Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Запишите, считаете ли вы, что должны сохранить или отвергнуть это событие в применении к своей личности. Постарайтесь уложиться в один абзац. 3 страница




Я не хочу сказать: „Смотрите! Через это нужно было пройти! Это укрепило ваш характер, так что скажите «спасибо»!" Это совершенно не так. Жестокость и боль не являются разумными и законными приемами обучения и воспитания, независимо от того, какой результат они принесли. Я просто хочу сказать, что сложности, которые в вашей жизни, возможно, создали отдельные „ключевые" люди, могли заставить вас в определенные периоды жизни развить и проявить свои лучшие качества, вывести их на поверхность и заставить работать на вас. Цена такой „учебы" могла быть слишком велика, но если это было в вашей жизни и вы нашли возможность извлечь пользу из своих страданий, значит вы страдали не зря.

Учитывая все эти обстоятельства, ответьте:

Кто эти пять „ключевых" людей в вашей жизни? Кто эти люди, которые сформировали ваше представление о себе и управляют вашей жизнью сегодня, в положительном или отрицательном смысле? Кто были те скульпторы, которые „вылепили" ваш характер?

При обдумывании ответов на эти вопросы может оказаться полезным вернуться к тем записям, которые вы сделали в предыдущих главах при определении ключевых моментов и важнейших жизненных решений. Ответы на те вопросы могут помочь вам выявить пять „ключевых" фигур. По крайней мере, они помогут вам создать мысленные ассоциации, которые позволят вам определить таких людей.

Это упражнение может оказаться для вас сложным: трудно будет из всех людей выделить только пять человек. Старайтесь не забывать, кого мы ищем: эти люди сыграли уникальную и значимую роль в создании той личности, которая сегодня называется словом „вы". Рассматривайте их как пять отдельных звеньев в той длинной цепочке, которая привела вас в сегодняшний день, в этот самый момент, когда вы читаете данные строки. В этой цепи каждое звено значимо. Другими словами, если бы кого-нибудь из этих пяти людей изъять из цепи, вы были бы сегодня совершенно другим человеком.

Как мы делали раньше, возьмите свой дневник, уединитесь и начинайте писать. Вам нужно расслабиться и сосредоточиться на следующем:

Напишите имя или фамилию „ключевого" человека своей жизни.

Под этой фамилией двумя отдельными абзацами опишите сначала действие этого человека, а потом то влияние, которое он или его действие оказали на вас.

В первом абзаце постарайтесь описать как можно подробнее то действие или поведение „ключевого" человека, которое вы считаете для себя поворотным. Вам могут понадобиться для этого терминология судебного иска, чтобы выразить свою мысль как можно конкретнее. Например, Клер, та женщина с семинара, могла бы начать так: „На протяжении четырнадцати лет он жесточайшим образом избивал мать и меня ремнями. Он уничтожил меня как личность, все мои ценности и мое достоинство". Кто-нибудь другой мог бы написать так: „Она любила меня и заботилась обо мне, когда я в этом больше всего нуждался. Она входила в дверь, когда все остальные старались поскорее выйти. Она оставалась рядом со мной, когда гораздо легче было уйти". Составьте как можно более подробное описание и постарайтесь вспомнить все, что только возможно. Вы будете сами удавлены тому, что у вас получится.

Во втором абзаце опишите последствия, которые вы приписываете этому действию. Какое влияние оказал этот „ключевой" человек на ваше самоощущение? Например, можно написать следующее: „Так как я не смогла вынести унижение и боль, я «выключилась» из жизни, и не могла потом заставить «работать» собственные эмоции, даже когда муж и дети призывали меня сделать это". Или: „Ее слова поддержки заставили меня поверить, что во мне есть что-то достойное любви, иначе такая замечательная женщина не была бы со мной рядом. Она дала мне терпение пережить тяжелые времена, и я знаю, что ее личность присутствует во всем, что я сегодня делаю".

Ценность этого упражнения будет зависеть от того, удастся ли вам выразить те ассоциации и последствия, которые вы ранее, скорее всего, никогда не описывали словами. Я имею в виду, что причинно-следственные связи между действиями каждой из ваших пяти „ключевых" фигур и их последствий для вашей жизни и самооценки, требуют самого пристального внимания. Это будет информация, к которой мы впоследствии вернемся, так что не жалейте времени и будьте предельно честны, описывая все пять „ключевых" фигур в своей жизни. Не бойтесь написать о том, что, признав влияние кого-нибудь на вашу жизнь, вы оправдываете его. Я не собираюсь учить вас играть роль жертвы и обвинять других в том, кем и чем вы стали. Вы скоро научитесь, как вернуть энергию, которая по праву является вашей; на данный момент вам нужно понять, что нельзя изменить то, о существовании чего вы не подозреваете. Будьте реалистичны и правдивы: существует опасность ложного диагноза, в который вы будете верить, пока раковая опухоль „ест" ваше подлинное „я".

Важным предостережением для вас здесь должно быть то, что люда, которые сыграли в вашей жизни ключевую роль, могут и не попадать четко в разряд „злодеев" или „добрых ВОЛшебников". Кто-то мог оказать отрицательное влияние на вашу жизнь, обладая в то же самое время качествами, которые вы цените и которыми восхищаетесь.

Я вспоминаю, как одна пациентка рассказала мне, как она восхищалась своим отцом за его необыкновенное трудолюбие, его желание идти на две или даже три работы, чтобы обеспечить свою семью. Он приехал в Соединенные Штаты, практически не зная языка, почти без денег и без связей, ему не к кому было обратиться за помощью. Тем не менее всего за несколько лет он добился вполне комфортной и надежной жизни для себя и трех дочерей. С другой стороны, она рассказала, что отец был необыкновенно суровым человеком. Вспоминая о нем, уже будучи взрослыми, все три сестры обнаружили, что он никогда ни одной из них не говорил, что любит их. „И я уверяю вас, что, как бы он ни старался помочь семье и как бы ни показывал свое хорошее отношение, любая из девочек нуждалась в том, чтобы просто услышать это". Более того, требования к учебе и карьерные ожидания, которые он накладывал на них, были необыкновенно тяжелы, создавали эмоциональный и физический стресс, который все три дочери несли с собой долгие годы.

Безусловно, эта женщина должна чувствовать признательность и благодарность своему отцу за его старания и за ту жизнь, которую он создал для семьи в Америке. В то же время можно с уверенностью сказать, что он будет в списке ее „ключевых" людей также и по той причине, что лишил ее покоя и любви, которая была ей так нужна и недостаток которой она испытывает до сих пор.

Другой, вполне вероятной, возможностью являются крутые перемены, часто полный поворот в судьбе самого человека, которого мы считаем „ключевым". Может оказаться, например, что грубая мать-алкоголичка превратила детство своей дочери в кошмар, полный одиночества и неуверенности в себе. Впоследствии, однако, мать, успешно пройдя комплексное лечение и реабилитационную программу, полностью излечилась от алкоголизма. Осознав ту травму, которую она нанесла своей дочери, матъ начинает активно искать возможность восстановить испорченные взаимоотношения. Она просит прощения и начинает делать все, чтобы стать дочери другом. В таких обстоятельствах дочь вполне правомерно может решить, что мать является для нее „ключевой" фигурой в положительном смысле. Она не будет делать вид, что в ее жизни не было тех темных лет, окруженных кошмаром. Боль, нанесенная матерью, всегда будет с ней. Но ничто также не помешает дочери считать мать поворотной фигурой в противоположном смысле, учитывая ту новую любовь и новый характер, которые матъ стала демонстрировать после излечения.

Ваши „ключевые" фигуры могут быть людьми, достойными восхищения во всех смыслах и отношениях, и, тем не менее, они повлияли на вашу жизнь самым очевидным отрицательным образом.

Так же и человек, чей „послужной список" испещрен разного рода неблаговидными поступками, способен с помощью доброго слова или благородного жеста повлиять на вашу жизнь или изменить ее радикально положительным образом. Вы не должны считать свои „ключевые" фигуры только негативными или только позитивными.

Я советую вам не читать дальше эту книгу, пока не запишете все свои реакции по обоим предложенным выше разделам, по каждой из своих „ключевых" фигур.

Сейчас самое время ответить на очень важный вопрос: включили ли вы себя в список пяти „ключевых" фигур своей жизни?

Если нет, то почему? Если ваше имя не появилось в списке, что бы это могло значить? Это значит, что ваше представление о себе, ваша личность „лепилась" и формировалась другими людьми. Это значит, что вы относите свои самые глубинные, базовые характеристики на счет других людей. Хорошо это или плохо, но вы доверили свою энергию, свои силы кому-то другому. Возможно, этот кто-то хорошо позаботился о том, что вы ему поручили, а возможно, и нет.

Разве не разумно, чтобы ваше собственное имя появилось в списке пяти „ключевых" фигур? Пусть это будет вашей целью на всю оставшуюся жизнь. Сейчас мы собираемся обратиться к той части вашего подлинного „я", где сокрыты максимальные возможности. По мере того, как мы будем продвигаться вперед, применяя методы и средства, которые призваны существенно обогатить ваш жизненный опыт, думайте о том, что необходимо сделать, чтобы стать „ключевой" фигурой в собственной жизни. Я хочу призвать вас сделать все возможное, чтобы занять в этом списке позицию № 1, стать первым из тех, кто далее будет формировать и определять курс вашей жизни.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.