Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обеспечение исполнения налогового обязательства по уплате таможенных платежей




 

В большинстве случаев таможенная декларация для целей таможенного оформления ввозимых товаров подается не на пограничном пункте таможенного оформления, а во внутренней таможне. Следовательно, при ввозе товаров между моментом пересечения товаром таможенной границы (когда впервые возникает налоговое обязательство по уплате таможенных пошлин и налогов) и заявлении в отношении данного товара таможенного режима, когда налоговое обязательство подлежит исполнению, может пройти некоторое время. Кроме того, белорусским законодательством определены случаи, когда между установленным сроком уплаты таможенных платежей и сроком подачи грузовой таможенной декларации также проходит некоторое время.

В таких случаях Таможенный кодекс Республики Беларусь требует предпринять меры по обеспечению исполнения налогового обязательства по уплате таможенных пошлин и налогов.

В соответствии с таможенным законодательством Республики Беларусь предоставление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обеспечения уплаты таможенных платежей необходимо в следующих случаях:

— международной и внутриреспубликанской перевозки находящихся под таможенным контролем товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, в том числе между зонами таможенного контроля (п. 3 ст. 107 и ст. 113 ТК);

— для получения отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей в соответствии с гл. 25 ТК;

— ввоз на таможенную территорию Республики Беларусь товаров, подлежащих маркировке акцизными марками, — алкогольных напитков и табачных изделий;

— при необходимости уточнения таможенной стоимости товара, заявленной декларантом (Инструкция о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь, утвержденная постановлением ГТК от 25 июля 2008 г.№ 60 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь»).

Обеспечение уплаты таможенных платежей согласно ст. 260 ТК должно производиться лицом, у которого возникает налоговое обязательство по их уплате, либо любым иным лицом в пользу данного лица в размере, определенном исходя из сумм таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате при помещении ввозимых товаров под таможенный режим свободного обращения, а при вывозе товаров — под режим экспорта (ст. 261 ТК). Вместе с тем, если при установлении размера обеспечения невозможно точно определить суммы подлежащих уплате платежей в связи с отсутствием точных сведений о характере товаров, об их наименовании, количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, размер обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их количества, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 августа 2007 г. № 977 «О некоторых вопросах обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов» в отношении этилового спирта, виноградных вин и других спиртных напитков с объемной долей этилового спирта 7% и более, а также товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях, установлен фиксированный размер обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов в размере соответственно 15 евро за 1 литр, 2 - 10 евро за 1 литр и 5 евро за 1 кг.

Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется, если суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов составляют в эквиваленте менее пятисот евро по официальному курсу белорусского рубля к иностранной валюте, установленному Национальным банком Республики Беларусь на день принятия таможенным органом таможенной декларации, а при предоставлении отсрочки и (или) рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов — на день принятия таможенным органом решения о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки, если иное не установлено настоящим Кодексом; а также в иных установленных законодательством случаях (ст. 113 ТК и п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 августа 2007 г. № 977 «О некоторых вопросах обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов»).

Если одним и тем же лицом совершается несколько таможенных операций в определенный срок, таможенный орган обязан принять обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения всех таких операций (генеральное обеспечение). Таможенные органы принимают генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения таможенных операций в нескольких таможенных органах, если такое обеспечение может быть использовано любым из таможенных органов в случае нарушения обеспеченных обязательств.

Уплата таможенных пошлин, налогов обеспечивается следующими способами:

— залогом имущества;

— банковской гарантией;

— внесением денежных средств на счет таможенного органа;

— поручительством (ст. 262 ТК).

Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов может производиться любым из способов по выбору плательщика.

Обеспечение обязательств по уплате таможенных платежей перед таможенными органами (как третьими лицами) регулируется нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь, но предполагает применение предусмотренных гражданским законодательством способов обеспечения исполнения таких обязательств с учетом особенностей, предусмотренных таможенным законодательством.

Залог имущества представляет собой гражданско-правовую категорию и определяется как правоотношение, в силу которого кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами (ст. 315 ГК).

В таможенной сфере отношения залога оформляются договором, сторонами которого выступают таможенный орган — залогодержатель и лицо, которому предмет залога принадлежит на праве собственности или хозяйственного ведения, — залогодатель. Залогодателем в таможенных правоотношениях может быть лицо, ответственное за уплату таможенных платежей, или любое иное лицо.

В соответствии с Положением о залоге как способе обеспечения уплаты таможенных платежей, утвержденным приказом ГТК от 29 июля 1998 г. № 277-ОД «Об утверждении Положения о залоге как способе обеспечения уплаты таможенных платежей», залог является одним из способов обеспечения уплаты таможенных платежей и применяется: как условие установления таможенных режимов, требующих предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей; при перевозке товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем; при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей; в иных случаях, установленных таможенным законодательством.

Предметом залога для обеспечения уплаты таможенных платежей может быть любое движимое имущество (в том числе валюта Республики Беларусь, валютные ценности, а также транспортные средства) не изъятое из гражданского оборота, а также направление взыскания на которое и залог которого не запрещены законодательством Республики Беларусь. Имущество, составляющее общую собственность, может быть предметом залога только при условии согласия всех собственников. Перечень государственных предприятий, организаций и государственного имущества, которые не могут являться предметом залога, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 16 июля 1997 г. № 389 «Об упорядочении залога государственного имущества».

Таможенные органы не применяют следующие виды залога: ипотека, т.е. залог земли и недвижимого имущества (предприятий, зданий, сооружений и других объектов), непосредственно связанного с землей; залог товаров в товарообороте (за исключением случая, когда предметом залога являются товары, помещенные под таможенные режимы переработки); залог ценных бумаг; залог прав.

Таможенные органы применяют следующие виды залога: залог, при котором предмет залога остается у залогодателя; заклад; залог товаров в товарообороте только в случае, когда предметом залога являются товары, помещенные под таможенные режимы переработки. При применении указанных видов залога таможенные органы не принимают в качестве предмета залога следующее имущество: электрическую, тепловую и иные виды энергии; квартиры, в том числе и в многоквартирном доме; основное технологическое оборудование предприятий, объединений, организаций, закрепленное за ними на праве полного хозяйственного ведения; имущество, уже заложенное для обеспечения иного обязательства, либо имущество, обремененное иными предшествующими обязательствами в пользу третьих лиц; товары и транспортные средства, запрещенные к ввозу в Республику Беларусь, вывозу из Республики Беларусь; имущество, находящееся за пределами Республики Беларусь; скоропортящиеся товары; товары и транспортные средства, реализация которых запрещена или ограничена на территории Республики Беларусь; предметы, постоянный контроль за местонахождением и использованием которых таможенный орган не может обеспечить.

В качестве предмета залога таможенные органы принимают преимущественно товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь.

Залог товаров в товарообороте используется таможенными органами при залоге товаров, помещенных под таможенные режимы переработки под таможенным контролем и переработки на таможенной территории. Общая стоимость товаров, находящихся в залоге, не может уменьшаться в течение срока действия договора о залоге.

Согласно ст. 264 ТК таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей принимают банковские гарантии, выданные банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, их филиалами (отделениями) и другими структурными подразделениями, включенными в Реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей, который ведет ГТК. Порядок включения в данный Реестр определен ст. 265 ТК и постановлением ГТК от 3 мая 2007г. № 38 «О карточках с образцами подписей должностных лиц, которым предоставлено право подписи на банковских гарантиях, и оттиском печати банка, филиала (отделения), иного структурного подразделения, небанковской кредитно-финансовой организации».

Документом, выдаваемым банком плательщику таможенных платежей, является банковская гарантия, которая выступает гарантией по первому требованию, что означает обязательство гаранта по первому письменному требованию таможни (составленному в соответствии с условиями гарантии) уплатить не уплаченные в установленный законодательством срок плательщиком причитающиеся суммы платежей.

Обязательные требования к банковской гарантии определены статьей 165 БК и включают условия, содержащие указание на наименование принципала (за кого банк гарантирует уплату таможенных платежей), наименование бенефициара (таможни), наименование гаранта, договор или иной документ, в которых предусмотрена необходимость выдачи банковской гарантии (нормативный правовой акт, требующий применения мер по обеспечению уплаты таможенных платежей), максимальную денежную сумму, подлежащую уплате, срок, на который выдана банковская гарантия, или обстоятельство (событие), при наступлении которого прекращается обязательство гаранта по банковской гарантии (срок действия банковской гарантии), а также условия уплаты бенефициару денежной суммы (осуществления платежа).

Таможенный гарант при неисполнении плательщиком налогового обязательства, исполнение которого было обеспечено банковской гарантией, несет субсидиарную ответственность с плательщиком за исполнение налогового обязательства в соответствии с условиями банковской гарантии.

Если по истечении срока уплаты задолженности она не погашена, таможня начинает процедуру ее взыскания в судебном порядке.

Внесение денежных средств на текущий (расчетный) счет таможни в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии со статьей 267 ТК производится в белорусских рублях или в иностранной валюте, официальный курс белорусского рубля к которой установлен Национальным банком Республики Беларусь. При этом суммы обеспечения не индексируются и проценты по ним не начисляются.

Документом, подтверждающим внесение денежных средств, является экземпляр платежного поручения с отметкой банка о принятии к исполнению, квитанция к приходному кассовому ордеру формы КО-1с, подтверждающая внесение денежных средств в кассу таможни, или экземпляр квитанции формы ПД-4 при внесении денежных средств через расчетно-кассовые центры банков.

В платежном документе, подтверждающем внесение денежных средств на текущий счет, в графе «Назначение платежа» плательщиком должно быть указано, что данные суммы перечисляются в счет обеспечения уплаты таможенных платежей и реквизиты (номер и дата) контракта или счета-фактуры. Если денежные средства вносятся не плательщиком, а иным лицом, то в графе «Назначение платежа» дополнительно указывается, в интересах какого лица вносятся денежные средства.

Плательщик не вправе распоряжаться данными деньгами до момента исполнения обязательств, которые обеспечивались внесением сумм обеспечения. После выполнения таких обязательств плательщик вправе распорядиться денежными средствами путем подачи заявления:

— на обращение сумм обеспечения в таможенные платежи. При этом в качестве заявления на обращение согласно п. 12 Инструкции о порядке реализации взимания таможенных платежей, процентов, утвержденной постановлением ГТК от 24 января 2007 г.№ 11 «О некоторых вопросах, связанных со взиманием таможенных платежей, процентов», может выступать ГТД или иной документ, используемый для отражения сумм таможенных платежей, в графе «В» которого указан код способа платежа 41 «Таможенный платеж уплачен путем обращения денежных средств, поступивших на текущий (расчетный) счет таможни, в счет причитающихся таможенных платежей», при условии, что суммы обеспечения поступили на счета таможенного органа;

— на возврат сумм обеспечения в соответствии со ст. 274 ТК. Возврат сумм обеспечения производится таможенным органом в течение одного месяца со дня подачи соответствующего заявления (которое может быть подано только в течение 3 лет со дня, следующего за днем исполнения обязательства, исполнение которого было обеспечено внесением денежных средств) в белорусских рублях или иностранной валюте в зависимости от того, в каких денежных единицах они были внесены. При возврате сумм обеспечения пени, проценты с них не выплачиваются, суммы не индексируются;

— на использование для обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов по иному налоговому обязательству перед таможенными органами.

При неисполнении налогового обязательства по уплате таможенных платежей, обеспеченного внесением денежных средств на счет таможенного органа, таможня самостоятельно производит обращение сумм обеспечения в подлежащие уплате суммы таможенных пошлин и налогов и перечисляет их в республиканский бюджет.

Поручительство (согласно ст. 268 ТК) оформляется путем заключения между поручителем и таможенным органом договора поручительства, включающего в себя обязанность поручителя исполнить в полном объеме налоговое обязательство по уплате таможенных платежей плательщика в случае неисполнения последним налоговых обязательств по их уплате, обеспеченных поручительством.

Положение об условиях и порядке признания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве поручителя перед таможенными органами утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 августа 2007 г. № 977 «О некоторых вопросах обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов». Согласно данному Положению в качестве поручителя перед таможенными органами могут выступать лица, осуществляющие хозяйственную деятельность не менее 3 лет со дня государственной регистрации, не имеющие неисполненного налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов, процентов и пеней на день подачи заявления о признании поручителем (которое подается в таможенный орган, с которым планируется заключение договора поручительства), а также обеспечившие представление гарантии выполнения своих обязательств как поручителя в форме банковской гарантии либо поручительства банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, включенных в Реестр либо в форме внесения денежных средств на текущий (расчетный) счет таможни.

После получения решения о признании лица поручителем такое лицо вправе представлять в таможенный орган для подписания договор поручительства. Причем общая сумма по всем заключенным договорам поручительства, обязательства поручителя по которым не прекращены, не может превышать общей суммы представленной им гарантии.

В дополнение к уже рассмотренным нами выше способам обеспечения исполнения налогового обязательства в случае уплаты таможенных платежей в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, применяются такие способы, как:

— перевозка товаров в соответствии с Конвенцией МДП;

— временный ввоз товаров в соответствии с Конвенцией АТА.

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года, разработанная Европейской экономической комиссией ООН, касается перевозки товаров, осуществляемой без их промежуточной перегрузки в дорожных и транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах с пересечением одной или нескольких границ от таможни отправления одной страны до таможни назначения другой.

В Республике Беларусь гарантийной ассоциацией при перевозке товаров под таможенным контролем с целью транзита через территорию Республики Беларусь либо доставки из одного пункта таможенного оформления в другой с соблюдением процедуры МДП является Белорусская ассоциация международных автомобильных перевозчиков (БАМАП). БАМАП несет с перевозчиком — держателем книжки МДП солидарную ответственность по уплате сумм таможенных платежей за товары, перечисленные в книжке МДП, а также за товары, которые, не будучи перечисленными в этой книжке, находятся в запломбированной части транспортного средства или запломбированном контейнере.

Ответственность БАМАП по уплате таможенных платежей при нарушении процедуры перевозки распространяется как на белорусских, так и на иностранных перевозчиков, перевозящих товары с соблюдением книжки МДП по территории республики независимо от того, какая национальная гарантийная ассоциация выдала книжку МДП. В случае выявления нарушения процедуры МДП, влекущего возникновение таможенной задолженности, таможня направляет в БАМАП заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении соответствующее уведомление о нарушении процедуры МДП. Если в течение трех месяцев со дня получения уведомления БАМАП не представит убедительных доказательств того, что в отношении указанных перевозок не произошло никаких нарушений, таможня выставляет требование об уплате таможенных платежей и процентов за просрочку (пеней) в части не уплаченных перевозчиком сумм таможенных платежей и пеней, которые БАМАП должна исполнить в трехмесячный срок.

После уплаты БАМАП (взыскания с БАМАП) таможенных платежей и пеней таможня предпринимает меры по взысканию с перевозчика сумм таможенных платежей и пеней, которые превышают эквивалент 50000 долларов США.

В качестве гарантирующей и выдающей ассоциации в отношении товаров, помещаемых под таможенный режим временного ввоза на территории Республики Беларусь и режим временного вывоза с применением карнетов А.Т.А., выступает Белорусская торгово-промышленная палата (БелТПП), которая выдает карнеты и призвана гарантировать белорусским таможенным органам уплату таможенных платежей в случае несоблюдения держателем карнета А.Т.А условий пользования товарами в таможенном режиме временного ввоза, с момента ввоза таких товаров в Республику Беларусь до момента их вывоза за пределы республики.

При помещении товаров под таможенный режим временного ввоза либо выдаче таможенного разрешения на перевозку товаров под таможенным контролем с применением карнета А.Т.А ответственность за уплату сумм таможенных платежей несет лицо, использующее карнет А.Т.А. БелТПП несет солидарную ответственность за уплату сумм таможенных платежей в отношении товаров, перечисленных в карнете А.Т.А, и пеней.

После уплаты БелТПП таможенных платежей, пеней, таможня продолжает взыскание с лица, использующего карнет АТА, сумм экономических санкций, пеней, которые превышают сумму, обеспеченную БелТПП.

Таможенными документами, подтверждающими предоставление обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате таможенных пошлин и налогов, в соответствии с постановлением ГТКот 29 июня 2007 г. № 69 «О таможенном документе, подтверждающем предоставление обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов», являются сертификаты обеспечения формы "С1", "С2", "С3" или "С4", формы которых приведены в приложении к данному постановлению.

При этом необходимо обратить внимание, что представление сертификата обеспечения лицом, представляющим товары к таможенному оформлению, не требуется (за исключением случаев предоставления генерального обеспечения и случаев предоставления обеспечения заинтересованными лицами за лиц, представляющих товары к таможенному оформлению) при предоставлении обеспечения уплаты таможенных платежей от своего имени в таможенном органе, который будет производить таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу товаров (то есть совершать таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенный режим или под таможенную процедуру, завершением таможенной процедуры, а также с выдачей разрешения на убытие товаров с таможенной территории).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.