Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экол. требования к размещению, проектированию, строительству, эксплуатации предприятий и других объектов




Правовая охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в процессе хозяйственной деятельности

Размещение объекта и подготовка проектно-сметной документации являются изначальной стадией хозяйствен­ного процесса, где закладываются требования экологического императива. Практика показывает, что от решения данного вопроса зависит экологическое будущее любого объекта.

Экологические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов содержатся в

Статья 29 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» предусматривает, что в проектах объектов хозяйственной и иной деятельности должны быть материалы по оценке воздействия на окружающую среду. Земельное законодательство также определяет, что при проекти­ровании, размещении, строительстве и вводе в эксплуата­цию новых и реконструируемых объектов, строений и сооружений, а также внедрении новых технологий, отри­цательно влияющих на состояние земель, должны предус­матриваться и осуществляться мероприятия по охране земель (статья 137 Кодекса о земле).

Размещение объекта — это определение конкретного месторасположения объекта в окружающей среде. В этой связи следует выделить земельное правоотношение и эколого-правовое правоотношение. Земельное правоотношение охватывает выбор земельного участка, согласование по­рядка его изъятия, предоставление земельного участка для размещения объекта. Эколого-правовое отношение предус­матривает контрольно-надзорную деятельность органов санитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля и местных органов управления и самоуправле­ния. Они проверяют выполнение требований экологичес­ких нормативов с точки зрения предстоящего функциони­рования проектируемого объекта, предполагаемого воздей­ствия его на окружающую среду. Кроме того, учитывается состояние чистоты атмосферного воздуха, водоемов, рас­тительного и животного мира, особо охраняемых природ­ных территорий, заповедников, памятников природы, на­циональных парков и т. д.

В соответствии со статьями 5 и 7 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» граждане имеют право вносить предложения о запрещении размещения, прекращении проектирования, строительства и реконст­рукции, эксплуатации объектов, оказывающих отрицатель­ное влияние на окружающую среду и здоровье человека, а общественные объединения — принимать участие в про­ведении государственной экологической экспертизы по размещению экологически опасных объектов, проводить общественную экологическую экспертизу, требовать в су­дебном порядке отмены решений по размещению указан­ных объектов.

Субъектами государственной экологической экспертизы являются заказчики (инициаторы планируемой хозяйственной и иной деятельности). В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе» и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области проведения государственной экологической экспертизы, заказчики обязаны до начала реализации проектов хозяйственной деятельности пред­ставить в Минприроды Республики Беларусь или его территориальные органы документы (включая отчет о результатах проведения оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности), характеризующие уровень экологической безопасности пла­нируемой хозяйственной и иной деятельности и перечень мероприятий по предотвращению негативных воздействий на окружающую среду.

По результатам проведенной государственной экологической экспертизы составляется экспертное заключение, содержащее выводы о соответствии проектных ре­шений планируемой хозяйственной деятельности требованиям законодательства об охране окружающей среды и о целесообразности (нецелесообразности) их ре­ализации. Заключение государственной экологической экспертизы является обязательным для исполнения заказчиком (инициатором планируемой хозяйственной и иной деятельности).

При отрицательном заключении государственной экологической экспертизы заказчик (инициатор планируемой хозяйственной и иной деятельности) обязан учесть предложения экспертного заключения при доработке докумен­тации и представить ее на повторную экспертизу либо от­казаться от реализации проектного решения. Финансиро­вание и реализация проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государ­ственной экологической экспертизе, без ее положитель­ного заключения запрещаются. Кроме того, реализация проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственной экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы является в силу статьи 20 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе» правонарушением, а лица, виновные в его совершении, несут ответственность в соответствии с законодательством (статья 21 указанного Закона).

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертами, которыми выступают должностные лица Минприроды Республики Беларусь и его территориальных органов. Данное Министерство является головным органом государственной экологической экспертизы. Оно осуществляет методическое руководство эколого-экспертной дея­тельностью в стране, совместно с подведомственными тер­риториальными органами организует и проводит государ­ственную экологическую экспертизу, определяет персональный состав экспертных комиссий.

На стадии строительства объекта основная экологическая задача заключается в обеспечении выполнения приро­доохранной части проекта сооружения объекта. Законодательством Республики Беларусь предусмотрены меры и гарантии выполнения экологических требований и система специальных контрольно-надзорных органов:

1. Авторский и технический надзор, осуществляемый Комитетом государственного строительного надзора при Министерстве архитектуры и строительства и его инспекциями по областям и г. Минску в соответствии с Положением о государственном строительном надзоре в Республике Беларусь, утвержденном постановлением Со­вета Министров Республики Беларусь от 29 ноября 1999 г. № I860'. Кроме того, данному Комитету и его органам на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 ноября 2000 г. № 17372 предоставлено право применять к юридическим лицам и индивидуальным пред­принимателям (субъектам предпринимательской деятель­ности) экономические санкции за нарушения законода­тельства об архитектурной и строительной деятельности;

2. Государственный санитарный надзор, который в соответствии со статьей 39 Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» осуществляется санитарно-эпидемиологическими органа­ми и учреждениями Минздрава Республики Беларусь. В сферу их деятельности входит обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства как в ходе строительства объекта, так и в ходе его эксплуата­ции;

3. в-третьих, государственный строительный надзор, кото­рый осуществляется Комитетом государственного строи­тельного надзора при Министерстве архитектуры и строительства и его инспекциями по областям и г. Минску. Глав­ной задачей данных органов является надзор за соблюде­нием требований законодательства, нормативно-техничес­кой и утвержденной проектно-сметной документации в целях обеспечения надежности и безопасности объектов строительства, включая экологическую безопасность. Дан­ные органы в части контроля за соблюдением норм эколо­гической безопасности в пределах своей компетенции име­ют право ограничивать или приостанавливать строитель­ство, реконструкцию предприятий и других объектов, если они осуществляются с нарушением указанных норм, до проведения необходимых мероприятий и устранения име­ющихся нарушений;

4. в-четвертых, государственный контроль за соблюдением норм экологической безопасности, осуществляемый орга­нами Минприроды при строительстве и реконструкции предприятий, сооружений и иных объектов в соответствии с Положением о государственном контроле в области охраны окружающей среды.

Все виды контрольно-надзорной деятельности осуществляются независимо от формы собственности и подчиненности объекта. В соответствии со своими Положениями органы контроля и надзора вправе давать обязательные указания об устранении недостатков, приостанавливать строительные работы до исправления недостатков с одновременным прекращением финансиро­вания строительства объекта.

Приемка законченных строительством объектов (рекон­струкцией, расширением, техническим перевооружением) является важнейшим промежуточным этапом в подготов­ке их к эксплуатации (выпуску продукции и оказанию ус­луг). В процессе приемки вскрываются недостатки и нару­шения в обеспечении экологической безопасности и охра­ны окружающей среды, без устранения которых объект к эксплуатации допускать нельзя.

Законодательство формулирует экологические и органи­зационные требования к приемке объектов в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию проводится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предус­мотренных проектом. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных очисткой и обезвреживанием отходов до уровня предельно допустимых нормативов.

В соответствии с утвержденным Правительством Рес­публики Беларусь Положением о порядке приемки объек­тов в эксплуатацию1 законченные строительством (рекон­струкцией, расширением, техническим перевооружением) и подготовленные к эксплуатации объекты, очереди, пус­ковые комплексы независимо от способов возведения и источников финансирования подлежат приемке комисси­ями. Заказчик (застройщик) с участием подрядчика предъявляет приемочным комиссиям для ввода в действиеобъекты в соответствии с утвержденными проектами и договорами.

Приемочные комиссии по объектам, застрой­щиками по которым являются юридические лица, назна­чаются юридическими лицами, утвердившими проектную документацию, а по объектам, инвестируемым физичес­кими лицами, — органами государственного управления, выдавшими им лицензию на осуществление инвестицион­ной деятельности. Соответствие объекта, принимаемого в эксплуатацию, проекту, требованиям безопасности (в томчисле экологической) и эксплуатационной надежности должно подтверждаться исполнительной технической до­кументацией и заключениями соответствующих органов государственного надзора — Минприроды, Госсаннадзо-ра, Госстрой надзора и др. Кроме того, на органы Госстрой-надзора возложено осуществление контроля за соблюде­нием порядка приемки объектов в эксплуатацию.

Приемка объекта в эксплуатацию оформляется актом установленной формы, который подписывается всеми чле­нами приемочной комиссии и утверждается юридическим лицом или органом, назначившим комиссию.

В случае нарушения правил приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов председатель и чле­ны приемочной комиссии несут ответственность в соот­ветствии с законодательством. Так, в соответствии со ста­тьей 226 УК Республики Беларусь прием в эксплуатацию членами государственных комиссий объектов, при строи­тельстве или реконструкции которых заведомо не были соблюдены требования экологической безопасности, если это повлекло по неосторожности смерть человека, либо заболевания людей, либо причинение ущерба в особо круп­ном размере, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные долж­ности или заниматься определенной деятельностью или без лишения. То же деяние, если оно не повлекло, но за­ведомо создавало угрозу наступления указанных выше по­следствий, наказывается штрафом или лишением права занимать определенные должности, или заниматься опре­деленной деятельностью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.