Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. Избыточная мотивация при фрустрации




Б. Избыточная мотивация в социальном поведении

Действие, легко осуществляемое, когда человек один, становится трудным, как только его нужно выполнить в присут­ствии другого. Валлон (1949) указывает, что при этом возникает реакция на присутствие других лиц, вызывающая расстройство постуральных функций. Жане (1928) дает более общее объясне­ние. Социальное поведение должно учитывать более сложную ситуацию, и, следовательно, оно является более трудным. Перейти от индивидуального поведения к социальному — Значит отдать его на суд другого и даже превратить его в соперничество.

Волнение, которое при этом возникает, весьма характерно. Мы не любим писать, когда кто-то заглядывает через плечо, и даже лица творческого труда не любят сочинять в присутствии дру­гих. Ребенок, успешно работающий за партой, часто волнуется, сбивается, когда его вызывают к доске; говорят, что он теряется.

Фрустрация возникает всякий раз, когда физическое, социальное и даже воображаемое препятствие мешает или пре­рывает действие, направленное на достижение цели. Фрустра­ция создает, таким образом, наряду с исходной мотивацией но­вую, защитную мотивацию, направленную на преодоление воз­никшего препятствия. Прежняя и новая мотивации реализуются в эмоциональных реакциях, иначе они оказались бы блокиро­ванными и неиспользованными. Неудивительно, что типичные реакции на фрустрацию представляют собой все типы эмоцио­нальных реакций в том смысле, в каком мы их определили.

а) Агрессивность. Самой распространенной реакцией на фруст­рацию является возникновение генерализованной агрессивности, направленной чаще всего на препятствия. Адекватная реакция

на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно; агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях.

Когда Уотсон писал, что неподвижное положение тела явля­ется источником простейшей формы эмоции, он определил тем самым одну из форм депривации, к которой очень рано чув­ствителен младенец: это ограничение свободы движений. Дока­зательство того, что раздражительность, агрессивность, гнев чаще всего вызываются фрустрацией, можно найти в исследовании Гейтса (1926). Он просил 45 студентов отмечать в течение неде­ли случаи, когда они испытывали раздражение или гнев. Боль­шая часть случаев соответствовала фрустрациям: обвинения, не­справедливость, саркастические замечания, выговоры, ожидание, грубое обращение, занятое место, получение отказа, сломанные авторучка или телефон. В 115 случаях из 145 причиной фруст­рации был человек, а не предмет. В 113 случаях фрустрации вызывали агрессивность: словесный отпор, оскорбления, физи­ческие нападки на человека (щипать, бить, толкать) или объект (сломать его).

б) Отступление и уход. Гейтс в своем исследовании устано­вил, что в некоторых случаях субъект реагирует на фрустра­цию уходом (например, выходит из комнаты), сопровождаемым агрессивностью, которая не проявляется открыто, если только он не замыкается в себе и не замышляет ничего плохого. В этом случае говорят о фиксации. Так, крыса в аппарате для прыж­ков Лешли, не находя выхода, неподвижно застывает на плат­форме.

в) Регрессия. Этот типичный результат фрустрации служит прекрасной иллюстрацией того, что мы говорили о природе эмо­ций. Трудная задача заменяется более легкой. Более подробно мы рассмотрим этот вопрос далее.

Очевидно, фрустрация влечет за собой эмоциональные на­рушения лишь тогда, когда возникает препятствие для сильной мотивации. Если у ребенка, начавшего пить, отнять соску, он реагирует гневом, однако в конце сосания ее можно взять, не вызывая с его стороны никаких эмоциональных проявлений.

Поведение маленьких детей показывает также, что препят­ствие при удовлетворении потребностей имеет силу лишь в зави­симости от того, какое значение придает ему субъект. Ребенок трех месяцев кричит во время подготовки к кормлению, посколь­ку ожидание для него непереносимо; однако через несколько месяцев в той же ситуации он может смеяться, предвосхищая предстоящее удовольствие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.