Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регулирование организации и проведения физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых и спортивных мероприятий




Понятие, общая характеристика и правовой статус физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.

 

Современные мировые тенденции в сфере физической культуры и спорта демонстрируют необходимость активного развития сопутствующей инфраструктуры, и особенно сооружений, на которых проводятся как спортивные соревнования и тренировочный процесс, так и массовые зрелищные мероприятия.

Статья 1 Закона «О физической культуре и спорте» определяет физкультурно-спортивные сооружения как объекты, предназначенные для занятия физической культурой и спортом. К ним относятся стадионы, дворцы спорта, бассейны, спортивные площадки, специально оборудованные под спортивные залы нежилые помещения и т.д.

Статья 66 устанавливает, что физкультурно-спортивные сооружения могут быть государственными и частными. При этом государственные физкультурно-спортивные сооружения могут находиться в республиканской или коммунальной собственности.

Закон запрещает ликвидацию или перепрофилирование физкультурно-спортивного сооружения, находящегося в государственной собственности, без создания равнозначного физкультурно-спортивного сооружения в пределах данного населенного пункта. Достаточный уровень обеспеченности населенных пунктов физкультурно-спортивными сооружениями определяется местными исполнительными и распорядительными органами на основе градостроительной документации.

Классификация физкультурно-спортивных сооружений Республики Беларусь установлена Приказом Министерства спорта и туризма республики Беларусь от 4 декабря 1997 г. № 1546 «Об утверждении классификации физкультурно-спортивных сооружений Республики Беларусь; планово-расчетных показателей количества занимающихся и режимов эксплуатации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений» (действует до 22.07.14). В соответствии с этим документом по назначению физкультурно-спортивные сооружения подразделяются на:

- спортивно-зрелищные (демонстрационные),

- учебно-тренировочные,

- физкультурно-оздоровительные.

Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется на всех сооружениях, где занятия не требуют специальной подготовки и не представляют опасности для жизни и здоровья занимающихся.

К спортивно-зрелищным относятся сооружения, имеющие следующее число зрительских мест, представляющих собой трибуны или отдельные ряды при обеспечении нормальной видимости и необходимых условий эвакуации:

- в помещении - 500 и более;

- на открытом воздухе -1500 и более.

Независимо от наличия зрительских мест все сооружения для гребного, парусного, лыжного, фристайла, стрелкового, конькобежного, конного (за исключением ипподрома), вело-шоссейного, шахматно-шашечного спорта относятся к учебно-тренировочным.

Ряд исследователей объединяют спортивно-зрелищные и учебно-тренировочные сооружения в сооружения большого спорта (спорта высоких достижений), при этом к учебно-тренировочным относятся сооружения, входящие в состав спортивных учебных заведений и центров, к спортивно-зрелищным - все спортивные сооружения, имеющие специальные места для зрителей.

Физкультурно-спортивные сооружения представляют собой единую систему, подразделяющуюся по функциональному назначению на шесть разделов:

1) обеспечивающие занятия по программам детских дошкольных учреждений и учебных заведений;

2) обеспечивающие занятия в процессе труда в режиме рабочего времени и послерабочего восстановления;

3) обеспечивающие подготовку к службе в Вооруженных Силах, процесс военной службы и поддержание физического уровня для выполнения специальных видов работ (гражданская авиация, монтаж оборудования, ЛЭП и т.п.);

4) обеспечивающие лечебно-профилактическую работу среди населения (ЛФК поликлиник, сооружения санаториев, домов отдыха, профилакториев);

5) обеспечивающие занятия физическими упражнениями в режиме отдыха;

6) обеспечивающие подготовку спортсменов высшего класса и проведение соревнований.

Данная классификация устанавливает и условия использования каждого из всех шести разделов физкультурно-спортивных сооружений. Использование физкультурно-спортивных сооружений детских дошкольных учреждений, учебных заведений предприятий (находящихся на территории предприятия), обеспечивающих подготовку к службе и службу в Вооруженных Силах, поддержание физического уровня и лечебно-профилактическую работу среди населения, определяется правилами внутреннего распорядка названных организаций.

В свободное от основных занятий время сооружения учебных заведений предприятий, не имеющих пропускного режима, и лечебно-профилактических учреждений должны использоваться для оказания населению физкультурно-спортивных услуг. Деятельность по оказанию платных услуг для названных выше сооружений является непрофильной.

Сооружения специализированных спортивных баз сборных команд и учебно-тренировочных центров, сооружения ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР, (за исключением спортивно-зрелищных) используются в соответствии с требованиями учебно-тренировочного процесса. В свободное от занятий время на них рекомендуется оказывать физкультурно-спортивные услуги населению, при этом деятельность по оказанию платных услуг также является непрофильной.

Сооружения ограниченного использования (спортивные лыжные трамплины, горнолыжные и фристайла (могул, акробатика на лыжах, акроски-балет) трассы, велотреки и велокольцевые трассы, тиры и стрельбища), требующие от занимающихся специальной подготовки и предназначенные для учебно-тренировочного процесса спортсменов высокого класса и соревнований, могут оказывать услуги населению при обеспечении безопасности (либо услуги физкультурно-оздоровительного направления). Оказание на них платных услуг также не является профильной деятельностью.

Остальные сооружения классифицируются по следующему признаку - соответствие основных элементов правилам проведения соревнований определенного уровня или возможности обеспечения определенного уровня физкультурно-оздоровительной и учебно-спортивной работы.

В соответствии с этой классификацией сооружения подразделяются на 5 категорий.

Высшая категория - основные параметры сооружения по размерам и оснащение сооружения позволяют обеспечить учебно-тренировочную работу спортсменов высшей квалификации - членов национальных команд страны по видам спорта и проведение соревнований по международным правилам (чемпионаты мира, Европы, кубки мира, Европы, другие международные соревнования).

1-я категория - основные параметры сооружения по размерам и оснащение сооружения позволяют обеспечить учебно-тренировочную работу спортсменов высшей квалификации или проведение международных и республиканских соревнований в соответствии с правилами проведения соревнований.

2-я категория - основные параметры сооружения по размерам и оснащение сооружения позволяют обеспечить учебно-тренировочную работу спортсменов массовых разрядов или проведение национальных и региональных соревнований по видам спорта (чемпионаты и первенства страны, области, города).

3-я категория - основные параметры сооружения по размерам и оснащение сооружения позволяют обеспечить условия массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий или массовых соревнований.

4-я категория - параметры сооружения позволяют обеспечить ведение физкультурно-оздоровительной работы.

В целях систематизации данных о количестве, назначении и состоянии физкультурно-спортивных сооружений, находящихся на территории Республики Беларусь, формируется реестр физкультурно-спортивных сооружений. В этом реестре ведется отдельный учет физкультурно-спортивных сооружений, являющихся основными базами подготовки национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта.

Состав сведений, вносимых в реестр физкультурно-спортивных сооружений, порядок его формирования и ведения, а также порядок предоставления содержащейся в нем информации устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь. Формирование и ведение реестра осуществляются Министерством спорта и туризма Республики Беларусь.

Физкультурно-спортивные сооружения могут осуществлять свою деятельность, находясь в собственности как физических лиц, так и юридических лиц различных организационно-правовых форм.

 

Индивид. предприни-матель
Коммандитное товарищество
Полное товарищество
Частное унитарное предприятие
Открытое акционерное общество
Закрытое акционерное общество
Общество с ограниченной ответственностью
Товарищества
Хозяйственные общества
Некоммерческие и организации
Ассоциации и союзы коммерческих организаций
Ассоциации и союзы некоммерческих организаций

Рис 1.

Как видно из рисунка, фактически все разрешенные в Республике Беларусь организационно-правовые формы коммерческих и некоммерческих лиц могут являться основой для деятельности физкультурно-спортивных сооружений. Рассмотрим некоторые из возможных форм организации физкультурно-спортивных сооружений.

Индивидуальные предприниматели образуют наиболее простую форму организации бизнеса, своеобразную базу для других, более сложных образований - товариществ и хозяйственных обществ (см. рис.1).

В качестве иллюстрации организации спортивного бизнеса в рамках индивидуального предпринимательства приведем следующий пример. Выпускник физкультурного вуза, имеющий диплом тренера и большой спортивный опыт, решил создать собственный физкультурно-спортивный клуб по специализации атлетическая гимнастика (боди­билдинг). Его основная предпринимательская идея состояла в том, чтобы тренировать юношей и девушек на платной основе. Для осуществления планируемой деятельности он арендовал помещение и оснастил его оборудованием для боди-билдинга.

Индивидуальная предпринимательская деятельность в спорте имеет как свои достоинства, так и недостатки. К достоинствам можно отнести то, что:

· индивидуальный предприниматель самостоятельно принимает все решения, что обусловливает их оперативность, а также свободу действий;

· это достаточно простая форма организации бизнеса;

· поскольку доход индивидуального предпринимателя напрямую зависит от его действий, здесь присутствует сильный стимул вести дела эффективно.

К недостаткам можно отнести следующие моменты. Осуществляя всю коммерческую работу самостоятельно (законодательство разрешаем ему нанимать не более трех лиц из числа близких родственников), профессиональный спортсмен или тренер вынужден сочетать спортивную подготовку с предпринимательской деятельностью, что требует от него высокой степени знаний по самым разным направлениям - в сфере финансов, маркетинга, основ права и проч. Таким образом, все вопросы, требующие решения, замыкаются на нем самом. Это порождает две основные проблемы: во-первых, очень напряженный ритм работы индивидуального предпринимателя-спортсмена, и, во-вторых, проблему нехватки времени и недостатка знаний в области экономических и правовых отношений.

Наиболее простым вариантом для расширения деятельности является его преобразование в частное унитарное предприятие. Например, если тренер по атлетической гимнастике начинал как индивидуальный предприниматель, совмещая все функции по ведению бизнеса в одном лице (арендатора спортивного зала, организатора занятий и тренера, рекламодателя, бухгалтера), то впоследствии он нанял на работу других специалистов, которые стали специализироваться на отдельных работах. Финансовые операции и бухгалтерский учет ведет главный бухгалтер, занятия проводятся тремя тренерами, общее руководство вновь образованной фирмой осуществляет ее владелец.

Преимущества и недостатки унитарного предприятия во многом аналогичны плюсам и минусам индивидуального предпринимательства.

Акционерная форма собственности представляет собой иную форму организации бизнеса по сравнению с ранее рассмотренными. Это новое качество приобретается акционерным обществом за счет появления нового инструмента привлечения внешних капиталов из всех возможных источников финансирования - посредством акций, эмитируемых акционерным обществом. В современной мировой экономике акционерные общества - наиболее приемлемая организационно-правовая форма для средних и крупных предприятий.

В сфере физической культуры и спорта в виде акционерных обществ создано достаточно большое количество крупных спортивных организаций как в нашей стране, так и за рубежом. Так, известный в мире футбольный клуб «Манчестер Юнайтед» имеет статус открытого акционерного общества; акции клуба обращаются на фондовом рынке и их могут приобрести все желающие. Победы «Манчестер Юнайтед» на футбольных полях Англии и Европы обеспечивают ему высокие доходы, часть из которых в виде дивидендов выплачивается акционерам клуба. Таким образом, соблюдается определенный баланс интересов: с одной стороны, с помощью привлеченных за счет продажи акций денежных средств клуб может приобрести высококлассных футболистов и решить иные материальные проблемы; с другой - лица, купившие ценные бумаги спортивного клуба, получают по ним дополнительный доход. От такого полезного взаимодействия выигрывают и спортивные организации, и болельщики, и инвесторы.

Кроме рассмотренных нами выше форм коммерческих предприятий существуют также и некоторые другие - в частности, коммерческую деятельность могут вести государственные унитарные предприятия. Их основным отличием является то, что все имущество предприятия принадлежит республиканским или местным органам власти.

Наряду с коммерческими предприятиями на рынках функционируют и некоммерческие предприятия, то есть не преследующие цели получения прибыли. Такие предприятия ставят перед собой иные задачи, - например, развитие и популяризацию отдельных видов спорта, распространение идей здорового образа жизни, помощь ветеранам спорта и тому подобные цели. Ассоциации, фонды и общественные объединения данного вида осуществляют свою деятельность на основе законов о некоммерческих организациях и других специальных нормативных правовых актов.

Регулирование организации и проведения физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых и спортивных мероприятий в Республике Беларусь производится в соответствии со ст.ст. 34, 42-44 Закона о физической культуре и спорте и Приказом Госкомитета Республики Беларусь по физкультуре и спорту от 24 октября 1994 г. № 769 «Об утверждении положения о порядке проведения спортивных мероприятий и материального обеспечения их участников и судей в пределах Республики Беларусь» (действует до 22.07.14).

Кроме того, вопросы правового регулирования организации и проведения спортивных соревнований рассматриваются в Указах Президента, Постановлениях Совмина Минспорта и в локальных нормативных правовых актах спортивных федераций (союзов, ассоциаций).

Рассмотрим общие положения регулирования организации и проведения спортивных соревнований в Беларуси, установленные вышеуказанными нормативными правовыми актами.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия проводятся физическими, юридическими лицами самостоятельно или с привлечением соответствующих специалистов в сфере физической культуры и спорта.

Спортивно-массовые и спортивные мероприятия могут быть официальными и неофициальными.

К официальным относятся спортивно-массовые и спортивные мероприятия, проводимые в соответствии с республиканским и местными календарными планами их проведения.

Республиканский календарный план проведения спортивно-массовых и спортивных мероприятий утверждается Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, местные календарные планы– местными исполнительными и распорядительными органами.

К неофициальным спортивно-массовым и спортивным мероприятиям относятся мероприятия, не включенные в республиканский и местные календарные планы их проведения и проводимые в соответствии с решениями их организаторов.

Порядок проведения на территории Республики Беларусь спортивно-массовых и спортивных мероприятий, формирования состава участников и их направления на спортивно-массовые и спортивны мероприятия и материального обеспечения устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. Гарантии, предоставляемые спортсменам, тренерам при их направлении на спортивные мероприятия, также устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

Денежные нормы расходов на питание при проведении спортивно-массовых мероприятий, на восстановительное, фармакологическое обеспечение при проведении спортивных мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, устанавливаются Министерством спорта и туризма Республики Беларусь по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь и областными (Минским городским) исполнительными комитетами.

Судейство официальных спортивно-массовых мероприятий осуществляют только судьи по спорту. Судьями спортивных соревнований являются лица, имеющие судейские удостоверения, обслуживающие соревнования на месте их проведения в составе судейской коллегии (бригады) в количестве, установленном Положением о данном соревновании в соответствии с правилами их проведения по виду спорта.

Организации, проводящие спортивные соревнования, производят выплаты спортивным судьям в зависимости от судейской категории, ранга соревнований и выполняемой функции (должности) денежные суммы в размерах, предусмотренных законодательством либо договором, при этом конкретные размеры выплат судьям в игровых видах спорта устанавливаются организациями, проводящими соревнования, исходя из продолжительности и напряженности судейской работы в пределах средств, предусмотренных по смете на эти цели.

Выплата судьям за обслуживание спортивных соревнований производится независимо от других видов представляемого им материального обеспечения.

Спортивные соревнования по характеру их проведения могут быть:

- личные, в которых определяются места, занятые отдельными спортсменами;

- лично-командные, в которых помимо личного первенства определяются места, занятые командами-участницами;

- командные, в которых определяются только места, занятые командами-участницами.

Соревнования могут проводиться в виде спартакиад и спортивных игр (комплексные соревнования), чемпионатов, первенств по возрастным группам спортсменов, розыгрышей кубков, турниров, матчевых и товарищеских встреч между командами.

Организаторами чемпионатов, первенств, розыгрышей кубков Республики Беларусь по видам спорта могут выступать федерации (союзы, ассоциации) по виду (видам) спорта, включенные в реестр федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта, а также Министерство спорта и туризма Республики Беларусь или уполномоченные им организации.

Организаторами чемпионатов, первенств, розыгрышей кубков Республики Беларусь по техническим, авиационным, военно-прикладным, служебно-прикладным видам спорта также могут выступать республиканские государственно-общественные объединения, осуществляющие развитие технических, авиационных, военно-прикладных, служебно-прикладных видов спорта, в соответствии с их компетенцией или уполномоченные ими организации.

Проведение первенств Республики Беларусь по видам спорта осуществляется среди спортсменов различного возраста с учетом ограничений по возрасту, установленных для участия в первенствах мира и (или) Европы, иных спортивных соревнованиях, проводимых международными спортивными организациями.

В Республике Беларусь в течение календарного года, как правило, могут быть проведены один чемпионат Республики Беларусь по виду спорта, одно первенство Республики Беларусь по виду спорта среди спортсменов одного возраста, один розыгрыш кубка Республики Беларусь по виду спорта.

В видах спорта, где спортивные соревнования проводятся в помещениях и вне помещений (на открытом воздухе), в течение календарного года могут проводиться один зимний и один летний чемпионаты Республики Беларусь по видам спорта и (или) одно зимнее и одно летнее первенства Республики Беларусь по видам спорта.

Чемпионаты, первенства, розыгрыши кубков Республики Беларусь по видам спорта проводятся при условии признания вида спорта в Республике Беларусь; наличия федерации (союза, ассоциации) по виду (видам) спорта, включенной в реестр федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта, а также при условии проведения не реже одного раза в год в течение последних трех лет республиканских официальных спортивных соревнований, в том числе первенств среди спортсменов различного возраста, по виду спорта.

Спортивно-массовые мероприятия проводятся в соответствии с положением о проведении спортивно-массового мероприятия, а спортивные соревнования - в соответствии с правилами спортивных соревнований по виду спорта и положением о проведении (регламентом проведения) спортивного соревнования, которые разрабатываются и утверждаются организаторами спортивно-массового мероприятия.

Физические лица (команды), ставшие победителями (призерами) спортивно-массовых мероприятий, спортсмены (команды спортсменов), ставшие победителями (призерами) спортивных соревнований, могут награждаться медалями, и (или) дипломами (грамотами), и (или) кубками организаторов спортивных соревнований.

В зависимости от масштаба и ранга соревнований призовыми могут быть места с 1 по 6, однако награждению медалями подлежат только спортсмены, занявшие места с 1 по 3; спортсмены, занявшие места с 4 по 6, могут награждаться дипломами в соответствии с Положением о соревнованиях.

Спортсмен награждается медалями столько раз, сколько раз он завоевал звание чемпиона, победителя или призера соревнований.

Личный тренер награждается на соревновании медалью один раз за подготовленных им чемпионов или победителей.

Количество памятных призов устанавливается положениями о проведении соревнований.

Физические лица (команды), ставшие победителями (призерами) спортивно-массовых мероприятий, спортсмены, ставшие победителями (призерами) спортивных соревнований и (или)

установившие рекорды, могут награждаться призами в денежной либо натуральной форме, а тренерам, принимавшим участие в подготовке этих спортсменов, может выплачиваться

вознаграждение.

Рекорды Республики Беларусь, установленные спортсменами в ходе спортивных соревнований, регистрируются в порядке, установленном Министерством спорта и туризма Республики Беларусь.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.