Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разновидности научного стиля речи




Реализуясь в письменной и устной форме общения, современный научный стиль имеет различные разновидности: подстили и жанры текстов:

- собственно научный (жанры – монография, статья, доклад, диссертация),

- научно-технический (производственно-технический),

- научно-информативный (жанры – реферат, аннотация, патентное описание, резюме, рецензия, отзыв),

- научно-справочный (жанры – словарь, справочник, каталог),

- учебно-научный (жанры – учебник, методическое пособие, лекция, конспект, тезисы),

- научно-популярный (очерк).

Отличительная черта собственно научного стиля – академическое изложение, адресованное специалистам. Признаки данного подстиля – точность передаваемой информации, убедительность аргументации, логическая последовательность изложения, лаконичность.

Научно-популярный подстиль имеет другие признаки. Он адресован широкой читательской аудитории, поэтому научные данные должны быть преподнесены в доступной и занимательной форме. Он не стремится к краткости, к лаконичности, а использует языковые средства, близкие публицистике. Здесь также используется терминология.

Научно-информативный подстиль должен точно передать научную информацию с описанием научных фактов.

Учебно-научный подстиль адресован будущим специалистам и поэтому в нем много иллюстративного материала, примеров, пояснений.

Адресат научно-технического подстиля – специалисты технико-технического профиля. Цель – применение достижений фундаментальной науки в практике.

 

3. Многообразие видов научного стиля речи базируется на внутреннем единстве и наличии общих внеязыковых и собственно лингвистических свойств этого вида речевой деятельности, которые проявляются даже независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и собственно жанровых различий.

Сфера научного общения отличается тем, что в ней преследуется цель наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Главнейшей формой мышления в области науки оказывается понятие, динамика мышления выражается в суждениях и умозаключениях, которые следуют друг за другом в строгой логической последовательности. Мысль строго аргументирована, подчеркивается логичность рассуждения, в тесной взаимосвязи находятся анализ и синтез. Следовательно, научное мышление принимает обобщенный и абстрагированный характер. Окончательная кристаллизация научной мысли осуществляется во внешней речи, в устных и письменных текстах различных жанров научного стиля, имеющих, как было сказано, общие черты. Общими внеязыковыми свойствами научного стиля речи, его стилевыми чертами, обусловленными абстрактностью (понятийностью) и строгой логичностью мышления, являются:

1. логичность – это последовательность расположения всех единиц текста, наличие смысловых связей между ними, достигается благодаря словам/конструкциям

- последовательности развития мыслей: вначале, потом, затем, прежде всего, предварительно, во-первых;

- связи предыдущей и последующей информации: как указывалось, как уже говорилось, как отмечалось, рассмотренный ранее;

- причинно-следственных отношений: но, поэтому, благодаря этому, следовательно, в связи с тем что, вследствие этого;

- перехода к новой теме: рассмотрим теперь, перейдём к рассмотрению;

- итога, вывода: итак, таким образом, в заключении укажем;

- близости, тождественности предметов/признаков: тот же, такой, так, тут, здесь;

2. ясность – понятность, доступность;

3. точность – однозначность понимания, отсутствие расхождения между означаемым и означающим. Достигается с помощью терминов, образные средства используются только для реализации требования ясности и доходчивости, выражение эмоций автора – для большего воздействия (редко);

4. отвлечённость – использование местоимения «мы» вместо «я», безличных конструкций, неопределённо-личных предложений, страдательных оборотов: можно признать, следует добавить, как было сказано, опыты показали, необходимо сделать вывод, думается, теперь перейдём к… и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.