Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аномальные дети 3 страница




Искаженное развитие функций, зависящих от пострадавше­го анализатора, всегда будет выдвигать особые своеобразные тре­бования к специальному педагогическому воздействию на ребенка, имеющего частичный дефект.

Так, при частичной слуховой недостаточности возникает необ­ходимость обогащения вторично недоразвившихся функций и созда­ния условий, при которых возможно непрерывное исправление возникших в процессе развития искаженных навыков. Это дости­гается: а) за счет усиления остаточной функции пострадавшего слухового анализатора; б) путем использования всевозможных при­способлений, повышающих роль компенсирующих анализаторов.

Так, нацример, для исправления искажений в произноше­нии, возникающих при частичной сохранности слухового ана­лизатора, применяется звукоусиливающая аппаратура, осуществ­ляется раннее обучение грамоте в целях использования зритель­ного анализатора для уточнения произношения. Для коррекции искаженных речевых навыков вводятся специальные упражне­ния, с помощью которых уточняется звуковой состав слова. Ис­пользуются разного рода приемы, стимулирующие развитие лич­ных качеств ребенка для борьбы с собственной недостаточнос­тью. Для этого в школе создаются условия, развивающие у ученика потребность активно бороться с собственными дефек­тами речи; в,коллективе создаются условия, стимулирующие по-' требность в возможно более четком произношении (общение с нормально слышащими детьми, организация соревнования за лучшую речь, разговоры по телефону) и т. п.

Наличие искаженных представлений у слабовидящих детей, очевидно, также требует специального внимания при организа­ции педагогического процесса. Специальные наглядные посо­бия, разработанные тифлопедагогами, играют с этой точки зре­ния исключительную роль.

Следующее положение, также общее для анализа частич­ных дефектов любого анализатора, связано с вопросом о степени

вторичных отклонений в их зависимости от степени первичного дефекта. Это положение может быть сформулировано следую­щим образом: степень вторичных отклонений, их характер при частичном дефекте представляют разнообразие не только в зависимости от степени первичного дефекта, но в еще боль­шей мере в зависимости от тех условий, в каких протекает развитие ребенка. Взаимодействие различных условий развития при частичном дефекте анализатора несравненно более сложно, нежели при тотальной его утрате.

Возьмем, к примеру, временной фактор аномального разви­тия. Раннее возникновение тотального поражения слуха опре­деляет собой наиболее грубое поражение зависящей от данного анализатора функции. Оно ведет к полному отсутствию речи. При частичном дефекте мы никогда не имеем подобного одно­значного влияния возрастного фактора. В одних условиях при раннем возникновении частичного дефекта речь очень долго не развивается и дает очень резкую картину искаженного разви­тия, в других — процесс аномального развития протекает более доброкачественно. Все зависит здесь от сложного сплетения фак­торов, определяющих возможности речевого развития. С одной стороны, имеет место различная степень слухового дефекта и его качественная характеристика, с другой — различное время возникновения, с третьей — имеют место педагогические усло­вия, индивидуальные, интеллектуальные, личностные особенно­сти и т. д. Учет этого сложного сплетения факторов развития является обязательным требованием при анализе развития ре­бенка с частичным дефектом анализатора. Только при условии учета этого сложного сплетения факторов можно понять исклю­чительное разнообразие аномального развития психической фун­кции, развитие которой зависит от данного частично пострадав­шего анализатора.

Обратимся далее к вопросу о приспособлении ребенка к ча­стичному дефекту.

Приспособление ребенка к частичному дефекту представля­ет весьма сложный целостный процесс, отчасти сходный с ана­логичным процессом при тотальном дефекте, однако имеющий свое безусловное своеобразие. Это приспособление складывает­ся в основном из тех же компонентов, которые были упомянуты в общей части. Однако здесь следует указать на следующее.

Использование остаточной функции анализатора, естествен­но, играет в этом приспособлении некоторую роль. Пределы воз­можностей ее использования, как мы уже видели выше, весьма разнообразны и зависят от целого ряда других условий. Важ-

нейшее значение имеет то обстоятельство, что возможности ее использования в процессе обучения непрерывно нарастают за счет развития зависящей от пострадавшего анализатора функ­ции. У слабослышащих детей в процессе обучения нарастают речевые возможности и в связи с этим улучшаются условия ис­пользования нарушенного слуха. У слабослышащих детей про­исходит аналогичный сложный процесс овладения зрительными представлениями в условиях, когда неполноценные зрительные образы дополняются тактильными при обязательном участии мыс­лительных операций.

В этом процессе особую роль играет взаимодействие анали­заторов, опирающееся на сознательный мыслительный процесс. Совершенно исключительную роль в этом приспособлении играет речь с ее познавательной функцией. При частичном дефекте слухового анализатора компенсирующая роль речи нарастает в процессе специального обучения.

При частичном нарушении зрительного анализатора компен­сирующая роль речи настолько велика, что даже при очень зна­чительном понижении зрения может возникать нормальное раз­витие интеллекта.

Эффект приспособления ребенка к условиям, возникшим вследствие частичного дефекта, зависит также и от его индиви­дуальных особенностей. Чем больше у ребенка сохранных по­знавательных возможностей, тем выше эффект приспособления. Хорошая зрительная ориентировка помогает компенсации слу­хового дефекта. Общая сметливость, подвижность мыслительных процессов играют большую роль в приспособлении ребенка к частичному дефекту.

Особое значение в- этом приспособлении играют личност­ные качества ребенка. Интерес и положительная эмоциональ­ная направленность на окружающий мир способствуют более эффективному приспособлению к дефекту. Важнейшую роль в этом приспособлении играет способность к произвольной дея­тельности. Ребенок, который способен не только непосредственно слышать, но и специально прислушиваться, естественно, разви­вается по-иному. Наблюдения педагогов не раз показывали, как велика значимость активной личностной реакции для овладения речью слабослышащим ребенком. То же касается слабовидяще­го ребенка, который способен всматриваться. Хорошо развитая речь, полноценный слуховой и двигательный анализаторы, об­щая сметливость, хорошая способность к обобщению и перено­су, собственная активность, аффективная сохранность опреде­ляют эффект приспособления слабовидящего ребенка к дефекту.

При анализе приспособления к частичному дефекту анали­затора возникает вопрос о возможности адекватной оценки ре­бенком собственного дефекта. Наблюдения показывают, что в отличие от тотального дефекта частичный обычно не осознается в достаточной мере. Здесь мы, как правило, сталкиваемся с яв­лением, которое в клинике принято называть анозогнозисй (под этим термином предполагается невозможность осознания своих дефектов).

Известно, что взрослые с частичным понижением слуха ча­сто уверяют, что они недослышат лишь временами. Между тем объективно дело обстоит иначе. Они всегда одинаково недослы­шат. Но в одних случаях ситуация подсказывает им факт недо­статочного восприятия, в других случаях — нет. Характерно, что слабослышащие ученики, которые научились читать с губ, уве­рены, что они теперь уже слышат. Во всем этом играют роль указанные выше относительные возможности использования (в зависимости от условий восприятия) частичного анализатора. Для приспособления к дефекту эти обстоятельства имеют важней­шее значение.

Невозможность адекватной оценки собственной недостаточ­ности дезориентирует ребенка с частичным дефектом. И это об­стоятельство нередко мешает восприятию преподносимото ему учебного материала.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.