КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Субъекты бюджетных правоотношений
Бюджетные правоотношения, их содержание и специфика Формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов. Субъекты бюджетных правоотношений Бюджетные правоотношения, их содержание и специфика Тема №6 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ И МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Под бюджетными правоотношениями понимаются урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию централизованных государственных и муниципальных денежных фондов. Статья 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации относит к бюджетным правоотношениям: Ø отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; Ø отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности. Бюджетные правоотношения имеют свои особенности. Основная особенность заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использования централизованных государственных (а также муниципальных) денежных фондов. Отсюда и другая их особенность: бюджетные правоотношения, как и финансовые правоотношения в целом, являются разновидностью имущественных, так как возникают по поводу денежных средств, точнее — финансовых ресурсов государства. Такой объект правоотношений налицо, например, при возникновении их между государством и предприятиями в случаях внесения обязательных платежей в бюджет или, напротив, при получении из него ассигнований.
Следующая особенность бюджетных правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство или его уполномоченный орган, органы местного самоуправления. Возникновение, изменение и прекращение бюджетных правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий или юридических фактов. К юридическим фактам в бюджетном праве относятся действия (бездействие) или события. Действия — это юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц. События — это обстоятельства, не зависящие от воли людей.
Бюджетное право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование централизованных государственных и муниципальных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами бюджетного права. Следует различать понятие «субъект бюджетного права» и «субъект (или участник) бюджетного правоотношения», хотя они во многом совпадают. Субъект бюджетного права— это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником бюджетных правоотношений. А субъект бюджетного правоотношения— это реальный участник конкретных правоотношений.
Таким образом, субъект бюджетного права—понятие более широкое, чем субъект (участник) бюджетного правоотношения. Субъекты бюджетного права подразделяются на три основные группы: 1) общественно-территориальные образования; 2) представительные и исполнительные органы государственной и местной власти; 3) коллективные субъекты. К общественно-территориальным образованиям — субъектам бюджетного права РФ относятся: государство, автономные и административно-территориальные образования, а именно: Ø Российская Федерация; Ø субъекты Российской Федерации; Ø республики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа; Ø административно-территориальные единицы — города, районы, поселки и сельские населенные пункты. Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов бюджетного права, участие которых обязательно в бюджетных правоотношениях. Участие в правоотношениях не только органов государственного управления, но и органов представительной власти — характерная особенность круга субъектов бюджетного права. Юридические права и обязанности государственных органов как субъектов бюджетного права выражают их компетенцию по осуществлению деятельности государства по образованию, распределению и использованию централизованных финансовых ресурсов. Конституцией Российской Федерации (ст. 106) предусмотрена обязательная стадия в законотворческом процессе — рассмотрение в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации законов по вопросам: федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии. Компетенция органов государственной власти РФ, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в бюджетной сфере изложена в БК РФ и местном законодательстве. Полномочиями в сфере бюджетных правоотношений обладают также органы исполнительной власти. Президент Российской Федерации, как установлено Конституцией, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ст.80), вносит законопроекты в Государственную думу, подписывает и обнародует федеральные законы, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране (ст.84) и по вопросам бюджетного законодательства.
Послания Президента Российской Федерации могут заслушиваться на совместном заседании Палат Федерального собрания. Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, разрабатывает и предоставляет Государственной думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, предоставляет отчет об исполнении федерального бюджета ( ст.114Конституции). Широкий круг субъектов бюджетного права представляют предприятия и иные коммерческие (хозяйствующие) организации различных организационно-правовых форм и форм собственности. Они вступают в бюджетные отношения в связи с получением из бюджетов различных уровней ассигнований, распределением прибыли и т.д. Для вступления в такие правоотношения предприятия должны обладать юридической самостоятельностью, иметь свой финансовый план. К юридическим лицам — субъектам бюджетного права относятся и индивидуальные (семейные) частные предприятия, такие семейно-трудовые объединения граждан, как крестьянские (фермерские) хозяйства, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами. Они вступают в бюджетные правоотношения по поводу использования субсидий и дотаций из бюджетов, государственного кредита, получения государственных (муниципальных) гарантий и размещения государственных (муниципальных) заказов. Индивидуальными субъектами бюджетного права являются граждане. Их права и обязанности связаны главным образом с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в бюджеты государства и муниципальных образований. Важно отметить и такую сторону правосубъектности граждан — они имеют право на участие в деятельности государственных органов, основанное на положениях Конституции России (ст.32).
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |