Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факты из биографии выдающихся людей




УСКОРЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ОДАРЕННОСТЬ

Под ускоренным развитием понимается убыстренный темп достижения возрастных стандартов. Такого рода возраста­ние в скорости изменяет общее направление кривой развития; наряду с этим возникают трудноразрешимые, но весьма инте­ресные вопросы относительно того, до каких высот может под­няться ползущая круто вверх кривая развития. Изменяется ли благодаря этому общая протяженность цикла умственного раз­вития? Связано ли отклонение кривой в сторону плюса с каче­ственным или динамическим видоизменением всего комплекса развития? Неизбежен ли переход в новое качество при ускоре­нии или замедлении темпа развития? Не влечет ли за собой рас­плату преждевременное развитие?

Вопросы эти слишком сложны, ддя того чтобы можно было от них отделаться общими соображениями, и для разрешения их мы располагаем весьма скудным материалом. Все это лишь усиливает интерес к тем случаям преждевременного развития, которые попадают под наше наблюдение. Психологическая сто­рона этой проблемы фактически тсовершенно не освещена в ли­тературе. Мифология приписывала младенцу Геркулесу изуми­тельные подвиги. Истории в таком духе находят себе иногда ме­сто на страницах газет. Любопытно отметить, что Термен и Кокс, (Terman and Сох) в своем исчерпывающем исследовании о ге­ниальных людях12 почти не приводят фактов, относящихся к ин­тересующему нас периоду раннего детства-.

12 Catherine Morris Сох. Genetic Studies of Genius, vol. 11, Stanford University, 1926.

Среди собранных мисс Кокии биографий 295 гениаль­ных людей всего в 14 случаях имеются указания относительно раннего детства (до двух лет), между тем как в 63 биографиях приводятся данные относительно периода от двух до шести лет.

Из упомянутых 14 случаев всего в пяти сообщаются факты, представляющие интерес в смысле возможной оценки уровня развития. Не все эти факты отличаются одинаковой достовер­ностью. Вот они.

Писатель Торквато Тассо, по словам историков, в возрасте шести месяцев отчетливо произносил слова и связно мыслил. В три года он приступил к изучению грамматики и занялся вско­ре после этого литературой и гуманитарными науками.

Ученый Гемфри Дэви начал ходить в девять месяцев и сво­бодно говорить на втором году.

Государственный деятель Генри Питер Брогам до того, как начал говорить, отличался необычайно внимательным отноше­нием ко всему окружающему. В восемь месяцев он отчетливо произносил несколько слов.

Ученый Фридрих Вольф научился говорить на втором году, в три года начал писать и учиться музыке, а будучи взрослым мог вспомнить все, что с ним было в 214 года.

Писатель Томас Карлейль вплоть до 11 месяцев не выгова­ривал ни одного слова, а в этом возрасте, услышав, как плачет ребенок, сказал: «В чем дело, Джек?» Можно заметить в скоб­ках, что это указывает на значительное ускорение развития. Вы­ражения такого рода не употребляются обычно детьми в возра­сте до полутора или даже до двух лет. В клинической практике нам попался всего один случай преждевременного речевого раз­вития; речь идет о девочке, которая в возрасте 8 лет располага­ла словарем взрослого человека и имела исключительно высо­кий интеллектуальный коэффициент, равный 180.

Государственный деятель Мазарини родился с двумя зуба­ми во рту, между тем как у Клярандона первый зуб прорезался в девять месяцев. Новорожденный Мирабо имел два прорезав­шихся зуба.

Заслуживает внимания, что Жорж Занд, начавшая ходить с Девяти месяцев, стала говорить с запозданием и в семь лет до­вольно плохо разбирала по складам.

Ученый Жером Кордан перенес в возрасте одного месяца чуму, воспитывался в убогой хижине и был гипотрофиком.

В группе случаев, где приведены биографические факты, относящиеся к периоду от двух до шести лет, можно найти

немало подробностей, указывающих на ускоренное развитие. Лег­ко можно допустить, что ребята, которые в три года овладевают чтением и письмом, до этого проявляли многие признаки преж­девременного развития, проходившие незамеченными.

Кольридж в три года мог прочесть главу из Библии; Воль­тер в три года научился читать по басням Лафонтена.

Ученый Альбрехт фон Галлер забавлялся составлением сче­тов и писанием вокабул с трех лет.

Маколей перестал интересоваться игрушками в три года и предпочитал гулять и рассказывать сказки.

Джон Стюарт Милль стал изучать греческий язык в три года. Джонатан Свифт мог прочесть в три года любую главу из Биб­лии и научился писать в четыре года.

Гумбольдт писал и читал в три года, так же как и Виланд, который будучи взрослым вспоминал, как он ходил на прогулку, когда ему еще не было трех лет.

Оливер Гольдсмит стоит несколько особняком: хотя Ьн на­чал посещать детскую группу с трех лет, но, как гласит отзыв о нем, «никогда еще не попадался такой тупой ребенок».

Ральф Вальдо Эмерсон стал ходить в детскую группу в воз­расте до трех лет; ровно в три года он получил отзыв: «успехи в чтении невелики». Между тем дети самого Эмерсона, как лю­била говорить их тетка, «умели читать еще до рождения».

Несмотря на немногочисленность данных, относящихся к раннему возрасту, не подлежит сомнению, что исключительные способности бывают связаны с преждевременным развитием в детстве. Проявляется ли фактически эта преждевременность на протяжении первых двух лет жизни — вопрос спорный и вмес­те с тем весьма существенный для науки о развитии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.