Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значимых благ и коллективных (клубных) благ




Методы реализации предпочтений в отношении социально

Равновесие в общественном секторе не исчерпывается бюджетным равновесием, равновесием спроса и предложения чистых благ, которое устанавливается исключительно с помощью государственного бюджета. Для регулирования равновесия спроса и предложения многих смешанных общественных благ используются другие подходы.

В силу важности и масштабности внешнего эффекта их воздействия социально значимые блага(в т.ч. услуги образования, здравоохранения и культуры) имеют много общего с чистыми общественными благами, вследствие чего попадают в сферу действия бюджетного равновесия, но поскольку они относятся к исключаемым смешанным благам, то могут быть объектами смешанного финансирования.

Чтобы исключить возможности манипулирования властями финансовыми средствами в рамках общих налоговых поступлений и недопустить остаточного подхода к финансированию здравоохранения и социального обеспечения, равновесие спроса и предложения на эти блага достигается с помощью социальных платежей (социальных взносов) и государственных внебюджетных фондов (в западной экономической литературе – трастовскими фондами), не включаемых непосредственно в государственный бюджет. Государственные внебюджетные фонды представляют собой самостоятельные финансово-институциональные структуры, образованные путем доверительной передачи государством им своей собственности с целью эффективного управления финансами.

Внебюджетные фонды и их денежные средства не входят в состав государственного бюджета и других бюджетов и изъятию не подлежат. Они имеют свои собственные бюджеты и функционируют на принципах самофинансирования. Социальные платежи (соци альные взн осы) представляют собой разновидность целевых, специализированных налогов. Они предназначены для финансирования социальных программ информирования соответствующих фондов: пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования. Принудительный характер изъятия этих платежей, их обязательность и легитимная форма изъятия роднит их с налогами. Целевая направленность социальных платежей создает финансовую и правовую гарантию автономности формируемых с их помощью специальных фондов в системе общественного финансирования. Возможности маневрирования поступлениями от социальных платежей ограничены только рамками данных фондов.

Исключаемость социально значимых общественных благ допускает формирование негосударственных фондов за счет добровольных взносов и параллельно частного финансирования за счет оплаты этих благ средствами домохозяйств. Однако финансирование за счет госбюджета и государственных внебюджетных фондов предназначено для реализации государственных гарантий обязательного получения населением определенного объема социально значимых благ.

Получение социально значимых благ здравоохранения, образования, социального обеспечения и других сверх этого уровня осуществляется путем необязательного, добровольного финансирования из негосударственных фондов и личных средств населения. Границы замещения общественных финансов частными весьма узки и здесь, как правило, действует принцип взаимного дополнения альтернативных способов финансирования.

Для более полного финансирования таких важных отраслей как образование и культура, жилищное хозяйство, транспорт, расширяется сфера социальных платежей и могут вводиться на муниципальном уровне образовательный, транспортный налог и другие целевые налоги.

Равновесие спроса и предложения на услуги различных общественных организаций устанавливается с помощью специальных взносов (парафискалитетов). Такое равновесие имеет большое сходство с финансированием социально значимых благ посредством социальных платежей и внебюджетных фондов. Установление целевых взносов и создание финансовых фондов целевого назначения, автономных по отношению государственному бюджету, способствует достижению более высокого уровня равновесия на отдельном сегменте, высокой фискальной эквивалентности. Здесь не действует характерное для общих налогов правило запрета конкретизации налоговых поступлений, а следовательно, не применим принцип единой кассы (единого котла). Специальный взнос (парафискалитет) сохраняет основной признак налогообложения – принудительность и обязательность платы, приобретает также, по сравнению с общим налогом, определенные признаки рыночного равновесия и ценового механизма.

В общественном секторе равновесие спроса и предложения таких смешанных общественных благ, как перегружаемое благо и клубное благо, устанавливается с помощью сборов и пошлин, что вплотную приближает его к рыночному равновесию. Сборы и пошлины за пользование мостами, автодорогами, туннелями и шлюзами предполагают свободу выбора, что отличает их от характерных признаков налога, т.е. являясь квазиналогом, близким к сущностным чертами цены.

Равновесие спроса и предложения на квазиобщественные блага (на товары и услуги отраслей естественной монополии) – это равновесие спроса и предложения на монопольном рынке с монопольными ценами. Для достижения такого равновесия допускается с помощью регулирования цен, маневрирования ресурсами и перекрестного финансирования. Цены на некоторые услуги и экономические блага устанавливаются заведомо выше предельных затрат с тем, чтобы полученный доход перераспределять на другие малорентабельные или нерентабельные услуги. Практика перекрестного финансирования диктует стимулы к широкой диверсификации предприятий и организаций общественного сектора.

Особая специфика рыночного равновесия присуща равновесию спроса и предложения некоторых исключаемых смешанных общественных благ (например, произведения искусства, медикаменты, услуги работников свободных процессий и т.д.). Рынок (сегмент) таких благ регулируется с помощью равновесных цен, потоварных налогов (налогов на продажу, акцизных налогов, таможенных тарифов и т.д.), а также лицензиями. На этих рынках (сегментах) в зависимости от степени эластичности спроса и предложения, складывается разнонаправленное взаимодействие цен и налогов, что способствует согласованию спроса и предложения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.