Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ОТП и социология права и философия права




Социология права склонна исследовать «право в жизни», основной задачей является познание эффективности реализации права в русле общественной справедливости.

Философия права" изучает вопросы сходства и различий между натуралистическими и антропологическими основаниями права, выполняя при этом воспитательную функцию в сфере правосознания: в конечном же итоге предметом философии права остается справедливость.

Общая теория права занимает промежуточное положение между философией права и социологией права. При этом на ее долю приходится разработка основных методологических вопросов правоведения.

III. Каждая наука имеет свой предмет исследования. Предмет науки - это то, что наука изучает, теоретически осваивает в каком-либо объекте.

«Понятие предмета не является природным нашим достоянием. Каждый человек обладает пальцами, может получить в свое расположение кисть и краски, но это еще не делает его живописцем. Точно так же обстоит дело и с мышлением. Мысль о праве не есть нечто такое, чем каждый обладает непосредственно; лишь правильное мышление есть знание и познание предмета, и в наше познание должно быть поэтому научным» Гегель «Философии права».

Без предмета, как замечал еще Гегель, не может быть и самой науки. Предмет определяет самостоятельность науки, ее право на существование.

Право как социальное явление имеет множество сторон, изучаемых юридическими науками. Общая теория права имеет дело с познанием права в самом общем значении и следовательно, должна дать ответ на вопрос, что такое право, как, почему и для чего оно появилось, каковы его закономерности.

Предметом общей теории права является сущность, содержание и форма права, закономерности его возникновения, развития и функционирования.

Предмет состоит из следующих элементов:

Сущность – это единство внутренних сторон, свойств, признаков остающееся в праве на всем протяжении его существовании.

Содержание – это конкретизация сущности, проявляется в его нормах, его предписаниях и изменяются по мере изменения задач, стоящих перед обществом.

Форма – это способ существования, способ выражения и функционирования.

Закономерности права – представляют собой объективно обусловленные и объективно необходимые относительно устойчивые тенденции, являющиеся результатом проявления повторяющихся связей между сущностями

 

IV. Выдающийся современный философ Георг Хенрик фон Вригт назвал методологию пособием для развития мышления.

В переводе с греческого методология - "methodos" означает "способ, путь следования, прием осуществления той или иной деятельности»", «loqos» «слово, смысл, суждение, учение» -таким образом, учение о познавательных процедурах и из результатах.

Слово "методология" в научной литературе трактуется двояко:

а) как учение о методе;

б) как система методов, используемых в той или иной науке, теории.

Методология общей теории права это принципы, основные подходы, способы познания права, это учение о методах в их единстве и разнообразии, с помощью которых познается истина о праве.

Современная методология имеет следующие характерные черты:

· отрицает монополизм, является плюралистической;

· имеет гуманистическую направленность;

· отличается свободомыслием, открытой рациональностью.

Знаменитый немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель говорил, что метод есть орудие, которое стоит на стороне субъекта, есть средство, через которое субъект соотносится с объектом.

Метод в науке, - это знание, с помощью которого добывается новое знание.

Слово "метод" греческого происхождения и в переводе означает "путь исследования или познания

Метод общей теории права – это совокупность приемов и
способов, с помощью которых осуществляется процесс получения объективно-истинных знаний о сущности и закономерностях правовых явлений.

В общей теории права, как и во многих других социальных науках, принято классифицировать методы на общенаучные и частные.

К общим методам познания права относятся:

· диалектический, дедукции, индукции, анализа, синтеза и др.

К частным методам познания права относятся:

· исторический, генетический, сравнительный, структурный и др.

Существует более детальная классификация:

· всеобщий философский метод = его всеобщность выражается в том, что данный метод используется во всех конкретных науках и на всех стадиях, этапах научного познания;

· общие методы - анализ и синтез, абстрагирование, системно-структурный подход, восхождение от абстрактного к конкретному, которые также используются во всех конкретных науках, однако сфера их применения ограничивается решением определенных познавательных задач и не охватывает всех стадий научного познания;

· специальные методы - статистические, конкретно-социологические, психологические, математические, разработанные конкретными науками и используемые для познания правовых явлений;

· частные методы (толкования, сравнительно-правовой и др.).

С глубокой древности для изучения государственно-правовой действительности использовались рационалистический и эмпирический методы.

Рационализм (от лат. ratio - разум) - философское направление, признающее разум основой познания.

Эмпиризм (в переводе с древнегреческого опыт) – направление в теории познания, которое признает чувственный опыт источником знания.

Эмпирическое и рациональное могут рассматриваться в качестве важнейших основных подходов, двух основополагающих форм научного познания, а также структурных компонентов и уровней научного знания. В основе различения эмпирического и рационалистического (теоретического) лежит выделение в научном познании, в данном случае познании правовых и государственных явлений и процессов, эмпирических и теоретических исследований. Первое направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента, второе связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата государственно-правовой науки и имеет целью всестороннее познание объективной реальности в ее существенных связях и закономерностях.

Оба подхода взаимосвязаны и предполагают друг друга. Эмпирический подход ориентирован на выявление новых данных наблюдений и эксперимента, он стимулирует развитие теоретического исследования, ставит перед ним новые задачи. Теоретический подход развивает и конкретизирует рациональное содержание науки, открывает новые перспективы, объясняет факты, обобщает и направляет эмпирические исследования.

С рационализмом и эмпиризмом тесно связаны такие методы исследования, как идеализм и материализм.

Идеализм утверждает, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое – вторично. Таким образом, идеализм – философский принцип, согласно которому дух первичен по отношению к материальному.

Материализм – это философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно. Сознание мышления – это свойство материи, как правило, утверждается познаваемость мира, его закономерностей.

В социальных науках вообще и в общей теории права в частности особое место занимает диалектический метод. Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика является всеобщим методом познания и требует учитывать в процессе познания окружающей действительности всеобщую взаимосвязь и постоянное развитие явлений. В чем же суть диалектического метода? Слово «диалектика» означает «веду беседу». Первоначально этот термин означал диалог, спор, столкновение противоположных мнений, в результате которых возникает истина.

Центральное место в диалектике занимает идея единства и борьбы противоположностей. Однако понимается эта идей по-разному. Одни философы считают, что противоречия лишь следствие недостаточности нашего мышления, а реальность едина. Другие мыслители исходят из того, что диалектические противоречия существуют как в самом объекте познания, так и в самом процессе познания. Исходя из этих представлений, сформировались два прямо противоположных диалектических метода: идеалистическая диалектика и материалистическая диалектика.

Социологический метод характеризуется тем, что отдельные социальные институты рассматриваются в их связи с общественным целым, а основу исследования составляет фактический материал. Социологический метод включает в себя целый ряд конкретных приемов и способов исследования: статистический анализ, анкетирование, интервьюирование, опросы населения, изучение документов, использование текстов, проведение социально-правовых экспериментов и др.

Благодаря социологическому методу из общей теории права выделилось самостоятельное направление в юридической науке - социология права.

Один из важнейших методов, которые использует общая теория права – логический. Разнообразные логические операции (анализ, синтез, индукция, дедукция), законы (тождества, противоречия, исключение третьего, достаточного основания и др.) используются также в научном познании юридической действительности.

Анализ представляет собой расчленение целого на составные элементы, их изучение в отдельности (например, деление права на отрасли, исследование особенностей каждой отрасли права).

Синтез – это логический прием, противоположный анализу, заключающийся в обобщении в рамках целого знания, полученного в результате исследования отдельных элементов этого (например, синтезируя знания об отдельных отраслях права, мы получаем знания о позитивном праве в целом).

Индукция – это логический прием, позволяющий на основании частного знания получать знание общее. Дедукция – это такой логический прием, при помощи которого на основании знания общего приходят к знанию частному.

В общей теории права широко используется исторический метод. Любое явление или процесс имеет свою историю развития, используя данный метод, это развитие изучается и воспроизводится в динамике во всех деталях. Абсолютизация принципа историзма привела к появлению так называемой исторической школы права.

Сравнительно-правовой метод имеет важное значение в методологии государствоведения и правоведения. Реформирование и совершенствования государственно-политической и правовой практики невозможно без сопоставления сходных объектов познания, существующих одновременно или разделенных известным периодом времени. Сравнению могут быть подвергнуты государство или правовые системы различных исторических типов, различных стран и континентов, одной и той же страны на разных этапах ее существования, при этом для поиска истины необходимо анализировать количественные и качественные стороны объекта, теоретические и эмпирические его характеристики.

 

Тема 2: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ УЧЕНИЙ О СУЩНОСТИ И ПРОИСХОЖДЕНИИ ПРАВА.

1. Причины возникновения и становления права.

2. Теологическая школа происхождения и сущности права.

3. Естественно-правовая школа происхождения и сущности права.

4. Позитивистская школа происхождения и сущности права.

5. Историческая школа происхождения и сущности права.

6. Социологическая школа происхождения и сущности права.

7. Психологическая школа происхождения и сущности права.

8. Патриархальная школа происхождения и сущности права.

I. По вопросу о понятии, сущности и условиях происхождения права существует целый ряд мнений, взглядов, теорий. Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный, но и политико-практический характер.

Государственные образования появились около пяти тысяч лет назад. А социальная эволюция человека насчитывает около 40-50 тыс. лет. Таким образом, уже задолго до возникновения государства существовали определенные формы человеческого общежития, социальное управление, власть, нормативное регулирование. Становление этих общественных феноменов происходило как естественно-исторический процесс и было обусловлено суровыми условиями выживания человека, необходимостью сохранения форм его социального бытия.

Формой человеческого общежития в то время был род (первобытная родовая община), который представлял собой объединение людей на основе кровного родства, совместного коллективного труда, общей собственности на орудия труда и продукты деятельности. Все это определяло равенство членов рода и нераздельность их интересов. Управление родом было по своей природе естественным самоуправлением: органы власти (собрание взрослых членов рода, вожди, старейшины и др.).

Система нормативного регулирования, существовавшая в первобытном обществе, обладала следующими чертами:

1. Естественно-природный (как и у организации власти) характер, исторически обусловленный процесс формирования.

2. Действие на основе механизма обычая.

3. Синкретичность, нерасчлененность норм первобытной морали, религиозных, ритуальных и др. норм. (Отсюда их название - "мононормы", которое ввел российский этнограф А.И. Першиц.)

4. Предписания мононорм не имели предоставительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или обязанность, ибо были выражением социально необходимых, естественных условий жизнедеятельности человека.

5. Доминирование запретов. Преимущественно в форме табу, то есть непререкаемого запрета, нарушение которого карается сверхъестественными силами. Предполагается, что исторически первым табу был запрет инцестов - кровнородственных браков.

6. Распространение только на данный родовой коллектив (нарушение обычая – "родственное дело").

7. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания.

8. Специфические санкции - осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива ("общественное порицание"), остракизм (изгнание из родовой общины, в результате которого человек оказывался "без роду и племени", что практически было равносильно смерти). Применялись также телесные повреждения и смертная казнь.

На смену мононормам приходит новая идеологическая сила - религия.

Особую роль религия сыграла в возникновении права у народов, где в производящем хозяйстве доминировали скотоводство и земледелие. Так, естественной для земледельцев, особенно в странах жаркого климата, стала религия Солнца (Индия, Древний Египет, Месопотамия, Передняя Азия, Горное Перу и др.) Возникновение культа высшего божества содействовало возвышению племенных обычаев над обычаями отдельных родов и вело к упрочению веры в единый для всего народа порядок, данный свыше верховным божеством. Жрецы, носители новой религии, выработали представления о временах года, воплотившиеся в древних агрокалендарях, устанавливающих для всех цикличность проведения сельскохозяйственных и ирригационных работ, сопровождавшихся религиозными обрядами поклонения Солнцу. Этот порядок поддерживался властью первых городов-государств, находившейся в руках царей, военной верхушки и бюрократии. В Древней Греции, Древнем Риме и у славянских народов, кельтов, германцев, где поливное земледелие было неразвитым, а полевые работы оставались делом сельской общины, календари природы и поклонение Солнцу не получили столь явного «огосударствления».

С развитием неравенства в обществе традиции, обычаи религия уже не могли урегулировать всё возрастающие общественные конфликты. и тогда государство начинает гарантировать их. Таким образом, формируется правовой обычай.

Все большее значение приобретали обычаи, закрепляющие неравенство членов сельской общины, привилегии высших сословий и обязанности низших.

В дальнейшем многие нормы обычного права составили основу первых писаных законов (Законы ХII таблиц, «варварские правды»). Но со временем, и он перестаёт успевать за изменениями в обществе, тогда государство формирует новые формы: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры.

Большую роль в формировании права сыграли судебные органы. Они содействовали разрушению системы обычаев родового строя, закрепляя в своих решениях нормы, которые соответствовали новым порядкам. Постепенно возникает прецедентное право, т.е. решение суда по конкретному делу превращается в общую норму (судебный прецедент).

С развитием письменности появляются и первые писаные законы. Становление государства требовало все более прочного закрепления правовых норм, придания им высокой степени формальной определенности.

Возникающее право опиралось на принудительную силу государства, иначе бы ему не вытеснить родовые обычаи.

Формирующееся право преследовало двоякую цель:

с одной стороны -закрепление классового (кастового, сословного) господства;

с другой -установление и поддержание единого для всего населения страны порядка в общественных отношениях, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества.

Современные авторы в объяснении генезиса права используют понятие неолитической революции (от слова "неолит" - новый каменный век), которая происходит примерно в VIII-III вв. до н. э. и заключается в переходе от присваивающей экономики к производящей. Возникает необходимость регулирования производства, распределения и обмена товаров, согласования интересов разных социальных слоев, классовых противоречий, то есть установления общего порядка, соответствующего потребностям производящего хозяйства.

Некоторые учёные сформулировали чёткие причины происхождения права:

1. Необходимость установления единого порядка.

2. Необходимость его поддержания.

3. Оформление товарно-денежных отношений.

4. Смягчение противоречий между различными слоями общества.

II. У истоков теологической теории стояли Аврелий Августин (Блаженный), Фома Аквинский Клавдий Салмазий, Жозеф де Местр. В настоящее время ее развили современные идеологи католической церкви Маристен, Мерсье; идеологи исламской религии и др.

Теологическая теория ( божественная) восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения права. В силу особых взглядов и воззрений части общества духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование общественно-политической мысли и в последующие периоды развития человеческого общества. Наиболее прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма. Центральной идеей божественных взглядов является утверждение, что право происходит от Бога, создано Богом для регулирования поведения людей. Оно дается человеку через посредника, пророка или правителя. Эти взгляды связанны с идеологией мировых религиозных воззрений: иудаизмом, христианством, буддизмом, исламом.

На рубеже XII - XIII в западной Европе развивается теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они возложили в ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой использовать меч. А второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и права «не от бога».

Законы царя Хаммурапи: «Хаммурапи, царь Вавилона, утвердил своими законами правду и справедливость по внушению бога Мардуха».

Библия книга «Исход»: «Господь позвал Моисея на Синайскую гору и передал каменные скрижали, содержащие закон, писанный перстом Божьим».

В священных книгах индуизма записано, что Верховное существо (Бог) раскрыло Ману свой священный закон как отцу человечества в момент создания мира.

По древнеиндийской мифологии риту – общекосмический и земной порядок, его закон и обычай – установил бог Индра. Он же и поддерживает этот порядок и закон. В «Ригведе», содержащем священные гимны ариев (II тысячелетие до н.э.), говорится: «Устанавливая риту, Индра также и поддерживает ее; быстро растет мощь риты и приносит богатство. Рите принадлежат просторы земли и небе

Согласно древнекитайской мифологии, порядок в Поднебесной (т.е. в Китае), включая организацию власти, правила поведения и т.д., порожден и обусловлен волей божественного Неба. Император (верховный правитель Поднебесной) при этом характеризуется как «сын Неба

Мусульманское право, содержащеесе в священных книгах ислама, является откровением Аллаха и вдохновленными Аллахом изречения пророка Мухамеда.

Примерно в XII – XIII вв. появляется и развивается учение учёного-богослова Фомы Аквинского (1225 - 1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития права аналогичен процессу сотворения богом мира. Исследуя сущность права, Ф.Аквинский рассматривает сложнейшие философские вопросы: о свободе воли при создании законов, цели их принятия, возможностях и пределах познания человеческого разума, праве издания законов, соотношении божественных, естественных и человеческих законов, необходимости опубликования законов и др. Анализируя названные проблемы, он создает довольно сложную иерархическую систему права, выделяя при этом следующие виды законов: божественный закон, вечный закон, естественный закон, человеческий закон.

Божественный закон является верховным, так как все части вселенной управляются божественным разумом. Вечный закон является воплощением божественной мудрости и включает в себя принципы и идеи управления всем мировым порядком, природой и обществом. Вечный закон не может быть познан во всей его полноте человеком. Люди познают только его излучение. Естественный закон и представляет собой отражение вечного закона человеческим разумом. От естественного закона берут свое начало все человеческие законы.

Религиозные учения о происхождении права имеют хождение и поныне.

III. Одновременно с развитием общества и права, развивались и идея естественного права. Основной смысл идеи естественного права с самого начала ее зарождения состоял в том, что естественные права человека выдвигались в качестве некоего ориентира, своего рода критерия для оценки правового содержания закона (писаного права).

Отдельные положения этой теории развивались еще в V-IV вв. до н.э. софистами Древней Греции. Характерными для этого периода развития естественного права в Древней Греции являлись споры относительно того, коренится ли право как таковое в самой природе вещей, "в вечном, неизменном порядке мироздания" или же оно выступает как результат добровольного соглашения людей, как "человеческое установление", возникшее на неопределенном отрезке времени.

Естественно-правовое мышление сформировалось окончательно лишь тогда, когда установилось четкое различие между правом, каким оно должно быть, и реально действующим правом. Таким образом, естественно-правовая проблематика включает в себя два аспекта: 1) обусловленность правовых норм естественной необходимостью, 2) противопоставление права как совершенных идеальных норм – произвольным нормам действующего права.

Как теория идея естественного права оформилась в XVII-XVIII вв., став идеологическим оружием буржуазии против феодально-абсолютистских порядков. Основателем теории естественного права признается Гуго Гроций (1583-1645 гг.). В дальнейшем она получила развитие в трудах французских просветителей XVIII в. - Руссо, Монтескье, Дидро, Вольтера и др. В России ее сторонником являлся Александр Николаевич Радищев.

Для классического учения XVII-XVIII вв. характерно то, что естественные права понимались как вечные и неизменные, раз и навсегда установленные человеческой природой.

В XX в. естественные права стали уже связываться с природой человека как существа социального, субъекта социальных связей и получили свое дальнейшее выражение в форме социально-экономических и политических прав. Немецким теоретиком права и философом Рудольфом Штаммлером (1856-1938 гг.) была выдвинута идея "естественного права с меняющимся содержанием".
С этого момента теория естественного права развивалась по двум основным направлениям:

1) неотомистская теория (новейшая интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского), согласно которой источником естественного закона является Бог (сторонники - Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер);

2) "светская" доктрина, которая исходит из различения права и закона, настаивает на существовании для писаного права некой этической первоосновы (естественного права), базирующейся на принципе справедливости.

 

IV. Юридический позитивизм Позитивизм – направление юриспруденции, которое, фетишизируя словесно-символическую форму существования права, фиксирует в основном лишь результаты правотворческой деятельности, отрывая тем самым нормативные установления от существующих правоотношений. Это учение основывается на анализе и оценке правовых норм с формальной точки зрения, то есть с точки зрения их внешней формы. Иными словами, акцент делается на формальной характеристике права. Не случайно поэтому позитивизм нередко остается на уровне описательной социологии. Юридико-позитивистские концепции, воспринимающие право через его текстуальную форму и, по сути дела, отождествляющие право с его текстуальной формой, рассматривают право либо в качестве фактических результатов правоприменительной деятельности, либо в качестве нормативно-правовых текстов.

Действительно, текстуальная форма права – необходимый его атрибут, однако полное отождествление права как сложнейшего социального феномена с текстуальностью как одним из признаков атрибутов права, думается, ошибочно. При этом положительным моментом здесь является внимание к позитивному содержанию правовых текстов.

Позитивистская школа возникает в XVIII - XIX вв. когда буржуазия достаточно упрочила свои экономические и политические позиции, в период относительно мирного развития капитализма, свободной конкуренции. Юридический позитивизм отражал уверенность буржуазии в незыблемости созданного ею строя, в могуществе ее государства и права.

Представители: Англия – Д.Остин; Германия – Р. Иеринг, К. Бергбом; Франция – Э.Дюргейм, А.Эсмен; Россия – Г.Ф.Шершневич, Н.И. Коркунов.

Позитивизм отрицает «естественное право», которое рассматривается как заблуждение умов, ведущее к нарушению порядка. В основе позитивистской концепции лежит понятие права как приказа, как принудительных установлений государства, как совокупности (системы) обязательных правил (норм), предписанных официальной властью. По теории юридического позитивизма «право - факт реальности, позитивный факт. Всякое позитивное право происходит от власти. Право - приказ власти, поддержанный санкцией принуждения. Право есть результат только правотворческой функции государства, независимой от экономических и классовых отношений».

Юридический позитивизм связан с философским позитивизмом. Сущность права провозглашается непознаваемой. Оно не нуждается в иных обоснованиях кроме факта своего существования. Право, является основой любого строя. Позитивисты отрывают истоки права от экономики и классовых отношений. В рамках юридического позитивизма создается концепция правового государства. Позитивизм - это все направления в правопонимании, которые не признают другого права, кроме установленного в государстве. Т.е. - это право, которое зафиксировано в документах. Позитивное право – это совокупность норм, правил поведения, установленных либо санкционированных государством.

Можно выделить основные признаки позитивного права:

· нормативность

· формальная определенность

· системность

· всеобщность

· обязательный (принудительный) характер норм

· устанавливается, охраняется и гарантируется государством

· обязательная внешняя форма права (источник).

V. Историческая школа права сложилась в конце XVIII в.в Германии. Создатели исторической школы права в Германии XVIII-XIX вв. видные немецкие юристы - Густав Гуго (1764 – 1844, Фридрих Карл Савиньи (1779 – 1861), Георг Фридрих Пухта(1798 – 1846), доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта, утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право».

Ее основателями были в оппозиции к естественно-правовой доктрине и разработали свою теорию в противовес ей. Однако у исторической школы права с естественно-правовой теорией можно считать общим положение о том, что право не создается законодателем, не творится его произволом.

Основоположники исторической школы представляли процесс образования и развития права как стихийный, спонтанный, практически независимый от законодательной деятельности государства, так же как формирование духа народа и его языка. При этом главным источником права считался обычай, а законным то, что ранее установилось и существует. В соответствии с этим законы производны от обычного права, которое проистекает из недр национального духа.

VI. Социологическая юриспруденция начала формироваться на исходе XIX в, когда социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний.

Характерный тезис всех вариантов социологического направления - свобода судейского усмотрения. К родоначальникам социологической юриспруденции относятся Евгений Эрлих, Герман Канторович, Роско Паунд, Макс Вебер, и др. Представители К. Ллевеллин, Д.Фрэнк, О.Холмс, Л.Брендейс, Б.Кардозо.Представители социологической школы противопоставили позитивному праву как "мертвому", "книжному" праву право "живое", "право в действии".

Сторонники социологической школы права признают, что социальная жизнь сложнее и динамичнее права, устанавливаемого государственными органами в нормативных актах; только писаное право не в состоянии адекватно регулировать общественные отношения, поэтому право творят судьи в процессе решения конкретных дел.

Закон является пустым сосудом, который жизнь наполняет конкретным содержанием. Это идея «живого права», состоящего из норм, которые складываются и развиваются в самом обществе. Государство их не создает, а лишь «открывает», т.е. обнаруживает и фиксирует их. Таким образом, право находится в постоянном развитии, всегда обгоняя жесткое и немобильное положительное (позитивное право).

Значительную роль в развитии социологического направления сыграл Роско Паунд - американский юрист, (который многие годы был деканом Гарвардской школы права). Он утверждал, что право - это прежде всего фактический правовой порядок и процесс деятельности суда. В понятие права он усматривал три стороны:

1. право как правопорядок (режим упорядоченных отношений между людьми посредством применения силы политически организованного сообщества);

2. право как совокупность юридических предписаний в данном обществе;

3. право как судебный и административный процесс, отправление правосудия.

VII. Психологическая теория права возникла в середине XIX века. Представители Льв Иосифович Петражитский, В. Лундштет, К. Оливекрона, А. Росс. Ее наиболее крупный представитель русский государствовед и правовед Л. Петражитский (1867 - 1931 гг.). Наиболее полно теория изложена в труде "Теория права и государства в связи с теорией нравственности". Право трактуется главным образом как совокупность элементов субъективной человеческой психики. Объективно в области права существуют только психические переживания, связанные с представлением одного человека, пользующегося каким-либо правом требовать выполнения определенных обязанностей, лежащих на другом человеке. При этом все же различается официальное и неофициальное право. Официальное – установленное государством и поддерживаемое им, неофициальное – лишенное этого, но все же действующее в качестве права. Таким образом, в психологической теории наряду с писаными законами, то есть наряду с реально существующей системой правовых норм (предписаний), установленных государством, правом признаются также психические переживания людей. Это означает, что правовые нормы могут создаваться и помимо государства, в результате определенных эмоций и переживаний человека по поводу права. Право рассматривается не как общественное явление, связанное с государством, а как нечто интуитивное, как явление, существующее в сфере эмоций, индивидуальных психических переживаний человека.

По мнению Петражицкого, право сводится к правовым эмоциям императивно-атрибутивного характера. Императивность правовых эмоций раскрывается при этом как состояние связанности воли индивида, переживаемое в виде авторитетного понукания и давления в сторону определенного поведения Атрибутивность же правовых эмоций состоит в том, что подобное (обязанное) поведение одного лица причитается (и переживается как право) другому лицу.

 

VIII. Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и дошла до наших дней. Обоснование получила первоначально в трудах Аристотеля, но свое развитие нашла в XVII веке в сочинении англичанина Фильмера «Патриарх». Фильмер, сторонник неограниченной королевской власти, пытался, опираясь на Библию, доказать, что Адам, который, по его мнению, получил власть от бога, передал затем эту власть своему старшему сыну — патриарху, а тот уже своим потомкам - королям.

По Аристотелю, право является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения). В нем последние достигают своей конечной цели - «благое жизни» - и в нем же находит свое завершение и политическая природа человека.

Правовая власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.