Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование государственного кредитования. Бюджетный кредит




Государство на рынке долговых обязательств может выступать не только в качестве заемщика и гаранта, но и в качестве кредитора. Отношения, в которых государство выступает кредитором и, соответственно, не привлекает, а выдает кредиты, можно обозначить как государственное кредитование. Государственное кредитование активно используется в качестве инструмента регулирования экономики с целью поддержания или ускорения развития тех или иных отраслей экономики, регионов, в некоторых случаях отдельных социально значимых предприятий и фирм. Использование международного кредита носит политический характер и служит обеспечению экономических и политических интересов России в современном мире.

Государственное кредитование в зависимости от того, является субъект - получатель государственного кредита российским субъектом или международным заемщиком, может быть внешним и внутренним.

С экономической точки зрения кредитование Российской Федерацией иностранных государств, их юридических лиц ведет к формированию внешних долговых требований. Внешними долговыми требованиями Российской Федерации являются финансовые обязательства иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией как кредитором.

Внешние долговые требования Российской Федерации формируют долг иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией. Под объемом долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией понимается:

- номинальная сумма долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией по предоставленным бывшим СССР и Российской Федерацией кредитам за счет средств бюджетов бывшего СССР и Российской Федерации;

- номинальная сумма долга иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, возникшая до 1 января

1991 г. в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг за счет средств бюджета бывшего СССР;

- номинальная сумма долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, по которому у Российской Федерации имеются нрава требования по договорам об уступке прав требования;

- номинальная сумма долга иностранных юридических лиц по предоставленным им банком - агентом Правительства РФ государственным экспортным кредитам (ст. 122, 123 БК РФ).

Российская Федерация является одним из крупнейших мировых кредиторов. Формированию внешних долговых требований Российской Федерации способствовало несколько факторов. Во-первых, основной объем долга иностранных государств перед Российской Федерацией образовался в результате перехода к Российской Федерации долговых активов СССР на основании Договора от 4 декабря 1991 г. "О правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР", заключенного Российской Федерацией с бывшими союзными республиками. Став правопреемником СССР, Российская Федерация не только взяла на себя обязанности по долговым обязательствам СССР, но и получила права на все активы бывшего СССР, в том числе на долги иностранных государств перед бывшим СССР. Во-вторых, в 1997 г. Россия вступила в Парижский клуб кредиторов.

Внешние долговые требования формируются при предоставлении Российской Федерацией как кредитором государственного финансового и экспортного кредита.

Государственный финансовый кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства.

Государственный экспортный кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика - импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства или соответствующим договором между банком - агентом Правительства РФ и иностранным заемщиком - импортером товаров и услуг или его банком-кредитором, при наличии государственной гарантии иностранного государства по возврату этого кредита, платежи в погашение и обслуживание которого осуществляются в пользу Российской Федерации.

Предоставление государственных финансовых и экспортных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам является исключительной прерогативой Российской Федерации.

Выделение государственных финансовых и государственных экспортных кредитов осуществляется на основе соответствующего соглашения или договора с заемщиком. Соглашения могут быть заключены при условии: если указанные государственные финансовые и (или) государственные экспортные кредиты включены в программу предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов; если исполнение обязательств Российской Федерации по предоставлению указанных государственных финансовых и (или) государственных экспортных кредитов не требует увеличения объема средств на исполнение программы предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов.

В случае неиспользования иностранным заемщиком государственного финансового и (или) государственного экспортного кредита бюджетные средства перераспределяются Правительством РФ между иностранными заемщиками, включенными в программу предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов па очередной финансовый год и плановый период (ст. 126 БК РФ).

Действующее законодательство предусматривает возможность регулирования долга иностранных государств перед Российской Федерацией путем проведения реструктуризации и списания долга иностранных государств или иностранного юридического лица.

Под реструктуризацией долга иностранного государства или иностранного юридического лица перед Российской Федерацией понимается пересмотр условий погашения указанного долга. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием сумм основного долга и начисленных процентов. Договор о реструктуризации или списании долга иностранного государства перед Российской Федерацией подлежит ратификации, за исключением реструктуризации и (или) списания этого долга в рамках участия Российской Федерации в международных финансовых организациях и финансовых клубах па условиях, общих и единых для всех участников указанных организаций и клубов, а также за исключением реструктуризации и (или) списания долга иностранного государства и (или) иностранного юридического лица перед Российской Федерацией, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (ст. 127 БК РФ).

Государственное внутреннее кредитование осуществляется в форме бюджетных кредитов. Бюджетный кредит внутри бюджетной системы Российской Федерации - денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на возвратной и возмездной основе (ст. 6 БК РФ).

Бюджетный кредит за счет средств федерального бюджета может быть предоставлен субъекту РФ или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством, с учетом особенностей актов бюджетного законодательства (ст. 93.2 БК РФ). Уполномоченные органы государственной власти представляют Российскую Федерацию в договоре о предоставлении бюджетного кредита. Для осуществления операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов на основании агентского соглашения могут привлекаться кредитные организации (ст. 156 БК РФ). Бюджетный кредит может быть предоставлен только субъекту РФ или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам. Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности. Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.

Бюджетный кредит юридическому лицу может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита. Способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей могут быть банковские гарантии, поручительства, государственные или муниципальные гарантии, залог имущества в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита юридическому лицу является проведение предварительной проверки финансового состояния юридического лица - получателя бюджетного кредита, его гаранта или поручителя. При невыполнении заемщиком, гарантом или поручителем своих обязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентов и (или) иных платежей уполномоченные органы принимают меры по принудительному взысканию с заемщика, гаранта или поручителя просроченной задолженности.

Проверка целевого использования бюджетного кредита осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления, обладающими соответствующими полномочиями. Заемщики, гаранты, поручители обязаны предоставлять информацию и документы, запрашиваемые уполномоченными органами (лицами) в целях реализации ими своих функций и полномочий.

Бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет (ст. 93.3 БК РФ). Основания, условия предоставления, использования и возврата указанных бюджетных кредитов устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.

В случае если предоставленные субъекту РФ бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается в порядке, установленном Минфином России, за счет межбюджетных трансфертов, а также за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ.

Законодательство предусматривает возможность реструктуризации задолженности но бюджетному кредиту, под которой понимается основанное на соглашении предоставление отсрочек, рассрочек исполнения обязательств, а также прекращение первоначального обязательства с заменой его другим обязательством между теми же лицами, предусматривающими иной предмет или способ исполнения (ст. 93.2 БК РФ).

Законом предусмотрена ответственность за предоставление бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка, которая предусматривает наложение штрафов на руководителей государственных органов, изъятие в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные УК РФ (ст. 298 БК РФ).

 

47. ГОС-ЫЕ ЗАЙМЫ. УПРАВЛЕНИЕ ГОС-ЫМ ДОЛГОМ
Государственные займы осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов внебюджетных фондов и в порядке получения кредитов у банков. Государственные займы – кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, в результате которых государство получает определенные суммы денежных средств на определенный срок за определенную плату. Займы бывают натуральными и денежными. По праву эмиссии – государственные и местные. По месту размещения: внутренние; внешние. По доходности: текущие (1, 3, 6 месяцев); краткосрочные (1 – 3 года); среднесрочные (3 – 10 лет); долгосрочные (10 - 50 лет).По методам размещения: добровольные; принудительные. Займы могут размещаться на фондовом рынке. Функции по распространению государственных займов были закреплены за Центробанком РФ, а не за брокерскими конторами. Государственный долг – сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которая должна быть выплачена вместе с процентами к определенной дате или через определенный срок. Он становится структурным элементом финансовой системы (существует Департамент государственного долга и ценных бумаг) Обслуживание государственного долга – совокупность отношений по погашению долга и новым займам. В СССР государственный долг существовал в 2-ух формах: 1.внутренний долг правительства перед Центробанком в виде товаров народного потребления (ТНП);2.внешний долг перед странами - кредиторами. Управление государственным долгом: а). государственный долг должен быть вовремя погашен; б). выплата процентов; в). проведение конверсии, консолидации, унификации займов; г). выпуск новых займов; д). проведение денежно -кредитной политики; е). прочее.

 

48.Виды страхования.

Страхование — это отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении оп­ределенных событий за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов*

Кроме Конституции РФ (в части, регулирующей основы экономики и предпринимательской деятельности) к важнейшим актам, регламентирующим страхование и являющимся основ­ными в системе страхового законодательства, относятся Граж­данский кодекс РФ и Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г. с после­дующими изменениями и дополнениями (далее — «Об органи­зации страхового дела...»).

В России существуют различные виды страхования. При классификации страхования могут быть использованы разнообразные критерии.

Если в основу классификации положен организационный признак, то страхование в условиях создания страхового рынка подразделяется на: вну­треннее (ограниченное), внешнее и смешанное. По основаниям возникнове­ния страховых отношений страхование можно подразделить на обязатель­ное (в силу закона) и добровольное (в силу соглашения).

Обязательное страхование может осуществляться как за счет федераль­ного бюджета и бюджетов субъектов Федерации (обязательное государст­венное страхование), так и за счет страхователей.

При классификации страхования в литературе используют и такой кри­терий, как объект страхования. В соответствии с этим критерием страховые отношения подразделяются на:

имущественное страхование (страхование материальных ценностей),

личное страхование (жизнь, здоровье, трудоспособность);

страхование ответственности а страхование предпринимательского




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.