Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Четвертый уровень - уровень 6азальной аффективной коммуникации




Среда на четвертом уровне качественно изменяет свои свойства, «Другой» с его целями, поступками и переживаниями становится наиболее значимым фактором в эмоциональной жизни индивида, поэтому конкретный приспособительный смысл этого уровня заключается в налаживании аффективного взаимодействия с другим человеком. Это прежде всего достигается способнос­тью «чтения» эмоциональных состояний. С помощью речи и па-ралингвистических средств—интонации, мимики, выражения глаз, определенных поз — осуществляется обмен эмоциями от

элементарного заражения своим состоянием до передачи самых сложных переживаний17.

На четвертом уровне возрастает роль положительных эмо­ций, которые придают смысл действиям и тонизируют. Эффек­тивность любого действия возрастает в условиях сочувствия, со­переживания.

Основной функцией этого уровня является управление по-ведением «другого» на основе эмоциональной информации. Че­рез интериоризацию эмоциональной оценки близкого взрослого в жизнь ребенка входят такие базовые понятия, как «хорошо — плохо», «стыдно». Эти понятия имеют глубинную основу в пси­хике человека. Известным психиатром С. С. Корсаковым был опи­сан случай идиотии (у больной отсутствовали речь, элементар­ные навыки самообслуживания и т.д.), при котором, несмотря на глубокую интеллектуальную недостаточность, больная не толь­ко понимала похвалу и порицание, но и давала на них адекват­ные эмоциональные реакции.

Четвертый уровень является ведущим в эмоциональном вза­имодействии с другими людьми. Он вносит новые смыслы в ра­боту нижележащих уровней.

Так, в присутствии «другого» изменяется субъективная оценка физического поля. Как показали опыты ученицы Курта Левина Фаянс (Lewin, 1953), в отсутствие взрослого близкие предметы вызывают у ребенка интерес, дальние — нет. Однако, если взрос­лый и предмет совмещались в зрительном поле ребенка, даль­ние предметы вызывали у него интерес независимо от его про­странственного расположения.

Второй уровень включается в построение сенсорного обра­за «другого». На третьем уровне ограничивается стремление к экспансии. Возникают понятия «мое», «не мое», различные фор­мы запретов, табу.

Таким образом, активное включение четвертого уровня в ре­гуляцию аффективными процессами вносит в него новые цели и оценки. В детском возрасте доминирование взрослого в аф­фективном поле ребенка позволяет произвольно изменять каче­ственные оценки окружающего, придавать положительный или отрицательный смысл отдельным явлениям, метить аффектив­ным знаком нейтральные до того явления.

17 Заражение также является одним из способов управления. Это сигнал другому «делай, как я». Такой способ передачи информации эффекти­вен в ситуации цейтнота.

Показатели этого уровня делятся на две группы:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.