Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Происхождение государства и права. Понятие и основные признаки права




Понятие и основные признаки права.

Право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм,

устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование

общественных отношений.

Признаки права.

1. нормативность - означающая установление в нормах прав общего масштаба поведения, которые определяют границы дозволенного, запрещенного, обязательного;

2. системность - право представляет собой не простой набор норм, а целостную систему взаимосвязанных и взаимозависимых правил поведения. Основу этой системности составляет Конституция или Основной закон.

3. формальная определеность права, означающая, что нормы права закреплены в нормативных правовых актах государства, т. е. формально оформлены;

4. процедурность права предполагает порядок принятия законов, механизм их реализации, средства контроля за их исполнением;

5. неперсонифицированность и неотнакратность права. Нормы права не имеют конкретного объекта, они предназначены ко всему населению, народу. Лишь в том случае, когда любой субъект совершает противоправное деяние, он попадает под сферу действия соответствующей нормы и становится его адресатом;

6. связь права с государством. Нормы права создаются государством и оно само обеспечивает их реализацию с помощью правоохранительных органов;

7. волевой характер, то есть, в праве всегда выражается воля общества, государства, определенного класса;

8. регулятивность, то есть право является критерием правомерного и неправомёрного должного и возможного поведения субъектов.

 

Есть несколько теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Одной из первых теорий происхождения государства и права была теологическая, объясняющая их возникновение божественной волей. Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (а она может укладываться в любую из последующих концепций). Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего Разума и т.п., т.е. это в конечном итоге вопрос веры.

ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ. Эта теория также возникла в древности: ее основателем был Аристотель (III в. до н. э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена. Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства – монархом. Его власть, таким образом, – это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической) естественно вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти и ее законам.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV–III вв. до н. э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства – с процессами человеческой психики.

ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ. Эта теория также возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумилович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались нужные законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному.

ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА (ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА). Эта теория была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей: Г. Греция, Т. Гоббса и др., т.е. в XVII–XVIII вв. По этой теории до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие – «золотой век» и т.п.). В большинство концепций входит идея «естественного права», т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы.

ИСТОРИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Возникновение этой теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое обеспечивает материальные условия возникновения государства и права.

 

 

5. Формы государств.

Форма государства - это структурная организация общества, выраженная в форме правления, в форме государственного устройства и в форме политического (государственного) режима.

Форма правления — это состав, порядок образования и соотношение полномочий высших органов государственной власти. Формы правления различаются в зависимости от того, как осуществляется верховная власть в стране: единолично или коллегиально. Исходя из такой позиции, основными видами правления являются монархия и республика.

Монархия - это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит одному лицу - монарху, занимающему пост обычно по наследству, или

иногда избираемому пожизненно. Монархии подразделяют на два основных вида: абсолютную монархию и конституционную монархию, которая, в свою очередь, подразделяется на два подвида — дуалистическую и парламентарную монархию.

Абсолютная монархия характеризуется рядом признаков: а) монополия на власть со

стороны монарха; б) концентрация в его руках всех ветвей государственной власти;

в) правительство и министров назначает сам монарх и они ответственны и подотчетны

только перед ним.

При конституционной монархии власть монарха ограничена представительным органом - Парламентом.

Дуалистическая монархия отличается следующими признаками: а) по Конституции, верховная власть разделена между монархом и Парламентом. Парламенту принадлежит законодательная власть, а монарху - исполнительная; б) монарх сам назначает Правительство и министров; в) правом на роспуск Парламента монархом; монарх назначает

руководителей местного управления и самоуправления, которые ответственны перед ним.

При парламентской монархии: а) власть монарха передается по наследству и считается пожизненной; б) будучи главой государства, монарх выполняет представительную функцию, является символом государства.

Республикой называется такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти формируются населением на определенный срок путем свободных выборов. Все разновидности современных республик можно классифицировать на два основных вида: президентскую и парламентскую и производную от них — смешанную форму республики.

В истории человечества впервые президентская форма правления была введена по Конституции 1787 г. в США. До сих пор она остается одной из эффективных форм управления государством

Президентско-парламентская (смешанная) республика. Основными признаками смешанной республики являются: а) двойная ответственность Правительства перед Президентом и Парламентом; б) внепарламентский способ избрания главы государства; в) ограниченные полномочия Парламента; г) широкие полномочия Правительства, включая сферу законотворчества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.