Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Операции таможенного контроля.Объекты таможенного контроля




Согласно ст. 286 ТК операциями таможенного контроля являются:

1) учет товаров, находящихся под таможенным контролем;

2) проверка документов и сведений;

3) устный опрос;

4) получение объяснений;

5) таможенное наблюдение;

6) таможенный осмотр;

7) таможенный досмотр;

8) личный таможенный досмотр;

9) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

10) таможенный осмотр помещений и территорий;

11) таможенная проверка;

12) таможенное исследование.

Учет товаров, находящихся под таможенным контролем.

В соответствии с п. 1 постановления ГТК от 30 июня 2007 г. № 72 «О некоторых вопросах проведения операций таможенного контроля» учет товаров, находящихся под таможенным контролем, осуществляется путем регистрации свидетельств о помещении товаров под заявленный таможенный режим или разрешений таможенных органов, выданных при помещении товаров под таможенную процедуру, либо в порядке, установленном вышеназванным постановлением. В целях ведения учета могут использоваться сведения интегрированных автоматизированных систем пункта пропуска, систем распознавания номерных знаков транспортных средств, иных программных и технических средств, используемых таможенными органами, а также сведения, полученные от пограничных войск.

Таможенные органы, руководствуясь статьей 288 ТК, проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров в соответствии с ТК, в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления. Проверка достоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных операций таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством.

В целях проверки достоверности сведений о товарах, представленных к таможенному оформлению, ст. 298 ТК предусмотрена также возможность проведения таможенного исследования.

Устный опрос применяется в отношении физических лиц, их представителей, а также представителей юридических лиц, обладающих полномочиями в отношении таких товаров.

Получение объяснений — получение должностным лицом таможенного органа сведений об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля, от лиц, совершающих таможенные операции, декларантов и иных лиц, имеющих отношение к перемещению товаров через таможенную границу и (или) располагающих такими сведениями. Объяснение оформляется в письменной форме. Форма объяснения установлена постановлением ГТК от 30 июня 2007 г. № 72.

Таможенное наблюдение — гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров, находящихся под таможенным контролем, осуществлением с ними грузовых и иных операций.

Таможенный осмотр — операция таможенного контроля, заключающаяся во внешнем визуальном осмотре товаров, в том числе транспортных средств, наложенных на них таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия транспортного средства и упаковки товаров, разборки, демонтажа и иных способов нарушения целости обследуемых объектов и их частей. Таможенный осмотр может сопровождаться применением технических средств контроля, которые обеспечивают визуализацию внутренней структуры осматриваемого объекта или иным образом информируют о наличии специфических физических характеристик такого объекта; с использованием собак и иных животных, специально обученных поиску наркотических средств, оружия, взрывчатых веществ и иных предметов, сокрытых от таможенного контроля. В зоне таможенного контроля таможенный осмотр может проводиться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, в том числе транспортных средств, и их представителей.

Таможенный досмотр — операция таможенного контроля, заключающаяся в обследовании товаров, в том числе транспортных средств, со вскрытием транспортных средств и упаковки товаров, с нарушением наложенных на них таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, разборкой, демонтажем и нарушением целости обследуемых объектов и их частей иными способами. Таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, в том числе транспортных средств, либо их представителей в случае:

1) неявки указанных лиц в место проведения таможенного досмотра в установленное время либо если указанные лица неизвестны;

2) наличия угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства (в том числе если имеются признаки, указывающие на то, что товары распространяют зловоние, являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, а также другими подобными товарами);

3) пересылки товаров в международных почтовых отправлениях;

4) оставления на таможенной территории товаров в нарушение таможенного режима или таможенной процедуры, предусматривающих вывоз товаров с такой территории.

Для целей проведения таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров, в том числе транспортных средств, их хранения и осуществления с ними грузовых операций создаются зоны таможенного контроля (ст. 282 ТК).

Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также требования к ним установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2007 г. № 674 «Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля и требованиях к ним».

Зоны таможенного контроля подразделяются на постоянные и временные.

Постоянные зоны таможенного контроля включают:

— территории в пределах пунктов ввоза и вывоза, определенные таможенными органами по согласованию с командирами частей органов пограничной службы либо определенные иными юридическими лицами, ответственными за содержание пунктов ввоза и вывоза, по согласованию с командирами частей органов пограничной службы (только при расположении пунктов ввоза и вывоза в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь) и таможенными органами;

— территории в пределах ведомственных пунктов таможенного оформления, предназначенные для размещения товаров в целях осуществления их таможенного контроля и таможенного оформления, определенные юридическими лицами, ответственными за содержание таких пунктов, по согласованию с таможенными органами;

— территории складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов и магазинов беспошлинной торговли, определенные юридическими лицами, получившими специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в области таможенного дела в качестве владельца склада временного хранения, таможенного склада, свободного склада, магазина беспошлинной торговли, по согласованию с таможенными органами;

— территории свободных таможенных зон, определенные их владельцами по согласованию с таможенными органами.

Временными зонами таможенного контроля являются определяемые таможенными органами места:

— для совершения таможенными органами таможенных операций в отношении товаров вне постоянных зон таможенного контроля - на время их совершения, если при совершении таких операций требуется определить зону таможенного контроля исходя из необходимости обеспечения беспрепятственного осуществления таможенными органами своих функций;

— для проведения таможенного осмотра или таможенного досмотра товаров;

— для целей временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, в иных местах, чем склады временного хранения, в случаях, установленных ТК.

Таможенный осмотр и таможенный досмотр товаров могут проводиться только в зонах таможенного контроля.

Создание, оборудование и обозначение постоянных зон таможенного контроля в ведомственных пунктах таможенного оформления, за исключением открытых по инициативе таможенных органов, на складах временного хранения, таможенных складах, свободных складах, в магазинах беспошлинной торговли и свободных таможенных зонах осуществляется за счет юридических лиц, ответственных за содержание ведомственных пунктов таможенного оформления, а также получивших специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности в области таможенного дела в качестве владельца склада временного хранения, таможенного склада, свободного склада, магазина беспошлинной торговли, и владельцев свободных таможенных зон.

Оборудование и обозначение временных зон таможенного контроля, созданных для совершения таможенными органами таможенных операций в отношении товаров вне постоянных зон таможенного контроля на время их совершения, если при совершении таких операций требуется определить зону таможенного контроля исходя из необходимости обеспечения беспрепятственного осуществления таможенными органами своих функций, и для целей временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, в иных местах, чем склады временного хранения, в случаях, установленных ТК, осуществляется за счет владельцев таких товаров.

Контроль за соответствием зоны таможенного контроля предъявляемым требованиям осуществляет таможенный орган, в зоне оперативной деятельности которого создана зона таможенного контроля.

Личный таможенный досмотр является исключительной операцией таможенного контроля и может быть проведен только по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего. Решение о проведении личного таможенного досмотра может быть принято при наличии оснований полагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Республики Беларусь и находящееся в зоне таможенного контроля, в том числе в транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, незаконно перемещаемые через таможенную границу. Проводится личный таможенный досмотр в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, должностным лицом таможенного органа одного пола с досматриваемым лицом в присутствии двух физических лиц того же пола, не заинтересованных в результатах личного таможенного досмотра.

Таможенный осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе товаров, выпущенных в свободное обращение с использованием налоговых льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению такими товарами, установленными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь в связи с использованием налоговых льгот, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, в свободных таможенных зонах, а также у лиц, во владении и пользовании которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных режимов или таможенных процедур, предусмотренных ТК и (или) актами Президента Республики Беларусь. Таможенный осмотр иных помещений и территорий может проводиться таможенными органами в пункте пропуска через Государственную границу Республики Беларусь и пограничной зоне, а также у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров, ввезенных на таможенную территорию с нарушением порядка, предусмотренного ТК, для проверки такой информации. Проведение таможенного осмотра жилых помещений не допускается. Таможенный осмотр помещений и территорий должен проводиться в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более одного рабочего дня.

Таможенные органы проводят проверку наличия на товарах или на их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию в случаях, предусмотренных законодательством. Отсутствие на этих товарах специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами рассматривается как подтверждение факта ввоза товаров на таможенную территорию без таможенного оформления и помещения товаров под таможенный режим или под таможенную процедуру, если лицо, у которого такие товары обнаружены, не докажет обратное.

Таможенные органы проводят таможенную проверку декларантов и иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, при наличии оснований полагать, что такими лицами таможенное законодательство не соблюдено. Таможенная проверка заключается в осуществлении проверки факта помещения товаров под определенный таможенный режим или под таможенную процедуру, соблюдения требований и условий использования товаров в соответствующих таможенном режиме или таможенной процедуре, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы. При проведении таможенной проверки могут применяться иные операции таможенного контроля. При необходимости таможенная проверка может проводиться таможенными органами с привлечением других государственных органов. Проведение таможенной проверки допускается только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Таможенное исследование проводится в целях проверки достоверности сведений о товарах, представленных к таможенному оформлению. При проведении таможенного исследования должностные лица таможенных органов вправе брать пробы или образцы товаров, необходимые для таможенного исследования. В необходимых случаях взятие проб или образцов производится с участием эксперта или специалиста. Таможенное исследование проб или образцов товаров проводится таможенными лабораториями на основании поручений таможенных органов или иными специализированными исследовательскими или экспертными учреждениями на договорной основе. Оплата за проведение таможенных исследований проб или образцов товаров осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Порядок взятия проб или образцов товаров, а также порядок их таможенного исследования установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2007 г. № 859 «О порядке взятия таможенными органами проб или образцов товаров, а также порядке их таможенного исследования».

Непосредственно таможенное исследование производится центральной таможенной лабораторией Минской центральной таможни, которая согласно Указу Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2003 г. № 407 «О некоторых мерах по совершенствованию судебно-экспертной деятельности» является государственным судебно-экспертным учреждением.

Таким образом таможенным законодательством предусмотрено 12 операций таможенного контроля: учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверка документов и сведений; устный опрос; получение объяснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; таможенный осмотр помещений и территорий; таможенная проверка; таможенное исследование. Все эти операции, за исключением личного таможенного досмотра (ст. 294 ТК) и таможенной проверки (ст. 297 ТК), производятся в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь.

Согласно ст. 294 ТК личный таможенный досмотр является исключительной операцией таможенного контроля и проводится лишь при наличии оснований полагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Республики Беларусь и находящееся в зоне таможенного контроля, в том числе в транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, незаконно перемещаемые через таможенную границу. Ч. 1 п. 1 и пп. 2 ст. 297 ТК определено, что таможенные органы проводят таможенную проверку декларантов и иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, при наличии оснований полагать, что такими лицами таможенное законодательство не соблюдено, при этом проведение таможенной проверки допускается только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Поскольку, как было отмечено выше, и личный таможенный досмотр, и таможенная проверка являются операциями таможенного контроля, то будет логичным утверждать, что объектами таможенного контроля являются не только товары, но и лица, деятельность которых связана с таможенным оформлением и перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.

Кроме того, согласно ст. 300 ТК таможенные органы при таможенном контроле и таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу, в случаях и порядке, предусмотренных ТК, иными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь, осуществляют сбор информации о лицах, деятельность которых связана с таможенным оформлением и перемещением товаров через таможенную границу, либо о таможенных агентах (представителях), таможенных перевозчиках, владельцах складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов и магазинов беспошлинной торговли. В свою очередь в соответствии со ст. 284 ТК таможенные агенты (представители), таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и лица, пользующиеся и (или) владеющие иностранными товарами, а также товарами, помещенными под таможенный режим свободного обращения с использованием налоговых льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению такими товарами, установленными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь в связи с использованием налоговых льгот, по требованию таможенных органов обязаны представлять в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и иным образом используемых товарах по формам, установленным постановлением ГТК от 31 января 2008 г. № 11 «О порядке ведения учета и представления отчетности для целей таможенного контроля».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.