Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела




Тема 13. Правовое регулирование организации страхового дела

Нормативно-правовые документы

1. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях

эмиссии и обращении государственных и муниципальных ценных бумаг».

2. Постановление Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 790 «Об

утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения государственных

краткосрочных бескупонных облигаций». СЗ РФ. 2000. № 43. Ст. 4248.

3. Приказ Минфина РФ от 24 ноября 2000 г. № 103н «Об утверждении

условий эмиссии и обращения государственных краткосрочных

бескупонных облигаций». ФГ. 2001. № 6.

4. Приказ Минфина РФ от 22 декабря 2000 г. № 115н «Об утверждении

положения о выкупе государственных краткосрочных бескупонных

облигаций федеральных займов на вторичном рынке ценных бумаг».

ФГ. 2001. № 6.

 

 

 

Страхование как система отношений по защите имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом социально-экономической системы общества. Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы РФ.

Страхование выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования (специального страхования) и собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями. Специальное страхование подразделяется, в свою очередь, на два вида: государственное социальное страхование и негосударственное социальное страхование. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ первый из названных видов страхования граждан России гарантируется, второй – поощряется.

Отношения по обязательному социальному страхованию наиболее тесно взаимосвязаны с финансовыми правоотношениями, ибо отличаются особой ролью государства в их организации и регулировании. Государство устанавливает порядок функционирования социальных страховых фондов, закрепляет состав источников финансирования, контролирует использование аккумулированных в них средств на строго определенные цели. Обязательное социальное страхование регулируется Федеральным законом от 16 июля 1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон № 165-ФЗ. СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3686; 2003. № 1. Ст. 5; № 52. Ч. 1. Ст. 5037; 2004. № 10. Ст. 836.).

Социальное страхование, в отличие от собственно страхования (страхования от несчастных случаев), тесно связано с трудовой деятельностью граждан. Обязательное социальное страхование – это часть государственной системы социальной защиты населения. Оно осуществляется на основе таких принципов, как: устойчивость финансовой системы страхования, обеспечиваемая посредством эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов; обязательность уплаты страхователями страховых взносов; ответственность за целевое использование средств; автономность финансовой системы обязательного социального страхования и др. (ст. 4 Закона № 165-ФЗ). Обязательное социальное страхование относится к предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ).

Вторая форма страхования – собственно страхование, связанное с непредвиденными чрезвычайными событиями, традиционно относится к предмету финансового права. В статье 2 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 20 июля 2004 г.) впервые закреплены правовые понятия страхования и страховой деятельности.

Страхование – это отношения по защите интересов физических и юридических лиц.

Страховая деятельность (страховое дело) определяется законодателем как сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием и перестрахованием.

Характерными чертами страхования являются:

1) не постоянный, а вероятностный характер отношений;

2) возвратность средств страхования;

3) строго очерченный (замкнутый) характер перераспределительных отношений;

4) целевое использование создаваемого фонда.

Порядок заключения и условия договора страхования регулируются нормами гражданского права.

Страхованию присущи все основные функции категории финансов, но в определенных специфических проявлениях.

Так, распределительная функция финансов проявляется в страховании через такие специфические черты, как предупреждение, восстановление и сбережение.

Предупредительная функция страхования заключается в том, что страховые компании вправе использовать временно свободные средства страхователей на проведение широкой системы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наступления возможных убытков страхователей (например, переоснащение пожарных, санитарно-эпидемиологических, ветеринарных и т.п. служб).

Восстановительная (защитная) функция страхования означает, что в случае наступления страхового случая и выплаты определенной, обусловленной договором денежной суммы, происходит полное или частичное погашение (восстановление) потерь понесенных юридическими или физическими лицами.

Страхование может выполнять и сберегательную функцию. Это происходит тогда, когда оно используется как средство обеспечения защиты не только личных и имущественных потерь, но и самих денежных средств, вложенных в качестве страховых платежей.

Контрольная функция означает, что страховые платежи аккумулируются в страховой фонд на строго определенные цели, используются в строго определенных случаях и строго определенным кругом субъектов. Оно проявляется одновременно с распределительной функцией и является одним из оснований осуществления финансового страхового надзора (контроля).

Содержание взаимоотношений государства и страховых компаний после перехода России к рыночным отношениям кардинально изменилось. Государственное управление заменено, на государственное регулирование и контроль (надзор). Основным органом, уполномоченным государством осуществлять надзор за страховой деятельностью, является Минфин России и находящаяся в его ведении Федеральная служба страхового надзора. Последняя создана в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» (см.: Положение о Федеральной службе страхового надзора. Утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2904..

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.