Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъективное право 2 страница




 

В рамках теории государства и права в целях упорядочения правовых норм приводится их классификация. Данная классификация правовых норм позволяет производить следующие действия: • определять место каждого вида юридических норм в системе права, действующего в государстве; • уяснить функции правовых норм и их роль в механизме правового регулирования; • определять пределы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения; • совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов. Вообще, все юридические нормы подразделяются на следующие виды по различным критериям: 1. По функциональной роли: а) исходные (отправные, учредительные) нормы права. Вообще, исходные правовые нормы участвуют в правовом регулировании опосредованно. К данной группе правовых норм относятся следующие их виды: • нормы-начала; • нормы-принципы; • определительно-установочные нормы — данные нормы права определяют цели, задачи отраслей права, а также предмет, средства правового регулирования; • нормы-дефиниции — данные нормы права дают определения правовых понятий и правовых категорий; б) нормы — правила поведения. Данные правовые нормы являются нормами непосредственного правового регулирования. Кроме того, по функциональной роли правовые нормы подразделяются на следующие виды: а) общие нормы права — это предписания, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права. Следует также отметить, что общие нормы права могут иметь многоотраслевое значение; б) специальные нормы права — это такие правовые нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений. 2. По предмету правового регулирования все юридические нормы подразделяются на нормы отдельных отраслей права (гражданского, уголовного, административного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального, трудового и др.). В свою очередь отраслевые нормы права делятся на следующие виды: а) материальные нормы права — данная группа правовых норм отвечает на вопрос «что регулируют нормы права конкретной отрасли» (т. е. определяется предмет правового отраслевого регулирования); б) процессуальные нормы права — данная группа правовых норм отвечает на вопрос «как регулируют нормы права конкретной отрасли права» (т. е. определяется метод отраслевого правового регулирования). 3. По методу правового регулирования: а) императивные правовые нормы — это категорические, строго обязательные государственные веления, выраженные в правовых нормах. Императивные нормы права не допускают отступлений и каких-либо альтернативных трактовок правовых предписаний; б) диспозитивные правовые нормы — данные нормы права предписывают вариант поведения, однако при этом предоставляют субъектам правовых отношений возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению, т. е. предоставляется право выбрать вариант именно альтернативного правомерного поведения; в) поощрительные правовые нормы — это правовые предписания о предоставлении мер поощрения за одобряемый государством и правом, обществом вариант правомерного поведения субъектов правовых отношений; г) рекомендательные — данные правовые нормы предлагают наиболее приемлемый для государства и общества вариант правомерного поведения субъектов правовых отношений. Соответственно описанным выше видам правовых норм в рамках теории государства и права выделяются следующие методы правового воздействия: императивный, автономный, поощрительный и рекомендательный. 4. По юридической силе: а) правовые нормы высшей юридической силы, которые в свою очередь подразделяются на следующие виды: • федеральные правовые нормы — это такие нормы права, которые содержатся в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах и федеральных законах; • региональные правовые нормы — это такие нормы права, которые содержатся в Конституциях, уставах и законах субъектов Российской Федерации. б) подзаконные правовые нормы, которые в свою очередь также подразделяются на следующие виды: • федеральные правовые нормы — это нормы права, которые выражены в нормативных указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства, приказах и инструкциях федеральных министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти; • региональные правовые нормы — это нормы права, которые издаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 5. По сфере действия: а) правовые нормы общего действия — это нормы права, которые не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их непосредственного действия; б) нормы ограниченного действия — это нормы права, для действия которых устанавливаются определенные пространственные, субъектные, временные или ситуационные пределы реализации; в) локальные правовые нормы — это такие нормы права, которые действуют в пределах отдельной государственной, кооперативной организации или их структурных подразделений. 6. В зависимости от особенностей структурных элементов:

а) по форме выражения диспозиции все юридические нормы подразделяются на следующие виды: • управомочивающие; обязывающие; запрещающие правовые нормы; • бланкетные правовые нормы — это такие нормы права, которые устанавливают общее направление правомерного поведения без каких-либо уточнений. Данная группа норм обычно предусматривает обращение к дополнительным правовым источникам либо к решениям государственных органов; б) по форме изложения санкции все юридические нормы подразделяются на следующие виды: • абсолютно-определенные, • относительно-определенные, • альтернативные.

 

Вопрос 53. Понятия и субъекты правотворчества. Виды правотворчества.

Для начала следует отметить, что правотворчество — это особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов общества. Данное определение раскрывает понятие «правотворчество» в широком смысле этого слова, т. е. данный процесс начинается с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы. В узком же смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными государственными органами. Вообще, правотворчество — это одно из звеньев механизма правового регулирования общественных отношений. Правотворческий процесс складывается из двух основных частей: 1) организационные вопросы, которые не связаны с юридически значимыми действиями; 2) правовые начала, в которых точкой отсчета служит принятие решения о подготовке проекта нормативного акта. Соответственно указанным выше двум частям, из которых складывается процесс правотворчества, выделяют также следующие две стадии правотворческого процесса: 1) подготовительная стадия — данная стадия предусматривает предварительное формирование государственной воли в целях составления проекта нормативного акта; 2) заключительная стадия — данная стадия подразумевает официальное закрепление государственной воли в нормативном акте, который приобретает общеобязательный юридический характер. Следует отметить, что сам правотворческий процесс основывается на следующих принципах: 1. Демократизм и гласность. Большая роль в разработке и официальном утверждении, принятии нормативного акта отводится привлечению граждан к правотворческой деятельности, а также гласности при ее осуществлении. Кроме того, высшим проявлением демократизма является референдум, привлечение к правотворческой деятельности средств массовой информации. 2. Профессионализм. К правотворческой деятельности должны привлекаться только компетентные специалисты, которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законодательных проектов. Дилетантство в правотворчестве приводит к некорректному обращению с законодательством. 3. Законность. Вся правотворческая деятельность по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках законов, прежде всего Конституции Российской Федерации, а также в соответствии с правилами юридической техники. 4. Научный характер, связь с правоприменительной практикой. Любой законодательный проект должен готовиться в соответствии с потребностями общественной жизни, в целях выявления которых проводятся различные научные эксперименты и социологические опросы. Обязательным моментом в правотворческом процессе является планирование законодательных работ. При этом последующая правоприменительная практика выявляет все недостатки и просчеты законодателя, раскрывает правотворческие потребности и возможности государства. С учетом особенностей субъектного состава государственных органов, а также важности вопросов, решаемых в процессе правотворческой деятельности, выделяют следующие виды правотворческой деятельности: 1. Правотворчество государственных органов — это деятельность, в результате которой формируется система российского законодательства. В состав данного законодательства входят: законы и подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства, инструкции министерств и ведомств, постановления и распоряжения территориальных исполнительных органов). 2. Санкционированное правотворчество — это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц и некоторых негосударственных организаций и учреждений, результатом которой становятся подзаконные нормативные акты и предписания. 3. Народное правотворчество — проявлением данной формы правотворческой деятельности является референдум, который проводится по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. При этом итоги народного правотворчества (референдума), в отличие от правотворчества других видов, являются окончательными и не могут быть изменены ни в каком порядке.

Своеобразие правотворчества субъектов РФ заключается в следующем:
1) субъекты имеют право принимать законы, как акты высшей юридической силы. Это связано с децентрализацией российской государственности, с укреплением в ней принципов федерализма;
2) все большее место в правотворчестве регионов начинают занимать соглашения и договоры между субъектами Федерации или даже отдельными администрациями, которые регулируют вопросы, возникающие в социально-экономической и культурной сферах;
3) правотворчество субъектов РФ отличает довольно значительная самобытность, отражающая специфику и статус того или иного региона, национальные, религиозные обьгааи и иные особенности. Перед субъектами РФ стоят цели - учитывать в правовом регулировании местные, региональные природные и национальные особенности, осуществлять поиск оптимальных путей развития и конкретизации положений общефедерального законодательства;
4) правотворчество субъектов РФ должно осуществляться в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами;
5) в рамках субъектов РФ принимают нормативные акты и многочисленные негосударственные структуры - прежде всего органы местного самоуправления и т.д.

Вопрос 54. Законотворческий процесс.

Законотворческий процесс (процесс создания законов) состоит из пяти (5) этапов, или стадий.
1. Законодательная инициатива (право внесения законопроекта в Государственную Думу).
1.1.Вносят законопроект !!! только в Государственную Думу.
Нижняя палата (Государственная Дума) принимает закон, а верхняя палата (Совет Федерации) одобряет или отклоняет его.1.2. Кто обладает правом законодательной инициативы?
Субъекты законодательной инициативы (статья 104 Конституции РФ):
1) Президент РФ;
2) Совет Федерации;
3) члены Совета Федерации;
4) депутаты Государственной Думы;
5) законодательные органы субъектов Федерации;
6) Конституционный Суд РФ (по предмету ведения);
7) Верховный Суд РФ (по предмету ведения);
8) Высший Арбитражный Суд РФ (по предмету ведения).
1.3.Никто не лишён права обращаться в парламент с законодательными предложениями. Но только законодательную инициативу парламент обязан рассмотреть.
Ряд законопроектов (финансовые законопроекты) могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.
2. Обсуждение законопроекта в Государственной Думе.
2.1. Предварительное (неофициальное) обсуждение = парламентские слушания.
Вместе с мнениями парламентариев заслушивается мнения государственных и общественных деятелей, а также специалистов-экспертов..2.2. Официальное обсуждение.
1) Первое чтение (законопроекта).
Прорабатываются главные, принципиальные положения законопроекта, который может быть отклонён или одобрен.
2) Второе чтение (самое тщательное).
Происходит детальное, постатейное рассмотрение проекта в целом, вносятся необходимые поправки (и на этом этапе законопроект может быть отклонён или одобрен).
3) Третье чтение.
Депутаты уже не могут вносить поправки. Выносится однозначное решение – одобрить или не одобрить законопроект.
!!! Законопроект может быть принят сразу в трёх чтениях. .3. Принятие закона в Государственной Думе.
.3.1. Федеральный закон: простое большинство голосов от общего числа депутатов (50% + 1 голос от общего числа – 450 депутатов)..3.2. Федеральный конституционный закон: квалифицированное большинство (не менее двух третей голосов (2/3) = 300 депутатов). 3.4. Принятие закона в Совете Федерации (166 депутатов).3.5.. После принятия в Государственной Думе закон поступает в Совет Федерации, где он в 14-дневный срок должен быть рассмотрен, принят или отклонён.3.6. Обязательному рассмотрению подлежат только федеральные законы, принятые Государственной Думой по вопросам, перечень которых дан в статье 106 Конституции РФ (по вопросам финансов, международных договоров, государственной границы, войны и мира).
Если закон не относится к числу тех, которые обязательно должны быть рассмотрены Советом Федерации, то согласие с ним может быть выражено путём «молчаливого одобрения». В течение 14 дней закон просто находится в Совете Федерации, после чего считается одобренным.
3.7.. Процедура голосования.
1) Федеральный закон: простое большинство.
2) Федеральный конституционный закон: не менее трёх четвертей (3/4) от общего числа депутатов Совета Федерации.
.5. Подписание и обнародование закона.
.5.1. Принятый парламентом федеральный закон направляется Президенту РФ. В течение 14 дней он должен его рассмотреть и подписать (либо вернуть на повторное рассмотрение)..5.2. Подписанный Президентом закон должен быть обнародован («Российская газета», «Собрание законодательства РФ»). !!! Только опубликованный закон вступает в действие.
5.3. Когда Президент не согласен с содержанием закона и отказывается подписать его, федеральный закон возвращается на повторное рассмотрение палат.
В РФ имеет место отлагательное вето Президента РФ. Согласно ст. 107 Конституции РФ если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона для подписания и обнародования отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.
Вето (от лат. veto – запрещаю; англ. veto) – 1) запрещение, отмена или приостановка введения в действие закона (решения и т. п.); 2) в государственном праве вето – право определенно-го органа государственной власти, напр., главы государства, наложить запрет на принятый парламентом законопроект, реализуемое в соответствующем акте.
Абсолютное (или резолютивное) вето – глава государства своим решением !!! окончательно отклоняет закон, принятый парламентом.
Относительное (или отлагательное, суспензивное, от лат. suspensus – отсроченный, приостановленный) вето – отказ главы государства санкционировать закон !!! лишь приостанавливает его вступление в силу, т.к. парламенту предоставляется право вторично принять этот закон новым голосованием.

Вопрос 55. Действие нормативных актов во времени.

Действие нормативных актов во времени. Можно выделить несколько вариантов вступления нормативно-правовых актов в действие. Во-первых, наиболее распространенным моментом начала действия нормативного акта являются истечение определенного срока после его официального опубликования. Так, федеральные законы и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на территории РФ по истечении десяти дней после дня их опубликования, а акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, – по истечении семи дней после их первого официального опубликования. Также по истечении семи дней после опубликования вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций. Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания. Во-вторых, начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или официального опубликования. Так, например, акты глав местной администрации вступают в силу с момента их опубликования, если иное не определено самим актом. В-третьих, время вступления нормативного акта в действие может быть указано в нем самом в специально принятом по этому поводу акте. Например, ныне действующий ГК РФ или принятый Государственной Думой УК РФ, который вступил в силу с 1 января 1997 г. В - ч е т в е р т ы х, те нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие. Прекращение действия нормативных актов связывается со следующими обстоятельствами: • истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт; • в связи с прямой отменой нормативного акта уполномоченным на то органом; • в связи с фактической заменой нормативного акта иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений. Этот вариант прекращения действия нормативного акта менее желателен, так как зачастую порождает противоречивую право-применительную практику, возникновение пробелов и коллизий правовых норм. Вновь принятый нормативный акт, как правило, распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия. Закон обратной силы не имеет. Однако из этого правила есть исключения: • когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия; • когда нормативный акт смягчает уголовную ответственность; • когда нормативный акт отменяет уголовную ответственность. Исключение составляет и «переживание» старого нормативного акта, при котором утративший юридическую силу нормативный акт по специальному указанию правотворческого органа продолжает регулировать некоторые отношения, возникшие или существовавшие во время действия этого акта. Действие нормативных актов в пространстве осуществляется на основе территориального и экстерриториального принципов.Территориальный принцип предполагает действие нормативного правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа.Под государственной территорией принято понимать часть земной поверхности в пределах государственных границ, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, территории посольств, военных и иных кораблей в открытом море, летательные аппараты.В федеративных государствах регулирование отношений осуществляется на основе приоритета общсфедералыюго законодательства. Акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом. Акты субъектов федерации регулируют отношения в рамках их территориальных границ. Нормативные акты органов местного самоуправления действуют в пределах административных границ каждого из этих органов.Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотиорчсства за пределы территории его юрисдикции. Например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства.Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение возникшего конфликта, должны применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. Существует общее правило, в соответствии с которым нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранцев и лиц без гражданства). Однако из этого правила есть исключения: во-первых, действующее уголовное законодательство Российской Федерации распространяется не только на лиц, находящихся на территории России, но и на ее граждан за границей;во-вторых, адресность нормативных актов производив от их содержания и назначения. Так, некоторые акты могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (Конституция или УК РФ). Другие нормативно-правовые акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц (студентам, пенсионерам, военнослужащим, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера, и т.д.);в-третьих, свои особенности имеет действие нормативных актов РФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства: – им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определенные обязанности (право избирать и быть избранными в государственные органы, обязанность службы и Вооруженных Силах России и т.д.); – представители иностранных государств (главы государств и правительств, дипломатический персонал посольств, другие иностранные граждане) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности). Вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, соиершеппые на территории РФ, решается дипломатическим путем. Несмотря на эти изъятия, в России признается и гарантируется Конституцией весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.Особую категорию адресатов нормативных актоп.составляют лица с двойным граждане! ном, а также беженцы и перемещенные лица. Лица с двойным гражданством (бипатриды) становятся адресатами законодательства двух и более государств. Беженцы, покинув свою страну в силу каких-то чрезвычайных обстоятельств (преследование, стихий- ное бедствие, военные действия), также становятся субъектами правоотношений нескольких государств. В отличие от них вынужденные переселенцы покидают (по разным причинам) не суверенное государство, а какой-либо регион данной страны.Несмотря па многообразие и своеобразие адресатов нормативно-правовых актов, для всех них в России в соответствии с Конституцией РФ признается и гарантируется весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Вопрос 56. Действие нормативных актов в пространстве и по кругу лиц

Действие нормативно-правовых актов в пространстве. Кроме ограничения действия нормативно-правового акта во времени существуютобщепризнанные границы его действия в пространстве, на определеннойтерритории. В соответствии с принципами государственного суверенитета итерриториального верховенства нормативно-правовые акты, издаваемые высшимиорганами власти того или иного государства, действуют лишь на еготерритории. В пределах территории данного государства они выступают какакты, обладающие высшей юридической силой и имеющие беспрекословныйприоритет перед всеми другими нормативными актами, действующими на той жегосударственной территории. При этом под государственной территорией понимается часть земного шара, включающая в себя сушу, недра, воздух и воду, которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или космосе. По территориальному критерию все нормативно-правовые акты подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию государства, акты, охватывающие определенную ее часть, и акты, действие которых распространяется за пределы территории страны. На всю территорию государства распространяются, например, конституционныеи обыкновенные законы. "Конституция Российской Федерации и федеральныезаконы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации" (ст. 4,ч. 2). Однако акты, изданные в порядке текущего законодательства, могутдействовать и на строго определенной, ограниченной части территории. Обэтом заранее оговаривается в самом законе или ином нормативном акте. ВРоссии таковыми могут быть, например, законы, указы Президента илипостановления Правительства, касающиеся определенных районов или всегоКрайнего Севера, Дальнего Востока, регионов, пострадавших от чернобыльскойаварии. Действие некоторых нормативно-правовых актов может выходить за пределытерритории государства. И наоборот, на территории данного государства могутдействовать в соответствии с заключенными соглашениями нормы, содержащиесяв актах других государств. Это касается в первую очередь гражданского,коммерческого, финансового и некоторых иных отраслей права. В современных условиях, когда широко развиваются экономические,политические, торговые, финансовые и иные связи между государствами, особуюзначимость, приобретает применение норм международного права квнутригосударственным отношениям. Например, Конституция РоссийскойФедерации в связи с этим устанавливает, что общепризнанные принципы и нормымеждународного права, а также международные договоры России являютсясоставной частью ее правовой системы. В случае если международным договоромРоссийской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом,то применяются правила международного договора (ст. 15 Конституции РФ). Аналогичные нормы содержатся и в конституциях ряда других государств.Так, в Конституции Испании говорится, что "международные договоры,заключенные в соответствии с установленными требованиями после ихофициальной публикации в Испании, являются составной частью внутреннегозаконодательства". Это означает, что они применяются для регулированияотношений, возникающих на территории Испании на тех же основаниях и в том же порядке, что и нормативно-правовые акты, действующие внутри самого государства. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц. Важное значение для государственно-правовой теории и практики имеет определение действия нормативно-правовых актов по кругу лиц, выяснение вопроса о том, кому адресуются содержащиеся в этих актах предписания. По общему правилу, нормативно-правовые акты издаются с целью распространения их предписаний на граждан данного государства. Наделяя своих граждан конституционными правами и свободами, равно как и возлагая на них определенные конституционные обязанности, государство должно не только принимать меры к тому, чтобы гарантировать соблюдение данных конституционных требований н положений в отношении граждан внутри страны, но и оказывать им защиту и покровительство за пределами государства. Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. "О гражданстве Российской Федерации", например, прямо предписывает всем государственным органам России, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям всячески содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями. Им вменяется в обязанность защищать права и законные интересы граждан, а "при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан Российской Федерации"'. Когда гражданин Российской Федерации является одновременно гражданиномдругого государства, т.е. имеет двойное гражданство, он пользуется нетолько покровительством России, но и покровительством "своего'* новогогосударства. Двойное гражданство, а следовательно, двойное покровительстводопускается, согласно Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 62, лишь водном из двух случаев, а именно: если такая возможность предусматриваетсяфедеральным законом или же если это предусмотрено соответствующиммеждународным договором России. Конституция Российской Федерации особоакцентирует внимание на том, что наличие у гражданина России иностранногогражданства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей,вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено вфедеральном законе или международном договоре (ч. 2 ст. 62) Законодательство России, впрочем, как и законодательство других стран,приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении прав иобязанностей к российским гражданам. Согласно ч. 3 ст. 62 КонституцииРоссийской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданствапользуются в России правами и несут обязанности "наравне с гражданамиРоссийской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом илимеждународным договором Российской Федерации". В соответствии с Конституцией Италии правовое положение иностранцев и лицбез гражданства "регулируется законом в соответствии с международныминормами и договорами" (ст. 10). Конституция и текущее законодательство Швеции безоговорочно "уравнивают вправах" иностранцев и лиц без гражданства со шведскими гражданами лишь вопределенных вопросах. Именно - в вопросах защиты от принужденияучаствовать в собраниях "с целью формирования мнений, или вдемонстрациях..."; защиты от смертной казни, телесного наказания и пыток, атакже от медицинского воздействия в целях принуждения или вопреки егожеланию; права на судебную проверку, лишения свободы в связи спреступлением или подозрением и совершении преступления; защиты от обратнойсилы наказания и "от обратной силы иного правового воздействия запреступления"; защиты от привлечения к суду "в определенных случаях";защиты "от неблагожелательного отношения по признаку расы, цвета кожи илиэтнического происхождения или по признаку пола"; права на профессиональныемеры борьбы и права "на возмещение при экспроприации или на основеаналогичных распоряжений". Что же касается других вопросов, то иностранцы и лица без гражданствауравниваются со шведскими гражданами с определенными изъятиями иоговорками. Последние в обязательном порядке должны "вытекать из особыхпредписаний закона". Аналогичная практика существует и в других странах. В России, например, по Закону о правовом положении иностранных граждан последние не пользуются рядом прав и свобод, которые, по существу, неотделимы от гражданства. Они не могут избирать и быть избранными в государственные органы, участвовать в референдуме. Они не могут быть назначены на определенные государственные должности, например прокурора, судьи, нотариуса, и занимать их. На них не возлагаются определенные конституционные обязанности, такие, например, как обязанность нести военную службу, которая является долгом и обязанностью лишь гражданина Российской Федерации (ст. 59, ч. 1, Конституции). Наконец, в отношении трудовой деятельности, социального обеспечения, пребывания иностранцев и лиц без гражданства на территории России, а также их административной и уголовной ответственности в законодательстве установлен и осуществляется ряд специальных правил.Особое положение в России, равно как и в других странах, занимаютдипломаты, консульские работники и другие сотрудники зарубежныхгосучреждений, пользующиеся дипломатическим иммунитетом. В строгомсоответствии с международным и национальным (внутренним) правом они неподлежат аресту и задержанию. На них не распространяется уголовная,административная и в значительной части гражданская юрисдикция государствапребывания. Судебные, следственные и иные (например, фискальные) органы, ккоторым поступают требования о начале производства следственных действий вотношении лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, должны заведомопризнавать подобного рода дела им не подведомственными. На официальныевласти страны пребывания возлагается обязанность не только самим недопускать по отношению к этим лицам каких бы то ни было оскорбительныхвыпадов и насилия, но и всячески ограждать их от подобных действий состороны других лиц.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.