Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов




Как известно, отношения в области бюджетной деятельности (в частности, межбюджетные отношения) в силу своей значимости влияют на финансовые отношения в целом. Именно поэтому залогом поддержания устойчивой финансовой системы является построение прозрачных и долговременных отношений между бюджетами различных уровней. В настоящее время вопрос о качестве их правового регулирования выходит на первый план.

Президентом РФ неоднократно указывалось на необходимость изменения принципов, на основе которых должны строиться межбюджетные отношения, с целью "снижения иждивенческих настроений субъектов РФ и муниципальных образований, а также повышения мотивации регионов к развитию собственной налоговой базы". Обращалось внимание, прежде всего, на необходимость совершенствования механизма распределения средств с использованием межбюджетных трансфертов.

Можно отметить, что изменения правового регулирования межбюджетных отношений произошли по целому ряду направлений: во-первых, законодателем иначе трактуется содержание таких ключевых понятий, как "межбюджетные трансферты", "дотация", "субсидия", "субвенция"; во-вторых, изменились формы трансфертов; в-третьих, ужесточился порядок представления и получения межбюджетных средств; в-четвертых, изменилась система фондов.

В действующей редакции БК РФ законодатель установил, что под межбюджетными отношениями понимаются взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

В новой редакции БК РФ совершенно по-другому излагается и само понятие межбюджетных трансфертов, под которыми понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

Ø дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

Ø субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

Ø субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

Ø иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

Ø межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

 

В ст. 6 БК РФ в настоящее время отсутствуют легальные определения отдельных видов трансфертов. Закреплено лишь понятие дотаций, представляющих собой межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предусматриваются в составе федерального бюджета и распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации с учетом дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Следует обратить внимание на то, что в рамках новой редакции БК РФ не сформулировано общее понятие субсидий и субвенций. В каждом случае предлагается обращаться к соответствующим статьям, определяющим порядок их предоставления из бюджета соответствующего уровня. Так, ч. 1 ст. 140 БК РФ закреплено понятие субвенций местным бюджетам, предоставляемым из бюджета субъекта РФ.

Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Совокупность субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов.

В составе федерального бюджета могут предусматриваться субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание обеспеченности субъектов Российской Федерации в целях реализации ими их отдельных расходных обязательств.

Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.

Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В целом перечень форм межбюджетных трансфертов претерпел значительные изменения. Так, если ранее в него включались дотации, субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, финансовая помощь, а также иные формы безвозмездных и безвозвратных перечислений, то сейчас финансовая помощь и бюджетный кредит к ним не относятся.

Представляется несомненным плюсом действующей редакции БК РФ более четкая регламентация условий предоставления трансфертов.

В частности, предусматривается необходимость соблюдения федеральными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления бюджетного законодательства, законодательства о налогах и сборах Российской Федерации и субъектов РФ, а также местных актов (ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 136 БК РФ). Впервые законодатель установил, что одним из показателей эффективности использования трансфертов является достижение уровня минимальной бюджетной обеспеченности бюджета субъекта РФ (местного бюджета) (ч. 2 ст. 131, ст. 137 БК РФ).

В ранее действовавшей редакции БК РФ закреплялось понятие минимальной бюджетной обеспеченности, понимавшееся как минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.

Очевидно, что стоимость услуг может изменяться в условиях рыночной экономики довольно стремительно, а процесс внесения изменений в соответствующие акты о бюджете довольно затянут во времени. Именно поэтому вместо понятия бюджетной обеспеченности в настоящей редакции БК РФ введен более универсальный показатель - уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации (местного бюджета), определяемый соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема бюджетных услуг в расчете на одного жителя.

Субъекты Российской Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, не имеют права:

1) устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) превышать установленные Правительством Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и (или) содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Необходимо отметить, что серьезным изменениям подверглись не только условия распределения трансфертов, но и система бюджетных фондов, которые служат для аккумуляции и распределения.

В настоящее время в ее состав входят:

1. Фонды, образуемые в составе федерального бюджета:

а) Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации;

б) Федеральный фонд софинансирования расходов;

в) Федеральный фонд компенсаций.

 

2. Фонды, создаваемые в составе бюджетов субъектов РФ:

а) региональный фонд финансовой поддержки поселений;

б) региональный фонд компенсаций;

в) региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

г) региональный фонд софинансирования расходов.

3. К фондам, создаваемым на местном уровне, относятся районные фонды финансовой поддержки поселений.

Указанная структура призвана более эффективно выстраивать как вертикальные, так и горизонтальные связи между различными уровнями бюджетной системы.

Контрольные вопросы

1. Раскройте содержание бюджетных правоотношений

2. Охарактеризуйте субъектов бюджетного права

3. Каковы особенности бюджетных прав РФ и бюджетных прав субъектов?

4. Какова сущность межбюджетных отношений?

5. Назовите и охарактеризуйте формы межбюджетных трансфертов.

 

Литература

  1. Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 09.02.2009)
  2. Комментарий к Бюджетному Кодексу РФ А.Н.Борисов ЗАО Юстицинформ, 2008
  3. Финансовое право для экономических специальностей: учебник / кол. авт.; под общ. ред. проф. С.О.Шохина – М.: КНОРУС, 2006
  4. Павлов П.В.Финансовое право: учебное пособие—Москва 2008 г.

 

ТЕМА 7: Бюджетный процесс

 

7.1 Понятие бюджетного процесса, его принципы и стадии.

7.2 Порядок и правовые основы составления проектов бюджетов.

7.3 Порядок рассмотрения проекта закона о федеральном бюджете и его утверждения.

7.4 Организационно-правовые основы исполнения бюджетов.

7.5 Рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.