Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный аппарат–иерархическая система гос.органов, осуществляющих практ.работу по реализации ф-ций г-ва

Клеточкой, единицей гос.аппарата является гос.орган( призван выполнять управленческую деятельность, отвечающую интересам многих граждан;наделяется компетенцией, т. е. кругом целей и задач;он имеет властные полномочия в определен-ной сфере общест.жизни;за нарушения распоряжений компетентных гос.органов могут применяться санкции; каждый гос.орган имеет: государственное,казенное имущество, которое находится в его оперативном управлении.

Деятельность гос.аппарата протекает в основном в правовых формах, к которым относятся:

правотворческая -– деятельность по подготовке проектов НПА, их принятию и изданию, когда принимаются, изменяются или теряют силу юридические нормы – правовая основа деятельности людей и организаций;

правоисполнителъная деятельность по реализации юр.норм, в том числе по изданию индивидуально-конкретных предписаний;

правоохранительная – деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юр.ответственности, рассмотрению споров в судах, в др.юрисдикционных органах, исполнению их решений, проведению в жизнь карательных и правовосстановительных мер.

Государственные органы многообразны.По характеру выполняемых ими задач их можно разделить на3 группы: законодатель-ные; исполнительные и правоохранительные органы.

Законодательные органы. Перед высшим законодательным органом стоят задачи:создавать законы; рассматривать вопросы госбюджета; назначать высших должностных лиц; осуществлять контроль за деятельностью правительства.Являясь одним из высших органов гос.власти, парламент выполняет основную законотворческую работу. Но его деятельность подвержена ряду ограничений. 1)законы должны отражать волю народа,2) они максимально должны соответствовать объективной реальности, 3)не идти вразрез с Конституцией РФ.

Исполнительные органы осуществляют гос.управление во исполнение законов, принятых парламентом. Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, направлены на исполнение закона и не должны ему противоречить.

Носителем высшей исполнительной власти часто является президент. Он выполняет ф-ции главы г-ва. Ему подчинено прави-тельство(осуществляет управление страной во главе с премьер-министром). Центральными исполнительными органами выступают министерства, гос комитеты, ведомства. Исполнительная власть среднего уровня осуществляется администра-циями субъектов, на местах жизнь людей организуют органы местного самоуправления. Исполнительные органы имеют право законодательной инициативы. Они могут издавать подзаконные акты.

Правоохранительные органы- гос.органы, обеспечивающих защищенность граждан и организаций от противоправных дейст-вий.Особую группу органов в системе составляют судебные органы( Конституционный суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды).Суды выполняют правоохранительные ф-ции(рассматривают любые споры о праве и выступают органами правосудия, контролируют исполнительные органы, когда рассматривают жалобы на их незаконные действия).В отличие от законодательных органов суды новых правил не создают. Они также не управляют обществом, как исполнитель-ные органы. Судебная власть осуществляет правосудие. Судебная власть конкретным судьям. Суд.органы не находятся в отношении прямой подчиненности друг другу.

Прокуратура – орган, который осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод граждан,исполнением законов всеми гос. органами, юр.лицами, общественными объединениями. Органы милиции, осуществляющие оперативно-розыскную деятель-ность, дознание и следствие, уголовно-исполнительные учреждения находятся под надзором прокуратуры. Помимо этого прокуратура – это орган, представляющий и отстаивающий гос.интересы в суде. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве гос.обвинителя. Прокуратура ведет также расследование тяжких преступлений.

Милиция – это орган, который призван охранять законность и общественный правопорядок. На нее возлагаются также обязанность по пресечению и предупреждению преступлений, розыск скрывшихся лиц, производство дознания и расследование преступлений.

Уголовно-исполнительные учреждения могут быть выделены в особую группу правоохранительных органов: колонии,тюрь-мы,СИЗО. Все эти учреждения выполняют специфические задачи: организуют работу по исправлению и перевоспитанию осужденных, содержанию лиц, находящихся под следствием.

Органы гос.безопасности, объединяемые в ФСБ, стоят на страже националь ной безопасности страны. Они выявляют посягательства на конституционный строй, защищают эконом.безопасность РФ.Одна из сторон их деятельности-защита конституционных прав и свобод граждан. Их особенность в том, что используют в основном негласные методы работы.

Внешняя разведка – гос.орган,имеет своей задачей выявление информации, показывающей действительную роль и значение страны за рубежом, а также информации, способствующей упрочению безопасности РФ.

Нотариат –система органов,в ф-ции которых входят удостоверение имущественных сделок,оформление наследственных прав, засвидетельствование документов для придания им достоверности.

Налоговая полиция осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, в случае выявления серьезных его нарушений осуществляет расследование и сбор необходимых д-в для применения санкции.

Таможенные органы– органы, которые ответственны в определенной мере за экономическую безопасность страны.

Правовое государство –г-во, где право перестало быть средством воплощения воли правящей элиты, а стало мерилом жизни не только для граждан, но и для нее самой.

Признаки правового г-ва: Господство права- высшей формой выражения свободы людей должен быть закон. Но не всякий закон может считаться основой правового г-ва, а лишь тот, который отвечает сложившимся реалиям, жизненным потребностям людей,воплощает принципы справедливости. Законы должны приниматься с соблюдением определенной процедуры, что позволяет их оценить с разных сторон и избежать ошибок.Законы не должны противоречить конституции и международно-правовым нормам. Разделение властей. Гос.власть должна быть единой. Однако процесс осуществления власти неоднороден. Он включает выработку общих правил существования г-ва, практическое осуществление этих законов, а также контроль за их выполнением.Для выполнения каждой ф-ции создается особая ветвь власти. Широкие и реальные права и свободы личности- права закрепленные в Конституции.

Государство и гражданское общество – общество с развитыми эконом., полит., правовыми, культурными отношениями меж-ду его членами, независимое от г-ва, но взаимодействующее с ним. Признаки(особенности)гражданского общества: высокое сознание людей;высокая материальная обеспеченность их на основе владения собственностью;широкие связи между членами общества;наличие подконтрольной гос.власти. Носители такой власти–наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью,мастерством,способностью решать проблемы общества.

Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой – различные общест.образования и общест.институ-ты. Они обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов. В перечень подсистем гражданского общества включены:нации, национальные движения;классы, коалиции классов; общественные слои (женщины, студенты),полит.партии;полит.движения; ф-ции элемента гражданского общества может выполнять и отдельная личность.

Становление гражданского общества–непрерывный, бесконечный процесс, в котором одновременно цивилизуются и граж-данин, и г-во, и общество в целом. В этом процессе формируются более упорядоченные, менее конфликтные отношения.

Г-во оказывает влияние на гражданское общество, его структуры.Структуры гражданского общества способны оказать воздействие на правотворческую деятельность г-ва, критикуя законопроекты, внося в них дополнения, изменения(предлагая) новые. Правоисполнительная деятельность г-ва также является полем активного влияния структур гражд.общества.

Право возникает на определенном этапе человеческого развития. Возникновение г-ва и права обусловлено общественными потребностями: необходимостью установления стабильности и единого порядка отношений новой общности людей – народа, населяющего территорию;необходимостью поддержания единого порядка в условиях расслоения общества на соц.слои, имущественное и соц.положение которых стало существенно различным, что вызывало неустранимые противоречия и конфликты;необходимостью ограничения и смягчения враждебного военного противостояния народов, нуждавшихся в развитии постоянного обмена и соседских взаимоотношений и защите своих интересов мирными средствами.П ризнаки права: Право состоит из норм, т. е. из правил поведения, которые являются общеобязательными. Суть признака в констатации свойства права: распространение его на всех физ.и юр. лиц, на все гос.и муниц.е образования,на территории г-ва. Это свойство обусловлено верховенством и суверенитетом гос.власти. Исполнение норм права обеспечивается и охраняется г-вом. Большинство прав.норм исполняется и соблюдается добровольно. Однако не все из них претворяются в жизнь людьми в силу их внутреннего убеждения. Нормы права обязательно выражены в офиц.форме: закреплены в НА или др. юр. доку-ментах. Юридические нормы отличаются формальной определенностью. Она проявляется не только в том, что правовые предписания находят письменное выражение в юр.документах, но и в том, что они по содержанию отличаются четкостью, определенностью. Благодаря определенности субъекты права четко знают границы правомерного и неправомерного,свои пра-ва, свободы и обязанности, размер и вид ответственности за правонарушение. Нормы права образуют не совокупность, а именно систему, систему разветвленную и детализированную, отличающуюся внутренним единством, согласованностью и логической взаимосвязью. В отличие от права, нормы морали закрепляют главным образом лишь общие принципы и эталоны поведения. Системность в право привносится законодателем.

Право– система обязательных правил поведения, формально определенных и закрепленных в офиц.документах, поддерживае-мых силой гос.принуждения.

Общие признаки прав.норм и соц.норм: правовые нормы призваны регулировать поведение людей; правовые нормы регули-руют не просто поведение человека, а его поведение в отношениях с другими людьми; нормы права имеют общий характер, т. е. распространяются не на конкретного человека, а на категорию людей.правовые нормы рассчитаны на многократное применение. Урегулировав одну ситуацию, соц.норма не прекращает своего существования, а начинает действовать вновь,как только возникнет аналогичная ситуация. правовые нормы отличает типичность, т. е. они регулируют поведение, часто встречающееся, распространенное, массовое.

Специфические признаки. Нормы права отражают наиболее важные, имеющие ценность для общества, соц.группы или личности общественные отношения. Нормы права отличает такая степень обязательности, которая зачастую граничит с безалътернативностъю. Обязательность исполнения является внутренним мотивом, убеждением человека,т.к.он видит массовое исполнение нормы др.людьми, их распространенность, а также ощущает их практ.целесообразность.

Обязательны для исполнения не только законодательные нормы, но и нормы корпоративные( нормы, устанавливаемые организациями).

Договорным нормам также присуща обязательность.Их должны выполнять не только стороны, заключившие договор.Суд, рассматривающий договорный спор,обязан руководствоваться договорными условиями, исходить из них.

Степень обязательности норм может быть различной.Общеобязательность-Конституция и Декларация прав человека. Другие нормы такой общей обязательности, не достигают.

Обязательность норм объясняется тем, что они обеспечиваются силой гос.принуждения. Это связано с тем, что нормы права регулируют социально значимые связи и их нарушение может вызвать дисбаланс в обществе.

Норма права– правило поведения, имеющее обязательный характер и поддерживаемое силой гос.принуждения.

Структура нормы права объединяет три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза- часть правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых правило поведения подлежит примене-нию. Правило поведения, содержащееся в норме права, предусматривает модель поведения в определенной ситуации.

Диспозиция– часть правовой нормы, в которой содержится само правило поведения, которому должны следовать участники правоотношения и которое является основной частью нормы права.

Санкция– часть юридической нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате наруше-ния правила, предусмотренного диспозицией. Санкция–завершающий структурный элемент юридической нормы. В ней выражается неодобрительное отношение общества, г-ва, личности к нарушителям нормы права.

Структура нормы может быть представлена в виде формулы: «Если – то – иначе» Элемент «если» соответствует гипотезе, элемент «то» – ее диспозиции, а элемент «иначе» или «а в противном случае» – санкции.

Трехэлементный состав юр.нормы обеспечивает четкое определение необходимого поведения. Отсутствие какого-либо структурного элемента юр.нормы свидетельствует о ее ущербности и приводит к «сбоям» в правовом регулировании. Если нет гипотезы, то норма права теряет связь с конкретными жизненными обстоятельствами, если нет диспозиции, то норма становится беспредметной, т.к.не предлагает варианта поведения. Если у нормы нет санкции, то ее действенность крайне мала, и она может стать всего лишь декларацией.

Структура права –строение права, выступающее как единство устойчивых его элементов, частей.

Права человека- глубинный слой права, содержащий его «гены» и являющийся основой права позитивного,исходящего от г-ва. Права человека– возможности человека, позволяющие ему достойно жить и работать. Предполагается, что ими обладают все люди независимо от своего имущественного, соц.положения с момента рождения, и поэтому эти права называют естественными, природными, прирожденными, абсолютными, неизменными.

Принципы права- основные идеи, начала, руководящие положения, закрепленные в правовых нормах и выражающие сущность права. Они верны тогда, когда отражают объективные законы общественного развития. В законах принципы права могут выражаться либо прямо, либо косвенно. Принципы права являются основой правотворческой деятельности г-ва.Но часто они сами приобретают самост. регулирующее значение, а именно: когда суд, не найдя нормы для разрешения дела, формирует решение на основе принципов права применительно к казусу. В этом случае мы ведем речь об аналогии права. К числу основополагающих принципов права относятся принцип демократизма, принцип равенства всех перед законом и судом.

Нормы, принятые на референдуме- нормы относятся к нормам позитивного права и регулируют наиболее важные принци-пиальные вопросы общест.жизни, вопросы, по которым воля народа должна быть выражена непосредственно, без каких-либо изменений, допускаемых иногда парламентом. Референдумные нормы имеют более высокую юр.силу по сравнению с законод. актами и зачастую являются основой для разработки и принятия последних.

Нормы, изданные г-вом- нормы разрабатываемые и принимаемые различными федеральными гос. органами (Госдумой, Президентом, Правительством, министерствами и ведомствами). НА, в которых они содержатся-законы, указы, постановле-ния, инструкции.

Корпоративные нормы- правила поведения, вырабатываемые организациями и распространяющиеся на их коллективы. Эти нормы могут касаться различных сторон деятельности организаций. На их основе могут быть урегулированы финан., управленческие, трудовые вопросы.

Договорные нормы –закон для двоих. Договоры имеют нормативный характер,т.к.в процессе их заключения также выраба-тываются и правила поведения. Нормативность регулирования в данном случае носит усеченный характер–договорные нормы не применяются в отношении всех и каждого, а касаются участников договора. Правила, определенные в договоре, носят обязательный характер: в случае спора между субъектами договора суд, рассматривающий его, будет исходить из условий договора как неопровержимых данных, если они не противоречат закону, и встанет на их защиту. Этот признак свидетельству-ет о нормативно-правовом характере договоров.

Эти6элементов могут быть сгруппированы:

Права человека и принципы права составляют в структуре права правовую основу. Их назначение в обеспечении правотвор-ческой деятельности гос.органов, организаций, граждан.

Нормы, принятые на референдуме, и нормы, изданные гос.органами, объединяет то, что они регулируют вопросы, затраги-вающие интересы многих лиц, и поэтому должны выражать волю общества. Общие интересы всех членов общества сосре-доточиваются в основном на вопросах структуры, формирования и осуществления гос.власти, налогообложения и др.вопросах.

Можно объединить в одну группу корпоративные и договорные нормы: они выражают отдельные интересы организаций, граждан, строящих отношения между собой.

Система права отражает взаимосвязь между действующими в г-ве правовыми нормами, а также разделение норм права на относительно самостоятельные группы.

Для того чтобы в полной мере обозреть право как соц.явление,нужно исследовать его вглубь(вертикальный срез) и вширь (горизонтальный срез).

Вертикальное строение права. В праве выделяют элементы: отрасль права совокупность прав.норм, регулирующих сферу общест.отношений; подотрасль права совокупность прав.норм, регулирующих область общественных отношений. Многие отрасли права имеют подотрасли; институт права совокупность прав.норм, регулирующих вид общест.отношений. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов; субинститут права совокупность прав.норм, регулирующих разно-видность общест.отношений; норма права правило поведения, охраняемое силой гос.принуждения, является самым дробным элементом системы права,т.к. только прав.норма,а не отдельные ее составляющие,может самост.обеспечить выполнение осн. ф-ций права–прав.регулирование общественных отношений.

Горизонтальное строение права- позволяет увидеть все отрасли, составляющие право. Их классификация позволяет выделить2части права: материальное и процессуальное. Материальное право –совокупность отраслей права,в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов. К отраслям материального права относятся: кон-ституционное право закрепляет основы конституционного строя страны,прав.положения личности,систему гос.органов и их основные полномочия.В составе конституционного права просматриваются такие подотрасли, как гуманитарное право (основ-ные права и свободы человека), избирательное право, парламентское право,административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе деятельности исполнительных органов г-ва; финансовое право, которое в имеет3подотрасли (бюджетное,налоговое,банковское право), регулирует доходы и расходы г-ва (источники и порядок получе-ния доходов,направления их использования); предпринимательское право система норм, регулирующих эконом. рыночные отношения, среди которых наиболее значимыми по содержанию являются корпоративные отношения, а также отношения по управлению хозяйственным комплексом; гражданское право объемная отрасль системы права. Регулирует имущественные отношения. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина. Гражданское право имеет подотрасли: авторское право, патентное право, наследственное право, торговое право; жилищное право;семейное право регулирует брачно-семейные отношения;п риродоресурсное право определяет порядок владения, пользования и распоряжения природными ресурсами – землей, недрами,водой ;экологическое право- регулирует защиту природных объектов и окруж.среды; трудовое право регулирует общественные отношения, связанные с применением труда. Право соц.обеспечения –подотрасль трудового права; уголовное право– система норм,которые устанавливают, какие деяния являются общественно опасными,т. е. преступлениями, и какое наказание за их совершение применяется.

Процессуальное право– совокупность отраслей, основная задача которых– установление порядка осуществления и защиты прав и обязанностей субъектов. К числу наиболее «старых» процессуальных отраслей относятся: уголовно-процессуальное право объединяет нормы,определяющие порядок назначения наказания; гражданско-процессуальное право регулирует порядок рассмотрения споров,в которых хотя бы одной из сторон выступает гражданин(споры трудовые,жилищные); арбит-ражно-процессуальное право регулирует порядок рассмотрения споров между организациями,организациями и гос.органами.

Особую группу отраслей процессуального права составляют отрасли, регулирующие процесс исполнения решений юрисдикционных органов: уголовно-исполнительное право регулирует процесс исполнения мер уголовного наказания в связи с исправительно-трудовым воздействием; гражданско-исполнителъное право регулирует вопросы принудительного исполнения решений судов в части имущественных взысканий, а также совершения в пользу граждан,юр.лиц определенных действий.

Особое положение занимает международное право- система норм, регулирующих отношения между г-вами в процессе их борьбы и сотрудничества.Оно делится на международное публичное и международное частное право. Вопрос о правовой природе норм международного права является спорным, т.к.им не свойственен основной системообразующий признак права – обеспечение норм права гос.принуждением. Исполнение норм международного права, зависит от доброй воли самих г-в.

Формы (источники) права. Источники права –обстоятельства,вызывающие появление права,его действие.Источником права являются объективная реальность, т. е. развивающиеся общественные отношения, воля народа,воля г-ва, воля граждан.

Форма права– способ формирования,закрепления правовых норм:

Правовой обычай- древний источник права, да и само право как социальное явление зародилось в значительной мере в результате приспособления обычаев, их корректировки в соответствии с интересами имущих классов.О бычай – правило поведения,которое сложилось в течение жизни нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, в силу привычки. Не всякий обычай является нормой права. Только если г-во согласится с обычаем и станет его защищать, он становится правовым обычаем, источником права. Г-во признает не всякий обычай,а тот, который выражает какую-то общественную закономерность, а значит,для него полезен.К некоторым обычаям оно относится безразлично, а с некоторыми борется(с обычаем кровной мести).

Юридический прецедент (судебный или административный) –решение по конкретному делу(судебному или административ-ному),ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел.

Прецедент появляется тогда, когда дело требует юр.решения,а необходимой нормы в законодательстве нет. В этом случае судья либо суд в полном составе принимает решение по делу. При этом решение не должно ими приниматься на пустом месте. Они обязаны руководствоваться принципами права,своим мировоззрением, правосознанием,господствующими в обществе моральными ценностями. Если данное решение окажется эталоном для решения подобных дел,то оно становится прецедентом. Однако для этого необходима достаточная информированность о данном решении.

Нормативный акт –удобная форма права,т.к.обладает достоинствами: 1)НА позволяют быстро и эффективно реагировать на изменения потребностей жизни; они могут быть относительно быстро изданы, в любом объёме изменены и отменены;2)НА исходят из единого центраони объединены Конституцией и не должны ей противоречить.Благодаря особенности они в состоянии направить развитие всего общества в единое русло и установить порядок;3)НА позволяют точно и определенно фиксировать содержание прав.норм,т.к. они являются письменным источником права;4) если выражение юр.норм в обычае и прецеденте имеет казуистический и не всегда определенный характер, то в НА прав.нормы выражаются общим, но достаточно определенным способом.

Нормативный акт –оф.документ правотворческого органа,в котором содержатся прав. нормы. НА создаются гос.органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения.При этом они выражают волю г-ва.Отсюда истекает их властность,официальность,обязательность.

Признаки НА: 1) они имеют правотворческий характер:в них нормы права устанавливаются(изменяются, отменяются). 2)НА должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному,и тому же вопросу в г-ве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.3)НА всегда облекаются в документальную форму и должны иметь реквизиты: вид НА,его наименование,орган его принявший,дату,место принятия акта,номер.4)каждый НА должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем НА, которые имеют по сравнению с ним большую юр.силу.5)все НА подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию, и лишь только после этого г-во имеет право требовать их неукоснительного исполнения, исходя из презумпции знания закона, и налагать санкции.

Требования, предъявляемые к нормативным актам: НА должны быть качественными. Этого можно достигнуть, если они будут не представлять собой плод фантазии или желаемого правотворческих субъектов, а отражать объективную реаль-ность. В принципе данное требование носит более общий характер и относится к правовым нормам в целом. НА должны иметь структуру, а не представлять хаотичный набор нормативных положений. НА имеет вводную часть, называемую преамбулой. В ней излагаются цели и задачи НА, характеризуется общественно-политическая обстановка, существующая в момент его принятия. Нормативные акты должны быть доступными для понимания гражданами.НА должны излагаться простым, ясным языком, отличаться строгостью стиля, соответствовать законам формальной логики, а также не носить слиш-ком абстрактного характера, но одновременно и не увязать в деталях. Не должно быть сложных юридических терминов.

Виды НА. НА в зависимости от их юр.силы можно разделить на2группы: законы и подзаконные акты.

Законы –НА, принятые в особом порядке органами закон.власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юр.силой. Законы–наиболее значительный вид НА.1)З аконы могут приниматься только одним органом – парламентом, которому принадлежит законодательная власть.2)законы принимаются в особом порядке( законодательной процедурой). 3)законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. По значимости законы делятся на3группы: конституционные законы- регулирующие вопросы общест.жизни, отнесенные к предмету Конституции.Конституционные законы не должны противоречить Конституции; текущие(обычные законы- принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества.Эти законы также не должны противоречить Конституции и фед.конституционным законам.

Разновидность текущих законов– кодексы, которые представляют собой сложные систематизированные акты.В кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы отрасли права. Кодексы-наиболее высокий уровню законодательства.Кодекс состоит из2ух частей:общей и особенной. В общей собраны нормы, имеющие значение для применения любой нормы части особенной, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом.В Особенной части преду-смотрены конкретные деяния и наказания за них.

Указы- издает Президент по вопросам, относящимся к его компетенции.Если указ противоречит Конституции и законам РФ, он может быть признан Конституционным Судом недействительным.

Постановления издаются Правительством. В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов соц.-эконом. характера.Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма,порядка исполнения законов,принятых парламентом.

Инструкции министерств и ведомств. Указанные органы создаются для руководства той или иной сферой деятельности, реализацией спец.исполнительных, контрольных, разрешительных или надзорных ф-ций г-ва.Ведущую роль играют инструк-ции. Они регулируют основные виды служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной кате-гории. Но есть инструкции,носящие межотраслевой характер и распространяются не только на работников, но и на др.организации, на всех граждан.

НА законодательных органов субъектов РФ.У зко определяется и круг вопросов, по которым могут издаваться акты законодательных органов субъектов.Это введение и отмена налогов,утверждение бюджета,приватизация имущества. Н ормативные акты губернаторов краев, областей(президентов республик) называются указами. Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик)- постановления. Они могут регулировать различные вопросы–предоставление в аренду помещений, земельных участков. Корпоративные нормативные акты- акты, издающиеся различны-ми организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Корпоративные акты регулируют разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Выпуск товаров | Тематический план. Правоотношение–охраняемая г-вом связь между людьми, характеризующаяся наличием у них корреспондирующих прав и обязанностей. Ф-ции правоотношения:помогает
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.