Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лечение и профилактика




9' 131

социальным окружением, может получиться, что стимулирующее значение активности установится не в соответствии с уровнем реактивности данного индивидуума. В этом случае могут развить­ся различные нарушения и расстройства поведения» (Strelau, 1985). Чтобы модель «хорошего соответствия» была полезной, в ней не должно быть доказательств «по кругу», погубивыгих так много психологических теорий. Другими словами, очень легко «дока­зать», что нормальная приспособленность индивидуума к окру­жению — это следствие «хорошего» соответствия, а неадекват­ная жизнедеятельность — следствие «плохого», а затем для объяснения типа соответствия использовать характер жизнеде­ятельности. Поэтому необходимы разработка независимых кри­териев, с помощью которых можно было бы определить «хоро­шее» и «плохое» соответствие по многим факторам психическо­го развития, а также выявление условий, при которых эти факторы влияют на тип соответствия и на характер развития — нормальный или патологический. Такой подход просматривает­ся в целом ряде работ (см. ссылки у С. Чесе и А. Томаса — Chess & Thomas, 1984, с. 279), которые дают примеры исследований вза­имодействий в конкретных условиях и могут предоставить дан­ные для модели «хорошего соответствия».

Одним из самых значительных результатов исследова­ний темперамента является новый подход к лечению и профилак­тике. Вместо поиска предполагаемых внутрипсихических причин развития болезни у родителей и у самих пациентов и последую­щего длительного лечения, часто сомнительного качества, мы ста­ли использовать так называемое «руководство для родителей».

Руководство для родителей основано на клиническом заклю­чении о том, что ребенок по своему темпераменту не соответ­ствует тем требованиям, которые предъявляют ему или родите­ли, или школа, или же все вместе. В первые годы жизни такое несоответствие более вероятно у ребенка с трудным темпера­ментом. Он обычно отвергает новую пищу, незнакомых людей и непривычные места, громко протестует, трудно и медленно при­выкает к любым изменениям, не имеет четкого режима сна, пи­тания и опорожнения кишечника. Для таких детей уже с самого раннего возраста жизнь становится трудной. Тяжко приходится и родителям, не понимающим, почему самые обычные действия и навыки, которые большинство других детей осваивает легко и быстро, их ребенку даются с большим трудом и напряжением

сил. Если родители осознают, что в основе такого поведения ле­жит темперамент, и предъявляют к ребенку соответствующие требования — спокойные, дружелюбные, мягкие, но последова­тельные, — малыш постепенно научится приспосабливаться к раз­ным условиям, выработает привычку проситься на горшок и ус­тановит режим сна.

Когда вместо криков и протестов появляются бурные выра­жения радости и веселья, то интенсивность эмоциональных ре­акций может даже стать достоинством ребенка. В нашем иссле­довании, например, один из отцов даже гордился «буйством» сво­его сына в младенчестве. Мальчик хорошо развивался, и это качество постепенно перешло в энтузиазм. Однако если родите­ли не понимают, что главной причиной такого поведения ребен­ка является его темперамент, они будут чувствовать виноватыми либо себя, либо ребенка, либо всех вместе. Многие родители в конце концов ощущают себя жертвой террора своего крошечно­го сына или дочери, а это верный признак того, что они на лож­ном пути. В таких случаях родители могут оказывать давление на ребенка, задабривать его или же нерешительно переходить от одной тактики к другой, но все это только препятствует малышу справиться с повседневными требованиями, необходимыми для социализации в первые годы жизни. И слишком часто результа­том всего этого становятся отклонения в поведении.

Руководство разъясняет родителям, что трудное поведение ребенка — не их вина и не вызвано его зловредными прихотя­ми. Скорее всего причина в том, что они ожидают и даже тре­буют от ребенка таких реакций, на которые он просто не спо­собен. Большинство родителей готово выслушать врача, принять его советы и попробовать обращаться с малышом иначе. Редко кто не желает своему ребенку счастливого и плодотворного бу­дущего. Руководство имеет огромное преимущество в том, что врач как бы заручается поддеРжкои родителей и делает их не­посредственными помощниками в процессе лечения, а ведь они взаимодействуют с ребенком ежедневно и постоянно. По нашим данным, руководство для родителей эффективно в 50% случаев «плохого соответствия», охватывающих все возможные сочетания свойств темперамента ребенка и не соответствующих ему спо­собов родительского обращения. При успешности такого подхо­да отпадает необходимость в длительном и дорогостоящем лече­нии, а в тех случаях, когда трудности в поведении не исчезают и даже усугубляются и возникают показания для психотерапии, одновременное руководство для родителей может значительно сократить длительность лечения и увеличить его эффективность.

И наконец, наш подход, помимо всего прочего, не нуждается в трудоемкой, дорогостоящей и в общем-то неверной процедуре анализа психических нарушений у самих родителей.

Понимание роли темперамента в поведении ребенка может помочь воспитателям, специалистам в области охраны психичес­кого здоровья, педиатрам и учителям приспособить.свои требо­вания к ребенку таким образом, чтобы он был способен с ними справиться. Это не только избавит от лишних трудностей, но бу­дет способствовать развитию у ребенка хорошего представления о самом себе. Если подросток или взрослый поймут свой темпе­рамент, они смогут решить, когда им для пользы дела необходи­мо сдерживаться. Приведем один пример. При очередном обсле­довании мы беседовали с молодой женщиной немного старше двадцати пяти лет, отличавшейся в детстве крайне трудным тем­пераментом. Родители были сбиты с толку ее частыми и бурны­ми вспышками гнева, не могли найти причин такого поведения и, в свою очередь, сердились, чувствуя себя виноватыми. Это только ухудшало дело, и в итоге у девочки появились отклонения в поведении. Родители обратились к нам за помощью. Из их рас­сказа и наших наблюдений за поведением ребенка в игровой комнате стало ясно, что в этом случае имело место нарастающее несоответствие между ребенком и родителями. Вникнув в наш анализ ситуации, родители изменили свое поведение в соответ­ствии с полученными рекомендациями, и спустя совсем немного времени отклонения в поведении исчезли и отношения девочки с родителями стали более близкими и теплыми.

Теперь, к тридцати годам, эта молодая женщина счастлива в личной жизни и успешно начала профессиональную карь'еру. Когда ее спросили, как часто она сердится (один из наших обыч­ных вопросов), она улыбнулась и сказала: «Почти никогда». Жен­щина объяснила, что она, как и раньше, все еще склонна к вспышкам гнева, однако понимает, что, как правило, такие вспышки бумерангом обращаются на нее саму. Вместе с тем ей не хочется избегать сложностей и столкновений, если они необходимы. В итоге она научилась различными способами но без гнева выходить из трудных ситуаций.

Ни один подход в жизни не может быть панацеей. И не все случаи в нашей практике кончались так благополучно, как этот. Но очень часто мы просто поражались тому, какое брльшое зна­чение для здорового психического развития и жизнедеятельно­сти человека может иметь знакомство со своим темпераментом.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.