Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы формирования экол. культуры. 2 страница




4. Согласование с Минприроды России Перечня экол. условий для завершения выработки и реализации решений по объекту;

5. Оформление результатов ОВОС.

Каждый этап включает одну или несколько процедур, которые, в свою очередь, могут разбиваться на операции.

Технология проведения ОВОС состоит в следующем. На входе в процедуру или операцию каждого этапа используется необходимый для выработки решений по объекту "входной" документ, отвечающий соответствующим требованиям, а на выходе должен быть сформирован "выходной" документ, содержащий результаты того, что проделано в процедуре или операции

 

 

39. Экол. экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экол. экспертизы хоз. и иную деят-ть, экол. требованиям, установленным техническими регламентами и зак-вом в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деят-ти на окружающую среду.

Порядок проведения экол. экспертизы устанавливается ФЗ «Об экол. экспертизе». Ее сущность заключается в предварительной проверке соответствия хоз. деят-ти экол. требованиям, а ее цель — в предупреждении вредных последствий этой деят-ти.

Экол. экспертиза основывается на принципах: 1). презумпции потенциальной экол. опасности любой намечаемой хоз. и иной деят-ти; 2). обязательности проведения гос. экол. экспертизы до принятия решений о реализации объекта экол. экспертизы; 3). комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хоз. и иной деят-ти и его последствий; 4). обязательности учета требований экол. безопасности при проведении экол. экспертизы; 5). достоверности и полноты информации, представляемой на экол. экспертизу; 6). независимости экспертов экол. экспертизы при осуществлении ими своих полномочий; 7). научной обоснованности, объективности и законности заключений экол. экспертизы; 8). гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения; 9). ответственности участников экол. экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экол. экспертизы.

В РФ осуществляются гос. и общественная экол. экспертизы.

 

 

40. Гос. экол. экспертиза ГЭЭ организуется и проводится фед. органом ИВ в области экол. экспертизы и органами гос. власти субъектов РФ в порядке, установленном ФЗ, иными НПА-ми РФ, законами и иными НПА-ми субъектов РФ.

ГЭЭ проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей ГЭЭ-зе, в полном объеме и в порядке, устанавливаемых фед. органом ИВ в области экол. экспертизы.

Срок проведения ГЭЭ определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ с учетом объема представленных на экспертизу материалов, природных особенностей территории и экол. ситуации в районе намечаемой деят-ти и особенностей воздействия намечаемой деят-ти на окружающую среду и составляет:1. для простых объектов ГЭЭ — до 30 дней; 2. для объектов ГЭЭ средней сложности — до 60 дней; 3. для сложных объектов ГЭЭ — от 60 до 120 дней. При этом он не должен превышать по общим правилам шесть месяцев.

Приказом Ростехнадзора № 619, Министерства природы и экологии РФ № 235 от 10.09.2007 г. утвержден Адм. регламент Фед. службы по экол., технологическому и атомному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования исполнения гос. функции по организации и проведению ГЭЭ, который начал действовать с 22.08.2008 г.

ГЭЭ проводится экспертной комиссией, образованной фед. органом ИВ в области экол. экспертизы или органами гос. власти субъектов РФ для проведения экол. экспертизы конкретного объекта.

Заключением ГЭЭ является документ, подготовленный экспертной комиссией ГЭЭ, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экол. экспертизы хоз. и иную деят-ть, экол. требованиям, установленным техническими регламентами и зак-вом в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экол. экспертизы, выдаваемому фед. органом ИВ в области экол. экспертизы или органами гос. власти субъектов РФ.

Положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать выводы: *о соответствии намечаемой деят-ти экол. требованиям, установленным зак-вом РФ в области охраны окружающей природной среды; *о допустимости намечаемого воздействия на окружающую природную среду; *о возможности реализации объекта экспертизы.

Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, может содержать выводы двух видов: 1) о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной комиссией; 2) о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экол. безопасности намечаемой деят-ти.

 

 

41. Общественная экол. экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов МСУ общественными организациями (объединениями), основным направлением деят-ти которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экол. экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством РФ.

Общественная экол. экспертиза может проводиться в отношении объектов, подлежащих обязательной гос. экспертизе, за исключением объектов экол. экспертизы, сведения о которых составляют гос., коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

Общественная экол. экспертиза проводится до проведения гос. экол. экспертизы или одновременно с ней. Она осуществляется при условии гос. регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении.

Заключение общественной экол. экспертизы приобретает юр. силу после утверждения его фед. органом ИВ в области экол. экспертизы или органом гос. власти субъекта РФ. Оно учитывается при проведении гос. экол. экспертизы в случае, если общественная экол. экспертиза была проведена в отношении того же объекта до дня окончания срока проведения гос. экол. экспертизы.

 

 

42. Право на достоверную инф-цию о состоянии окруж. среды. Право на достоверную инф-ю о состоянии окружающей среды установлено в ФЗ-ах «Об охране окружающей среды» (ст. 11), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 8), в Основах зак-ва РФ об охране здоровья граждан (ст. 19), в Градостроительном кодексе РФ (ст. 18) и в др. НПА как РФ, так и субъектов РФ.

Экол. признается существующая в письменной, визуальной, устной форме или в базе данных информация о состоянии воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и отдельных природных участков; о деят-ти, связанной с вредными воздействиями, или о мерах, вредно влияющих или могущих влиять на эти объекты; о видах деят-ти или мерах, направленных на их охрану, включая адм. меры и программы управления охраной окружающей среды.

Огромное значение в обеспечении граждан правдивой и достоверной информацией о состоянии окружающей среды имеет ФЗ No 68-ФЗ от 28.10.2002 г. «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В соответствии со ст. 6 указанного Закона, информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экол. безопасности на соответствующих территориях.

Порядок информирования о состоянии окружающей среды установлен в ФЗ No 113-ФЗ от 25.06.2002 г. «О гидрометеорологической службе». Согласно ст. 14 Закона, информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационная продукция являются открытыми и общедоступными, за исключением информации, отнесенной зак-вом РФ к категории ограниченного доступа. Создан Единый гос. фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, который формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о состоянии окруж. природной среды, ее загрязнении. Кроме того, ежегодно Правительство РФ обязано разрабатывать и опубликовывать ряд гос. докладов, в той или иной степени затрагивающих состояние окружающей среды.

 

 

43. Нормативы в области охраны окружающей среды — установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экол. систем и сохраняется биол. разнообразие.

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гос. регулирования воздействия хоз. и иной деят-ти на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экол. безопасности.

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении:

1) нормативов качества окружающей среды — нормативов, которые установлены в соответствии с физ., хим., биол. и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда;

2) нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хоз. и иной деят-ти — нормативов, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хоз. и иной деят-ти на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды;

3) иных нормативов в области охраны окружающей среды, таких как:

а). нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду — нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий, и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экол. систем и сохраняется биол. разнообразие;

б). нормативы допустимых выбросов и сбросов хим. веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов — нормативы, которые установлены для субъектов хоз. и иной деят-ти в соответствии с показателями массы хим. веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;

в). технологический норматив — норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции;

г). нормативы предельно допустимых концентраций хим. веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов — нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания хим. веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экол. систем;

д). нормативы допустимых физ. воздействий — нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физ. факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

 

44. Правовые основы экол. сертификации. Экол. сертификация — это деят-ть по подтверждению соответствия продукции и услуг предъявляемым к ним экол. требованиям, установленным в зак-ве.

ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 31) установил, что целью экол. сертификации является обеспечение экологически безопасного осуществления хоз. и иной деят-ти на тер-рии РФ.

Экол. сертификация проводится в России в двух формах: обязательной и добровольной.

Ряд конкретных требований в сфере экол. сертификации установлен Законом РФ «О защите прав потребителей». В частности, Закон предусматривает, что товар (работа, услуга), на который законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя, охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя, подлежат обязательной сертификации в установленном порядке (ст. 7).

Требования обязательной экол. сертификации предусмотрены также в ряде других ФЗ-ов: от 05.07.1996 г. «О гос. регулировании обеспечения плодородия земель с/х назначения», от 19.07.1997 г. «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», от 04.05.1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» и др. Важную роль в области экол. сертификации играет ФЗ от 27.12.2002 г. No 184-ФЗ «О техническом регулировании».

 

 

45. Экол. аудит: понятие, виды и порядок проведения. В науке ЭП под экол. аудитом понимается проверка и оценка состояния деят-ти юр. лиц и граждан предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, включая состояние очистного и технологического оборудования, их соответствие требованиям зак-ва РФ, проводимые для выявления прошлых и существующих экол.огически значимых проблем, подготовки рекомендаций по совершенствованию такой деят-ти и с иными целями, предусмотренными экол. зак-вом. В РФ предусматривается проведение обязательного и добровольного ЭА. Обязательный ЭА организуется специально уполномоченными гос. органами управления природопользованием и охраной окружающей среды и по своему характеру является гос-ным. Гос. ЭА проводится в обязательном порядке в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деят-ти.

Программа проведения ЭА разрабатывается с учетом технического задания заказчика на основе предварительного изучения материалов статистической отчетности, экол. паспорта предприятия, разрешительной и иной документации, характеризующей деятельность хозяйствующего субъекта по охране окружающей среды и природопользованию, а также результатов проверок гос. специально уполномоченных органов в области экол. контроля. В результате работы по проведению ЭА составляется экол. аудиторское заключение, которое подписывается аттестованным аудитором, утверждается руководителем либо уполномоченным им иным должностным лицом аудиторской организации, а также справка об аудиторской проверке природоохранной деятельности хозяйственного объекта.

 

 

46. Требования в области охраны окружающей среды - предъявляемые к хоз. и иной деят-ти обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными НПА-ми, природоохранными нормативами, гос. стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды;

Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов

1. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экол. безопасности.

2. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

3. Прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.

 

 

47. Гос. мониторинг окружающей среды (гос. экол. мониторинг) - мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ в соответствии с их компетенцией.

Основные положения о мониторинге окружающей среды содержатся в ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно ст. 63 которого гос. мониторинг осуществляется в соответствии с зак-вом РФ и зак-вом субъектов РФ в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей гос-ва, юр. и физ. лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при осущ-нии гос. экол. мониторинга, используется органами гос. власти РФ, органами гос. власти субъектов РФ, органами МСУ для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки фед. программ в области экол. развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и мероприятий по охране окружающей среды.

Кроме того, положения об экол. мониторинге содержатся в ряде иных нормативных документов, в частности, в законе «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 23), ВК РФ (ст. 78), ЛК РФ (ст. 69), в законе «О недрах» (ст. 36.1). ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает проведение социально-гигиенического мониторинга (ст. 45), включающего элементы экол. мониторинга.

Порядок организации и осуществления гос. мониторинга установлен Постановлением Правительства РФ от 31.03.2002 г. No 177, которое утвердило положение об организации и осущ-нии гос. экол. мониторинга. В соответствии с Постановлением, под гос. экол. мониторингом понимается комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Экол. мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экол. системы озера Байкал, континентального шельфа РФ, состояния недр, исключительной эк-кой зоны РФ, внутренних морских вод и территориального моря РФ. Функция организации и осущ-ния гос. экол. мониторинга возложена на Мин-во природных ресурсов РФ.

 

 

48. Экол. контроль — одно из проявлений экол. ф-ции гос-ва и представляет собой совокупность мероприятий по наблюдению за состоянием ОПС и ее изменениями, а также проверке выполнения экол. требований всеми предприятиями, организациями, ДЛ-ми и гражданами. Законодательное определение экол. контроля дано в ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды»: «Контроль в области охраны окружающей среды (экол. контроль) — система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения зак-ва в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хоз. и иной деят-ти требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды».

Объектом экол. контроля является, с одной стороны, окружающая среда (ее компоненты), с другой — деят-ть органов гос. власти, предприятий, организаций, ДЛ и граждан по соблюдению экол. правил и нормативов. Экол. контролю посвящена гл. XI ФЗ «Об охране окружающей среды».

Задачами экол. контроля являются обеспечение органами гос. власти РФ, органами гос. власти субъектов РФ, органами МСУ, юридическими и физическими лицами исполнения зак-ва в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечение экол. безопасности.

Система экол. контроля состоит из гос. экол. мониторинга, гос., производственного, мун. и общественного контроля.

 

 

49. Методы эк-кого регулирования в области охраны окружающей среды: 1). разработка гос. прогнозов социально-экономического развития на основе экол. прогнозов; 2). разработка фед. программ в области экол. развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ; 3). разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде; 4). установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; 5). установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; 6). проведение эк-кой оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов; 7). проведение эк-кой оценки воздействия хоз. и иной деят-ти на окружающую среду; 8). предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с зак-вом РФ; 9). поддержка предпринимательской, инновационной и иной деят-ти (в том числе экол. страхования), направленной на охрану окружающей среды; 10). возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде; 11). иные методы эк-ого регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

В настоящее время экол. зак-во предусматривает включение в механизм регулирования экол. правоотношений средств эк-кого стимулирования. Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды и природопользования — это совокупность эк-ких мер стимулирования хоз. Деят-ти субъектов в выполнении ими экол. требований, а также мер по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования, закрепленных в зак-ве. В основе данного механизма лежит диспозитивный способ воздействия на экол. правоотношения, использующий преимущественно эк-кие рычаги воз действия на них.

 

 

50. Плата за пользование природными ресурсами. Платность природопользования является одним из основных принципов охраны окружающей среды, закрепленным в ст. 3 Закона «Об охране окружающей среды». Основная цель платежей – стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят, и к повышению эффективности их природоохранной деят-ти.

Выделяют плату за загрязнение окружающей среды и плату за исп-ние природных ресурсов. Плата за использование природных ресурсов (землю, недра, воду, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другое природные ресурсы) регулируется соответствующими природноресурсными зак-ными актами.

Плата взимается:

– за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов (в соответствии, например, с ФЗ от 15.04.1998 г. «О плате за пользование водными объектами»), в то же время условия и ставки платежей могут устанавливаться и дифференцироваться субъектами Федерации;

– за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

– на воспроизводство и охрану природных ресурсов (ст. ст. 42, 43 Закона РФ «О недрах»; ст.ст. 12, 123–125, 128 ВК РФ; ст.ст. 13, 103, 104, 106, 107 ЛК РФ; ст. 52 ФЗ «О животном мире»).

 

 

51. Плата за негативное воздействие на окруж. среду. Согласно ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы оплаты определяются ФЗ-ми.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: 1. выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; 2. сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; 3. загрязнение недр, почв; 4. размещение отходов производства и потребления; 5. загрязнение окруж. среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и др. видами физ. воздействий; 6. иные виды негативного воздействия на окруж. среду.

Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды вредного воздействия является эк-ким стимулом к тому, чтобы предприятия-природопользователи, деят-ть кт связана с вредными воздействиями на окружающую среду, сами добровольно предпринимали меры по уменьшению ее загрязнения в соответствии с требованиями экол. зак-ва.

Установлено два вида платежей за загрязнение окружающей среды: – за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов; – сверх установленных лимитов.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окруж. среду устанавливается зак-вом РФ. Причем внесение вышеуказанной платы не освобождает субъектов хоз. и иной деят-ти от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окруж. среде. Для определения размера платы за загрязнение используются базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окруж. среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экол. факторы.

 

 

52. Экол. страхование. В соответствии со ст. 18 ФЗ «Об охране окружающей среды» в РФ экол. страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юр. и физ. лиц на случай экологи. рисков. Иными словами, экол. страхование можно представить как с-му эк-ких отношений по управлению экол. риском.

Институт экол. страхования, а тем более обязательного экол. страхования, в нашей стране находится фактически в «зачаточном состоянии». Этому способствуют не только эк-ки невыгодные для страховых организаций условия страхования, но и нечеткость имеющихся эколого-правовых норм, закрепляющих саму возможность установления обязательного экол. страхования, а также пассивная роль гос-ва в решении данных вопросов. В ряде гос-в с учетом приоритета публичных интересов в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, а также обеспечения экол. безопасности имеются попытки установления обязательного гос. экол. страхования. При этом эти гос-ва понимают, что усилиями только страховых компаний эту глобальную проблему решить не представляется возможным.

 

У нас же в стране лишь декларативно провозглашается, что «в РФ может осуществляться обязательное гос. экол. страхование» и далее в законе идет бланкетная норма следующего содержания: «Экол. страхование в РФ осуществляется в соответствии с зак-вом РФ». При этом самого закона об экол. страховании до сих пор так и не принято. Т.о., с точки зрения ЭП главная причина неудач по созданию института обязательного экол. страхования кроется в диспозитивном характере самой законодательной нормы: «может осуществляться...».

Экономисты предлагают для ускорения развития обязательных видов экол. страхования:

*увеличить размер штрафов и обязательных платежей за пользование природными ресурсами, увязав их с реальными потребностями по покрытию причиняемого в результате техногенных аварий природе и людям вреда (ущерба);

*обеспечить создание за счет средств предприятий и государства специальных фондов для покрытия крупных убытков;

*пересмотреть тарифную политику страховых организаций, приведя ее в соответствие с показателями убыточности страховой суммы по страхованию экологических рисков за тарифный период;

*в целях осуществления большей экологической безопасности в стране разработать и принять федеральный закон «О страховании экологических рисков»;

*реализовать возможности создания и использования при страховании экологических рисков обществ взаимного страхования, что значительно удешевит его проведение.

Некоторые специалисты считают целесообразным принять ФЗ «О гос. регулировании системы экол. страхования рисков и ответственности по возмещению вреда окруж. среде в РФ», разработку которого в настоящее время ведет Комитет ГД по экологии. Данный же законопроект, при условии отнесения отношений по возмещению экол. ущерба к зак-ву об экол. страховании, Комитетом ГД по экологии был поддержан.

 

Обязательное экол. страхование представляет собой осуществляемое в силу закона страхование гражданско-правовой ответственности предприятий, организаций, учреждений, чья деятельность является источником повышенной опасности для окруж среды, за причинение вреда гражданам и юр. лицам в результате негативного воздействия на природные объекты вследствие аварий и техногенных катастроф на указанных предприятиях, и в результате воздействия загрязненных природных объектов на население и территории.

Обязательное экол. страхование предусмотрено, в частности, ФЗ No170-ФЗ от 11.11.2003 г. «Об исп-нии атомной энергии». Кроме того, к обязательному экол. страхованию можно отнести страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. Согласно ст.15 ФЗ No 116-ФЗ от 10.01.2003 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организации, эксплуатирующие такие объекты, обязаны страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае производственной аварии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.