Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первый уровень —уровень оценки интенсивности средовых воздействий




УРОВНИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ

Индивид взаимодействует с окружающей средой на разных уровнях активности, что и определяет строение аффек­тивной системы, в которой отдельные уровни избирательно ре­агируют на определенные классы средовых воз,л,€йствий.

■ Уровневый подход открывает ряд новых возможностей в изу­чении аффективной системы. Во-первых, изучение индивидуаль­ных вариантов уровневой организации (пропорций) может ока­заться полезным в разработке- типологии индивидуальных раз­личий. Во-вторых, в патологических случаях уровневый подход также применим для дифференциально-диагностического исполь­зования. В-третьих, развивается наше понимание структуры эмо­циональных процессов (Лебединский, 1990).

Прикладное значение этого подхода состоит в разработке стратегии коррекции с учетом возможных диспропорций в сис­теме эмоциональной регуляции.

Однако для продвижения в этом направления прежде всего необходимо выделить отдельные уровни и огтисать их функцио­нальные особенности. Для решения этой задачис, по-видимому, наиболее эффективным является, во-первых, обращение к ран­нему детству, когда происходит становление адъективной сис­темы, ее архитектоники. Во-вторых, обращение к случаям пато­логии, при которых происходят «сбои» в работе аффективной системы, что позволяет понять вклад отдельных: уровней в це­лостную систему регуляции.

В базальной системе эмоциональной регуляции могут быть выделены следующие уровни:

1) уровень оценки интенсивности средовьзх воздействий4;

4 Термин «интенсивность» используется здесь a c^mojvi широком смыс­ле. Можно говорить об интенсивности воздействий самых различных средовых явлений. Например, интенсивность обшени* зависит от ко­личества людей, расстояния, на котором оно происходит; от новизны ситуации, усталости общающегося человека, степени формализации об­щения и др. Таким образом, под интенсивностью понимается вероят­ностная субъективная оценка человеком средового воздействия.

2) уровень аффективных стереотипов;

3) уровень экспансии;

4) уровень аффективной коммуникации;

5) уровень символических регуляций.

Первый уровень аффективной регуляции осуществля­ет наиболее примитивные функции адаптации. Аффективная ори­ентировка на этом уровне направлена на оценку количествен­ных воздействий среды. Значимыми являются изменения тем­пературы окружающего и самого тела, уровень освещенности, высота звука, скорость движения, которое воспринимается как перепад интенсивности5.

Поскольку количественные изменения могут наиболее раз­рушительно действовать на организм, аффективная система при­стально следит за любыми изменениями в этой области6. Выход воздействий за допустимые границы вызывает реакции в виде беспокойства, тревоги, страхов, агрессии. Поэтому оценка ин­тенсивности входит в круг витальных задач, решаемых младен­цем с первых дней жизни.

Первый уровень опережает все другие системы, сигнализи­руя о сбоях, возникающих в организме. Клинически это прояв­ляется в непереносимости сенсорных нагрузок, аффективной пресыщаем ости.

На этом уровне помимо общей сензитивности оцениваются явления гипер- или гипосензитивности в различных модальнос­тях, а также явления извращенной чувствительности.

Б более легких случаях (как, например, при ранних невропа­тиях) симптомы гиперсензитивности могут ограничиваться одной-

Предметы, возникающие внезапно и перемещающиеся слишком быстро, вызывают негативную эмоциональную реакцию. До тех пор, пока не сформировался более совершенный механизм, оценка приближения — удаления объекта определяется изменением величины его проекции на сетчатке глаза (Бауэр, 1979). Возможно, что этот примитивный способ оценки сохраняет свое значение и позднее, в ситуациях, требующих мо­ментальной реакции.

Признак интенсивности играет важную роль в построении типологии индивидуальных различий. Показано, что интраверты склонны отвечать на стимулы средней интенсивности защитными типами реагирования, в то время как экстраверты на ту же стимуляцию дают ориентировоч­ную реакцию (Geen R.G. Prefered stimulation levels in intraverts and extraverts Journal of Personality and Social Psychology, 1984).

двумя модальностями и распространяться только на определен­ные классы сильных воздействий (ребенок боится резких дви­жений, громких звуков).

В более тяжелых случаях явления гипер- иди гипосензи-тивности могут генерализовываться, распространяться на раз­личные модальности, причем в определенной модальности (на­пример, обонятельной) достигать своих пиковых, максимальных значений.

Именно интенсивность, часто субъективно искаженная, а не качество стимуляции определяет поведение ребенка в раннем возрасте. i

Преобладание явлений гипер- или гипосе нзитивности отчет­ливо видно уже у младенца. Многие исследователи прямо свя­зывают особенности сензитивности с физиологическим тонусом малыша. Так, чрезмерный физиологический тонус дает оживле­ние архаических рефлексов и двигательных реажций вообще в ответ на действие малейшего раздражителя, острою реакцию на боль, быстрый переход от сна к бодрствованию, особую чувстви­тельность к социальным стимулам (ребенок с с амого раннего возраста стремится к общению, но очень быстро перевозбужда­ется от него (Kreisler, 1987/1994). Общее напряжение часто при­водит к развитию психосоматических расстройств уже в ран­нем возрасте (бессоннице, рвотам, коликам, спастическому пла­чу), особенно в том случае, если в диаде «мать —ребенок» не были установлены вовремя те формы близкого контакта, кото­рые призваны регулировать чрезмерное возбуждение младенца. Гипосензитивность в младенческом возрасте часто является признаком депрессии, которая характеризуется слабостью всех жизненных проявлений ребенка (резким снижением активнос­ти, физиологического тонуса, нечувствительностью к боли и дру­гим витально важным внешним и внутренним воздействиям (ус­талости, голоду).

Гипосензитивность на первом году жизни отмечается осо­бенно часто в случае депрессивного состояния матери (Tustin, 1990; Kreisler, 1990). В значительной части н-ешиз наблюдений матери подверженных раннему детскому аутизму детей страда­ли депрессией,

Другим признаком глубины аффективной патологии является избирательное нарушение чувствительности по отнешению к спе­цифически человеческим видам стимуляции (отсутствуют, извра­щены или сверхсильные ответные реакции на человеческое лицо, улыбку, прикосновение, объятие, речь) при относительной со­хранности чувствительности к чисто физической стимуляции. 594




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.