Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа навыка и тренировки




Оформление моторики до степени развития, свойствен­ной взрослому, завершается только после полового созревания, т. е. намного позже, чем заканчивается анатомическое сформи­рование центральной нервной системы. Это обстоятельство указы­вает на то, что в очень значительной мере сущность развития моторики в онтогенезе заключается не в биологически обуслов­ленном дозревании морфологических субстратов, а в накопле­нии на основе этих субстратов и с их помощью индивидуально­го опыта особи. Самые первоначальные фундаментальные при­обретения этого опыта, более или менее общечеловеческие по своему содержанию, имеются действительно к началу возмужа­ния, но, разумеется, и в течение всей своей последующей жиз­ни индивидуум продолжает пополнять этот психомоторный опыт, приобретать новые навыки, умения и координационные комби­нации. Такое обогащение отчасти происходит самотеком, более или менее непроизвольно. Гораздо чаще оно~осуществляется созна­тельно и намеренно, когда субъект либо сам воспитывает и выра­батывает в себе новые двигательные навыки, либо переходит к учителю, берущему на себя руководство такой выработкой.

Все эти прижизненно, онтогенетически прио0ретенные дви­гательные возможности обозначаются обобщенно термином «дви­гательные навыки» (иначе — моторные навыки, умения, сноров­ки, по-английски — skills, по-немецки — Fertigkeiten и т. д.), про­цессы же их намеренной, сознательной выработки объединяются в понятия двигательной тренировки. Подобные навыки приоб­ретаются по каждому из координационных уровней, и, как было

показано выше на примерах локомоции и письма, каждый на­вык в отдельности часто представляет очень сложную, много­уровневую структуру.

Вплоть до настоящего времени продолжает стойко держать­ся представление о двигательном навыке как о цепочке услов­ных замыканий, вырабатывающихся посредством проторения со­ответствующих межнейронных связей и объединяющихся в не­что, получившее (внутренне противоречивое) наименование «динамических стереотипов». Экстраполяторы теории условных рефлексов прошли, однако, мимо ряда капитальных различий между обоими названными процессами. Прежде всего при вы­работке условных замыканий путем настойчивого повторения стимулов подопытное животное или человек ставится в условия полной пассивности по отношению к ним. Напротив, формиро­вание двигательного навыка есть на каждом этапе активная пси­хомоторная деятельность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.