Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и сущность правового воспитания 1 страница




В российском современном обществе правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст.1 Конституции РФ. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - № 237. - 25 декабря.Формирование правосознания личности означает создание таких условий, при которых у граждан появляется положительное отношение к праву. Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества.Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. Правовое воспитание в узком смысле отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.А.А.Кваша определяет правовое воспитание через его составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личноеубеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон». Кваша А.А. Правовые установки граждан: Дис.... канд. юрид. наук: 12.00.01/ А.А.Кваша - Волгоград. - 2002. - с.18.К.В.Науменкова в статье «Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков» отмечает: «правовое воспитание можно определить, как систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры». Науменкова К.В. Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков. [Электронный ресурс]. URL: http://tsu.tmb.ru/nu/kon/arhiv/2004 /kon1.11/sek2/2/http://tsu.tmb.ru/nu/kon/arhiv/2004/kon22.03/sek1/13.htmПод правовым воспитанием в «Теории государства и права» под редакцией Н.И.Матузова и А.В.Малько понимается «целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм». Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. - М.: Юристъ, 2001. - С.623.Есть еще ряд определений правового воспитания, но все они сводятся к необходимости формирования в человеке правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры. Анализируя вышесказанное, подытожим: правовое воспитание есть формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции и т.д.Правовое воспитание неразрывно связано, и реализуется через правовое образование - непосредственное получение знаний. Воспитание не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе, оказывает воспитательный эффект. Правовое обучение - это «способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания».Почтарь Т.М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики: Дисс.: канд. юрид. Наук / Т.М.Почтарь. - Москва. - 2001. - С.47. Целью правового обучения является формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. - 2004. - №3. - С.70.С принятием Концепции модернизации образования право отнесено к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся, формирующих основы правовой компетентности, необходимой для жизни в современном обществе. Однако правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности. Это сложный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений основных действующих законов. Важно ознакомление граждан с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а, следовательно, и уровень правовой культуры, находится на высоком уровне.Таким образом, правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.

 

 

Вопрос 83. Правовой нигилизм и пути его преодоления.

Термин «нигилизм» произошел от латинского слова «nihil»,которое озна­чает «ничто», «ничего». Как социальное явление нигилизм характеризуется:а) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям;б) максималистским подходом, интенсивностью,бескомпромиссностью отрицания;в) не сопряжен с позитивной программой;г) несет в себе деструктивное, разрушительное начало.В зависимости от того, какие ценности отрицаются, нигилизм может быть политическим, религиозным, нравственным и т.п.Правовой (или юридический) нигилизм представляет собой непризнание права как социальной ценности и проявляется в негативно-отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость пра­ва, его возможности, общественную полезность.Проф. Н.И. Матузов выделяет следующие формы правового нигилизма:а) умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов;б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;в) издание противоречивых правовых актов;г) подмена законности целесообразностью;д) конфронтация представительных и исполнительных структур;е) нарушение прав человека;ж) теоретическая форма правового нигилизма (в научной сфере,в работах юристов, философов и др.).Проф. В.А. Туманов говорит, во-первых, о пассивной и активной формах правового нигилизма. Для пассивной формы характерно безразличное отноше­ние к праву, явная недооценка его роли и значения.Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Представи­тели этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него.Во-вторых, проф. В.А. Туманов разделяет правовой нигилизм:а) на высоком этаже общественного сознания (в виде идеологических те­чений и теоретических доктрин);б) на уровне обыденного, массового сознания (в форме отрицательных ус­тановок, стойких предубеждений и стереотипов);в) ведомственный. Последний проявляется в том, что нередко подзакон­ные акты становятся «надзаконными», юридические нормы не стыкуются,возникают острейшие коллизии.Правовой нигилизм - это патология правового сознания,обусловленная определенным состоянием общества. Поэтому пути борьбы с ним должны быть разнообразны. Это:а) реформы социально-экономического характера;б) изменение содержания правового регулирования,максимальное при­ближение юридических норм к интересам различных слоев населения;в) подъем авторитета правосудия как за счет изменения характера судеб­ной деятельности, так и путем воспитания уважения к суду;г) улучшение правоприменительной практики;д) теоретическая работа в этом направлении, и др.Все это, в принципе, представляет собой не что иное, как процесс улуч­шения состояния правовой культуры общества, ее обогащения.В литературе справедливо отмечается, что «от правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, с одной стороны, а с другой - стре­миться избегать юридического фетишизма, то есть возведения в абсолют ро­ли права и других правовых средств» (Н.Л. Гранат).

Пути борьбы с правовым нигилизмом.

 

Существуют ли пути преодоления правового нигилизма? Как нам

представляется, это длительный процесс, затрагивающий изменение объективных

условий жизни общества, целенаправленную организационную и идеологическую

работу, предполагающий осуществление комплекса специальных юридических мер.

Эти меры призваны создать качественно обновленную социально-правовую среду,

возродить и утвердить веру людей в право. Однако надо подчеркнуть, что

правовой нигилизм настолько глубоко засел в современной жизни, настолько

прочно завладел умами людей, что вытравить его оттуда в ближайшее время не

представляется возможным. Можно, лишь попытаться ослабить его позиции,

решительно действуя по нескольким направлениям.

1. Необходимо немедленно прекратить «войну законов» на федеральном и

региональном уровнях. В масштабе всей России законы и иные нормативные

акты должны быть приведены в соответствие Конституции и друг другу. На

уровне же регионов все региональные нормативно-правовые акты должны

строго соответствовать федеральным.

2. В деятельности правоохранительных органов также необходимо обеспечить

торжество законности – без перегибов ни в одну, ни в другую сторону.

3. Нужно немедленно пресечь волюнтаристкий стиль управления и властвования

– никаких «директивных» методов, никаких «переступаний» через право –

только закон и все решения только на его основе.

4. Надо все более усовершенствовать механизмы реализации правовых норм,

опираясь прежде всего на правовые процедуры.

5. И, наконец, используя СМИ и прессу нужно повести активное наступление на

противоправные поведенческие установки, проповедуя всеобщую

законопослушность (начиная с верхних эшелонов власти).

И, может быть, при реализации этих действий в комплексе друг с другом

наше общество удастся освободить, а потом и окончательно излечить от

губительной для права болезни под названием «правовой нигилизм».

 

.Вопрос 84. Понятие законности. Конституционная законность. Гарантии законности.

Законность - это сложная комплексная категория. Это правовое явление поразному определяется различными авторами.
Обобщенно можно выделить следующие основные подходы к понятию законности:
§ законность - это правильное соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм участниками правоотношений;
§ законность - это принцип или требование такого соблюдения;
§ законность - это метод государственного руководства обществом, основанный на всеобщем соблюдении правовых предписаний;
§ законность - это режим общественной жизни, основанный на таком соблюдении.
В литературе выделяют идеи законности, принципы, требования, гарантии законности. При этом общепринятого разделения этих явлений не выработано. Кроме этого, законность сама выступает как принцип и требование (например, как принцип права, правотворчества, правового государства, деятельности механизма государства). Для того, чтобы разобраться во многообразии перечисленных явлений, мы будем исходить из следующего определения законности.
Законность - точное, строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение всеми субъектами права всех действующих на территории государства нормативных правовых актов.
Законность характеризует процесс формирования правового государства и реализации идеи соци-альной справедливости.
Законность представляет собой системное образование, состоящее из ряда элементов.
К структурным элементам законности относятся:
- цель - достижение строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми участниками общественных отношений норм права;
- взгляды и принципы - содержание и теоретикомировоззренческая основа законности;
- система средств, приемов и условий, с помощью которых происходит осуществление идеи и начал законности;
- мотивированная деятельность человека - связующий элемент законности, определяющий ее социальную природу;
- критерии оценки поведения субъектов общественных отношений - действующее законодательство;
- юридическая основа законности - право и правомерное поведение участников отношений.
С учетом изложенного можно выделить основные свойства законности:
§ во-первых, ее причинноследственную зависимость от социальнонравственных и государственно-правовых процессов; этот признак в свою очередь раскрывается в двух связях (свойствах) законности:
- связь законности и демократии (дело в том, что в условиях авторитарного режима законность как таковая не нужна: основным регулятором общественных отношений становится не столько право, сколько сила, воля людей, стоящих у власти);
- неразрывная связь законности и культурности заключается в том, что уровень законности напрямую зависит от уровня общей и правовой культуры граждан и должностных лиц государства;
§ во-вторых, общеобязательность требований законности для всех субъектов правовых отношений;
§ в-третьих, высокую степень абстракции и системности, что объясняется совокупностью обобщаемых этой категорией политикоправовых явлений;
§ В-четвертых, объективность как следствие вышеперечисленных черт законности.

 

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЗАКОННОСТЬ (см.: Конституционный Суд Российской Федерации) — совокупность требований к властным структурам в процессе создания конституционных предписаний, их выполнения, а равно система мер, направленная на защиту конституционной законности, в том числе и на ее восстановление. Осуществление конкретных конституцией ных предписаний происходит в трех формах: выполнение (соблюдение и исполнение), использование и применение. В отличие от вертикального среза конституционной законности (федерация, ее субъекты) горизонтальный срез позволяет выделить следующие четыре ее уровня в зависимости от характера негативных последствий. О первом уровне следует говорить в том случае, когда последствия нарушения конституционной законности максимально опасны для общества Речь идет о совершении государственного переворота, когда незаконным путем вместо старой конституции учреждается качественно новая конституция, причем все это может происходить как без использования силовых структур, так и с их применением. Второй уровень нарушения конституционной законности не менее опасен, так как незаконно меняется не вся конституция, а отдельные ее нормы, имеющие сущностный характер. Особенностью данного уровня нарушения основного закона является ее прикрытие такими предусмотренными конституцией формами, как внесение изменений в конституцию и его официальное толкование. Третий уровень нарушения конституционной законности выражается в действиях высших органов государственной власти и их должностных лиц, которые сознательно способствуют конституционному кризису, хотя внешне действуют в рамках конституции. Субъекты нарушения конституционной законности в этих случаях не стремятся создать или изменить конституционные нормы, что характерно для второго уровня. Сами их действия, порой трудно соотносимые с нарушением конкретной конституционной нормы, способствуют расшатыванию конституционной законности. Четвертый уровень конституционной законности требует выполнения субъектами права конкретных конституционных предписаний. Очевидно, что это наиболее массовый и распространенный способ нарушения конституционной законности. Конституционная законность призвана сдерживать притязания левого и правого радикализма, обеспечивая обществу уверенность в прочности гарантий свободы и равенства. Конституция не может запретить образ мышления и законную деятельность левых и правых радикалов — это было бы само по себе отказом от демократии, но она может и должна создать такой правовой климат, который послужит барьером для антидемократических переворотов. Конституционный Суд России большинством своих решений не только обеспечивает соблюдение конституционной законности, но и содействует развитию и совершенствованию права, основных его отраслей на базе последовательной реализации основополагающих принципов и норм федеральной Конституции. Тем самым он участвует в создании и укреплении юридического фундамента правового государства. За годы своего существования Конституционному Суду пришлось рассмотреть ряд крупных дел, получивших огромный общественный резонанс внутри страны и широкие отклики за рубежом. Это относится, например, к делам о КПСС, о восстановлении конституционной законности и правопорядка в Чечне, об упорядочении законодательного процесса на федеральном уровне, о статусе депутатов палат Федерального Собрания РФ, о культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации, об основах федерализма и местного самоуправления и др. Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.
Конституционный Суд правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее 2/3 от общего числа судей, а в заседании палаты — при наличии не менее 3/4 ее состава. Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда проводится открыто и в устной форме. Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде является обращение в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Основанием к рассмотрению дела является: --обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции России закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор; --обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции; обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции; --выдвижение Государственной Думой обвинения Президента России в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Практика показала, что, в сущности, все основные полномочия, которыми наделен Конституционный Суд, оказались востребованными. Несмотря на то что это совершенно новый орган и в обществе не было обыкновения обращаться в суд по конституционным вопросам, Конституционному Суду пришлось сразу же включиться в активную работу. К нему стали поступать и запросы соответствующих государственных органов и групп депутатов палат парламента, и жалобы граждан. И поток таких обращений не ослабевает. Конституционный Суд непосредственно развивает и конкретизирует положения Конституции в тех случаях, когда он дает толкование ее норм. Например, по делу о толковании положений части 4 ст. 111 Конституции России о трехкратном отклонении Государственной Думой представленных Президентом России кандидатур председателя Правительства России Конституционный Суд установил, что Президент страны вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. Тем самым Суд уточнил и конкретизировал соответствующую конституционную норму. По многим делам Конституционному Суду приходится признавать рассматриваемые им положения закона не соответствующими Конституции и тем самым прекращать их действие. В результате в законодательстве возникает подчас недопустимый вакуум. Он должен быть чем-то заполнен. Конституционный Суд — не законодатель, но иногда он бывает вынужден принимать в целях заполнения такого вакуума временную норму, действующую до принятия соответствующего акта законодателем. Признав те или иные нормы закона неконституционными, Конституционный Суд прямо или косвенно обращается к Федеральному Собранию России с рекомендацией устранить возникший пробел в праве, способствуя тем самым выработке парламентом новых правовых норм, в большей мере отвечающих требованиям Конституции Российской Федерации.

Гарантии Законности

комплекс организационных,экономических, политических, идеологических факторов и юридических мер, обеспечивающих соблюдение законов, прав граждан и интересов общества и государства.
Среди общих условий, создающих благоприятную среду Г.з.: экономические, политические,идеологические, социальные и общественные условия.
Экономические условия это прежде всего обеспечение равноправного существования разных форм собственности, установление и охрана частной собственности, свобода частного предпринимательства, устойчивая денежная система и налоговая политика, ритмичная работа всего хозяйственного механизма, полная и своевременная оплата труда и т.д.
Политические условия включают развитие и совершенствование демократических устоев общества, формирование правового государства, разделение властей и их сотрудничество между собой, плюрализм мнений и идеологическое многообразие, обеспечение многопартийности и свободного развития общественных организаций, гласность, внедрение идей парламентаризма и т.д.
Идеологические условия предполагают создание в обществе высокого уровня правовой культуры, основанной на уважении к закону, на внутреннем согласии людей с нормативными предписаниями. Это развитие правосознания, широкая пропаганда и распространение среди граждан правовых знаний, создание привычки, внутренней потребности соблюдать закон, навыкав и уме-. ния использовать правовые нормы в повседневной жизни.
Социальные условия предполагают высокий жизненный уровень населения, заботу о социально незащищенных слоях общества, обеспечение и охрану прав и свобод личности.
Общественные условия это активное привлечение граждан к борьбе с нарушениями закона, к профилактике правонарушений, создание атмосферы морального бойкота лиц, переступающих или способных переступить требования закона.
Специальные юридические гарантии как совокупность установленных законодательством способов и средств, направленных на предупреждение, устранение и пресечение правонарушений, на охрану и обеспечение прав и свобод личности, других субъектов права включают: исчерпывающее и эффективное регулирование правовыми средствами всех отношений, которые нуждаются в юридической регламентации; улучшение качества законодательства, его совершенствование; установление специальных институтов и процедур, направленных. на обеспечение законности в деятельности государственного аппарата (судебное обжалование действий администрации, нарушающих права граждан, презумпция невиновности, независимость суда и др.), тщательную разработку процессуальных норм при рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел; установление мер ответственности (юридических санкций) за правонарушение; четкую и эффективную деятельность правоохранительных органов - суда, прокуратуры, милиции, специальных инспекций, направленную на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, привлечение виновных к ответственности:контрольно-надзорную деятельность специальных органов - КС, судебных, прокурорских и следственных органов; контроль государственных органов за подведомственными им подразделениями, совершенствование юридической службы государственных, частных и иных учреждений и организаций

 

Вопрос 85. Понятие правопорядка. Правопорядок. Законность и общественный порядок.

 

Правопорядок — состояние (режим) правовой упорядоченности — урегулированности и согласованности — системы общественных отношений, складывающееся в условиях реализации законности.Каждая страна формирует свой правопорядок. Необходимость его формирования и совершенствования обусловливается двумя встречными интересами — гражданского общества и государства, их основополагающими законами и тенденциями развития.Основные признаки правопорядка:1) закладывается в правовых нормах в процессе правотворчества;2) опирается на принцип верховенства права и господство закона в области правовых отношений;3) устанавливается в результате реализации правовых норм, т.е. осуществления законности в правореализационной деятельности;4) создаёт благоприятные условия для использования субъективных прав;5) предполагает своевременное и полное исполнение всеми субъектами юридических обязанностей;6) требует неотвратимости юридической ответственности для каждого, совершившего правонарушение;7) устанавливает строгую общественную дисциплину;8) предполагает четкую и эффективную работу всех государственных и частных юридических органов и служб, прежде всего правосудия;9) создаёт условия для организованности гражданского общества и режим благоприятствования для индивидуальной свободы;10) обеспечивается всеми государственными мерами, вплоть до принуждения. Содержание правопорядка — система правовых и не правовых элементов, свойств, признаков, процессов, которые способствуют установлению и поддержанию правомерного поведения субъектов, т.е. такого поведения, которое урегулировано норма- ми права и достигло целей правового регулирования.Различают содержание правопорядка:1. Материальное — система реальных (экономических, политических, нравственно-духовных, юридических) упорядоченных отношений в гражданском обществе, с правомерным поведением их участников — физических и юридических лиц, как результат их объективной потребности.2. Юридическое (государственно-правовое) — система реализованных прав, обязанностей, ответственности граждан, т.е. результат установления законности, упорядоченности и урегулированности правовых отношений, правомерного поведения их участников, достигнутый с помощью правовых средств через выраженную в них волю государства. Структура правопорядка — это единство и одновременно разделение системы общественных отношений, урегулированных правом в соответствии с их отраслевым содержанием. Будучи реализованной системой права, правопорядок включает конституционные, финансовые, административные, земельные, семейные и иные виды общественных отношений, урегулирован-ные нормами соответствующих отраслей права. В структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права. Гарантии законности — условия общественной жизни и меры, принимаемые государством для обеспечения режима законности и стабильного правопорядка. Гарантии законности и правопорядка можно разделить на:• общесоциальные;• специально-социальные – юридические и организационные. Общесоциальные гарантии законности:1) Экономические2) Политические 3) Идеологические Специально-социальные гарантии законности можно разделить на две группы:Юридические — предусмотренная законом система специальных средств, посредством которых обеспечивается создание качественных законов, их соблюдение и исполнение;Организационные — мероприятия организационно-юридического характера, направленные на обеспечение режима законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. К ним относятся кадровая работа, организация условий для нормального функционирования юрисдикционных и судебных органов, их структурных подразделений с целью эффективного противо-действия случаям организованной преступности, борьбе с коррупцией и т.п.

 

 

Законность – это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе. Как режим общественно-политической жизни, законность не есть определённый, устоявшийся порядок отношений. В таком понимании она была бы тождественна правопорядку. Законность выступает как необходимость, которая выражается в системе определённых субъективных требований, предъявляемых всем субъектам, участникам общественной жизни, урегулированной правом. Рассмотрим эти требования.Воплощение идеи господства права в жизни общества, государства. Речь идёт о том, что в режиме законности именно праву отводится основная роль в регулировании общественных отношений; именно оно, а не личные, идеологические, политические и другие подобные им мотивы должны лежать в основе социального регулирования.Верховенство закона. Закон – акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому законность связывается с господством прежде всего законов. Всякое издание норм права, противоречащих закону, есть его нарушение, как и точное выполнение требований нормативного акта, противоречащего закону.Равенство всех перед законом. Перед законом должны быть все равны: у всех должна быть равная обязанность соблюдать правовые предписания, в равных условиях все должны обладать равными правами и не иметь преимуществ, все права должны быт одинаково защищёнными.Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами права. Данное требование диктует необходимость реализации государственно-властных предписаний, их безусловную обязательность для всех субъектов права.Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. Это требование обращено не к управомоченному субъекту, а к компетентным органам государства. Мало предоставить гражданам права. Важно создать условия, обеспечивающие их осуществление, систему организационных, юридических мер, гарантирующих их защиту.Надлежащее правильное и эффективное применение права. Это правило адресовано государственным органам, в чью компетенцию входит обязанность обеспечить реализацию правовых норм. Законность нуждается в эффективной правоприменительной деятельности, что предполагает недопущение волокиты, бюрократизма, безразличия к интересам людей, своевременную реакцию на любые заявления граждан об ущемлении их прав и свобод, издание эффективных правоприменительных актов.Последовательная борьба с правонарушениями. Законность требует, чтобы любые отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности.Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц. Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться не сиюминутными личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями, и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали.Принципы законности – основополагающие идеи, на которых базируется законность, идеи, реализация которых делает законность эффективной и действительной.Единство законности заключается в одинаковом понимании и применении законов на всей территории страны, недопустимости создания в каждом субъекте своей законности, отличной от общегосударственной. Единство законности, однако, не означает шаблона в применении правовых актов, ущемления самостоятельности и инициативы мест. Речь идёт лишь о том, чтобы, проявляя инициативу, они не допускали отступлений от общегосударственного права, чтобы учет своеобразия местных условий не был направлен на обход закона.Всеобщность законности характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, её требования обращены ко всем субъектам без исключения: правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, политические партии. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы её требования не распространялись.Целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан. Целесообразность законности вытекает прежде всего из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, законе выражается высшая социальная целесообразность.Важное теоретическое и практическое значение имеет проблема соотношения законности и законодательства. Между этими явлениями существует неразрывная органическая связь, ибо законность как явление сопряжена с реализацией существующих законов и иных нормативных актов, образующих систему законодательства. Однако близость указанных явлений не означает их тождества. Отождествление законодательства и законности порождает иллюзию достаточно лёгкого решения задачи осуществления и укрепления последней. Создаётся впечатление, что достаточно издать хороший закон, и будут решены проблемы борьбы с правонарушениями, укрепления прав и свобод граждан, ликвидированы многие негативные явления в общественной жизни. Но поскольку законность заключается в требовании осуществления действующих законов, они служат условием её осуществления.Гарантии законности – это условия и средства, способы обеспечения законности. К гарантиям-условиям относятся социально-экономические, политические, идеологические; к средствам и способам – гарантии юридические или социальные.К социально-экономическим гарантиям следует отнести устойчивость, стабильность, упорядоченность социально-экономической системы, поступательность её развития, рост общенационального дохода и, на этой основе, рост материальной обеспеченности людей.Политические гарантии сводятся к политической стабильности общества, политической воле власть имущих укреплять законность, к развитию и функционированию демократии.Идеологические гарантии – это достаточно высокий уровень состояния общей и правовой культуры, правосознания и нравственного сознания членов общества и, прежде всего, должностных лиц государства, принимающих нормативные и индивидуальные правовые решения.Юридические гарантии – это специальные средства и методы, направленные на обеспечение законности, предусмотренные и регулируемые законом.Среди таких гарантий следует отметить, прежде всего, юридическую ответственность за совершение правонарушения. Общепризнано, что безответственность правонарушителей питает нарушение законов. Основной целью, функцией юридической ответственности как раз и является общее предупреждение, направленное в адрес потенциальных правонарушителей, и частное предупреждение относительно самого правонарушителя. К юридической ответственности примыкают другие меры, призванные обеспечить реальную ответственность правонарушителей. К ним относятся выявление правонарушений, дознание, расследование, меры пресечения и др.Защитно-восстановительные меры направлены на восстановление нарушенных прав граждан и организаций. Эти меры осуществляются, как правило, по инициативе самих субъектов нарушенных прав и состоят в устранении препятствий осуществления прав, восстановлении прежнего состояния, существовавшего до нарушения права, в принудительном исполнении обязанности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.