Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сегмент с 9 ло 11 утра 2 страница




Хочу привести пример из нашей практики. Мой соведущий Коля МакЛауд был в отпуске, в эфире его заменял продюсер Коля Мегве-лидзе. Мы решили устроить небольшой «спарринг», выбирая победи­теля в рубрике «Вилы». В данном случае я выступала в роли спарринг-партнера. Диалог был приблизительно следующий: «Мегвелидзе! Я буду выбирать победителя». (А Мегвелидзе фамилия грузинская.) На что он отвечает: «Молчи, женщина. Твое место на кухне. Иди готовь мне сациви. Победителя буду выбирать я». После эфира мы получили письмо по электронной почте из Кишинева. Письмо следующее: «Муж все утро надо мной издевался. Мы с ним работаем в одном офисе. Все утро он пытался заставить меня приготовить ему кофе. И мы ругались и спорили при коллегах. Я ему сказала, что женщина с мужчиной были неравноправны в далекие доисторические времена. И в этот самый момент Мегвелидзе говорит по радио: «Женщина! Твое место на кух­не». Весь офис лег, я пошла готовить мужу кофе, в итоге атмосфера разрядилась, личная жизнь наладилась, большое вам спасибо».

Вот тот самый момент стопроцентного попадания, за который слу­шатель очень благодарен ведущему.

Как выстраивать партнерские отношения в эфире

Мне кажется, что ведущие должны испытывать друг к другу насто­ящее дружеское расположение, а не просто приходить поработать. Иначе у них не получится естественного общения в эфире, они не будут интересны друг другу и, соответственно, слушателю. В таком партнерстве нет места амбициям. Очень важно уметь слушать и не пытаться перетянуть одеяло на себя. Чем больше каждый будет под-


черкивать заслуги и таланты своего напарника, тем больше будут выиг­рывать оба! Большой талант — умение после удачной фразы партнера запустить джингл/лайнер, а не поддаться соблазну поставить вслед за ней собственную, как правило, бледную, точку. Вообще, золотое пра­вило радио ди-джея: нечего сказать — запускай джингл!

Повторю, для слушателя мы — дружная семья, Оля и Коля, а не два отдельных человека, одного из которых зовут Коля, а другого Оля. Поэтому, работая, мы всячески избегаем местоимения «я»: не «я рас­скажу вам о погоде», а «мы расскажем вам о погоде».

Очень поощряется эфирный «спарринг» и умение дать хорошую по­дачу партнеру, на которую он может ответить хорошей репликой. Но, как говорится, лучший экспромт — экспромт подготовленный. Степень его подготовки может быть разной. Если вы рассчитываете уложиться во front (интро) песни, то лучше детально обсудить будущий диалог, его отрепетировать и записать свои реплики на бумаге. Приведу пример:

Оля: Ты знаешь, Мак, я продолжаю работать над собой. Ты же знаешь, я все время над собой работаю. Вчера я делала упражнения для усовершен­ствования женственности моего голоса, а то он у меня какой-то чересчур низкий.

Коля: А мне нравится. В принципе, мне вообще нравятся женщины с низкими голосами.

Оля: (очень высоким голосом): А мне больше нравится вот такой. Ты знаешь, я уже таким голосом разучила целую песню. Послушай!

Далее вступает группа «Колибри» с песней «Желтый лист осенний». По ее окончании:

Оля: (очень высоким голосом): Ну, как у меня получается, МакЛауд?

Коля: Да, получается, но теперь я хочу предложить тебе работать над своим голосом в некоем ином направлении. Желаю, чтобы ты спела, как Наталья Медведева. Ха-ха-ха.

Оля: МакЛауд, я столько не выпью...

Этот диалог был на 50% заготовлен заранее, а на 50% был экспром­том. Появление Натальи Медведевой было для меня полной неожи­данностью.

Бывают ситуации, которые мы обговариваем очень детально, чтобы уложиться во front (интро). Есть версия старинной песни Виктора Цоя «Видели ночь, гуляли всю ночь до утра» в исполнении группы «Здоб ши Здуб» с цыганским трио Эрденко с пластинки «КиноПробы. Tribute Виктору Цою». Мы заранее обсудили будущий монолог, чтобы точно уложиться в интро этой песни. На все про все у нас было 32


секунды, за которые мы рассказали слушателям о погоде, точном вре­мени, о том, что записались в кружок цыганского хорового пения при моем ЖЭКе, уже кое-чему научились и можем это продемонстриро­вать. Потом запели по очереди: «Ай, Ромалэ, Ромалэ, Ромалэ, ай, на-нэ, на-нэ, на-нэ» и даже дали короткий лайнер, после чего началось энергичное развитие темы. По звуку получилось красиво.

Для налаживания нормального рабочего контакта в эфире и борьбы с ненужными паузами мы с партнером используем язык жестов.

Знаки могут быть абсолютно любыми: например, если я рисую ука­зательным пальцем круг, то мой партнер понимает, что пора закруг­ляться; левой рукой изображаю «бла-бла-бла», то есть говорящий рот, а правой показываю указательным и большим пальцем отрезок — это означает, что анонсы будем проговаривать на интродукции песни; я поднимаю палец и потом указываю им на себя — это сигнал, что я бы хотела прокомментировать только что сказанное. Очень удобная шту­ка, поскольку упрощает рабочий процесс, уменьшает рутинность по­вторяющихся изо дня в день действий, позволяет успешно бороться с паузами и уплотнять эфир.

Подготовка ведущих к шоу

Мы готовим каждое утреннее шоу. Основная нагрузка по подготов­ке программы ложится на плечи продюсера. Его роль очень велика, фигура эта поистине незаменима, но подготовка ведущих к утреннему шоу длится круглосуточно и не прекращается ни на минуту.

Надо внимательно наблюдать за жизнью, окружающим миром, но­востями, фиксировать идеи, которые могут пригодиться, читать газе­ты, смотреть телевизор, общаться с соседями, то есть дышать со своей аудиторией одним воздухом, жить теми же интересами, иначе рано или поздно ты станешь им неинтересен. Можно кайфовать от Довлато-ва или Сорокина, но нельзя не знать о том, кто такая Маринина, ко­торую твоя аудитория читает в метро. Можно упиваться фильмами Кронненберга, но не забывать, что есть сериал про ментов, который смотрит полстраны.

У наших американских коллег практикуется периодически отправ­лять ведущих утреннего шоу (которые отличаются от российских, в том числе, и более ощутимым материальным благополучием) на. американс­кие оптовые рынки, покататься в неблагополучном американском мет­ро, чтобы не отрываться от реальности (нам в этом плане проще). Коро­че говоря, ведущие должны интересоваться, чем живут их слушатели.

Но при этом не стоит забывать о том, что ведущие должны произ­водить впечатление человека благополучного, потому что если у тебя


все плохо, то зачем мы тебя будем слушать, у самих забот полон рот. Слушатель не хочет иметь дело с депрессивным неудачником. Но это не значит, что ведущий в эфире не может говорить о каких-то личных проблемах и заботах, делиться опытом, рассказывать о совершенных ошибках. Важно найти эту самую золотую середину. Я часто исполь­зую события из собственной жизни как повод для разговора или об­суждения в эфире. Слушатели очень любят, когда ведущий называет имена своих школьных учителей, друзей, близких, любимых, одно­классников, улиц, на которых прошло детство.

Работа с аудиторией

Американские коллеги считают, что если слушатель остается на волне утреннего шоу на протяжении 15 минут, то это уже грандиозный успех. Как удержать аудиторию в течение всей программы? И возмож­но ли это? Совершенство недостижимо, но стремиться к нему все же надо. Как это делать?

1. Давать аудитории то, что ей нужно: время, погоду, музыку, ново­сти, курс доллара, эмоции, развлечения, призы, хорошее настроение, дружеское расположение, понимание, сопереживание.

2. Постоянно анонсировать то, что будет впереди, закидывать «крюч­ки». Это, пожалуй, в работе радиоведущего самое трудное. Понятно, что не стоит говорить: «Слушайте наши новости, и вы узнаете о том, что «Спартак» выиграл у «Динамо» со счетом 5:3», потому что в этом уже нет никакой интриги и зачем долго ждать информацию, которую вы только что уже получили.

Вот несколько примеров наших эфирных крючков. Маранелла — итальянский город, где производят машины «Феррари». Там недавно был большой праздник, по поводу победы Шумахера в очередном эта­пе «Формулы-1». Об этом собирался подробно рассказать спортивный комментатор. У нас анонс, «крючок», был следующим: «Через несколько минут из спортивных новостей вы узнаете о том, почему в Маранеме до сих пор моют посуду и какое отношение к этому имеет Шумахер».

Пример музыкального «крючка». Обычно в начале часа мы всегда перечисляем песни, которые будем слушать в ближайшее время. Мы не перечитываем всё, что есть в нашем плей-листе (от англ. play list — список песен для обязательного звучания в эфире), а выбираем из него три-четыре имени, которые на сто процентов интересны нашему слу­шателю. Можно просто перечислить эти имена или названия исполня­емых ими песен, а можно и закинуть «крючок»: «Вы все знаете о том, что сейчас записан альбом «КиноПробы. Tribute Виктору Цою». Если бы мне предложили участвовать в этом проекте, то я совершенно точ-


но знаю, какую цоевскую песню взялась бы перепеть. Дождитесь, она будет звучать в этом часе». Это мои любимые «Красно-желтые дни», но слушателю я об этом не говорю, а предлагаю ему дождаться этой песни на нашей волне.

То же самое касается и рубрик, например, «шЫзгариков». Мы за­ранее знаем, куда сегодня будет дозваниваться продюсер. Допустим, в зоомагазин, чтобы купить собачий корм. Сама по себе информация скучная — ну, купить собачий корм, ну и что? Она не цепляет. Зато уж наверняка слушателя зацепит следующее: «Дождитесь нашего «шЫзга-рика». Через несколько минут мы позвоним в зоомагазин и попытаем­ся узнать, можно ли нашему продюсеру употреблять собачий корм с пивом».

Новостные выпуски анонсирует директор нашей информационной службы и ведущий новостей Борис Барабанов. Делает он это обычно в начале каждого часа, а через несколько минут выходит полный инфор­мационный выпуск. Например, Барабанов говорит: «Вчера в Москве открылась очень необычная выставка. О ней через несколько минут». Его фраза умещается в пару секунд и проговаривается для того, чтобы донести до слушателя: «Вот о чем я буду рассказывать. Оставайся с нами».

3. Со слушателем надо общаться и интересоваться его жизнью. Повто­рю, он благодарно воспринимает заботу о себе: «Вы сейчас завтракае­те? Приятного аппетита», «Вы выезжаете из дома на работу? Учтите, что сегодня туман, и будьте осторожны!», «Сегодня были заморозки, поэтому дорога скользкая!» и т.д. Или, когда человек приезжает в офис, вы говорите: «Наверное, вы уже добрались до своего рабочего места, удачного вам рабочего дня».

Безусловно, это льстит, потому что, как я уже говорила, у каждого слушателя создается впечатление, что ведущий, звезда, общается лич­но с ним и работает персонально для него. Быть может, именно это заставит его задержаться еще на вашей волне и продолжать слушать утреннее шоу.

Вот пример общения продюсера со слушателями. В программу зво­нит очень много людей. Иногда продюсер поднимает трубку: «Наше Радио», доброе утро!», — и слышит: «Привет, Коля, это я, Миша. А запиши меня, я хочу высказать свое мнение для Утренней пурги». Продюсер не имеет ни малейшего представления о том, кто такой этот Миша. Но Миша-то чувствует, что он дозвонился, как минимум, сво­ему родственнику. Что будет, если сказать ему: «Какой-такой Миша? Не знаю никакого Миши, что надо?». Или может: «Привет, Миша. Как дела? Ты все там же?», чтобы Миша подумал: «Круто, Мегги


(Коля Мегвелидзе) меня помнит, а ведь я так давно ему звонил, видно я какой-то необыкновенный и удивительный!»

4. Уважать вкусы слушателя и не оскорблять его музыкальный вкус.
Для нашей аудитории пласт музыкальной культуры, представленный
такими именами, как Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Юрий Шев­
чук, значит очень много. Это часть жизни, воспоминания о молодости,
первая любовь, пение под гитару, первые рок-концерты и т.д. Призна­
юсь, Борис Гребенщиков и его творчество не стали знаковыми в моей
жизни, но я никогда не скажу о том, что мне все время слышится, как
Борис Борисыч не попадает в ноты, злоупотребляет тремоляциями и
вообще не в моем вкусе. Я должна уважать вкусы слушателей, и если
Гребенщиков культовая фигура для нашей целевой аудитории, то я
должна относится к нему с пиететом, по крайней мере, в эфире.

Над молодыми, но уже популярными группами, на которых сейчас сконцентрировано внимание аудитории, мы иногда иронизируем. Но нам больше симпатичен прием самоиронии, когда получается, что скорее не песня так плоха, а мы туповаты.

5. Слушателю важно знать, что ди-джейне житель Олимпа, а такой
же человек, как и он. Но в то же время не стоит забывать и о том, что
для слушателя ты — звезда. Хоть, сделать это и непросто, но в голове
надо держать и то, и другое.

Важно помнить о том, что благосостояние ведущего может раздра­жать и вызывать зависть, потому что у слушателя может не быть таких денег. Сколько бы ни получал ди-джей, в любом случае, это, наверное, будет больше, чем зарплата нянечки или школьного учителя. Хочу в качестве примера привести одного из своих бывших напарников, с которым работала на радио «Максимум». Он совершенно не чувство­вал подобных вещей, поэтому мог сказать в эфире, что вчера был в бутике и купил себе рубашку от «Кельвина Кляйна», потратив на нее последние 150 баксов. Слушателями это воспринималось как хвастов­ство и желание лишний раз наступить на больную мозоль. Ведь многие никогда не смогут позволить себе такую дорогую покупку.

Обязательно надо встречаться со слушателями на промо-акциях, быть доброжелательным, подписывать билеты, открытки, листочки, которые они протягивают, отвечать на приходящие письма. Я стара­юсь отвечать абсолютно на все письма, которые приходят на наш по­чтовый ящик, быть внимательной, благодарить за теплые слова. Но это не значит, что со мной можно фамильярничать или меня шантажиро­вать типа: «Поставьте песню, а то повешусь» или «Если вы не ответи­те на мое сообщение, я перестану вас слушать». Тут уже работа для медиков.


Несколько советов ведущему

1. Не комплексовать. Для эфира очень важна определенная свобода, раскрепощенность и естественность. Конечно, полное отсутствие ком­плексов, это тоже в определенном смысле болезнь. Но если у тебя что-то хорошо получается, то почему бы это не продемонстрировать? Если я неплохо пою, почему я должна стесняться это делать, если мне это нужно для эфира? Если будете вести эфир с внутренним зажимом, то слушатель это непременно услышит и вряд ли это ему понравится.

2. Если вдруг с вами что-то не так, вас одолел приступ смеха, кашля или чего-либо еще, не выключайте микрофон, слушатель воспримет этот провал, как ваш непрофессионализм. В моей практике была одна ис­тория. Я тогда работала еще на радио «Максимум». И в тот день выс­тупала в роли информационного ведущего, а за ди-джейским пультом была Рита Митрофанова. Новости были серьезными. По-моему, речь шла об увольнении директора Мариинского театра, в этот момент Рита поставила мне какой-то смешной звук, какой-то «пиу», напоминаю­щий звук чукотского варгана. Я уверена, что большинство слушателей его даже не услышали, но со мной случилось то, что в актерской теат­ральной среде называют словом «раскололась». Мы обе давились от сме­ха. О том, чтобы дочитать новости, не могло быть и речи. Рита выключи­ла микрофоны и минуты две в эфире звучал новостной «бед». В итоге слушателю было совершенно непонятно — что случилось, почему. Ведь как мы смеялись, никто не слышал. Если смешно — надо смеяться в микрофон. Если аудитории непонятно, почему ты смеешься — надо ей объяснить, почему ты это делаешь. Это лучший выход из ситуации.

3. Если сказать не о чем, то лучше рассказать о времени, погоде и вык­лючить микрофон. Не стоит давить из себя шутки и притягивать их за уши. Одна действительно смешная вещь, сказанная за час — этого вполне достаточно.

4. Говорить в микрофон, улыбаясь. Улыбка всегда слышна.

 

5. Быть искренним. Слушатель это ценит. Искренность рождает от­ветное доверие.

6. Оперативность и информированность. Если вы работаете на музы­кальной станции, то в качестве комментариев к песне можно и нужно использовать информацию о группе или музыканте, ее исполняющем.

Беседа со слушателями в прямом эфире

Насколько мне известно, на профессиональном американском ра­дио такой вещи, как «разговор со слушателем в прямом эфире», уже давно не существует. Это не значит, что нет разговоров ведущего со слушателем в эфире. Это значит, что когда идет телефонный звонок,


то эфир не прямой. Телефонный звонок был быстро записан и отмон-тирован на shortcut во время только что отзвучавшей песни, дабы зас­траховаться от неожиданностей.

Но у нас таких возможностей нет, поэтому надо постараться избе­жать тех очевидных опасностей, которые представляет разговор со слу­шателем в прямом эфире:

/. Главная опасность заключается в том, что слушатель может зап­росто произнести в эфире имя вашего конкурента. Я всегда спрашиваю: «Вы помните, до какой радиостанции вы дозвонились? И до какой же? Давайте попробуем вместе произнести ее название!» Лучше десять раз сакцентировать на этом внимание звонящего, чтобы не прозвучало то, что прозвучать не должно.

2. Заказ песни — самое любимое занятие слушателя, связанное с каким-то ощущением праздника и волшебства. Самый популярный вопрос слушателя к ведущему: «Как вы так быстро песни ставите?» Существует подсознательная уверенность в том, что это чудо, а раз это так, то почему бы не передумать и не заказать в самый последний мо­мент совершенно другую песню, а не ту, что уже заряжена в вашем CD-проигрывателе. Важно сразу объяснить, что слушать будем именно эту песню и никакую другую.

3. Слушатель — участник вашей программы, и в данный момент вы делаете ее вместе. Просто он не знает, как это делается, он не профес­сионал, и ваша задача за короткий отрезок времени его этому научить. Нужно еще помнить о том, что он очень волнуется, ведь вы его кумир, звезда, а он никогда не был в эфире. Ему нужно помочь, и он будет вам за это очень благодарен.

Скажите ему: «Давайте сделаем сейчас с вами такой звонок в пря­мом эфире, что все просто упадут!» Используйте имеющееся у вас до выхода в эфир время для того, чтобы звонящего раскрепостить, с ним подружиться, продемонстрировать, что он и его жизнь вам интересны. Заодно выясните, не странный ли он человек и не собирается ли выки­нуть в эфире то, что не входит в ваши планы.

Сейчас на очень многих телеканалах и радиостанциях принято само­утверждаться за счет дозвонившегося до программы человека. Мне ка­жется, что это неправильно, потому что он является представителем це­лой аудитории. И презрительное отношение ведущего к тому, кто звонит в эфир, каждый, кто слушает ваш диалог, будет проецировать на себя.

4. Телефонный разговор не должен быть затянутым. Продолжитель­ность разговора не больше полутора минут.

5. Игра в попугая — очень частая ошибка ди-джея во время телефон­ных разговоров. Вот пример:


— Алло, здравствуйте.

— Здравствуйте.

— Как вас зовут?

— Лена.

— Лена?

— Да, Лена.

— Замечательно, Лена.

Почему это замечательно? Полный мусорный набор. Создается впечатление, что у ди-джея плохо со слухом или логикой. Или еще типичная ошибка:

— Алло, здравствуйте!

— Здравствуйте.

— Вы позвонили нам! Очень приятно!

— Да, здорово.

— Как вас зовут?

— Меня зовут Петя.

— Петя, а где вы живете?

— Я живу на улице Икс.

— А сколько вам лет, Петя?

— Двадцать восемь.

— Здорово, Петя! Ну что, давайте поиграем?

— Давайте поиграем.

Этого нужно избегать. Как это делать? «У нас на проводе Петя, живущий на улице Икс, ему 28 лет. Привет, Петя!» Вы сэкономили 20 секунд.

Разговор должен быть динамичным, поэтому список вопросов, ко­торые ди-джей задаст дозвонившемуся слушателю, должен быть со­ставлен и обдуман заранее.

Правда, бывают еще слушатели-маньяки. Они встречаются в при­роде, и ведущие должны знать об их существовании. Есть такая катего­рия людей, которая живет тем, что с утра до ночи дозванивается на радио, поэтому важно со всеми ними познакомиться, узнавать их по голосу, иначе каждое утро в вашем эфире будет звучать один и тот же голос, у прочих же создастся ощущение несправедливости.

И очень важную роль в работе со звонками слушателей играет про­дюсер утреннего шоу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.