Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Применение норм таможенного права




 

Для точного и правильного применения норм таможенного права к той или иной таможенной ситуации необходимо, прежде всего, чтобы тот, кто применяет ту или иную рассматриваемую норму (начальник таможни, инспектор, юрист и др.), четко уяснил ее смысл и содержание. Каждая норма таможенного права выражена в законах как источниках таможенного права. В законах отражается содержание норм таможенного права, их цели, направленность, суть, взаимосвязи с другими нормами т.д., поэтому для уяснения конкретной нормы таможенного права требуется изучение самого закона, в котором данная норма содержится, его анализ, исследование структуры, регулятивных возможностей и потенций. В результате уяснения смысла, содержание закона в таможенной сфере выступает как его толкование, так и непосредственное изучение в целях дальнейшего применения на практике. К такому толкованию закона в таможенной области либо иных актов по таможенному делу приходится прибегать в процессе применения указанных законов и актов к конкретным ситуациям, при решении правовых задач в ходе правового регулирования таможенных отношений.

Толкованию подлежит любой источник таможенного права, то есть закон или иной акт таможенной направленности, устанавливающий правовые предписания, правила поведения субъектов таможенных правоотношений. Нормы таможенного права заключают в себе специфические правила поведения и регулируют типичные правовые ситуации, которые представляют практический интерес для субъектов таможенных отношений. Эти нормы, так или иначе, не принимают во внимание особенности каждой отдельной ситуации, задачи, казуса, а характеризуют лишь их основные, наиболее значимые черты. Например, в гл. 10 Таможенного кодекса, касающейся таможенного декларирования товаров, содержатся положения, устанавливающие лишь наиболее общие и типичные моменты при передаче информации таможенному органу; при этом они отдельно не расписываются. Здесь достаточно часто встречаются формулировки типа: «если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) актами Президента Республики Беларусь».

Ни статьи кодекса, ни перечень иных документов и дополнительных сведений не могут предусмотреть всех данных фактов и коллизий, которые могут возникнуть между этими участниками правоотношений; и они не могут отразить все виды информации, необходимые для реализации обозначенных таможенных целей. Поэтому в статье устанавливаются лишь наиболее общие и типичные моменты при передаче информации таможенному органу; при этом они отдельно не расписываются.

По этим и иным причинам применение конкретных норм права в конкретной ситуации непременно предполагает уяснение смысла и содержание указанной нормы, ее расширительного толкования, объяснения, увязки с поведением отдельных людей. Прежде чем приступить к толкованию закона в рассматриваемой сфере, применяющий норму таможенного права субъект права должен удостоверится в наличии данного закона (или статьи) и в подлинности текста. Наличие данного закона и его текста должно быть установлено субъектом, применяющим рассматриваемую норму, по официальному изданию конкретного закона или кодекса, а не по перепечатке последних в книге либо сборнике статей. Необходимо убедиться, действует ли в этот момент исследуемый закон и не отменен ли он; одновременно нужно удостовериться, не вносились ли в него какие-либо изменения и дополнения. После установления наличия интересующего закона и его текста очень важно определить, что именно в нем содержится необходимое вам правовое предписание (норма) и что это предписание (норма) имеет юридическую силу и является обязательной для исполнения.

В процессе применения нормы таможенного права необходимо также убедиться в том, что эта норма может быть сориентирована на интересующие вас отношения и что она принята органом, имеющим по закону право применять подобные нормы. Например, при применении законов, декретов или указов Президента Республики Беларусь в таможенной сфере такого вопроса не возникает, поскольку компетенция высшего законодательного органа и Президента Беларуси, принимающих подобные акты, а также порядок издания данных актов регламентированы в Конституции Республики Беларусь либо других законах.

В ходе применения норм таможенного права, содержащихся в актах ГТК, Совета Безопасности, министерств экономики, финансов, налогов и других органов Республики Беларусь, часто возникает необходимость выяснить, действовал ли тот или иной орган в соответствии с Конституцией и таможенным законодательством и принял ли он именно тот акт, который поможет эффективно регулировать таможенные отношения. Эти вопросы встают, когда министерства и комитеты пытаются путем принятия своих актов жестко влиять на таможенную деятельность. После того, как выявлено наличие закона или акта в рассматриваемой сфере, подлинность их текста и установлена юридическая сила, тот или иной субъект таможенного права переходит к непосредственному толкованию закона в прямом его значении, то есть характеризует смысл и содержание заключенных в нем норм и положений.

Само применение норм таможенного права как особая форма их реализации выступает в виде активных действий субъектов права и их бездействия и характеризуется рядом специфических черт.

Во-первых, применение таможенно-правовых норм, являясь одним из видов организующе-властной деятельности соответствующих таможенных органов, постов и прочего, связано с конкретными способами разрешения ситуаций на таможенной границе, споров в суде и т.д., оно требует от участников таможенных правоотношений специальных знаний в области права, подготовки и компетенции. Для этого законодатель наделяет их всем этим, имея в виду, что правоприменительная деятельность в таможенной сфере обладает повышенной социальной экономической значимостью.

Во-вторых, применение норм таможенного права осуществляется в рамках таможенно-правовых отношений, и правомочия участников этих отношений весьма различны и нередко плохо урегулированы законом. Особенно это касается проблем экономической безопасности Беларуси, внешнеэкономической деятельности таможенных органов, таможенных режимов, валютного регулирования и т.д.

В-третьих, таможенная правоприменительная деятельность— весьма сложная деятельность, и ее реализация на практике производится в самых разных видах и формах. Это может быть и организационная работа в области таможенного дела, и работа, связанная с исполнением законодательства о платежах, таможенных тарифах, и расследование преступлений в таможенной сфере, и т.д.

В-четвертых, применение норм таможенного права не всегда завершается в строго установленных правовых рамках. Здесь применение норм часто может сопровождаться лишь констатацией реализации каких-то юридических фактов, экономических событий, не предполагать наказание виновных.

Применение норм таможенного права есть один из видов государственной деятельности, направленный на укрепление экономической безопасности той или иной страны и на наполнение государственного бюджета необходимыми средствами. В ходе этой деятельности государство организует строгое и неукоснительное соблюдение рассматриваемых таможенно-правовых предписаний, охрану и защиту таможенных прав и интересов всех участников таможенных правоотношений.

Как вид государственной деятельности применение норм таможенного права осуществляется в различных формах. Основной формой применения норм таможенного права является точное и неукоснительное их соблюдение всеми участниками таможенно-правовых отношений (прежде всего сотрудниками таможенных органов и гражданами). Другой формой применения норм таможенного права является реализация соответствующими органами государства или должностными лицами социальных актов, которые позволяют претворить в жизнь норму таможенного права в конкретном, индивидуальном случае. При этой форме правоприменения государственный орган либо должностное лицо в пределах своих полномочий разрешает какую-то ситуацию либо задачу, используя соответствующие законы и юридические предписания в области таможенного дела. Таможенный орган в ходе рассмотрения дела (например, дела о контрабанде по законодательству Беларуси), производство по которому входит в его компетенцию, на основе соответствующих норм принимает решение о возбуждении по этому факту уголовного дела в отношении подозреваемых и, руководствуясь нормами уголовно-процессуального права, производит все неотложные следственные действия.

В приведенных и иных примерах применение норм таможенного права выражается в осуществлении государственным органом либо должностным лицом (таможенный орган, дознаватель, суд) специальных действий, актов, которыми анализируемый тот или иной случай, казус подводится под действие соответствующей нормы и определяются меры к нарушителям либо таковые не применяются.

Субъекты таможенных правоотношений также призваны соблюдать специальные стадии правоприменительной деятельности: постановка целей правоприменения; сбор, обработка и оценка информации по возникшей ситуации (или по делу); принятие определенного решения по ситуации (делу); передача принятого решения для реализации. На первой стадии, например, должностные лица таможенных органов, имея правовые основания для отказа в выпуске товара через таможенную границу (законодательство о таможенном тарифе), ставят перед собой цель: применить к нарушителям указанное положение закона и добиться устранения выявленных нарушений о порядке выпуска товаров через границу. Для этого они беседуют с лицами, перемещающими товар через таможенную границу, получают у них сведения о стране происхождения товара, о том, как ими оформлен сертификат, уплачена ли таможенная пошлина и др. На следующей стадии должностные лица таможенных органов на основе обработанной и тщательно проанализированной информации о ситуации выносят решение. И это решение может касаться самых разных вопросов, урегулированных и не урегулированных нормами таможенного права: например, конкретного порядка выпуска или невыпуска указанных товаров, наказания нарушителей, применения льгот по уплате платежей и т.д. На этой стадии субъект права – таможенный орган, таможенники и другие – осуществляет свои полномочия и непосредственно применяет законодательство о таможенном тарифе. Через ее действие во властной форме реализуются на практике требования нормы таможенного права и устанавливается окончательная связь нормы с казусом, подлежащим разрешению. должностные лица таможенных органов доводят до заинтересованных лиц принятое решение (либо решения) и добиваются, основываясь на законе, его выполнения. В исполнении принятого решения проявляется и исполнение закона, и конкретной нормы таможенного права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.