Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды регрессии




Регрессия поведения и личности: псевдорегрессия. Трехлетняя девочка стоит перед зеркалом, стараясь быть малень­кой, и пытается выяснить, как бы она выглядела, если бы дей­ствительно была маленькой.

Ситуация, в которой имеет место это поведение, следующая. У девочки есть маленький братик, которому она завидует. Она, очевидно, пытается решить, следует ли ей расти или становить­ся меньше. Существует множество случаев, когда дети в такой ситуации пытаются имитировать своих младших братьев или се­стер и начинают демонстрировать младенческое поведение за столом, кричат, как они, или не слушаются и т. д.

Регрессия ли это? Если мы говорим только о внешнем зна­чении этого поведения, мы можем говорить о регрессии в соот­ветствии с определением, данным выше. Стиль поведения пони­зился от паттерна, типичного для уровня трех лет, до паттерна двухлетнего уровня. Тем не менее мы не решаемся отождествить такое изменение с регрессией, происходящей в результате бо­лезни или острого эмоционального напряжения. Девочка, демон­стрирующая поведение своего младшего брата, может на самом деле «играть роль», хотя и роль более маленького ребенка. Эта роль может быть сыграна с мастерством хорошего актера, хотя и не понарошку, а всерьез. Вероятно, было бы справедливее на­звать это улучшенным, а не примитивным поведением.

Если ребенок продолжает играть такую роль в течение дол­гого времени, он действительно может стать примитивным. Он может потерять, по крайней мере до некоторой степени, свою способность действовать более зрело. Пока такое состояние не достигнуто, мы можем говорить о «псевдорегрессии поведения» без «регрессии личности». Другими словами, регрессия поведе­ния может быть или не быть симптомом регрессии личности.

Сходство поведения не обязательно свидетельствует о сход­стве состояний одинаково ведущих себя людей. То, что одно и то же состояние человека может проявиться в довольно различ­ных симптомах, было детально показано в отношении гнева (Дембо, 1931) и справедливо для всех областей психологии. Это сле­дует из основной формулы, что поведение {В) есть функция че­ловека (Р) и среды (Е), т.е. В = F (Р, В]. Это делает необходимым разделение непосредственно наблюдаемых «симптомов» [В) и лежащего в основании «состояния человека» (Р), которое с ме­тодологической точки зрения всегда занимает положение «кон­структа».

В связи со стадиями развития это означает, что уровень зре­лости человека может на самом деле быть выше или ниже, чем тот, на который указывает его поведение. Девочка, о которой рассказывалось выше, — пример первого случая. Пример пос­леднего можно обнаружить у ребенка, который твердо следует определенным навязанным правилам так, как это типично для большей «зрелости притязания», и проявляет вследствие этого во многих отношениях более взрослое поведение как результат жесткого давления извне; он будет вести себя на более низком уровне зрелости, как только давление прекратится.

Различие между регрессией поведения и регрессией лично­сти тесно связано с необходимостью ссылаться на сопостави­мые ситуации, если мы хотим использовать различия в поведе­нии в качестве признаков различий в состоянии человека.

Временная и постоянная регрессия. Регрессия может длить­ся лишь несколько минут, например в случае незначительного шока, раздражения или душевного волнения, или она может длиться многие годы, например в результате болезни. Регрес­сия может быть медленным погружением или внезапным паде­нием. Индивид может оставаться регрессировавшим, он может медленно или внезапно восстановить свой предыдущий уровень или вернуться к промежуточному уровню.

Ситуационная и устойчивая регрессия. В условиях эмоцио­нального стресса не только поведение, но и человек могут рег­рессировать к более примитивному уровню. При таких обстоя­тельствах индивид фактически не способен вести себя на более высоком уровне. И все же даже в этом случае примитивизация может ограничиваться особой ситуацией, такой, как «пребыва­ние в тюрьме» или «жесткая фрустрация». Как только человек выходит из этой особой ситуации, он может восстановить свой прежний уровень. В других случаях человек может регрессиро­вать таким образом, что он не будет демонстрировать свой пре­дыдущий более высокий уровень даже в самой благоприятной ситуации. Первый случай мы будем называть ситуационной рег­рессией, последний— устойчивой регрессией. Конечно, суще­ствуют переходные случаи.

Важно не отождествлять это различие с различием между временной и постоянной регрессией. Постоянная регрессия может быть результатом того факта, что индивид постоянно нахо­дится в рамках одной специфической ситуации; регрессия может быть сравнительно постоянной и тем не менее ситуационной. Термины «ситуационная» и «устойчивая регрессия» не относятся к продолжительности. В случае ситуационной регрессии уровень развития сильно колеблется в зависимости от изменений ситуа­ции, тогда как устойчивая регрессия более независима от таких изменений. Это различие имеет практическое значение для ди­агностики и лечения случаев, какие встречаются, например, при социально-психиатрической работе с детьми. Ясно, что экспе­рименты с людьми должны ограничиваться созданием ситуаци­онной регрессии.

Частичная и общая регрессия. Регрессия может поразить бо­лее или менее ограниченные области жизнедеятельности чело­века. Например, регрессия может поразить только моторные функции или эмоциональную жизнь человека без особого изме­нения его интеллектуальных способностей. Психопатология дает множество примеров различных паттернов регрессии специфи­ческих областей жизнедеятельности человека, а также общего ухудшения. Конечно, любая регрессия специфических областей в некоторой степени поражает все поведение индивида.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.