Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

НБ РБ и его роль в формировании банковской системы. Функции и цели деятельности НБ. Структура и органы управления




Правовое регулирование деятельности банков и небанковских финансовых организаций. Банковские правоотношения. Финансово-кредитная и банковская система РБ. Принципы банковской деятельности.

Согласно ст. 128 ГК одним из объектов гражданских прав являются деньги. Деньги как объект обязательственного права отчуждают, получая в счет встречного удовлетворения другие вещи, работы, услуги. Деньги передают в собственность другим лицам с обязательством их возврата за плату. Получение денег - основная цель предпринимательства.

В хозяйственной деятельности осуществление многих операций с деньгами возможно лишь с участием специальных организаций - банков. Во многих договорах банки - обязательная сторона. Согласно ГК одной из сторон ряда договоров могут быть только банки и небанковские кредитно-финансовые организации:

- статья 771 "Кредитный договор" ГК: по кредитному договору банк или небанковская кредитно-финансовая организация (кредитодатель) обязуется предоставить денежные средства (кредит) другому лицу (кредитополучателю) в размере и на условиях, предусмотренных договором, а кредитополучатель обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее;

- статья 772 "Договор финансирования под уступку денежного требования (факторинг)" ГК: по договору финансирования под уступку денежного требования (факторинга) одна сторона (фактор) обязуется второй стороне (кредитору) вступить в денежное обязательство между кредитором и должником на стороне кредитора путем выплаты кредитору суммы денежного обязательства должника с дисконтом (разница между суммой денежного обязательства должника и суммой, выплачиваемой фактором кредитору) с уведомлением должника о переходе прав кредитора к фактору (открытый факторинг) либо без уведомления о таком переходе (скрытый факторинг). В качестве фактора может выступать банк или небанковская кредитно-финансовая организация;

- статья 773 "Договор банковского вклада (депозита)" ГК: по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (вкладополучатель) принимает от другой стороны (вкладчика) денежные средства в белорусских рублях или иностранной валюте - вклад (депозит) и обязуется возвратить вкладчику денежные средства, проводить безналичные расчеты по поручению вкладчика в соответствии с договором, а также выплатить начисленные по вкладу (депозиту) проценты на условиях и в порядке, определенных этим договором;

- статья 774 "Договор текущего (расчетного) банковского счета" ГК: по договору текущего (расчетного) банковского счета одна сторона (банк или небанковская кредитно-финансовая организация) обязуется открыть другой стороне (владельцу счета) текущий (расчетный) банковский счет для хранения денежных средств владельца счета и (или) зачисления на этот счет денежных средств, поступающих в пользу владельца счета, а также выполнять поручения владельца счета о перечислении и выдаче соответствующих денежных средств со счета, а владелец счета предоставляет банку или небанковской кредитно-финансовой организации право использовать временно свободные денежные средства, находящиеся на счете, с уплатой процентов, определенных законодательством или договором, а также, за исключением случаев, установленных законодательными актами, уплачивает банку или небанковской кредитно-финансовой организации вознаграждение (плату) за оказываемые ему услуги;

- статья 775 "Расчеты" ГК: расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, проводятся в безналичном порядке. Безналичные расчеты проводятся через банки или небанковские кредитно-финансовые организации, в которых открыты соответствующие счета.

Согласно ст. 231 БК под расчетами в безналичной форме понимаются расчеты между физическими и юридическими лицами либо с их участием, проводимые через банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию, его (ее) филиал (отделение) в безналичном порядке.

Расчеты в безналичной форме проводятся в виде банковского перевода, аккредитива, инкассо.

Хозяйственная деятельность банков и НКФО состоит из банковских операций и называется банковской. Согласно ст. 12 БК банковская деятельность - совокупность осуществляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских операций, направленных на извлечение прибыли.

Основными принципами банковской деятельности являются:

обязательность получения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности (далее - лицензия на осуществление банковской деятельности);

независимость банков и НКФО в своей деятельности, невмешательство со стороны гос. органов в их работу, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РБ;

разграничение ответственности между банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями и государством;

обязательность соблюдения установленных НБ РБ нормативов безопасного функционирования для поддержания стабильности и устойчивости банковской системы РБ;

обеспечение физическим и юридическим лицам права выбора банка, небанковской кредитно-финансовой организации;

обеспечение банковской тайны по операциям, счетам и вкладам (депозитам) клиентов;

обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков.

Как разновидность хозяйственной деятельности банковская деятельность подлежит государственно-правовому регулированию и контролю.

Банковское законодательство регулирует систему экономических общественных отношений по мобилизации и использованию временно свободных денежных средств. Банковское законодательство определяет принципы банковской деятельности, правовое положение субъектов банковских правоотношений, регулирует отношения между ними, а также устанавливает порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков и НКФО.

Имущественные отношения и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, регулируются также гражданским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных БК.

Банковское законодательство РБ - система нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, и устанавливающих права, обязанности и ответственность субъектов и участников банковских правоотношений.

К актам банковского законодательства относятся:

законодательные акты РБ (например, Указ През. РБ от 02.05.1996 N 157 "О мерах по упорядочению банковской и иной финансовой деятельности");

распоряжения През. РБ, которые носят нормативный характер;

постановления Правительства РБ;

нормативные правовые акты НБ РБ(НБ);

нормативные правовые акты, принимаемые НБ совместно с Правительством РБ или респ.и органами гос. управления на основании и во исполнение БК и иных законодательных актов РБ.

Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им банковского законодательства.

Основные направления денежно-кредитной политики РБ ежегодно утверждаются Президентом РБ по представлению НБ и Правительства РБ.

Банковская система РБ - составная часть финансово-кредитной системы РБ. Банковская система РБ является двухуровневой и включает в себя НБ и иные банки.

Финансово-кредитная система РБ кроме банков включает в себя и небанковские кредитно-финансовые организации.


НБ создан в соответствии с постановлением Верховного Совета РБ от 21.12.1990 N 475-XII "О Национальном банке Белорусской ССР и банках на территории республики" на базе Белорусского республиканского банка Госбанка СССР и республиканских специализированных банков Жилсоцбанка СССР, Агропромбанка СССР, Промстройбанка СССР.

Правовое положение НБ определяется БК и уставом.

НБ регулирует кредитные отношения и денежное обращение, определяет порядок расчетов. НБ обладает исключительным правом эмиссии денег и выполняет иные функции, предусмотренные БК и иными законодательными актами РБ.

НБ - центральный банк и государственный орган РБ - действует исключительно в интересах РБ.

НБ осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РБ, БК, законами РБ, нормативными правовыми актами През. РБ и независим в своей деятельности.

НБ подотчетен Президенту РБ.

Основными целями деятельности НБ являются:

защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

развитие и укрепление банковской системы РБ;

обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является основной целью деятельности НБ.

НБ выполняет следующие функции:

разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики РБ и совместно с Правительством РБ обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики;

осуществляет эмиссию денег;

регулирует денежное обращение;

регулирует кредитные отношения;

организует функционирование платежной системы РБ;

является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;

осуществляет валютное регулирование;

организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки и небанковские кредитно-финансовые организации;

выполняет функции центрального депозитария гос. ценных бумаг и ценных бумаг НБ, если иное не определено Президентом РБ;

осуществляет выпуск (эмиссию) ценных бумаг НБ;

выполняет функции финансового агента Правительства РБ и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов и консультирует их по этим вопросам;

дает согласие на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами;

осуществляет государственную регистрацию банков и НКФО;

осуществляет лицензирование банковской деятельности;

регулирует деятельность банков и НКФО по ее безопасному и ликвидному осуществлению и проводит надзор за ней;

устанавливает правила и порядок осуществления банковских операций;

устанавливает для банков и НКФО, банковских групп и банковских холдингов требования по осуществлению ими внутреннего контроля;

согласовывает выпуски ценных бумаг банков и НКФО;

регулирует деятельность банков и НКФО по выдаче и обращению векселей, если иное не определено Президентом РБ;

устанавливает для банков и НКФО требования по осуществлению ими операций с форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными финансовыми инструментами срочного рынка;

осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью в банковской системе, разрабатывает и утверждает методики бухгалтерского учета и финансовой отчетности для НБ, банков и НКФО;

устанавливает для банков и НКФО порядок составления статистической отчетности по формам и в сроки, определенные законодательством РБ;

разрабатывает национальные стандарты финансовой отчетности для НБ, банков и НКФО в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и осуществляет методологическое руководство ведением в них бухгалтерского учета и отчетности;

определяет порядок проведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной и наличной формах;

осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности НБ;

организует расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства РБ, организаций;

организует составление платежного баланса РБ, включая международную инвестиционную позицию РБ, и принимает участие в его разработке;

создает золотовалютные резервы по согласованию с Президентом РБ и управляет ими в пределах своей компетенции;

формирует золотой запас Гос. фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РБ и осуществляет оперативное управление им в пределах своей компетенции;

устанавливает цены купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;

устанавливает совместно с уполномоченными гос.и органами порядок ввоза в Республику Беларусь и вывоза за ее пределы драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;

организует инкассацию и перевозку наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей;

осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информационных ресурсов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях;

проводит анализ и прогнозирование состояния денежно-кредитных отношений, отношений в области валютного регулирования и валютного контроля, платежного баланса РБ и банковской системы во взаимосвязи с социально-экономическим развитием РБ, публикует соответствующие статистические данные и материалы анализа и прогнозирования в периодическом печатном издании НБ;

заключает соглашения с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств. НБ в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения респ.и органами гос. управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими лицами, действующими на территории РБ, а также физическими лицами.

НБ вправе принимать (издавать) нормативные правовые акты совместно с Правительством РБ или респ.и органами гос. управления.

Имущество НБ находится в собственности РБ и закреплено за ним на праве оперативного управления.

Размер УФ НБ - двести пятьдесят миллиардов белорусских рублей.

НБ состоит из центрального аппарата и структурных подразделений, находящихся на территории РБ и за ее пределами.

Высшим органом управления НБ РБявляется Правление НБ - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности НБ РБи осуществляющий руководство и управление им.

Количественный состав Правления НБ РБопределяется Президентом РБ.

Компетенция Правления НБ РБи порядок созыва его заседаний определяются учредительными документами НБ РБ. Правление НБ организует свою работу в соответствии с регламентом.

Председатель и члены Правления НБ РБназначаются Президентом РБ с согласия Совета Республики Национального собрания РБ сроком на пять лет, если иное не предусмотрено Президентом РБ.

Председатель Правления НБ руководит деятельностью НБ, а также представляет НБ как государственный орган и центральный банк РБ.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.