Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Появление речи и языка порядок: становления /начала




Становление речи состоит из постепенного разверты­вания способностей; это серия более или менее четко опреде­ленных событий, "которые происходят между вторым и третьим годами жизни ребенка, Конкретные важные вехи/этапы разви­тия речи проходят в определенном порядке и каждая в относи­тельно четко определенном возрасте. Точно так же как четкая привязка к возрасту, впечатляет синхронизация принципиаль­ных этапов развития речи с принципиальными этапами двига­тельного развития (табл. 1).

Симультанное развитие языка и координации

Таблица 1

Возраст (в месяцах Речевое развитие (вокализация и язык) Моторное развитие
  Гуление Держание головки; снижение тони­ческого рефлекса шеи; может сидеть с опорой на 3 подушки (с трех сторон)
6—9 Лепет, произнесение слогов «ма» или «да»; повторение одинако­вых звуков Сидит сам; делает попытки встать; быстрое одностороннее reaching (вытя­гивание); большой палец иротивошс-
12—18 Небольшой словарный запас, например прос­тые команды и ответы «нет» Недолгое время стоит сам; ползает; ходит, держась за перила; делает не­сколько шагов, если держать за рули; схватывает предметы; цепляется; демонстрирует полное развитие
18—21 Словарный запас воз­растает от 20 слов в 18 месяцев до 200 слов в 21; указывает на но­вые объекты; задает простые вопросы; формирует фразы из двух слов Stance полностью развита; походке не­гибкая, толчкообразная, прерывистая; сидит сам на детском стуле; ползает вниз по ступенькам и обратно; труд­ности в построений башни из трех кубиков; может кинуть, мяч, но делает это неуклюже
24—27 Словарный запас 300— 400 слов; составляет фразы из 2—3 слов; использует предлоги и местоимения Бегает, но еще падает при резком повороте. Может сидеть и стоять на коленях; ходит по ступенькам вверх и вниз
30—33 Быстро растет словар­ный запас; общие пред­ложения из 3—4 слов; учитывает порядок слов, структуру фразы; грамматически при­ближается к языку ок­ружающих, но некото­рые высказывания не похожи на то, что мог­ли бы сказать взрослые Хорошая координация руки и пальцев; может двигать пальцами независимо; манипуляции объектами; строит башню из 6 кубиков
36—39 Словарный запас око­ло 1000 слон или боль­ше; хорошо строит предложения, исполь­зуя комплекс грам­матических правил, несмотря на то что еще делает ошибки; грамматические ошиб­ки все более редки; понимает 90% обра­щенной речи Бегает с плавными переходами от ус­корения к торможению; легко преодо­левает препятствия при ^виженш; ходит по ступенькам с переменой ног; прыгает; может кататься на трехколес­ном велосипеде; может стоять на одной ноге на протяжении нескольких секунд

Временная связь этапов развития речи и движения вроде бы не обусловлена никакой логической необходимостью. В то же время есть серьезные основания полагать, что становление языка не является простым следствием развития моторики. Раз­витие языка достаточно мало зависит от артикуляционных на­выков (Lenneberg, 1962), и совершенствование артикуляции не может быть предсказано на основании только развития мотори­ки в целом. Существуют определенные признаки особенной, за­висящей от языка последовательности развития. Многие дети говорят первые слова еще до того, как начинают ходить, и, сле­довательно, теоретически должны обладать достаточно хорошо развитыми, чтобы минимально артикулировать, моторными на­выками; однако развитие их словаря происходит все равно весьма медленно. Почему бы им не расширить свой лексикон «сыры­ми» звуковыми символами в короткий срок, так, как это проис­ходит в 3 года у ребенка с «волчьей пастью»? В то же время тот факт, что родители не могут научить ребенка в этом возрас­те сказать два слога—«папа» или «пока» — вместе, не может быть объяснен слабым развитием моторики, поскольку в этом же возрасте дети способны произнести по 8—10 слогов подряд. Вообще говоря, дети лепечут целые «предложения» с интонаци­ями. Замедляющий фактор формирования языка явно имеет пси­хическую, а точнее, даже когнитивную природу; дело тут не в механических навыках. В 3 года в манипуляциях отражается улучшение координации по сравнению с предыдущими перио­дами, но ловкость развита все еще слабо. Речь требует абсо­лютно точных и быстрых движений языка и губ, хорошо скоор­динированных с работой связок и дыхательной системы, и при этом речь развивается полностью тогда, когда все остальные мо­торные навыки еще далеки от предельного уровня развития. Воз­никновение разнообразных моторных навыков и навыков коор­динации также происходит в определенной последовательности, но она принципиально не похожа на последовательность, в ко­торой происходит формирование речи.

В пользу независимости развития языка и моторики говорит также первичность понимания языка по отношению к речепо-рождению. Как правило, второе возникает на несколько меся­цев позже первого, особенно когда и то и другое происходит в возрасте от 18 до 36 месяцев. В определенных случаях эта раз­ница может быть увеличена до нескольких лет (Lenneberg, 1964). Тщательные исследования развития процесса понимания речи как такового был предприняты только в последние годы (Brown, Bellugi, 1964; Ervin, Miller, 1963). Полученные на сегодняшний

день свидетельства не оставляют сомнений, что и в более позд­нем возрасте существует постоянное развитие этого аспекта фор­мирования языка.

Развитие детей с различными аномалиями предельно убеди­тельно демонстрирует, что развитие языка происходит в рачках общего роста точно так же, как в рамках этого процесса проис­ходит развитие походки. Но в то же время развитие языка не зависит от моторно-скелетного созревания. У детей с гипотони­ей, например, мускулатура в целом слаба и существующие реф­лексы менее активны, чем в норме. Гипотония может бытьизо-лированным феноменом, который быстро проходит, или ж:еона может быть признаком болезни, такой, как атрофия мышц, что является плохим знаком для будущего моторного развития ре­бенка. Какой бы ни была причина, развитие мускулатур» мо­жет задерживаться на фоне всего остального развития и вли­ять на различные его составные части. Но и в этом случае речь и язык возникают в обычные сроки, в то время как двигатель­ное развитие отстает.

С другой стороны, известны случаи, когда у детей с нор­мальным интеллектом и нормальным развитием скелета и мото­рики присутствовали заметные задержки в развитии речи. Мы не говорим сейчас о детях, которые никогда не научатся гово­рить из-за приобретенных или врожденных аномалий мозга; мы говорим об обычных задержках развития речи, когда дети к. 4 го­дам не начинают говорить фразами; при этом отсутствуют не­врологические или психиатрические симптомы, которые могли бы объяснить задержку; дети живут в нормальных условиям, Та­кие случаи редки (один ребенок на 100), но само их существо­вание подчеркивает независимость процесса развития речи от остального развития.

Существуют также воздействия, влияющие на все процессы развития одновременно. Это, например, болезни, во время кото­рых рост и созревание задерживаются рядом факторов, к при­меру эндокринной природой в случае hypothyroidism, а также задержка может быть результатом внутриклеточной патологии, когда хромосомные изменения приводят, например, к mongolism. В этих случаях все процессы страдают одинаково, что приводит к «растягиванию» всего развития, но в то же время основные вехи в моторике и речи остаются сохранными (Lenneberg, Nichols и Rosenberg, 1964). Сохранность синхронности Моторного ж ре­чевого или языкового развития в случае общей задержки под­черкивает тот факт, что феномен общего созревания регулирует освоение языка ребенком.

Рис. I. Основные ступени в развитии языка

Из сказанного ваше можно сделать вывод о прямом взаи­модействии между моторным и речевым развитием. В норме рост и созревание перех«дят от общего к индивидуальным аспектам развития. В случае отсутствия задержек, влияющих на способ­ности в целом или на отдельные органы, картина развития по­добна той, которая представлена в таблице 1, т.е. является кар­тиной нормального -человеческого развития.

Использование понятия «навык» привносит еще один инте­ресный аспект в прсцесс появления речи. При надлежащей тре­нировке каждый может достичь мастерства в таких очень раз­ных областях, как катание на роликовых коньках, рисование, игра на пианино. Однако существуют сильные индивидуальные раз­личия во врожденной одаренности людей, а также времени наи­большей эффективнссти усвоения того или иного навыка. Обычно эти навыки в совершенстве редко могут быть усвоены до под­росткового возраста, Приобретение речи и языка отличается кардинальным образом: во-первых, большое количество людей

Рис.2. Средний размер словаря в 10 выборках детей разных возрастов

демонстрирует равные способности, отсутствие навыков встре­чается очень редко; во-вторых, начало речи и ее Легле исполь­зование возникают гораздо раньше, чем вышеописажые нави-ки, причем без предварительной тренировки.

Тем не менее индивидуальные различия во времгам начала говорения и достижения основных этапов (вех) существуют и должны быть приняты во внимание. Степень развития неодно­родна в течение всего периода формирования ребенка; возмож-

но временное замедление созревания и следующее за ним ус­коренное развитие. Взаимодействие внутренних и внешних фак­торов, влияющих ва развитие, вызывает удивление. Тем не ме­нее существует определенный порядок в появлении языка. На рис. I показан порядок достижения трех основных этапов раз­вития языка, а на рис. 2 — неожиданный скачок, отражающий резкий рост словарного запаса где-то на 3-м году жизни.

Среди 500 детей среднего и низшего социальных классов Бостонского округа, обследованных в ходе эпидемиологического исследования, 9 из 10 детей уже приобрели все перечисленные ниже вербальные навыки к 39-му месяцу жизни: способность называть предмет, находящийся в доме, способность понимать речевые инструкции, спонтанное произнесение синтаксически сложных предложений, спонтанность в вербальной коммуника­ции. Исследование проводилось в домашних условиях специаль­но подготовленнызмк социальными работниками, которые исполь­зовали иллюстрированные тесты и перечень вопросов. Те дети, которые демонстрировали отставание от вышеописанных норм, также осматривались логопедом, специалистом по исследованию слуха и мной. Таких детей было 54, и их можно отнести к сле­дующим группам (табл. 2).

Таблица 2

Распределение случаев неуспешного прохождения (language-Screening) теста

(предъявлялся 500 детям в возрасте 3 лет)

1. Необщительные.дети, но при более тщательном обследовании обнаруживают, очевидно, нормальное речевое развитие (здоровье хорошее, окружение адекватное)  
2. Бедная артикуляция, но, с другой стороны, нормальное ста­новление (начало) основных языковых вех (этапов) (здоровье хорошее, окружение адекватное)  
3. Разные речевые.дефекты, обусловленные психиатрическими отклонениями  
4. Речевые нарушения, связанные с поведенческими аспектами в рамках развития ребенка в среде с грубыми аномалиями  
5. Речевые нарушения, связанные с заболеваниями нервной системы  
6. Необъяснимая задержка появления речи (здоровье хорошее, окружение адекватное)  

Различия в возрасте становления языка кажутся нам менее драматичными, если мы критически рассмотрим эти статисти­ческие данные. Из 486 детей, у которых не наблюдалось ум­ственных отклонений или заболеваний нервной системы и ко­торые воспитывались в нормальной среде (это все дети, кроме 3-й, 4-й и 5-й групп), только 33 (а это меньше 7%) показали результаты более низкие, чем в норме.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.