КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Влияние глухоты на язык в разные годы
Задержка речевого развития в случае общей задержки На основании материалов, изложенных ранее, может сложиться впечатление, что возрастные ограничения вносят основной вклад в более успешный выход из болезни и языковые ограничения — это лишь вторичный эффект. Но это в действительности не так. В исследовании Lenneberg, Nichols и Rosenberger, проведенном в 1964 г. 54 человека с болезнью Дауна обследовались два-три раза в год на протяжении трех лет. Возраст обследуемых колебался от шести месяцев до двадцати двух лет. Появление основных вех в моторном к речевом развитии сильно различалось у разных людей, но у всех был отмечен определенный прогресс — во многих случаях очень медленный — до тех пор, пока они не достигали подросткового возраста. Это было характерно как для моторного развития, так и для речевого. Все дети, за которыми наблюдали в рамках исследования, приобретали stance, походку и хорошую координацию рук и пальцев уже перед концом первой диады. К концу эксперимента 75% достигли первой стадии речевого развития; они обладали набольшим словарным запасом и могли выполнять простые речевые команды. Но достаточно интересен тот факт, что прогресс в речевом развитии был отмечен только у детей младше четырнадцати лет. У более старших подростков уровень развития речи на начальных и конечных этапах исследования оставался неизменным. Из этого наблюдения следует, что даже при отсутствии структурных мозговых повреждений прогресс в изучении языка следует за процессом общего созревания. Рис. 3 — графическая иллюстрация эмпирических находок. Изучение приобретенной глухоты в детском возрасте и дальнейшей жизни дает нам понимание важности возраста в процессе присвоения языка. Наиболее общим случаем неожиданной и полной потери слуха являются последствия менингита. В любом случае неожиданная глухота в детстве сразу же влияет на голос и речь, а в возрасте младше шести лет и на языковые навыки. В течение года или даже меньшего периода времени маленький ребенок, скажем четырех лет, «сменит» способность контролировать свой голос и артикуляционные механизмы на заурядные речевые звуки; у него также будут развиваться искажения (шумы) и привычш(навыки), похожие или просто неотличимые от тех, которые наблюдаются у детей с врожденной глухотой. Обучением такого ребенка должны заниматься специальные
Рис. 3. Связи между хронологическим возрастом, IQ (по типу Мерриел—Палмер) и стадиями развития языка. A. Теоретическая репрезентация IQ. B. Наиболее вероятные показатели Ю в большинстве форм умственной отсталости. C. Соответствие стадий развития языка определенным возрастам. D. Эмпирическое определение связи между тремя параметрами у умственно отсталых детей учителя в школе для глухих. Обе группы — и те, которые стали глухими до начала становления речи, и те, кто после, — «звучат» и ведут себя одинаково. Но те, кто потерял слух уже при наличии некоторого речевого опыта (даже на протяжении такого короткого периода, как один год), более способны к обучению мастерству языка, чем те, кто вообще не имел такого опыта, причем чем раньше начато обучение после потери слуха, тем оно будет успешнее. С другой стороны, дети, оглохшие до второго года жизни, не имеют преимуществ по сравнению с детьми с врожденной глухотой. По-видимому, даже краткий миг усвоения языка, момент, на который приоткрывается завеса и устанавливается устное общение, достаточен для установления фундамента, на котором позднее может базироваться тренировка языка. Таким образом, эффект глухоты дополняет наши знания о приобретенной афазии. В то время как прогноз излечивания от афазии становится все хуже и хуже ближе к десяти годам, прогноз для навыков речи глухих непосредственно улучшается с прогрессом развития после начала нарушения.
На конференции Fry представил материалы, которые подчеркивают первостепенную важность возраста в установлении оптимальных навыков речи. Он записывал произношение детей с глубокой потерей слуха, но чье «качество» голоса, интонации и артикуляция были намного лучше, чем при обычном обучении глухих детей в Америке или Европе. Fry объясняет это тем, что изученные им дети обеспечивались слуховыми аппаратами с младенчества и проходили курс интенсивной «звуковой тренировки» задолго до школы. Американские дети также используют слуховые аппараты и тренировки, но последние всерьез предпринимаются только с четырех лет, а то и позднее, а слуховые аппараты обычно начинают использоваться к школе. Если бы мы были в состоянии проверить эти результаты на большой выборке, то мы смогли бы выделить даже более короткий промежуток критического возраста для оптимального усвоения языка, чем тот, который отображен в нашем исследовании.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |