), при отсутсвии закона или практической его непригодности применяли новые правовые формы — эдикты. Причем каждый претор, вступая в должность, мог отменить те нормативные акты, которые принял его предшественник, но, уважая право, претор не отменял принятых ранее постановлений — если они непригодны, то действовать не будут, если действуют, то, тем более, нет никакого резона их отменять. Таким образом стал формироваться новый вид права — преторское право (ius honorarium), т. е. «право, созданное магистратом»). В период республики преторское право фактически сменило право Законов XII таблиц. Главной задачей преторской власти было обеспечение гражданского мира, общественного порядка и спокойствия. Для этой цели преторами издавались различные нормативные акты, носившие название эдиктов, интердиктов, декретов.

 

В этот период основными источниками права следует считать:

 

·законы. в республиканский период проходили через народные собрания — трибутные, куриатные и центуриатные комиции и назывались leges. Именно этот термин лежит в основе таких политологических категорий, как «легальность» (законность) и «легитимность» (признанность народом). Публичные законы римского народа принимались на центуриатных и трибутных комициях, в куриатных комициях решались вопросы семейного и наследственного права. Наряду с законами существовали плебисциты, принимаемые вначале плебеями и обязательные только для них, а потом и для всего римского народа (287 г. до н. э.);

 

Законы XII таблиц как памятник римского права

 

Начало республиканского периода в истории Рима ознаменовалось составлением и изданием важного источника права — Законов XII таблиц (451–450 гг. до н. э.). Законы XII таблиц — один из наиболее древних источников римского права. Историк Тит Ливий называл эти Законы источником всего частного и публичного права. Юрист Помпоний подчеркивал, что в течение 20 лет до издания Законов XII таблиц, т. е. в 471–451 гг. до н. э. в Риме не было какого-либо определенного права. Причиной издания этих законов явилась непрекращающаяся борьба плебеев за свои права: писанного права не существовало и патриции злоупотребляли своим правом толковать и применять нормы обычного права. Наряду с экономическими требованиями, плебеи добивались равенства в гражданских и политических правах, что им, собственно говоря, впоследствии вполне удалось. Первоначально было составлено 10 таких таблиц, которые были приняты народным собранием, а затем были добавлены еще две, которые также были приняты народным собранием.

 

Подлинные таблицы не дошли до нашего времени (погибли во время нашествия галлов (390 г. до н. э.), но они настолько часто цитировались, что все их существенное содержание известно (это утверждение разделяется далеко не всеми специалистами).

 

Цицерон подчеркивал, что в Законы XII таблиц вошло как все публичное, так и гражданское право римлян. В I и II таблицах находились положения о гражданском процессе; в III — производство против несостоятельного должника; в IV — положения об отцовской власти, в V и в VI — опека, наследование и собственность; в VII и VIII — обязательственные отношения, в IX и X — нормы религиозного права; в XI и XII — различные дополнительные статьи, календарь судебных дней.

 

Как видно из перечня, Законы XII таблиц касались практически исключительно гражданского права и процесса, из других сфер права — публичного (государственного) и уголовного есть несколько статей, например положение о провокации, в соответствии с которым консулы не могли осудить римского гражданина на смерть без санкции на то народного собрания. К нормам публичного права относится все то, что «относится к положению римского государства», т. е. право жертвоприношений, жрецов и магистратов; сюда же относились и нормы прав о публичных деликтах, каковыми считались все государственные и уголовные преступления, приговоры по которым выносились судом всего римского народа. Первый закон, называвшийся «законом о привилегиях», устанавливал принцип формального равенства всех граждан перед законом: «а привилегий пусть не испрашивают». Цицерон, комментируя эту норму, писал, что «смысл закона состоит именно в том, что он принят и установлен для всех». К публичному праву относилась и система римского ценза (фрагмент 12). Эта система устанавливала имущественные разряды, в частности разряды богатых землевладельцев и безземельных пролетариев, а также способ и размеры взимания подоходного налога «трибута». По публичным деликтам (судейское взяточничество, убийство отца или матери и др.) применялась, как правило, смертная казнь, лишь иногда — высокий штраф или конфискация имущества.

 

В текстах Законов XII таблиц прослеживается сословная, социальная и экономическая дифференциация древнеримского общества: на патрициев и плебеев (запрет на браки между ними, который был отменен через год после его принятия); на вольноотпущенников, патронов, клиентов (V и VIII таблицы); на состоятельных (адсидуев) и пролетариев (лиц, у которых не было ничего, кроме детей «proles» — «производители детей»).

 

Патриархальный характер римской семьи, особенности власти отца и мужа в римской семье раскрываются в IV таблице: это право продать сына в рабство и его право над жизнью и смертью своего сына. По преданию, эти нормы были установлены еще Ромулом. В этой же таблице говорится и об особенностях римского брака и положении женщины в семье. В случае заключения крепкого брака (cum manu) жена находилась по отношению к мужу на положении дочери, ее приданое было в его собственности и право на развод было только у мужа. Даже освободившись от власти мужа, она продолжала оставаться под опекой (своего отца или иного родственника). В случае заключения неформального, свободного брака (sine manu) жена была более свободной, оставаясь под властью своего отца. Закон Ромула запрещал продажу жены в рабство, грубое или пренебрежительное обращение с ней (нецензурная брань в ее присутствии каралась смертной казнью).

 

Вещное право (V, VI, VII таблицы) свидетельствует о постепенном становлении института частной собственности, выражающегося в свободе завещаний, способах приобретения имущества посредством манципации и нексума, нормах о приобретательной давности, о римских сервитутах, о коллективных формах собственности на землю и т. п.

 

Таблицы содержат и нормы обязательственного права — III таблица, в которой подробно описана юридическая ответственность несостоятельного должника. Главным основанием этой ответственности Закон называет нарушение правил доброй совести, верности священной (сакральной) клятве, что приводило к уголовной ответственности за невыплату долга. VIII таблица содержит нормы ответственности за частные деликты — клевету, колдовство, членовредительство, лжесвидетельство и др.

 

В Законах XII таблиц правовые нормы носят, как правило, не казуистический, а общий характер, т. е. регулируют типичные правоотношения. Источником Законов послужили (по мнению большинства исследователей) исконные римские обычаи.

 

Итак, Законы XII таблиц представляют собой памятник древнего римского права в силу того, что в них сконцентрированы нормы как материального, так и процессуального, как частного, так и публичного права в соответствии с которыми строилась правовая жизнь римских граждан. Законы XII таблиц имели огромное значение для дальнейшего развития римского частного права, так как, с одной стороны, они явились синтезом эпохи обычного права, а с другой — послужили той точкой отсчета, с которой начинается развитие классического римского права. На основе Законов XII таблиц развивается система национально-римских норм, применяемых только к римским гражданам в форме обыкновенного гражданского процесса.

 

 

·преторские эдикты — правила и суждения, которые судебные магистраты провозглашали в начале административного года и которым следовали при отправлении правосудия. Эти эдикты и являлись источниками преторского (оно называлось иначе гонорарным (от лат. honor — честь), так как магистратные должности не оплачивались) права, названного так от предоставляемой магистратам чести. В 67 г. до н. э. трибун Корнелий предложил закон, который установил, что эдикт является обязательным для магистрата. Право издавать эдикты имели: городской претор (его обязанность — «вершить суд между гражданами»); претор перегринов (его обязанность «вершить суд между гражданами и чужеземцами»); курульные эдилы, которые отвечали за порядок на рынках, решали возникающие споры, особенно по поводу качества товаров (предоставляя так называемые эдильские иски). В более поздний период наместники преторов в провинциях получили право суда над жителями этих провинций.

 

Наконец, нередко в качестве источника права сами римские юристы приводят эквитас (aequitas), т. е. справедливость. Римское понятие «справедливость» иногда определяют как принцип равенства всех перед законом (например, в законах XII таблиц записано: «Привилегий пусть не испрашивают»). Несомненно, что это соображение входит в понятие «справедливости», но только этим оно не исчерпывалось. Понятие справедливости как источника права включало в себя принципы морали, социальной политики, нравственности и т. д. В материальном смысле этот принцип не являлся источником права, он скорее, был тем критерием, который обосновывал применение (неприменение) существующей нормы и разработку новой.

 

Ответы знатоков права образовывают так называемую римскую юриспруденцию. Знание и применение права находились в древнем Риме исключительно в руках патрициев, которые принимали участие в государственных делах, в отправлении правосудия и в судебной защите своих клиентов. Первый великий понтифик из плебеев Тиберий Корункарий начал первым давать ответы на запросы граждан не в тайной оракульской форме, а публично.

 

С течением времени юрисконсульты постепенно все больше и больше отделялись от адвокатов и вместе с тем теряли свой первоначальный характер. Из простых советников они обратились после издания XII таблиц в толкователей права. Главнейшей их деятельностью стала интерпретация этих законов, но интерпретация не буквальная, а распространительная. Вновь возникавшие жизненные явления они подводили под формы старого «строгого» права. Вследствие этого они еще в республиканский период приобрели значение творцов права. Цезарь Август официально признал за ними это значение и, вполне понимая важность их деятельности, с целью большей ее упорядоченности постановил, что мнения тех юристов, которые получают от него право высказывать его (jus respondendi), будут иметь для судов силу закона. В случае, если бы несколько юристов разошлись во мнениях, суд мог по своему усмотрению выбирать любое из них. Золотым веком права как науки считается время от рождения Цицерона (106 до н. э.) до правления Александра Севера (III в.), после которого деятельность правоведов стала чисто компилятивной.

 

Юристы периода республики были, по преимуществу, практики, юристы эпохи империи — теоретики. Главные юридические сочинения были следующие:

 

1)институции (учебники); регулы (юридические афоризмы для заучивания наизусть); дефиниции — краткие определения основных институтов права (все эти учебники предназначались для первоначального обучения);

 

2)комментарии цивильного права (Законы XII таблиц); комментарии преторских эдиктов; комментарии новых законов (первым комментатором XII таблиц был Муций Сцевола);

 

3)решения (responsa), которые были даны юристами в течение их практики, переписка юристов, руководства в юридической практике.

 

Знаменитыми юристами были: Марк Порций Катон, Марк Юний Брут, Публий Муций Сцевола, которые, по словам другого юриста, жившего позднее, Помпония, «основали цивильное право». К классическому периоду (ко времени императора Августа) относится и образование двух школ (направлений) в римской юриспруденции — Лабеона и Сабина: прокульянской (Procul, ученик юриста Лабеона) и сабинианской (Sabinus, ученик юриста Капитона) соответственно. Первую школу принято считать прогрессивной, вторую — консервативной, хотя и о той и о другой известно крайне мало.

 

5 КОДИФИКАЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА

 

Поскольку к императорскому периоду Римской империи количество нормативного материала было велико, то возникла необходимость в систематизации законодательства, т. е. ее кодификации.

 

В IV–V вв. действовали два источника права: старое право (переданное предками) и молодое право, созданное императорским законодательством.

 

Постепенно было накоплено большое количество императорских конституций, что послужило причиной кодификации.

 

Появляются кодексы Феодосия, Грегориана, Гермогениана.

 

Первую официальную кодификацю осуществили в первой половине V в. Она была проведена императором Феодосием II, который издал Феодосиев кодекс. В Феодосиевом кодексе были собраны императорские конституции со времен Константина.

 

Самой большой и значительной кодификацией римского права была кодификация императора Юстиниана.

 

Издав специальный указ 13 февраля 528 г., Юстиниан назначил комиссию из 10 членов, во главе которой стоял министр Трибониан. 7 апреля 529 г. было опубликовано собрание конституций под названием «Кодекс Юстиниана».

 

Но на этом работы по кодификациии правовой системы римского права не завершились, и 15 декабря 530 г. была создана комиссия из 17 членов для кодификации юридической литературы. Председателем комиссии был назначен Трибониан.

 

16 декабря 533 г. была проведена новая кодификация, опубликованная под названием «Дигесты» (от лат. digesta – «приведение в порядок»), или «Пандекты» (от гр. pandektes – «полное собрание»). Комиссия не только занималась извлечением цитат, но и редактировала текст. Многие положения классического права были устаревшими, и кодификаторы от них избавлялись. Дигесты делились на семь частей: «Общие вопросы права»; «Правосудие», «Двусторонние обязательства», «Середина Пандект», «Завещания», «Часть шестая» и «Часть седьмая». Все указанные книги делятся на титулы.

 

Дигесты служили источником права, которое действовало в некоторых европейских странах до XX в.

 

Трибониан, Теофил и Дороте в период составления Дигестов составляли новые институции вместо устаревших «Институций» Гая, которые были опубликованы 21 ноября 533 г.

 

Это был учебник римского права для изучения в юридических школах.

 

В связи с тем, что были созданы новые Ди-гесты, возникла необходимость в уточнении ранее изданного Кодекса. Вновь изданный кодекс включил в себя императорские конституции от Адриана до Юстиниана.

 

Кодификация Юстиниана состояла из четырех частей: Институции – 4 книги; Дигесты – 50 книг, 432 титула, 9123 фрагмента; Кодекс – 12 книг; Новеллы.

Кодекс состоял из 4 частей, включавших 12 книг, разделенных на титулы:

 

1-я часть — Институции — учебники по римскому праву; основу этой части Кодекса составили переработанные Институции юриста Гая;

 

2-я часть — Дигесты (лат. яз.) или Пандекты (греч.) — представляют собой выдержки из произведений выдающихся римских юристов (в 7 частях, 50 книгах, 42 титулах и 9123 титулах);

 

3-я часть — собственно Кодекс, объединивший в 12 книгах, разделенных на титулы, все действовавшее императорские законы — конституции от императора Адриана до императора Юстиниана;

 

4-я часть — Новеллы, т. е. новые конституции императора Юстиниана, изданные после вступления в законную силу Кодекса, т. е. после 534 г.

 

В XII в. кодекс императора Юстиниана получил название «Свод гражданского права» (Сorpus Iuriz Civilis).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.