Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перелік питань для перевірки знань 2 страница




438. Україна на міжнародній арені: Зб. документів і матеріалів (1991-1995 рр.). У 2-х кн. / Упор. В.В. Будяков та ін.; редкол. Г.Й. Удовенко (вступ. ред.) та ін.; МЗС України. – К.: Юрінком Інтер, 1998.

439. Ушаков Н.А Международное право: Учебник. – М: Юрист, 2000. – 304 с.

440. Ушаков Н.А. Основания международной ответственности. – М.:Междунар. отношения, 1983.

441. Фактори удосконалення міжнародного співробітництва в галузі захисту прав та основних свобод людини // Право України. – 1998. - № 1. – с. 83-85.

442. Федосеева Международно-правовое закрепление прав женщин и механизмы их реализации // Международное публичное и частное право – 2007 – № 5 – с. 20-24;

443. Фельдман Д.И., Курдюков Г.И. Основные тенденции развития международной правосубъектности. – Казань: Изд-во Казан ун-та, 1974.

444. Фельтхэм Р.Дж. Настольная книга дипломата. / Р.Дж. Фельтхэм; Пер. с англ. В.Е. Улаховича. – 2-е изд. – Мн.: Новое знание, 2001.

445. Філіп’єв А. Процесуальні наслідки незастосування та неправильного застосування іноземного права // Юридична Україна – 2008 – № 2 – с. 71-73;

446. Харчук О. Визначення природи та змісту спеціальних принципів міжнародного економічного права // Часопис Київського університету права – 2006 – № 3 – с. 164-171;

447. Харчук О. Дія принципів міжнародного економічного права в правовій системі Європейського Союзу // Часопис Київського університету права – 2006 – № 4 – с. 155-160;

448. Чалий О. За велінням часу. Проблеми правонаступництва в сучасному міжнародному праві.// Політика і час. – 1995.--№7.–С. 45-48.

449. Черкес М.Е. Международное право: Учебник. – Одесса: Юрид. л-ра, 2004.

450. Черниченко С.В. Теория международного права. В 2-х томах. – М.: Норма, 1999.

451. Чубарєв В.Л. Елементарний курс права міжнародних договорів: Навчальний посібник. – К.: Правові джерела, 2001.

452. Шаллан Ф. Морське піратство в міжнародному праві та національне законодавство України // Право України. – 1998. - № 3. – с. 96-99.

453. Шатуновский С.В. Развитие средств и методов мирного урегулирования споров. // Московский журнал международного права, 1996, № 1, С. 198-204.

454. Шатфутдинова Г. Принцип гибкости в практике Европейских сообществ и Европейского Союза // Международное публичное и частное право – 2007 – № 5 – с. 27-33;

455. Шибаева Е.А. Правовой статус межправительственных организаций. – М.: Юрид. л-ра., 1972.

456. Шинкарецкая Г.Г. Международная судебная процедура. – М., 1992.

457. Шугуров М. Международное право прав человека: проблема доктринального консенсуса // Международное публичное и частное право – 2007 – № 5 – с. 5-11;

458. Шумилов В.М. Международное экономическое право. – изд. 3-е, перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2003.

459. Щокін Ю. Місце звичаїв загального міжнародного права у правопорядку України // Вісник Академії правових наук України – 2007 – № 3 – с.158-162;

460. Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека. – М., 1992.

461. Энтин М.Л. Международные судебные учреждения: Роль международных арбитражных и судебных органов в разрешении межгосударственных споров. – М.: Междунар. отношения, 1984. – 176 с.

462. Юридичний вісник. – 2000. – № 31. – с. 26.

463. Яковенко А.В. Прогрессивное развитие международного космического права: Актуальные проблемы. – М.: Международные отношения, 1999. – 168 с.

464. Яценюк О. Защита женщин и детей в международном гуманитарном праве // Международное публичное и частное право – 2007 – № 5 – с. 16-20;

 

 


12. ТЕЗАУРУС З ДИСЦИПЛІНИ

 

 

Международное право – это особая правовая система, состоящая из принципов и норм, регулирующих отношения между ее субъектами.

Международное право – это особая система юридических норм, регулирующих межвластные международные отношения методом установления взаимных прав и обязанностей независимых субъектов этих отношений.

Основные цели международного права:

поддерживать мир и безопасность;

развивать дружественные отношения;

осуществлять сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам и свободам человека;

создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права.

Функции международного права – это основные направления его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением.

Виды функций международного права:

· правовое регулирование межгосударственных отношений

· упрочение существующей системы международных отношений в целях обеспечения мира, всеобщей безопасности и сотрудничества

· противодействие существованию и появлению новых отношений и институтов, противоречащих его целям и принципам.

· функция интернационализации, состоящая в расширении и углублении взаимосвязи между государствами.

· информационно-воспитательная функция состоит в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании в духе уважения к праву и охраняемым им интересам и ценностям.

· координирующая функция – с помощью его норм государства устанавливают общеприемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений;

· регулирующая функция – государства принимают твердо установленные правила поведения, без которых невозможны их совместное существование и общение;

· обеспечительная функция – международное право содержит нормы, которые побуждают государства следовать определенным правилам поведения;

· охранительная функция – в международном праве сложились механизмы, защищающие законные права и интересы государств.

Система международного права – это комплекс юридических норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, институты).

Объект международного права – это все многообразие материальных и нематериальных благ, действий или воздержаний от действий – то, на что направлены и по поводу чего возникают отношения, не относящиеся исключительно к внутренней компетенции государств, по поводу которых субъекты международного права могут вступать в правоотношения.

Предмет международного права – это такие международные отношения, которые могут складываться в процессе реализации субъектами международного права своих прав и обязанностей.

Норма международного права – это созданное соглашением субъектов формально определенное правило, устанавливающее для них права, обязанности и обеспечиваемое юридическим механизмом.

Классификация международно-правовых норм:

по содержанию и месту в системе – цели, принципы, нормы;

по сфере действия – универсальные, региональные, партикулярные;

по юридической силе – императивные, диспозитивные;

по функциям в системе – материальные, процессуальные;

по способу создания и форме существования, т.е. по источнику – обычные, договорные, нормы решений международных организаций.

Императивные нормы – нормы обязательного предписания, не допускающие отступление от них по соглашению во взаимоотношениях сторон.

Диспозитивные нормы – это нормы, допускающие отступление от них по соглашению во взаимоотношениях сторон.

Материальная норма – это правило по поводу участия субъектов международного права при использовании международных объектов, которое содержится в международно-правовом договоре, придающем ей юридическую силу.

Процессуальные нормы – это нормы, которые регулируют процессы создания и осуществления международного права.

 

Субъект международного права – это самостоятельное образование, которое благодаря своим возможностям и юридическим свойствам способно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и реализации этих норм.

Классификация субъектов международного права:

1. первичные (суверенные) – государства и нации, ведущие борьбу за независимость и создание собственного национального государства;

2. производные (несуверенные) – государственноподобные образования и международные организации, международная правосубъектность которых определяется учреждающим эти организации актом – уставом или соглашением

Государство – необходимая форма организации населения для участия в международном сообществе, для представительства и защиты его интересов.

Суверенитет – юридическое выражение самостоятельности государства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами.

Виды государств:

Федерация – это сложное государство, которое представляет собой объединение территориальных единиц, пользующихся определенной политико-правовой самостоятельностью.

Конфедерация – это международно-правовое объединение государств, предполагающее тесную координацию их действий, прежде всего – во внешнеполитической и военной областях.

Реальная уния – это результат слияния двух (иногда трех) государств в одно: возникает новое государство и соответственно – новый субъект международного права, а сливающиеся государства теряют при этом свой суверенитет и международную правосубъектность.

Личная уния – это своеобразный союз государств, основанный на общности главы государства (явление, связанное с монархической формой правления).

 

Источники международного права – внешняя форма существования международного права (то есть способ его выражения).

Виды источников международного права:

1. международный обычай;

2. международные конвенции (международные договоры, соглашения);

3. общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

4. судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций (в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм).

Обычай международного права – это сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты международного права признают юридически обязательный характер.

Обыкновения международного права – это общая практика государств, за которой не признается юридически обязательный характер (нормы международной вежливости, посольский и морской церемониалы и др.).

Международный договор – это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо оттого, содержится ли такое соглашение в одном, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

 

Принципы международного права – это юридически обобщенные нормы поведения субъектов международного права в определенной области правоотношений, отражающие характерные черты, а также главное содержание международного права и обладающие высшей юридической силой.

Виды принципов международного права:

· неприменение силы или угрозы силой;

· мирное разрешение споров;

· невмешательство;

· сотрудничество;

· равноправие и самоопределение народов;

· суверенное равенство государств;

· добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

· нерушимость границ;

· территориальная целостность;

· уважение прав человека.

 

Право международных договоров – это отрасль международного права, нормы которой определяют условия действительности, порядок заключения, действия, изменения и прекращения международных договоров.

Стадии заключения международного договора:

1. выдвижение договорной инициативы (подразумеваются конкретные действия одного субъекта международного права или группы таких субъектов по предложению определенного международного договора для предполагаемой в будущем стороны договора с одновременным представлением проекта текста такого договора);

2. вступление в переговоры и их ведение (предусматривает процедуру принятия решения о проведении переговоров по заключению международных договоров, основанную на национальном законодательстве или внутриорганизационных нормативных документах, определение для конкретной стадии заключения международных договоров круга лиц, представляющих в переговорном процессе субъекта международного права и, в необходимых случаях, предоставление полномочий на ведение переговоров и на подписание международных договоров);

3. составление (подготовка) и принятие текста договора (включает в себя встречные действия субъектов договорного процесса по подготовке текста международного договора, осуществляемые посредством дипломатических переговоров, либо обсуждения на международных конференциях, либо рассмотрения в международных организациях; принятие текста международного договора – это окончание переговоров между субъектами международного права по подготовке данного текста);

4. установление аутентичности текста договора, то есть подлинности и достоверности (текст международного договора признается аутентичным и окончательным посредством процедуры, которую установили участвующие в договорном процессе государства, или путем подписания, подписания ad referendum, парафирования самого текста договора или заключительного акта конференции, включающего в себя такой текст);

5. выражение согласия на обязательность договора (действия договаривающегося субъекта международного права по выражению согласия на обязательность международного договора для него; выделяются следующие способы выражения согласия на обязательность международного договора: подписание договора, обмен документами, образующими договор, ратификация договора, его принятие, утверждение, присоединение к нему или любой другой способ, о котором условились стороны).

 

Международная конференция – это временный коллективный орган государств-участников, состоящий из официальных представителей по меньшей мере трех государств, каждое из которых обладает одним голосом, с возможным участием наблюдателей от третьих государств, межправительственных и неправительственных организаций (не обладающих правом голоса), преследующий согласованные государствами-участниками цели и имеющий, как правило, закрепленную в правилах процедуры определенную организационную структуру и компетенцию.

Международная межправительственная организация – это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета.

Организация Объединенных наций (ООН) – это универсальная международная организация безопасности и развития сотрудничества между государствами.

Основные органы ООН:

Генеральная Ассамблея ООН – это совещательный представительный орган, в котором представлены все государства-члены ООН.

Совет Безопасности ООН – это главный постоянно действующий политический орган ООН, на который, согласно Уставу ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, и состоящий из 15 членов: пять членов Совета постоянные (это Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные десять членов – «непостоянные» и избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом.

Экономический и Социальный советы ООН(ЭКОСОС) – один из главных органов ООН, который под руководством Генеральной Ассамблеи ООН координирует экономическую и социальную деятельность ООН, ее специализированных учреждений ООН, а также многочисленных органов ООН.

Совет по опеке ООН – действует под руководством Генеральной Ассамблеи ООН и уполномочен рассматривать отчеты, предоставляемые властью, управляющей соответствующей территорией, принимать петиции и рассматривать их, консультируясь с управляющей властью, устраивать периодические посещения соответствующих территорий под опекой в согласованные с управляющей властью сроки и предпринимать упомянутые действия в соответствии с условиями соглашений об опеке.

Международный суд ООН – один из главных судебных органов ООН, основное назначение которого состоит в том, что он должен разрешать любые международные споры, которые будут переданы ему спорящими государствами.

Секретариат ООН – это орган ООН, призванный обслуживать работу других органов ООН и осуществлять их решения и рекомендации.

 

Международно-правовая ответственность – это юридическая обязанность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права в результате совершенного международного правонарушения, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не нарушающих нормы международного права, если такое возмещение предусматривается специальным международным договором.

Цели международно-правовой ответственности:

сдерживание потенциального правонарушителя;

побуждение правонарушителя выполнить надлежащим образом свои обязанности;

предоставление потерпевшему компенсацию за причиненный ему материальный и моральный ущерб;

влияние на будущее поведение сторон в интересах добросовестного выполнения ими своих обязательств.

Международные преступления (правонарушения) – это такие международно-противоправные деяния, которые нарушают международные обязательства, являющиеся основополагающими для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, и рассматриваются как преступления международным сообществом в целом (например, агрессия, рабство, геноцид и др.).

Политическая ответственность – вид международной ответственности субъектов международного права за нарушение ими международных обязательств.

Основные формы политической ответственности:

Сатисфакция (удовлетворение) – предполагает обязанность государства-правонарушителя предоставить удовлетворение не материального характера, возместить моральный ущерб, причиненный чести и достоинству другого государства.

Сатисфакция может выразиться в:

— официальном выражении сожаления или сочувствия;

— принесении извинений;

— принесении заверений в том, что подобные акции не повторятся в будущем;

— уголовном наказании виновных лиц;

— издании нормативного акта с признанием своей вины с тем, чтобы подобные действия не повторялись в будущем;

— посылки специальной делегации в оскорбленное государство;

— оказании почестей пострадавшему государству путем поднятия флага пострадавшего государства в столице государства-деликвента, либо отдании ему чести воинским формированием с артиллерийским салютом или исполнением его государственного гимна, либо сочетанием того и другого и т.п.

Ресторация – представляет собой восстановление правонарушителем прежнего состояния (статуса-кво) и несение им всех неблагоприятных последствий этого (например, освобождение незаконно занятой территории и несение в связи с этим имущественных расходов).

Ограничение суверенитета.

Декларативные решения – решения международного судебного органа или организации, которые признают какое-либо деяние международным правонарушением.

Материальная ответственность – это вид международной ответственности субъектов международного права за нарушение ими международных обязательств, связанной с возмещением причиненного ими материального ущерба другим субъектам международного права (или их физическим и юридическим лицам).

Основные формы материальной ответственности:

Реституция – это восстановление состояния в том виде, в каком оно существовало в момент совершения действия, вызвавшего ущерб, т.е. возмещение правонарушителем материального ущерба в натуре (возвращение неправомерно захваченного имущества: того же самого – конкретные произведения искусства, транспортные средства, оборудование заводов и др.).

Репарация – это ответственность, выражающаяся в возмещении натурой или деньгами материального ущерба, причиненного государству, пострадавшему от агрессии.

Субституция – замена неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества однородным имуществом (разновидность реституции).

Санкции – это принудительные меры как вооруженного, так и невооруженного характера, которые применяются субъектами международного права в установленной процессуальной форме в ответ на правонарушение.

Виды санкций:

А) в зависимости от количества потерпевших субъектов:

индивидуальные – когда санкции применяются одним потерпевшим государством;

коллективные – когда принудительные меры применяются двумя и более потерпевшими субъектами международного права.

Б) в зависимости от субъектов осуществления санкций:

санкции, применяемые в порядке самопомощи; Санкциями самопомощи, являются: Реторсии – это применяемые в ответ на правонарушение ответные принудительные меры субъекта, направленные на ограничение охраняемых международным правом интересов другого государства. Формы реторсий: — повышение таможенных пошлин на товары из этого государства; — введение систем квот и лицензий на торговлю с данным государством; — установление ограничений на импорт товаров из этого государства; — повышение налоговых платежей; — национализация собственности государства-нарушителя, его предприятий и граждан; — так называемые политические реторсии: всевозможные ограничения, устанавливаемые для дипломатов и граждан этого государства (ограничение передвижения по территории государства пребывания, ограничение в правах граждан государства-нарушителя), а также меры, свидетельствующие о неудовлетворительном состоянии межгосударственных отношений (отзыв дипломатического представителя из государства-нарушителя; объявление сотрудников дипломатического представительства этого государства persona non grata; отмена запланированных государственных визитов руководителей и т. д.). Репрессалии – это ответные принудительные меры, направленные на ограничение прав другого государства, совершившего правонарушение. Формы репрессалий: — эмбарго – запрет продавать товары, имущество и технологии на территорию государства-нарушителя; — бойкот – запрет покупать и ввозить на территорию товары и имущество, происходящее из данного государства; — замораживание авуаров (вкладов) государства-нарушителя в банках, расположенных на своей территории; — изъятие своих вкладов из банков государства-нарушителя. денонсация или аннулирование международных договоров с государством-нарушителем; непризнание – отказ государства признавать ситуации или действия, порожденные неправомерными с точки зрения международного права актами правонарушителя (отказ государства признавать юридическую силу договоров и соглашений, заключенных в результате не правомерного применения силы или противоречащих общепризнанным принципам международного права; отказ признавать противоправный режим, пришедший к власти в данном государстве; отказ признавать фактические ситуации, которые возникли в результате неправомерных действий властей государства-нарушителя (например, непризнание территориальных изменений, которые произошли в результате агрессии) и др.). Разрыв или приостановление дипломатических или консульских отношений – самостоятельный вид санкций, которые применяются на постоянной или временной основе потерпевшим государством и выражаются в приостановлении или прекращении им дипломатических и/или консульских связей. Самооборона – особый вид санкций, который находит выражение в применении к правонарушителю вооруженных мер в соответствии с Уставом ООН в ответ на вооруженное нападение. Виды самообороны: — необходимая оборона, которая представляет собой отражение актов применения вооруженных сил, не являющихся актом агрессии (например, принудительные меры в отношении воздушных и морских судов, вторгшихся на территорию государства); — самооборона от агрессии – это отражение акта агрессии при помощи вооруженной силы, применяемое в соответствии с обязательствами государств по международному праву и, прежде всего по Уставу ООН. санкции, осуществляемые с помощью международных организаций. К санкциям, осуществляемым с помощью международных организаций, относятся: Приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, чаще всего осуществляется в следующих формах: — лишение права голоса государств, не выполняющих принятых на себя обязательств; — лишение права представительства в организации (отказ в избрании в органы организации, отказ в приглашении на проводимые в ее рамках конференции и т.д.); — лишение права на получение помощи, оказываемой в рамках этой организации; — временное приостановление членства в международной организации; — исключение из членов международной организации. Исключение нарушителя из международного общения выражается в более широком спектре мер, которые применяются к нему уже за рамками международной организации, но по ее рекомендации (может быть выражено в полном или частичном разрыве экономических, политических, военных и иных отношений, разрыве дипломатических и консульских отношений, прекращении транспортного сообщения, связи и т.д.). Использование коллективных вооруженных мер по поддержанию международного мира и безопасности в международном праве является исключительной мерой, применяемой только в случае складывающихся ситуаций, угрожающих международному миру и безопасности. Санкции вооруженного характера должны применяться, если исчерпаны все иные меры воздействия.

 

Дипломатическое право – система международно-правовых норм и принципов, регламентирующих порядок установления и осуществления межгосударственных официальных отношений и связей (контактов) относящихся к статусу и функциям государственных органов внешних сношений.

Консульское право – совокупность принципов и норм, регулирующих правовое положение консульского учреждения, а также определяющих порядок назначения (отзыва), функции, привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц.

Дипломатическое представительство – это орган внешних сношений государства, находящийся за его пределами на территории другого государства для осу­ществления дипломатических сношений с ним.

Консульское учреждение (консульство) – это посто­янный государственный орган внешних сношений, уч­реждаемый в другом государстве на основе соглаше­ния между двумя государствами для выполнения кон­сульских функций в определенном консульском округе.

Специальная миссия – это временный орган внешних сношений госу­дарства, направляемый в другое государство для выпол­нения конкретных задач, определяемых по соглашению между данными государствами (т.е. дипломатией ad hoc – дипломатический орган по отдель­ному случаю или конкретному поводу).

 

Средства поддержания международного мира и безопасности:

Превентивная дипломатия – действия, направленные на предупреждение возникновения разногласий между сторонами, недопущение перерастания существующих споров в конфликты и ограничение масштабов конфликтов после их возникновения.

Миротворчество – это действия, направленные на то, чтобы привести к согласию враждующие стороны, главным образом, с помощью переговоров и других мирных средств, предусмотренных Уставом ООН в Главе VI.

Поддержание мира – проведение операций с помощью военного персонала как для предотвращения конфликтов, так и для установления мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.